Страховые взносы 2017 закон

Содержание

Страховые взносы в 2017 году

Актуально на: 12 сентября 2016 г.

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 – это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом – календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов – организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Вместе с тем изменятся формы отчетности, которые плательщики взносов с 2017 года должны будут сдавать в налоговые органы (а не территориальные отделения ПФР), а также сроки их представления.

В общем, нас ждут новые страховые взносы с 2017 года. Но принятые поправки говорят о том, что в процедуре начисления и уплаты взносов глобальных перемен не будет.

Страховые взносы в 2017 году: ставки

Ниже в таблице приведены актуальные для начисления в 2017 году страховых взносов ставки с выплат работников (ст. 426 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

в ПФР на обязательное пенсионное страхование в ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) в ФФОМС на ОМС
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы С суммы превышения установленной предельной величины базы С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы С суммы превышения установленной предельной величины базы 5,1%
22% 10% 2,9% Не начисляются

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов – 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Страховые взносы, уплачиваемые ИП «за себя», в 2017 году

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Вид взноса Сумма*
Фиксированный платеж в ФФОМС 4 590 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 5,1%)
Фиксированный платеж в ПФР, если сумма годового дохода ИП не превысила 300 000 руб. 23 400 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 26%)
Доплата в ПФР, если сумма годового дохода ИП превысила 300 000 руб. 1% от суммы годового дохода ИП, уменьшенного на 300 000 руб., но не более 163 800 руб.
Максимальная сумма взносов, уплачиваемых ИП в ПФР в 2017 году, – 187 200 руб. (8 х 7500 руб. х 12 мес. х 26%). За вычетом фиксированного платежа в ПФР получается 163 800 руб. (187 200 руб. – 23 400 руб.)

* Расчеты выполнены исходя из МРОТ, равного 7500 руб., действующему с 1 июля 2016 года (ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ)

Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Статья 1

1) в пункте «а» части первой статьи 1041 слова «статьей 183» заменить словами «статьями 1712 , 183»;

2) дополнить статьей 1712 следующего содержания:

«Статья 1712 . Незаконные организация и проведение азартных игр

1. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния:

а) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере;

б) совершенные организованной группой, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.»;

3) в статье 280:

а) абзац второй части первой дополнить словами «с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок»;

б) в абзаце втором части второй слова «до трех лет» заменить словами «до десяти лет»;

4) в статье 2821 :

а) абзац второй части первой изложить в следующей редакции:

«наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.»;

б) в абзаце втором части второй слова «до трех лет» заменить словами «до пяти лет»;

в) в абзаце втором части третьей слова «до трех лет» заменить словами «до десяти лет или без такового»;

5) в статье 2822 :

а) в абзаце втором части первой слова «с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового» заменить словами «с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового»;

б) абзац второй части второй после слов «до двух лет» дополнить словами «с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и».

Статья 2

Статья 3

1) дополнить статьей 14.11 следующего содержания:

«Статья 14.11 . Незаконные организация и проведение азартных игр

1. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.

2. Организация и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования.

3. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.»;

2) часть 1 статьи 23.1 после цифр «14.1,» дополнить цифрами «14.11 ,»;

Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (последняя редакция)

Документ утратил силу или отменен 24 июля 2009 года N 212-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 276-ФЗ, от 10.05.2010 N 85-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 16.10.2010 N 272-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ (ред. 28.11.2011), от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 23.12.2010 N 383-ФЗ, от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 28.12.2010 N 432-ФЗ, от 03.06.2011 N 117-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 234-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 28.11.2011 N 339-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 29.02.2012 N 16-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 237-ФЗ, от 02.12.2013 N 333-ФЗ, от 21.12.2013 N 358-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.12.2013 N 428-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 29.11.2014 N 378-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ, от 29.12.2014 N 468-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 23.05.2015 N 132-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 23.11.2015 N 316-ФЗ, от 28.11.2015 N 347-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 19.12.2016 N 438-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 31.10.2019 N 32-П) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет правового регулирования
    • Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов
    • Статья 4. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Федеральным законом
  • Глава 2. Уплата страховых взносов
    • Статья 5. Плательщики страховых взносов
    • Статья 5.1. Представительство в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом
    • Статья 6. Учет плательщиков страховых взносов
    • Статья 7. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
    • Статья 8. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
    • Статья 9. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
    • Статья 10. Расчетный и отчетный периоды
    • Статья 11. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений
    • Статья 12. Тарифы страховых взносов
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 14. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам
    • Статья 15. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
    • Статья 16. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам
    • Статья 17. Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
  • Глава 3. Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов
    • Статья 18. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов
    • Статья 18.1. Общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов
    • Статья 18.2. Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов
    • Статья 18.3. Органы, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов
    • Статья 18.4. Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов
    • Статья 18.5. Прекращение действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов
    • Статья 19. Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в банках
    • Статья 20. Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя
    • Статья 21. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
    • Статья 22. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
    • Статья 23. Списание безнадежных долгов по страховым взносам
    • Статья 24. Обязанности банков
    • Статья 25. Пени
    • Статья 26. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов
    • Статья 27. Возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов
  • Глава 4. Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов
    • Статья 28. Права и обязанности плательщиков страховых взносов
    • Статья 29. Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов
    • Статья 30. Обязанности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов
    • Статья 31. Ответственность органов контроля за уплатой страховых взносов, а также их должностных лиц
    • Статья 32. Ограничение доступа к информации о плательщике страховых взносов
  • Глава 5. Контроль за уплатой страховых взносов
    • Статья 33. Проверки плательщиков страховых взносов и банков
    • Статья 34. Камеральная проверка
    • Статья 35. Выездная проверка
    • Статья 36. Доступ должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию или в помещение для проведения выездной проверки
    • Статья 37. Истребование документов при проведении проверки
    • Статья 38. Оформление результатов проверки
    • Статья 39. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки
  • Глава 6. Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение
    • Статья 40. Понятие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и порядок привлечения к ответственности за его совершение
    • Статья 41. Лица, подлежащие ответственности за совершение правонарушений
    • Статья 42. Формы вины при совершении правонарушения
    • Статья 43. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения
    • Статья 44. Утратила силу
    • Статья 45. Срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения
    • Статья 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам
    • Статья 46.1. Утратила силу
    • Статья 47. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов
    • Статья 48. Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов
    • Статья 49. Несообщение банком сведений о счете плательщика страховых взносов
    • Статья 49.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в орган контроля за уплатой страховых взносов
    • Статья 50. Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов
    • Статья 51. Неисполнение банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов
    • Статья 51.1. Порядок взыскания штрафов с банков за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах
    • Статья 52. Зачисление взысканных штрафов в бюджеты государственных внебюджетных фондов
  • Глава 7. Обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц
    • Статья 53. Право на обжалование
    • Статья 54. Порядок обжалования
    • Статья 55. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу
    • Статья 56. Рассмотрение жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом)
  • Глава 8. Заключительные положения
    • Статья 57. Тарифы страховых взносов в 2010 году
    • Статья 58. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 — 2027 годов
    • Статья 58.1. Пониженные тарифы страховых взносов для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»
    • Статья 58.2. Тарифы страховых взносов в 2012 — 2018 годах
    • Статья 58.3. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года
    • Статья 58.4. Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
    • Статья 58.5. Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
    • Статья 58.6. Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток»
    • Статья 59. Порядок передачи деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год
    • Статья 60. Порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 года (включительно)
    • Статья 61. Порядок представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в 2010 году
    • Статья 62. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

С 2017 года страховые взносы переходят под контроль налоговиков: какие изменения ожидают страхователей

Бесплатно сдать электронную отчетность во все контролирующие органы

Вводная часть

Комментируемые изменения внесены двумя документами. Первый — Федеральный закон от 03.07.16 № 243-ФЗ. Он предусматривает следующее:

  • в январе 2017 года Налоговый кодекс пополнится главой 34, которая называется «Страховые взносы». В нее входят статьи с 419 по 432, где изложены правила начисления и уплаты взносов;
  • изменена первая часть НК РФ. Суть поправок сводится к следующему: все основные принципы, которые действуют в отношении налогов, с 2017 года распространятся и на страховые взносы.

Второй документ — Федеральный закон от 03.07.16 № 250-ФЗ. Он вводит ряд поправок, отражающих переход контроля над взносами от фондов к налоговикам. Этими поправками в числе прочего предусмотрено следующее:

  • 1 января 2017 года утратит силу Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ о страховых взносах;
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон о персонифицированном учете);
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве).

Облагаемый объект, облагаемая база и сумма взносов

Правила, по которым нужно рассчитывать сумму пенсионных, медицинских взносов, а также взносов в ФСС (кроме взносов «на травматизм») практически не изменятся. Так, облагаемым объектом по-прежнему будут выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров. Облагаемая база, как и сейчас, будет определяться отдельно по каждому физлицу нарастающим итогом с начала года. Сохранится и предельная величина базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (размер предельной величины ежегодно индексируется). Для пенсионных взносов сохранится пониженная ставка в отношении выплат, начисленных сверх лимита, Останутся прежними все тарифы и льготы.

Единственное новшество предусмотрено для суточных. Сейчас от указанных взносов освобождается вся величина суточных, зафиксированная в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. С января 2017 года ситуация изменится. Не платить взносы можно будет только с суммы не более 700 рублей для внутрироссийских командировок, и с суммы не более 2 500 рублей для загранкомандировок. Это закреплено в пункте 2 статьи 422 НК РФ (см. » «Сверхнормативные» суточные будут облагаться страховыми взносами»).

Плюс к этому появится уточнение, как определять облагаемую базу для доходов в натуральной форме. По действующим правилам в базу включается стоимость товаров, работ или услуг, указанная в договоре. Со следующего года цену станем определять по правилам статьи 105.3 НК РФ, то есть исходя из рыночных цен. Отдельно оговорено, что НДС из облагаемой базы не исключается (п. 7 ст. 421 НК РФ).

В отношении взносов «на травматизм» все останется по-прежнему. Суточные будут освобождены в полном объеме, а доходы в натуральной форме будут учитываться в базе по договорным ценам.

Уплата взносов

Срок перечисления страховых взносов не поменяется. Как и теперь, последней датой уплаты будет 15-е число месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ). Вести учет взносов и переводить их в бюджет по-прежнему нужно в рублях и копейках.

Заполняйте платежки в веб-сервисе для ИП бесплатно

По взносам «на травматизм» срок уплаты также останется прежним, а именно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эти взносы начислены.

Какую отчетность сдавать в ИФНС

Начиная с 2017 года, плательщики взносов станут отчитываться не только перед фондами, но и перед налоговиками. С этой целью вводится единый ежеквартальный расчет, который заменит сразу несколько действующих форм: РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС (см. «ФНС: отчетность по страховым взносам будет объединена в единый расчет», на момент размещения настоящей статьи форма еще не была утверждена). Сдавать единый расчет в ИФНС страхователи будут не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек обязаны представлять расчет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов смогут отчитаться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Заполнить, проверить и сдать расчет по страховым взносам через интернет

Важно, чтобы общая величина пенсионных взносов в расчете совпала с суммой взносов по каждому застрахованному лицу. В противном случае такой расчет признают несданным.

Обратите внимание, что за 2016 год и более ранние периоды отчитываться по взносам перед налоговыми органами не нужно.

Какую отчетность сдавать в фонды

Отчетность перед фондами сохранится, но станет несколько иной. Помимо упразднения форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, о котором говорилось выше, появятся и другие новшества.

Во-первых, изменится срок сдачи ежемесячной формы СЗВ-М. Сейчас ее полагается представить в ПФР не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. В 2017 году и далее представлять эту форму необходимо не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (новая редакция п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Бесплатно заполнить, проверить и сдать СЗВ-М через интернет

Во-вторых, в будущем году появится новый ежегодный отчет, в котором нужно указывать сведения о стаже (на текущий момент форма не утверждена). Срок представления — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (новая редакция п. 2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете). Сведения на 25 человек и более представляются в Пенсионный фонд в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Сведения на меньшее количество застрахованных лиц можно сдать на бумаге.

В-третьих, со следующего года отчитываться перед ФСС придется только по взносам «на травматизм». Сроки сдачи будут такими же, как и для 4-ФСС: в случае электронной отчетности — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а в случае «бумажной» отчетности — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Как и теперь, страхователи со среднесписочной численностью более 25 человек будут в обязательном порядке отчитываться в электронном виде по интернету, все остальные смогут сдавать отчеты на бумаге (новая редакция п. 1 ст. 24 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве).

Отметим, что перечисленные нововведения не относятся к отчетности за 2016 год и более ранним периодам. Первичные и уточненные расчеты за эти периоды следует сдавать в фонды, используя «прежние» формы и форматы.

Подготовить и сдать через интернет отчетность в ПФР и ФСС за 2016 год Сдать бесплатно

Возмещение расходов на социальное страхование

В 2017 году у работодателей останется право возместить суммы пособий (кроме первых трех дней по «недекретному» бюллетеню) из средств Фонда соцстрахования. Страхователь сможет перечислять взносы за минусом пособий. Если же величина взносов окажется меньше, чем сумма пособий, то разницу разрешено зачесть в счет уплаты взносов в следующих периодах, либо запросить у ФСС недостающие средства.

Проверка расходов будет происходить следующим образом. Налоговики, получив от страхователя единый ежеквартальный расчет, передадут сведения территориальному органу ФСС. Инспекторы из соцстраха проверят правильность заявленных расходов путем проведения камеральной или выездной проверки. О результатах они сообщат налоговикам. Если результат окажется отрицательным, ИФНС направит страхователю требование об уплате недостающих взносов. При положительном результате проверки расходы будут приняты, и налоговая при необходимости зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами. Добавим, что приведенный выше алгоритм будет применяться по 31 декабря 2018 года включительно. И не везде, а только в регионах, которые еще не присоединились к пилотному проекту по выплате пособий напрямую из ФСС. Начиная с января 2019 года, процедура возмещения уйдет в прошлое, поскольку все без исключения регионы станут получать пособия напрямую из соцстраха.

Проверки по взносам

С января 2017 года проводить камеральные и выездные ревизии по взносам (кроме взносов «на травматизм») будут налоговики. Причем, проверять правильность начисления и уплаты взносов сотрудники ИФНС станут по тем же правилам, по которым они сейчас проверяют начисление и уплаты налогов. Проверку расходов на обязательное соцстрахование, как и прежде, будет проводить ФСС (об этом мы говорили выше). Таким образом, один и тот же период может быть проверен дважды: первый раз налоговой инспекцией, второй раз соцстрахом.

Пенсионный фонд станет контролировать только персонифицированную отчетность, а именно — форму СЗВ-М и новые ежегодные сведения о стаже. Правила переходного периода выглядят следующим образом. Проверки по взносам (кроме взносов «на травматизм»), назначенные в 2017 году и далее, но относящиеся к 2016 году и более ранним периодам, проведут фонды. Обнаружив нарушения и недоимки, сотрудники фонда сообщат о них налоговикам, и те примут соответствующие меры.

Контроль взносов «на травматизм» за все без исключения периоды останется за Фондом соцстрахования.

Штрафы

Начиная с 2017 года за нарушения, связанные со взносами (кроме взносов «на травматизм»), наказывать станут налоговики. При этом все санкции, предусмотренные для налоговых нарушений, будут применяться и в отношении взносов. В частности, за непредставление расчета по взносам страхователя оштрафуют на основании статьи 119 НК РФ, за грубое нарушение правил учета базы по взносам — на основании статьи 120 НК РФ и т.д.

За нарушения, связанные со взносами «на травматизм», наказывать по-прежнему будут сотрудники ФСС. Виды санкций перечислены в новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве. К примеру, за отказ предоставить документы для проверки страхователя оштрафуют на 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 26.31 указанного Закона).

Пенсионный фонд сможет применить санкции двух видов: за непредставление ежегодных сведений о стаже (500 руб. в отношении каждого застрахованного лица), и за нарушение порядка сдачи отчетности в форме электронных документов (1 000 руб.). Это прописано в новой редакции статьи 17 Закона о персонифицированном учете.

Возврат излишне уплаченных страховых взносов

В январе следующего года у страхователей сохранится право на возврат переплаты по взносам, но возвращать станут не фонды, а налоговики. Процедура возврата будет такой же, как и для налогов, но появится новое условие. Если излишне уплаченные пенсионные взносы отражены в персонифицированной отчетности, и ПФР разнес их по лицевым счетам, налоговики переплату не вернут. Такое правило закреплено во вновь созданном пункте 6.1 статьи 78 Налогового кодекса.

Излишне уплаченные взносы «на травматизм» будет возвращать ФСС. В новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве появится статья 26.12, где приведен алгоритм зачета и возврата переплаты. Данный алгоритм аналогичен тому, что применяется в отношении других взносов.

Блокировка счетов

Не совсем понятно, смогут ли сотрудники ИФНС заблокировать расчетный счет страхователя, если тот не сдаст расчет по взносам. Из новой редакции пункта 11 статьи 76 НК РФ следует, что правила блокировки распространяются на плательщиков взносов. Однако в пункте 3 статьи 76 НК РФ, где перечислены все допустимые основания для блокировки, несданный вовремя расчет по взносам не числится.

Не исключено, что законодатели в скором времени ликвидируют данное противоречие. Если же этого не произойдет, то между налоговиками и страхователями скорее всего возникнут споры, которые будут разрешаться в суде.

Что изменится для обособленных подразделений

Существенные новшества предусмотрены для организаций и ИП, открывших обособленные подразделения. Напомним, что сейчас платить взносы и представлять отчетность по месту нахождения подразделения нужно только в случае, если у него есть свой расчетный счет и отдельный баланс.

Со следующего года условие о наличии счета и баланса будет упразднено. Это значит, что в 2017 году и далее обособленные подразделения, расположенные в России и начисляющие вознаграждение и иные выплаты в пользу физических лиц, станут перечислять взносы (кроме взносов «на травматизм») и сдавать расчеты по месту своего учета. Об этом говорится в пункте 11 статьи 431 НК РФ.

Также с 2017 года у страхователей появится новая обязанность — сообщать в ИФНС по местонахождению головной организации о том, что российское подразделение наделено полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента наделения полномочиями (вновь созданный подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Правда, новая обязанность распространяется только на подразделения, которые начали делать выплаты физлицам в 2017 году и позднее. Если же вознаграждение начислялось и прежде, никаких сообщений делать не нужно.

Подать через интернет сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам Подать бесплатно

По взносам «на травматизм» никаких изменений нет. Проще говоря, обособленные подразделения в 2017 году и далее будут платить эти взносы и отчитываться по ним только при наличии счета и баланса.

Что изменилось для ИП и прочих «индивидуалов»

Граждане, которые работают «на себя», будут по-прежнему платить фиксированные платежи на медицинское страхование. Взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством останутся для них добровольными. Взносы «на травматизм», как и теперь, они платить не будут. В отношении пенсионных взносов предусмотрено одно изменение. Оно касается «индивидуалов», которые получили доходы свыше 300 000 руб. Как и сейчас, к фиксированной величине взносов они будут прибавлять 1 % от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. Как и сейчас, сведения о доходах будут поступать к инспекторам из налоговых деклараций. Но отменят правило, согласно которому в случае непредставления декларации ревизоры начисляют взносы в максимальном размере. Другими словами, со следующего года несданная декларация не обернется для ИП увеличением взносов «за себя».

Что касается отчетности, то здесь изменений не много. Предприниматели и прочие «индивидуалы» по-прежнему не будут сдавать расчеты по фиксированным взносам. А вот для глав крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрены новые сроки. Сдавать расчеты они будут не позднее 30 января года, следующего за расчетным периодом (сейчас крайний срок сдачи — это последний день февраля).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *