Страх выступлений

15 советов, как преодолеть страх публичного выступления


В мире есть два типа людей: те, кто любит говорить перед толпой, и те, кто каменеет от страха при виде микрофона. Как стать первым типом и как не бояться публичных выступлений, читайте далее.

Как не бояться публичных выступлений

Страх от возможной неудачи и боязнь сцены совершенно естественны и бывают у многих людей. Для нас важно понять, что на самом деле стоит за боязнью выступления, чтобы мы смогли эффективно противодействовать ему.

Боязнь сцены или страх возможной неудачи – это состояние непрекращающейся тревоги, охватывающей человека, которому предстоит выступить перед большой аудиторией.

Прислушайтесь к следующим советам:

Знайте свой предмет

Ничто не подавляет страх выступления так хорошо, как подготовленность. Знайте тему и текст вашего выступления. И самое главное – знайте вашу аудиторию. Если вы знаете, что и кому вы говорите – у вас нет никаких причин для паники.

Знание предмета позволит вам быть более естественным и убедительным в своем выступлении. А если внезапно случится какой-нибудь технический сбой, то он нисколько не смутит вас: ведь вы на 100% уверены в своих знаниях!

Знайте ваш доклад как свои пять пальцев и репетируйте как можно больше (желательно перед людьми) – и у вас появится вера в свои силы.

Успокойтесь сами

Несмотря на то, что боязнь сцены «всего лишь в голове», страх имеет конкретные физиологические проявления. Его могут заметить ваши слушатели. Лучший метод борьбы – замена негативных ожиданий на позитивные. Вместо тревожных размышлений о том, что случится, если вы забудете ваши слова, думайте о том, что будет, если вы достойно выступите перед аудиторией. Хоть это звучит банально и просто, но положительные утверждения действительно помогают снять стресс перед публичным выступлением.

Представьте себе худший из возможных сценариев

Если позитивные мысли вам не помогают, подумайте о самом худшем варианте развития событий. Как только вы представите его, вы поймете, что этот сценарий не так уж и страшен. Это поможет вам расслабиться.

Мысленно представьте себе результаты

Называйте это как угодно: рефлексия, воображение, медитация. Неважно, какое название вы этому дадите – просто сделайте это. Представьте ваше идеальное выступление перед аудиторией, где вы блистаете энтузиазмом, юмором, уверенностью и профессионализмом. Чем больше вы думаете об успехе, тем с большей вероятностью вы его достигнете.

Мир не крутится вокруг вас

Вам может казаться, что все только и ждут, чтобы высмеять, раскритиковать или осудить вас. Но это не так. Избавьтесь от ощущения того, что весь мир будет обвинять вас во всех ошибках.

Сосредоточьтесь на вашем выступлении, на аудитории, на том, что вы готовы дать им. Тем самым вы снизите напряжение, которое уже скапливается внутри вас.

Когда что-то пошло не по плану

Рано или поздно что-нибудь пойдет не так. Возможно, перестанет работать микрофон или проектор. Если вы владеете темой и содержанием вашего доклада, то вас это не сильно выбьет из колеи. Не работает микрофон? Не беда, повысьте голос и продолжайте выступление. Технический персонал уже наверняка работает над решением проблемы. И да, пусть волнуются они, а не вы.

Успокойтесь и не забегайте вперед

Не спешите как можно быстрее закончить ваш доклад. Начинайте выступление спокойно, не торопясь. Это позволит вам выбрать оптимальный темп речи, привыкнуть к аудитории и дать возможность аудитории привыкнуть к вам.

Сконцентрируйтесь на первых пяти минутах

Представьте, что весь ваш доклад длится всего лишь пять минут. Это делает выступление менее напряженным. Сосредоточьтесь на том, чтобы «пережить» первые пять минут вашей презентации – этого времени будет достаточно, чтобы вы успокоились и втянулись в процесс.

Никогда не извиняйтесь за ваше волнение

Большую часть вашего выступления вы будете выглядеть спокойным и ничем не выдадите свое волнение. Так зачем вообще говорить аудитории об этом? Пусть вам кажется, что у вас коленки дрожат – никто в зале этого не заметит, поверьте. Так что просто не упоминайте этого, иначе ваши слушатели сами занервничают, перестанут слушать то, что вы им говорите, и начнут оценивать манеру вашего выступления.

Не говорите о своих ошибках

Вы подготовили и отрепетировали ваше выступление, вы чувствуете себя превосходно. Но, будучи уже на сцене, вы вдруг осознаете, что запутались или забыли сказать что-то важное. В такие моменты нужно помнить, что вы – единственный, кто знает об этой ошибке. Ваши слушатели ничего не подозревают. Так пусть и остаются в счастливом неведении, не стоит информировать их об этом. Если вы признаетесь в своих ошибках, некоторые слушатели начнут целенаправленно выискивать другие недочеты. Вы отвлечете внимание слушателей от основной цели вашего выступления.

Придите заранее

Опоздание только усилит ваше волнение. Придите в место вашего выступления заранее, привыкните к нему. Можно даже подняться на сцену или походить по залу, чтобы чувствовать себя более раскрепощенным.

Разомнитесь

Когда вы нервничаете, мышцы вашего тела деревенеют. За пятнадцать минут до вашего выступления сделайте небольшую разминку. Это снимет мышечное напряжение и расслабит ваше тело.

Дышите

Волнение всегда сопровождается учащенным дыханием, которое ведет к недостатку кислорода и потере самообладания. За минуту до того, как вы подниметесь на сцену, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы успокоиться.

Проверьте все дважды

В вашем докладе необходимо использовать ноутбук или какие-либо записи? Проверьте, все ли работает. Когда вы будете стоять у микрофона, будет слишком поздно бежать за забытыми бумагами и записями. И это сильно убавит вашу уверенность. Знайте текст вашего выступления настолько хорошо, чтобы продолжать говорить без запинки даже в случае форс-мажора.

Главный совет

Не пытайтесь побороть страх перед выступлением. Работайте с ним! Вы должны готовиться и принять тот факт, что в первые несколько минут выступления вы будете крайне взволнованны. Чем больше вы будете пытаться подавить ваше волнение, тем сильнее оно станет. Так что сосредоточьтесь на вашем докладе и волнение потихоньку отступит.

Как преодолеть боязнь сцены и публичного выступления?

Боязнь сцены — распространенное явление, которое нередко становится препятствием для развития способностей человека. У такого страха может быть сразу несколько причин. Используя ряд рекомендаций, разработанных специалистами, можно научиться свободно выступать на публике.

Как называется боязнь публики?

В медицине есть термин «глоссофобия». Под ним понимается страх, который испытывает человек, когда ему необходимо выступать перед большим количеством людей. Иногда данный вид фобии может стать причиной возникновения психического расстройства, в т. ч. социофобии.

Глоссофобия неразрывно связана с логофобией.

Под этим термином подразумевается тревожное расстройство, при котором человек не может произнести не только связной речи, но даже несколько слов. Страх перед публикой называют также пейрофобией. Следует различать волнение, испытываемое человеком перед выступлением, и непреодолимый страх, не дающий ему что-либо сделать. Последнее состояние сопровождается сильным стрессом, может мешать не только карьерному росту, но и личностному. Важно распознать фобию на первых этапах и начать работу по ее преодолению.

Почему возникает страх перед публичным выступлением?

Боязнь публики может появиться у человека в силу ряда причин. Наиболее распространенными специалисты считают следующие:

  1. Генетическая предрасположенность. Такой страх нередко обусловлен некоторым видом темперамента, уровнем тревожности и особенностями эмоционального восприятия человека.
  2. Неправильное воспитание. Если детство ребенка прошло в строгости, к нему применялись угрозы, запугивание, то став взрослым, он обретет излишнюю восприимчивость к мнению людей, которые его окружают, станет зависим от их оценки.
  3. Имеющийся негативный опыт при выходе на публику. Человек, который уже однажды неудачно выступил на сцене начинает испытывать страх повторения прошлой неудачи.
  4. Неуверенность, низкая самооценка.
  5. Перфекционизм. Может появиться страх неудачи у человека, стремящегося все и всегда делать без ошибок.

Как может проявляться фобия?

Боязнь публичного выступления имеет ряд общих признаков, которые сводятся к следующему:

  1. Активизация коры головного мозга симпатической системы становится причиной появления напряжения в мышцах, меняется мимика, жесты становятся более резкими. Характеристики речи тоже претерпевают изменения. Тембр может повыситься или понизиться. Темп речи становится более медленным или быстрым.
  2. Со стороны вегетативной системы появляются такие признаки, как: учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, усиление потливости. Могут возникнуть ощущения сдавленности в грудной клетке.
  3. Наблюдается сухость во рту. Голос может дрожать. Невозможность произносить членораздельные звуки. Иногда возникает непроизвольное мочеиспускание.
  4. Если человек обладает повышенной возбудимостью нервной системы, он может упасть в обморок. Нередко потере сознания предшествует общая слабость в теле, тошнота, головокружение, бледность кожи.

Могут выделяться и отдельные признаки, обусловленные индивидуальными особенностями человека, настроением, в котором он находится и состоянием его организма на момент выступления.

Как побороть боязнь сцены?

Решая вопрос, как побороть страх публичных выступлений, следует помнить, что избавиться от него можно самостоятельно. В редких случаях, когда человек испытывает панический страх, нервозность достигает пика, может понадобиться помощь специалиста.

Чтобы терапия была эффективной, человеку следует осознать, что существует страх выступления перед большим количеством людей, и поставить себе цель — преодолеть его.

Сначала нужно устранить фактор неизвестности. Делают это следующим образом: подвергают тщательному анализу публику, находящуюся в зале. Необходимо выяснить, для каких целей пришли люди, и что они хотят услышать. Выступающий должен понимать, какую реакцию от своих слушателей он желает и может получить.

Тревожность, нервозность усиливаются, если человек концентрирует все мысли только на негативных аспектах выступления и отрицательной реакции людей, сидящих в зале. К ним относят скептические или недовольные улыбки, неуважительные жесты, отсутствие внимания, разговоры в ходе выступления оратора. Улучшить свое состояние можно в том случае, если наделять слушающих положительными качествами, думать о заинтересованности публики и ее внимательности.

Чтобы избавиться от ощущения того, будто слушатели настроены против выступающего, надо представлять себе, что результат от произнесенной речи будет положительным.

Главная рекомендация, которая поможет преодолеть страх перед публикой у взрослых людей, сводится к такому совету: необходимо тщательно подготовиться к выступлению. Если человек уверен в том, что знает свою тему, обладает нужным количеством сведений, чтобы ответить на вопросы, он сможет настроить себя на успех.

Например, готовя доклад, надо проанализировать исходные данные разных источников. Необходимо составить план речи, разбив его на мелкие подпункты. Оратор должен четко знать, когда и что он будет говорить. Следует подумать над тем, какие вопросы могут быть заданы и заранее подготовить ответы на самые сложные из них.

Репетиция окажет большую помощь тем людям, которые испытывают сильный страх выступления перед большим количеством людей. Следует несколько раз прочитать свой текст перед зеркалом, близкими людьми, попросить выслушать коллег.

Чтобы стать успешным, важно понять, что каждый имеет право на ошибку и совершенства достигнуть невозможно. Не следует придавать излишнего значения критическим замечаниями. В зале найдутся люди как минимум 2 категорий: одним выступление понравится, другим — нет. И ни одно мнение не следует рассматривать как единственно верное.

Желая побороть страх перед сценой, необходимо развивать уверенность в себе.

Для этого существуют специальные техники, которые помогают поднять самооценку. Необходимо развивать свои таланты, умения. Нужно ценить свои старания и помнить, что чужое мнение не всегда может быть правильным.

Помочь справиться с волнением может такой подход: концентрировать мысли, внимание надо не на результате, а на процессе. Необходимо развивать осознанность в момент выступления, тогда страх начнет отступать.

Некоторые специалисты отмечают, что для преодоления страха эффективно помогает дыхательная гимнастика, некоторые виды физических нагрузок, постоянное саморазвитие.

Статья мне нравитсяСтатья не нравится

Научно – практическая работа. Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями.

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

СЕКЦИЯ “Педагогика и психология”

Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Что такое страх……………………………………………………….……….5

1.1.Страхи взрослых и детей……………………………………….…….7

1.2. Виды страхов у детей………………………………….……….. 8

1.3. Причины детских страхов…………………………………………..9

1.4. Значение страхов…………………………………………………….11

2. Результаты исследования……………………………………………..……..12

2.1.Рекомендации психолога ………………………………………..…..14

Выводы……………………………………………………………….………….18

Список литературы…………………………………………….……………….19

Приложения…………………………………………………..…………………20

ВВЕДЕНИЕ

Едва ли найдется человек, который так или иначе, не имел бы в своей жизни опыта публичных выступлений. Мы учимся в школе, и всем приходилось выступать на уроках с рефератами, докладами, отвечать у доски, или, как минимум, нас просто вызывали с места, чтобы проверить домашнее задание. Наверняка, большинству из нас знакомо это чувство, которое возникало у нас, когда нам сообщали о том, что нас вызывают…

Страх перед публичным выступлением – явление обычное. Боятся практически все. Даже многие опытные ораторы, испытывают волнение, когда выходят выступать с новой темой или перед незнакомой аудиторией. По данным исследований различных социологических и психологических институтов страх публичных выступлений стоит на втором месте в списке страхов человечества.

Чаще всего причиной возникновения страха являются неуверенность в себе и боязнь негативной оценки другими людьми.

А ведь публичные выступления – неотъемлемая часть очень многих современных профессий. Необходимость публичных выступлений и презентаций подстерегает нас повсюду. В нашей жизни постоянно возникают ситуации, когда нам нужно общаться одновременно, по крайней мере, с несколькими людьми, и мы должны донести до них свои мысли, чувства и возможно побудить их к каким-то действиям. И от того, насколько хорошо это у нас получается, зависит очень многое в нашей жизни. И личный и профессиональный и финансовый успех.

Поэтому, первое, что должен сделать человек, который хочет стать успешным – это избавиться от страха публичных выступлений.

Тема: Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями

Цель: выявить проблему страха школьников перед публичными выступлениями

Задачи:

  • Изучить литературу по теме исследования.

  • Используя метод анкетирования, выявить причины возникновения страха публичных выступлений у школьников ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск.

  • Проследить изменения страхов публичных выступлений среди мальчиков и девочек.

  • Проанализировать полученные результаты и дать рекомендации по избавлению от страха публичных выступлений, основываясь на литературные данные.

Объект исследования – школьники ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск

Предмет исследования – страх школьников перед выступлением

Методика исследования

Исследовательская работа по изучению страха публичных выступлений обучающихся проводилась среди учеников 8-11 классов ГБОУ СОШ пос. Серноводск Сергиевского района.

При выполнении исследовательской работы были использованы такие методы, как анкетирование и анализ полученных результатов; графический метод для их иллюстрации.

Анкета взята из интернета и дополнена авторами работы (Приложение 1).

1.ЧТО ТАКОЕ СТРАХ

«Первая обязанность человека – преодолеть страх. Пока у человека трясутся поджилки, его действия остаются рабскими».

Томас Карлейль,

английский писатель,

историк и философ

СТРАХ –это отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. При этом, опасность может быть как реальная (здесь и сейчас), так и предполагаемая (возможная или ожидаемая).

Страх способен буквально парализовать человека, лишить его возможности рационально мыслить или наоборот может подтолкнуть к неожиданному, но эффективному решению. Каждый знает, как «прочно» внутри нас «сидит» эта эмоция, как тесно страх связан со всеми сферами личности, как он влияет на мысли, действия, эмоции.

Почему страх обладает такой силой?

Дело в том, что страх основан на одном из самых мощных и жизненно необходимых инстинктах – инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Именно эмоция страха побуждает человека спасаться и защищаться, а иначе человек бы не выжил. Иногда происходит путаница с понятиями «страх» и «смелость». Зачастую считается, что, смелый человек не боится, только смелость – это намерение, т.е. способность человека перешагнуть через обстоятельства, быть решительным, уверенным, мужественным. А страх – это эмоциональное состояние. Быть смелым – не означает не бояться.

Теперь о проявлениях страха, они знакомы каждому, я думаю. Страх проявляется не только на уровне психики, тревогой, беспокойством, нарушением настроения и т.д. Но и на уровне физиологии, повышением давления, учащением пульса и дыхания, потливостью и слабостью, пересыханием во рту и другими проявлениями.

Страх перед каким либо конкретным объектом называется Фрейдом боязнью, в патологических случаях – фобией. Фрейдом различаются также так называемый свободный страх и испуг. Свободный страх – беспредметный страх, который «не знает» вызывающего его объекта. Такой страх можно назвать тревогой, тревожностью. Испуг – аффективное состояние страха, возникшее в ситуации опасности, к которой не было готовности (Фрейд З.,1989).

Страх – неприятное и мучительное чувство. Он заставляет людей быть замкнутыми, стеснительными, ущемлёнными. Страх сковывает движения, перехватывает дыхание, человек не может говорить, не может ясно мыслить.

Американский исследователь Рой Мартин выделяет 4 признака проявления страха:

  • плечи резко приподнимаются вверх;

  • голова втягивается в плечи;

  • дыхание задерживается (на вдохе);

  • рука с растопыренными пальцами тянется к «точке страха», закрывая основание шеи и самую верхнюю часть грудины, или обе руки закрывают лицо (глаза);

Причиной страха обычно является присутствие чего-то угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Возбудителем страха может быть какой-то конкретный человек или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным и является плодом воображения. Это беспредметный страх.

Страх – это, прежде всего, неизвестность. Когда человек должен сделать что-то не очень хорошо ему знакомое, он начинает бояться неудачи. Страх может проявляться как состояние боязливости, испуга и доходить до панического ужаса. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Однако, вне зависимости от причин страха, ключ к пониманию психологической природы его возникновения кроется в человеческом сознании, а не в том, чего мы боимся. Не сами по себе явления или вещи пугают человека, а то, что он на них смотрит с опасением.

1.1. Страхи взрослых и детей

Страх вовсе не в опасности, он в нас самих.

Стендаль.

Страх — одно из самых сильных отрицательных чувств. Все люди испытывают страх: и мужчины, и женщины, и дети.

Женщинам страшны внешние проявления старения: морщины, дряблая кожа; мужчинам (за исключением малой части, опасающейся вида лысины) – внутренние проявления: страх болезней, потери здоровья. Основные страхи взрослых людей связаны с опасением потерять то, что они уже имеют. Это страх болезни; страх потери семьи, близких людей, работы, достатка, имущества. Взрослые люди более боятся за других. Им также присущ страх насилия.

Детям же свойственны страхи, касающиеся их самих. Они более неопределенные. Детские страхи связаны с тем, чего у них еще нет, страхи неестественности и неожиданности.

Взрослый человек видит вещи и оценивает степень их опасности, исходя из своего опыта. Ребенок, напротив, может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться совершенно безобидных. Поэтому детские страхи в большинстве случаев могут быть как обоснованными, так и придуманными; как незначительными, так и чрезмерными.

Дети испытывают страх чаще, чем думают взрослые. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого. Часто боязнь чего–либо в обществе воспринимается как проявление малодушия. Взрослые тратят много сил, чтобы объяснить ребёнку, как избавиться от страха, но редко принимают ощущаемый детьми страх. Дети приучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить взрослым и не расстраивать их своими переживаниями.

Все дети чего-нибудь боятся. И если страх с годами увеличивается, то во взрослой жизни это может обернуться серьёзными проблемами, перерастая в фобию.

1.2. Виды страхов у детей

Виды житейских детских страхов разнообразны. Один из них можно сформулировать как «без мамы страшно». Никогда нельзя угрожать ребенку, что родители его бросят. Ведь для ребенка, особенно маленького, остаться без родителей — значит оказаться совсем одному во всем мире.

Существует такой вид страха, как обостренное чувство вины. Сознательно или бессознательно родители часто пробуждают в детях чувство вины. Если ребенок нарушил правила поведения в обществе, следует сделать ему выговор: он виноват. Однако если ребенку делают постоянные упреки по поводу его «гадких» мыслей или отрицательных чувств, он будет ощущать гораздо большую тревогу и вину, чем нужно. Против своей воли родители могут породить в душе ребенка чувство вины, пускаясь в многословные и бесполезные объяснения. Это очень характерно для современных родителей, которые верят, что ребенку нужно все объяснять, даже если проблема сложна, а сам ребенок весьма мал. Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят.

«Учебные фобии» достаточно часто встречаются у школьников, которые испытывают страх получить плохую оценку, сделать ошибку в контрольной, отвечать у доски, написать в сочинении какую-либо глупость.

Распространенным видом страха является страх перед лицом смерти. Для взрослых трагедия смерти заключается в ее необратимости. Но если для взрослых смерть — загадка, то в глазах детей она окутана глубокой тайной. Неотвратимость смерти — сильный удар для него.

Боязнь сверхъестественного – один из видов специальных страхов. Трудно подыскать для этого чувства соответствующий реальный объект, если только не допускать веры в привидения. Несмотря на то, что наука не подтверждает реальность выходцев с того света, идеи о сверхъестественных силах, ассоциируясь с определенной реальной обстановкой, производят это своеобразное чувство страха.

Черные предметы, и в особенности темные места, вызывают весьма сильное чувство страха. У детей вызывают тревогу странные на вид люди и странные животные, но особенно они страшны, если приближаются с угрожающим видом.

Некоторые животные, в особенности змеи и пауки, вызывают страх, преодолеваемый с большим трудом. По результатам социологического обследования, проводившегося среди американцев 4-14 лет, самыми страшными представителями животного мира являются: змея и крыса (в списке участвовали также крокодил, паук, лев, гиппопотам, носорог, летучая мышь и др.).

Детские страхи – обычное явление. Они важны для ребенка. У каждого возраста «свои страхи», которые при нормальном развитии со временем исчезают.

1.3. Причины детских страхов

Чтобы помочь ребёнку справиться со своими страхами, взрослым нужно знать, что порождает их тревогу и как можно ее преодолеть.

Огромное количество детских страхов формируется в семье. Это конфликты и ссоры между родителями. Когда родители ссорятся, дети испытывают одновременно чувство вины и тревогу: тревогу потому, что семейному союзу что-то угрожает, а вину из-за своей реальной или выдуманной роли в семейных неурядицах. Дети не держат нейтралитета, они встают на сторону одного из родителей в ущерб другому.

Одиночество в детстве служит одним из главных источников страха. Если ребёнок проснулся и никого не увидел возле себя, то свой страх он проявляет громким плачем. Длительное нахождение за пределами семьи в отрыве от материнской заботы, например, в результате нахождения в больнице может послужить причиной возникновения многих страхов.

Неполная семья – при отсутствии отца у мальчиков формируется чувство неуверенности в себе.

Появление в семье второго ребенка и потеря из-за этого первым ребенком родительского внимания, прежней любви и заботы.

Неправильное родительское воспитание, основанное на разного рода запугиваниях и наказаниях ребенка в целях послушания: запирание в темной комнате одного, физические наказания, лишение любимых игрушек, развлечений.

Неблагополучная обстановка в семье. Мать ребенка, находящаяся в неблагоприятной социальной ситуации, перегруженная разного рода проблемами или просто распустившая себя, заражает беспокойством и тревогой собственного ребенка.

Воспитание в социальной изоляции формирует страх перед всем новым и неизвестным. Поэтому дети, вырастающие в коммунальных квартирах и многодетных семьях, менее подвержены страхам по сравнению с теми, кто растет в противоположных условиях.

«Школьные страхи» появляются при природной ранимости и излишней строгости родительского контроля.

Страх «быть не тем», про кого хорошо говорят, кого любят и уважают появляется в школьном возрасте в ответ на воспитание в культуре стыда.

Неосмотрительные разговоры взрослых о несчастных случаях, болезнях, смерти, убийствах и прочих неприятностях, заражают ребенка беспокойством и тревогой.

Страх смерти – появляется у дошкольников при разлуке с родителями и вынужденной необходимости жить одному в непредсказуемом мире.

Страх темноты – появляется как отзвук страхов первобытного человека перед ночными хищниками, самым опасным среди которых был волк ( Петрушин В.И., 2001).

1.5. Значение страхов

Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдания), не является однозначно вредным для человека. Для каждого человека необходимы переживания различной интенсивности.

Страх регулирует поведение человека, уводит его от опасностей. В этом проявляется «охранительная» функция страха. Он защищает человека от излишнего риска, например, при переходе улицы. Страх обеспечивают самосохранение.

Кроме того, наша психика нуждается в неприятных, «острых» эмоциях. У человека существует потребность «страха». При этом высвобождается психическая энергия, направленная на разрушение и агрессию (дети рассказывают страшные истории, пугают друг друга).

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты анкетирования обработаны и сведены в таблицы.

1. Нравится ли вам выступать публично с докладом, презентацией и т.п.?

Анализируя таблицу можно сказать о том, что 26,5 % школьникам нравится выступать публично, а 52 % опрошенных сказали, НЕТ таких ответов больше всего.

Это свидельствует о том, что подростки не активны в своей школьной деятельности. Подростки, которые дали положительный ответ выступали публично и имели опыт. Анкетирование показало, что девочки больше выступают пред публикой и меньше подвергаются страху публичных выступлений. Приложение 2

2. Нравится ли вам отвечать у доски?

30% школьников нравится отвечать у доски, а 26 % школьников ответили, нет. «когда как» 30 %, 13 % свой вариант, в основе звучали такие ответы, как «Я не буду отвечать на теме которой я усвоил плохо» или » непонимание учителя и меня.» в 8 классе большинство учеников дали положительный ответ. Юношам (8кл.) нравится отвечать у доски, когда он готов к уроку. Научные причину будут рассмотрены позже. Приложение 3

3 .Знаком ли вам страх публичных выступлений?

65% всех опрошенных обучающихся знакомы со страхом публичных выступлений. 30% не испытывают страха пред публичными выступлениями, больше всего сказали нет 8-классники

Страх перед выступлениями у многих учеников не основан на их личном опыте. Больше всего положительных ответов дали девочки, их 73 процента. Приложение 4

4. Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?

43% опрошенных ответили, что боятся перед публичным выступлением, потому что плохо готовы, 4% ответили что в классе будут надо мной смеяться, многим, а это 17% не нравится быть на виду, не уверенность в себе так же мешает школьником это 13,5 % и начинают волновать у всех на виду и всё забывают 13,5 %, а 9 % которые дали свой ответ » в зрителях может сидеть человек, который мне нравится», » задиры будут подсмеиваться надо мной», «не уверен, что справлюсь с ролью отведённой мне». Страхов у девушек больше. (приложение 5)

5.Что вы чувствуете при публичном выступлении?

61% опрошенных школьников немного нервничают при публичном выступлении, во рту сухо, коленки трясутся 8,5%, 17,5 % совершенно спокойны. 13% дали свой ответ «головокружение», «мне не хватает воздуха», «потеют ладони», «начинаю забывать всё».

Данные по опросу свидетельствуют о том, что страх у девушек выступлением больше чем у юношей.

6.Согласны ли вы, что нехватка уверенности в себе мешает при публичных выступлениях?

74% школьников уверены, что нехватка уверенности в себе мешает выступлением, 13% уверены, что нет, а 13% не знают. Девушки сказали, что нехватка уверенности себе мешает это.

7.Уверены ли вы в себе?

65% процентов опрошенных уверены в себе, затрудняются сказать 17%, не всегда уверены 13%, и вообще не уверены только 8%. Юношей, уверенных в себе, намного больше, чем девушек.

8. По вашему мнению, можно ли развить в себе чувство уверенности?

82% школьника уверены чувство уверенности можно развить, 9% дали отрицательный ответ, а ещё 9% дали свой ответ «нет, когда человек замкнут в себе»,» «да конечно, надо самосовершенствоваться»

По данным литературы , множество людей считают, что у них нет никакой уверенности, это заставляет их чувствовать себя несчастными и подавленными. Это неправильно. Уверенность есть у каждого человека. Иногда ее проявления могут быть незаметны даже нам самим. Мы сами не верим в то, что она есть, и не хотим замечать ее. Многое из того, что вы выполняете каждый день, требует большой уверенности в себе. Нужно обратить внимание на эти моменты, и вы сможете воспитать в себе чувство собственного достоинства.

Нехватка уверенности в себе может создать много проблем, потому что когда вы сомневаетесь в своих способностях, вы стараетесь избегать всего, что кажется вам слишком трудным. Причина в вашем несоответствии и некомпетентности, которые вы сами себе приписываете (”У меня ничего не получится!”). Вы легко сдаетесь и не доверяете сами себе.

Вы не считаете, что достойны восхищения и часто заставляете других игнорировать ваши способности и недооценивать вас.

Вы сомневаетесь в себе, и поэтому постоянно ищете одобрения и поддержки у своих друзей и близких. Это может стать навязчивым. Некоторые сомневаются в полученном одобрении, тем самым ухудшая отношения.

Люди, отрицающие свои способности и предпочитающие оставаться в тени, почти никогда не добиваются успеха. Они лишены возможности почувствовать признание, удовлетворение и восхищение. Неуверенность — это порочный круг, который в итоге может привести к серьезным психологическим проблемам.

Признание — один из ключевых “витаминов” души. Отсутствие его заставляет нас страдать. Ученые считают, что чувство собственного достоинства сильно влияет на психическое здоровье.

Данные по вопросу «Как можно развить в себе чувство уверенности?» Свидетельствуют о том, что большинство опрошенных не смогли ответить на поставленный вопрос.

Нельзя в один прекрасный день проснуться и стать уверенным. Есть целый ряд маленьких ежедневных упражнений, которые могли бы вам в этом помочь .

2.1.Что бы избавиться от страха публичных выступлений, психологи рекомендуют следующее

  • Откажитесь от мысли, что вы должны всегда быть совершенны.

Большинство людей боятся публичных выступлений из-за страха сделать ошибку перед всеми. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. Но ошибки не должны быть препятствием к успеху. Секрет в том, чтобы относиться к ним как к случайностям и развивать умение быстро выходить из трудных положений. Оставьте ошибку позади и двигайтесь дальше. Но у ошибок есть и положительная сторона — они хороший стимул для развития.

  • Представляйте результат, который хотите получить.

Если вы думаете об успехе, больше вероятности, что он к вам придет. Таким образом, вы программируете свой ум и свое тело на тот результат, который вам нужен.

  • Подумайте о содержании.

Прекратите беспокоиться о себе и подумайте о докладе. У вас есть что сказать, и все хотят услышать об этом. Говорите на темы, которые вы хорошо знаете. Важно, чтобы тема вам нравилась, тогда публика почувствует ваш энтузиазм и оценит вашу искренность.

  • Отдыхайте и избегайте стрессов.

Перед вашим выступлением ложитесь спать пораньше. Если вы не можете заснуть, выпейте немного теплого молока (да, это действительно помогает) и подумайте о чем-нибудь приятном и расслабляющем. Может помочь спокойная музыка или легкое чтение. Постарайтесь, чтобы на день выступления не попадали другие стрессовые события.

  • Поработайте над своим имиджем.

Займитесь своим внешним видом. Приведите в порядок туфли и подстригитесь.

  • Помните о дыхании.

Тревога вызывает напряжение мускулов грудной клетки и горла, прерывая доступ кислорода к легким. Это приводит к тому, что голос может превратиться в скрип или писк. Глубокое дыхание снабдит ваши легкие и мозг кислородом и, освободив горло и грудную клетку, поможет звучать вашему голосу.

  • Фокусируйте взгляд на дружелюбных лицах.

Во время выступления устанавливайте контакт с вашими слушателями. Найдите дружеское лицо и смотрите на него. Улыбка и одобрение наполнят вас сверх уверенностью.

  • При столкновении с неудачами

Сталкиваясь с проблемами и неудачами, вы не должны испытывать чувство вины. Ищите решение проблемы. Возьмите на рассмотрение вопрос: «Как я могу решить эту проблему?», а не «Кто виноват?». Не раздувайте проблемы. Попытайтесь их решить вместо того, чтобы чувствовать себя разочарованными и отчаянными.

  • Не все “в ваших руках!”

Когда вы чувствуете, что теряете контроль над ситуацией, напомните себе о причинах, чтобы продолжать верить. Жизнь непредсказуема. Расслабьтесь и возьмите ситуацию в свои руки. Верьте в свои собственные силы, но не забывайте, что вы не можете контролировать все. Есть вещи, которыми вы не можете управлять. Это и делает жизнь более интересной.

  • Спрашивайте и слушайте

Когда у вас возникают сомнения в себе (после выступления, спора или вынесения важного решения) спросите мнение других людей. Понравилось ли им? Какие положительные моменты и промахи они могут выделить? Что бы они сделали иначе? Постарайтесь не начинать сразу же оправдываться. Дослушайте и подумайте немного об услышанном. Мнение окружающих необходимо, чтобы лучше понять себя. Пусть иногда вам не нравится то, что вы слышите, критика полезна.

  • Эксперимент с вашими пределами

Старайтесь каждый день устраивать вашей уверенности маленькие проверки. Цель ваших действий — приобретение опыта, открытие и познание себя. Вы можете сделать большее.

  • Не вините себя

Каждый раз, когда вы делаете ошибку, или начинаете сомневаться — не вздумайте разочаровываться и ни в чем себя не вините. Проявите к себе такое же милосердие, какое проявили бы к хорошему другу, попросившему у вас помощи. Разве вы не поддержали бы его? Признайтесь себе, что вам тяжело и что вы только учитесь.

Для того, чтобы поверить в себя, вам предстоит совершить долгий путь. Возможно, вы будете много раз сбиваться с него, главное — не сдавайтесь и идите дальше.

Выводы

1. Публичные выступления — неотъемлемая часть жизни современного человека.

2. Многим людям присущ страх публичных выступлений.

3. Чтобы стать успешным человеком, нужно избавиться от страха публичных выступлений.

4. Результаты анкетирования показали, что:

  1. Зависимость к страху публичных выступлений выявлена у девочек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Парфенцова Е. Публичное выступление — секреты успеха: //www.economy-law.com/cgi-bin/article.cgi?date=2005/10/30&name=23

3. Петухов Д. Как избавиться от страха публичных выступлений?

Small daily tips on building self-confidence ” на сайте Manageyourlifenow:

4. Российский О. Почему возникает страх перед публичными выступлениями?ttp://bio.clow.ru/link/dir.php?bili=6307

Приложение 1

Анкета

1. Нравится ли вам выступать публично с докладом, презентацией и т.п.?

А) да Б) нет В) когда как (объяснить)

Г) свой вариант ответа(записать)

2.Нравится ли вам отвечать у доски?

А) да Б) нет В) когда как (объяснить)

Г) свой вариант ответа (записать)

3.Знаком ли вам страх публичных выступлений?

А)да Б)нет В)иногда(объяснить)

Г)свой вариант ответа(записать)

4.Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?

А) плохо готов к уроку Б) в классе будут смеяться надо мной

В) не нравится быть на виду

Г) на виду у всех волнуюсь, не могу сосредоточиться и все забываю

Д) не уверен в себе

Е) свой вариант ответа(записать)

5.Что вы чувствуете при публичном выступлении?

А) Во рту сухо, коленки трясутся, голова пустая…

Б) немного нервничаю В) я абсолютно спокоен (спокойна)

Г) свой вариант ответа (записать)

6.Как можно преодолеть чувство страха перед публичными выступлениями? (записать ответ, можно из личного опыта)

7.Согласны ли вы, что нехватка уверенности в себе мешает при публичных выступлениях?

А) да Б) нет В)не знаю Г) свой вариант ответа (записать)

8.Уверены ли вы в себе?

А) да Б) нет В) затрудняюсь сказать Г) не всегда уверен

9. По вашему мнению, можно ли развить в себе чувство уверенности?

А) да Б) нет В) не знаю Г ) свой вариант ответа

10. Как можно развить в себе чувство уверенности? (записать ответ, можно из личного опыта)

Таблица 1

Нравится ли вам выступать публично с докладом,

презентацией и т.п.?

8 кл.

( 27 ч.)

%

9 кл.

( 32 ч. )

%

10-11 кл.

( 21 чел.)

%

Всего

(80

чел.)

%

да

26%

25%

33,3%

27,5%

нет

55,5%

50 %

47,6%

51,25%

когда как

18,5%

25%

19,1%

21,25%

свой вариант ответа

Таблица 2

Нравится ли вам отвечать у доски?

Вариант

ответа

8кл.

( 27 чел.)

%

9кл.

( 32

чел.)

%

10-11 кл.

( 21 чел.)

%

Всего

( 80

чел.)

%

да

26%

16%

29%

22,5%

нет

63%

47%

48%

52,5%

когда как

11%

37%

24%

25%

свой вариант ответа

Таблица 3

Знаком ли вам страх публичных выступлений?

8кл.

(27

чел.)

%

9кл.

( 32

чел.)

%

10-11 кл.

( 21

чел.)

%

Всего

(80

чел.)

%

да

55,5%

31,25%

81%

52,5%

нет

18,5%

18,75%

9,5%

16,25%

иногда

26%

50%

9,5%

31,25%

свой вариант ответа

Таблица 4

Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?

8кл.

(27

чел.)

%

9кл.

( 32

чел.)

%

10-11 кл.

(21

чел.)

%

Всего

( 80

чел.)

%

плохо готов к уроку

19%

25%

14,3%

20%

в классе будут надо мной смеяться

11%

18,75%

4,8%

12,5%

не нравится быть на виду

37%

31,25%

28,6%

32,5%

на виду у всех волнуюсь, не могу сосредоточиться и всё забываю

22%

18,75%

42,8%

26,25%

не уверен в себе

11 %

6,25%

9,5%

8,75%

свой вариант ответа

Таблица 5

Что вы чувствуете при публичном выступлении?

Варианты ответов

8кл.

( 27

чел.)

%

9кл.

( 32

чел.)

%

10-11 кл.

( 21

чел.)

%

Всего

( 80

чел.)

%

во рту сухо, коленки трясутся, голова пустая

3,7%

9,4%

4,7%

5%

немного нервничаю

37%

50%

28,5%

40%

я абсолютно спокоен

(-йна)

59,3%

40,6%

66,6%

55%

свой вариант ответа

Таблица№ 6 Согласны ли вы, что нехватка уверенности в себе мешает при публичных выступлениях?

8кл.

( 27

чел.)

%

9кл.

( 32

чел.)

%

10-11 кл.

( 21

чел.)

%

Всего

( 80

чел.)

%

да

55,5%

62,5%

47,6%

56,25%

нет

37,1%

31,25%

47,6%

37,5%

не знаю

7,4%

6,25%

4,8%

6,25%

свой вариант ответа

Таблица 8

Уверены ли вы в себе?

8кл.

( 27

чел.)

%

9кл.

( 32

чел.)

%

10-11 кл.

( 21

чел.)

%

Всего

(80

чел.)

%

да

26%

34,4%

42,8%

33,75%

нет

18,5%

28,1%

9,5

20%

затрудняюсь сказать

7,4%

12,5%

19,1%

12,5%

не всегда уверен

48,1%

25%

28,6

33,75%

Рекомендации психологов при публичных выступлениях.

  • Признайтесь, что нервничаете.

Все, что вам нужно сделать, это признаться вашей аудитории, что вы немного нервничаете. Предупредить о том, что вы взволнованы, можно в форме шутки.

  • Взгляните на аудиторию по-другому.

Ваше доброжелательное настроение передастся и вашей публике.

  • Используйте наглядные пособия

Дополните ваше выступление красочными слайдами или другими наглядными пособиями. Это отвлечёт взгляд публики от вас.

  • Выберите конкретного слушателя

Одна из самых пугающих вещей в публичных выступлениях — это толпа. От одного взгляда на нее по спине бегут мурашки. Чтобы преодолеть это, вам просто нужно выбрать одного человека из вашей аудитории и направить ваше выступление на него. Через некоторое время сосредоточьте внимание на ком-нибудь другом. Если же вам зададут вопрос, сфокусируйтесь на этом человеке и представьте, что вы с ним вдвоём сидите в кафе за чашкой кофе и спокойно беседуете.

  • Выскажите яркое личное мнение

Выступая с презентацией, попробуйте высказать несколько личных мыслей по этому вопросу. Конечно, необходимо заготовить их заранее, но выглядеть они должны, как импровизация. Это придаст оригинальности выступлению. Если вы сможете заинтересовать слушателей, ваша презентация выйдет на новый уровень, вы сами начнете получать удовольствие.

  • Экспериментируйте

Не бойтесь экспериментировать. И помните, что нет неудачных экспериментов, есть разные результаты.

Глоссофобия: как побороть страх сцены?

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в невроз навязчивых состояний, определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены — визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *