Структура инструкции по делопроизводству

Структура подготовки инструкции

Инструкция утверждается нормативным правовым актом (приказом, распоряжением и др.), издаваемым руководителем организации или лицом, исполняющим его обязанности. Гриф утверждения располагается в правом верхнем углу титульного листа Инструкции и состоит из слова утверждена, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера.

Работа над Инструкцией не ограничивается ее составлением и утверждением. В данном случае можно говорить о трех основных этапах этой работы.

Первый из них является подготовительным: определяется круг разработчиков, формулируются цели, определяются сроки и порядок работы, проводится сбор необходимых исходных данных.

Второй этап связан с созданием проекта Инструкции, его редактированием, согласованием и утверждением.

Третьим этапом можно считать работу по ознакомлению сотрудников с положениями Инструкции, внесением в Инструкцию необходимых изменений. Кроме того, обязанностью специалистов в области делопроизводства является постоянный контроль за соблюдением в организации требований Инструкции, методическая работа по разъяснению ее положений. Важно, чтобы в организации были изданы соответствующие распорядительные документы, регламентирующие проведение указанных работ.

На практике традиционно различают три вида инструкций по делопроизводству: примерная, типовая и индивидуальная (конкретная).

Примерная инструкция по делопроизводству устанавливает требования к порядку работы с документами для организаций, однородных по характеру деятельности, но разных по структуре, штатам и другим параметрам, в связи с чем носит рекомендательный (методический) характер. На основе примерных инструкций по делопроизводству в организациях разрабатываются индивидуальные инструкции, имеющие статус локального нормативного правового акта.

Примерные инструкции, разрабатываемые, как правило, для организаций определенной отрасли (системы), не следует путать с Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях. Типовая инструкция по делопроизводству составляется для однородных по характеру деятельности и структуре организаций и используется ими в качестве обязательного нормативного правового акта. Как правило, при наличии типовой инструкции индивидуальные инструкции по делопроизводству в соответствующих организациях не разрабатываются.

Если такая инструкция предусматривает на ее основе разработку в организациях отрасли индивидуальных инструкций по делопроизводству, то она является примерной. Если же такая инструкция должна использоваться организациями непосредственно в практической деятельности, то она может быть определена как типовая.

Подготовке проекта Инструкции предшествуют:

  • — изучение действующего законодательства по вопросам деятельности организации, информатизации, делопроизводства и архивного дела;
  • — анализ состояния документационного обеспечения управления в организации;
  • — выявление и систематизация положений всех организационно-распорядительных документов организации, касающихся делопроизводства;
  • — анализ ранее действовавших в организации инструктивных материалов по делопроизводству;
  • — изучение инструкций по делопроизводству, применяемых в других организациях.

Инструкция подразделяется на разделы и подразделы. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты с буквенной или цифровой нумерацией. Таблицы, схемы и другие материалы иллюстративного характера, как правило, оформляются в виде приложений, а соответствующие пункты Инструкции должны иметь ссылки на эти приложения.

Состав и содержание Инструкции, выделение в ней разделов и подразделов зависят от целого ряда факторов (структуры и численности аппарата управления, порядка прохождения документов, наличия обособленных участков работы, применяемых технических средств). Так, при использовании в организации соответствующих технологий в Инструкцию могут быть включены такие разделы (подразделы), как «Передача информации по каналам факсимильной и телексной связи», «Звукозапись мероприятий», «Использование электронной почты» и др. В том случае, если организация активно работает с зарубежными партнерами, в Инструкцию включается раздел «Оформление документов, направляемых за рубеж».

К числу обязательных разделов Инструкции можно отнести следующие:

  • · Общие положения;
  • · Подготовка и оформление документов;
  • · Организация документооборота и исполнения документов;
  • · Контроль исполнения документов;
  • · Формирование дел и хранение документов.

Следует отметить, что указанные разделы лишь схематично отображают структуру Инструкции. Обычно инструкции по делопроизводству содержат от 5 до 15 разделов. В конечном итоге, деление на разделы и подразделы носит достаточно формальный характер. Важно обязательно включить в Инструкцию все существенные положения, касающиеся работы с документами.

Начинается инструкция по делопроизводству, как и рассмотренные уже другие виды организационных документов — положение и должностная инструкция, с раздела «Общие положения». В нём должно быть указано, что инструкция устанавливает единую систему делопроизводства и обязательна для всех работников учреждения, фирмы. Специальный пункт посвящается перечислению нормативных документов, на основе которых она составлена. В этом разделе указывается также, на кого возложено руководство делопроизводством в организации в целом и в структурных подразделениях.

Разделы по обработке документов пишутся с учётом технологии, принятой в конкретной организации: традиционная или компьютеризированная. Все этапы работы с документами присутствуют как при традиционной технологии, так и автоматизированной, но они различаются по характеру выполняемых операций.

Например: раздел «Информационно-справочная работа» в автоматизированной системе может выглядеть так:

  • 1.1 В процессе регистрации создается база данных для информационно-справочной работы по документам организации.
  • 1.2 Поиск документа может осуществляться по любому признаку (полю), заполненному в регистрационной карточке.
  • 1.4 При поиске документов может указываться:
    • — Входящие, исходящие, внутренние документы (поиск может вестись как отдельно по каждой категории, так и по всем трем группам документов)
    • — Вид документа (письмо, приказ, договор и т.п.);
    • — Приблизительные хронологические рамки поиска (по дате поступления, а для внутренних — подписания документа);
    • — Регион, по которому ведется поиск (страна, область);
    • — Организация (корреспондент/адресат);
  • 1.5 При поиске сведений по конкретному документу может непосредственно задаваться его номер;
  • 1.6 При выдаче информации по конкретному документу на экран выводится и при необходимости распечатывается регистрационная форма. При поиске группы документов результаты поиска выводятся на экран и распечатываются в табличной форме.

К инструкции даются приложения и чем их больше, тем инструкция нагляднее. Это обычно:

  • — образцы оформления наиболее распространённых видов документов (приказа, распоряжения, протокола, акта, письма, телеграммы, телефонограммы и т.д.);
  • — формы (регистрационной карточки, номенклатуры дел, листа-заверителя дела, обложки дела, описей, акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению и др.);
  • — списки (перечни) документов (не подлежащих регистрации, подлежащих утверждению, документов, на которые ставится печать и т.д.).

Инструкция по делопроизводству, также как и Правила подготовки и оформления документов, если они выделены в самостоятельный документ, утверждаются. Чаще всего они утверждаются приказом руководителя организации, в котором указывается, с какого числа они вводятся в действие и перечисляются те мероприятия, которые служба делопроизводства должна произвести для их внедрения. Например:

  • 1 Организовать ведение делопроизводства в соответствии с требованиями Инструкции.
  • 2 Обеспечить оказание методической помощи подразделениям по внедрению Инструкции по ведению делопроизводства.
  • 3 Организовать обучение сотрудников правилам оформления документов в соответствии с требованиями1
  • 4 Отделу информационных технологий обеспечить обучение сотрудников работе с новым программным обеспечением и т.д.

Инструкция должна быть в каждом структурном подразделении и каждый работник организации должен быть ознакомлен с ней под расписку.

Положение о службе делопроизводства, должностные инструкции, в которых распределены все функции службы делопроизводства между конкретными исполнителями и инструкция по делопроизводству — основные документы, определяющие организацию делопроизводственного обслуживания в учреждении.

Структура текста инструкции по делопроизводству не регламентирована нормативно-методическими документами межотраслевого действия. Обычно инструкция включает общие положения, тематические разделы и приложения.

В разделе «Общие положения» устанавливают:

  • · сферу распространения инструкции (например, «инструкция распространяется на все документы организации», «инструкция распространяется на все документы, кроме конфиденциальных» и др.);
  • · ответственность за ее несоблюдение;
  • · подразделение, которое отвечает за единый порядок документирования и организацию работы с документами в организации (фирме) и в структурных подразделениях;
  • · нормативно-методическую базу.

Тематические разделы, как правило, начинаются с раздела «Правила составления и оформления документов», где определяются:

  • · виды и разновидности документов, используемые для документирования распорядительной, организационной, информационной деятельности;
  • · общие правила подготовки и оформления документов;
  • · правила подготовки отдельных видов распорядительных документов, включая порядок визирования, согласования, утверждения и подписания;
  • · порядок изготовления и размножения документов;
  • · правила оформления и заверения копий и приложений;
  • · порядок использования и хранения бланков, печатей, штампов;
  • · порядок работы исполнителей с документами.

Содержание этого раздела может быть значительно расширено за счет включения правил подготовки документов коллегиального органа, а также документов заместителей руководителя.

Раздел «Документооборот» включает:

  • · порядок приема, обработки, распределения входящих документов;
  • · правила их транспортировки и передачи из одного структурного подразделения в другое;
  • · основные инстанции движения документов;
  • · порядок подготовки и отправки исходящих документов;
  • · порядок учета объема документооборота.

В разделе «Регистрация документов» устанавливается:

  • · порядок регистрации входящих, исходящих и внутренних документов;
  • · сроки, формы и методы регистрации;
  • · правила индексации документов.

Раздел «Организация справочной работы» (ИПС) закрепляет:

  • · принципы построения информационно-справочной работы в организации (фирме);
  • · включает описание справочных массивов (справочных картотек, электронной базы данных и др.);
  • · порядок систематизации и классификации справочной информации;
  • · технологию информационно-поисковой работы.

В разделе инструкции по делопроизводству «Контроль за исполнением документов» устанавливаются:

  • · категории документов, подлежащих обязательному контролю;
  • · порядок их постановки на контроль;
  • · технология контроля (формы контрольных карточек, применение отметок на документах и др.);
  • · обязанности исполнителей;
  • · типовые сроки исполнения;
  • · порядок обобщения данных по контролю за исполнением документов;
  • · порядок информирования руководителей об исполнительской дисциплине.

Раздел «Оперативное хранение документов» содержит:

  • · правила хранения документов в службе делопроизводства и в структурных подразделениях организации (фирмы);
  • · устанавливает ответственность определенных должностных лиц за сохранность документов;
  • · правила формирования в дела отдельных категорий документов;
  • · порядок разработки и использования номенклатуры дел;
  • · порядок систематизации и индексации дел.

В раздел «Подготовка документов к сдаче в архив» включают:

  • · порядок проведения экспертизы (отбора документов для хранения и уничтожения);
  • · правила подготовки дел к хранению;
  • · требования к описанию и оформлению дел;
  • · порядок передачи дел в архив.

Состав тематических разделов может изменяться и дополняться в зависимости от условий работы и принятой технологии. В инструкции по делопроизводству могут быть разделы по работе с обращениями граждан, с документами с ограниченной сферой распространения (ДСП), по техническому обеспечению подготовки документов (печатание, звукозапись, стенография, факсимильная связь и т.д.).

К инструкции по делопроизводству обычно составляют приложения, которые должны содержать максимум справочно-иллюстративного материала, систематизированного в порядке расположения разделов. В приложения помещают схемы документопотоков, оттиски печатей и штампов, образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры оформления отдельных видов документов, перечни контролируемых документов, формы их учета, формы номенклатуры дел и др.

Инструкции. Правила их составления и оформления

Инструкция в управленческой деятельности (от лат instructio — наставление, устройство) — это правовой акт, издаваемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, служб, должностных лиц и граждан.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов.

Инструкция оформляется на общем бланк организации. Титульный лист включает в себя следующие реквизиты:

· наименование организации,

· наименование вида документа,

· место и год издания.

В заголовке к инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются её требования, например: ИНСТРУКЦИЯ по документационному обеспечению управления

Текст инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и разделяемых на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В тексте Инструкции используются слова: должен, следует, необходимо, не допускается, запрещается и т.п.

Инструкция подписывается руководителем структурного подразделения, разработавшим её. Утверждается инструкция специальным распорядительным актом или непосредственно руководителем организации.

На инструкции может быть сделана пометка о том, что она является приложением к распорядительному документу. При утверждении инструкции распорядительным документом (приказом, распоряжением) в нем устанавливается срок введения инструкции, перечисляются необходимые организационные мероприятия, указываются ответственные исполнители. Если срок введения инструкции в тексте распорядительного документа не указан, им считается день подписания и регистрации документа.

Разновидностями инструкции являются инструкция по делопроизводству (документационному обеспечению управления) и должностная инструкция.

Инструкция по делопроизводству (ДОУ) — это правовой акт, регламентирующий правила, приемы, процессы создания документов, технологию работы с документами. Иными, словами, инструкция закрепляет систему делопроизводства, сложившуюся в организации. Для эффективной работы службы ДОУ и всех подразделений организации, для четкого понимания и представления всех этапов работы с документами в каждой организации должна быть составлена инструкция по делопроизводству с учетом специфики ее деятельности (9).

Разрабатывается Инструкция на основе соответствующих законодательных актов РФ, общегосударственных нормативных документов: Основных правил работы ведомственных архивов, государственных стандартов на унифицированные системы документации, нормативно-методических материалов Росархива, ведомственных правил. В настоящее время ведомства сами составляют типовые инструкции по делопроизводству в целом или по какой-либо его части для всей группы однородных предприятий или учреждений отрасли.

Инструкции по ДОУ делятся на типовые, примерные, индивидуальные.

Типовые инструкции разрабатываются для подведомственных однотипных учреждений министерствами и ведомствами определенных отраслей народного хозяйства.

Примерная инструкция составляется с учетом требований типовой инструкции, но без учета особенностей конкретной организации.

На основе типовой и примерной инструкций организация разрабатывает индивидуальные инструкции применительно к условиям своей деятельности.

Инструкция должна включать общие положения, тематические разделы, приложения.

В разделе Общие положенияпрежде всего устанавливается сфера распространения Инструкции (например, «Инструкция распространяется на все документы», «…на административные документы», «…кроме конфиденциальных документов» и пр.). В общих положениях должна быть установлена ответственность за несоблюдение положений Инструкции.

Основная часть Инструкции состоит из двух тематических разделов: «Документирование» и «Организация работы с документами».

В разделе Документированиеопределяются:

· вопросы деятельности организации, которые подлежат обязательному документированию;

· виды документов, используемых для документирования организационной, распорядительной, информационно-справочной деятельности;

· общие правила документирования;

· правила подготовки отдельных видов документов, включая порядок визирования, согласования, подписания и утверждения;

· порядок изготовления и размножения документов;

· правила оформления и заверения копий и приложений;

· порядок использования и хранения бланков, печатей и штампов;

· порядок работы исполнителей с документами.

В разделе Организация работы с документами устанавливаются:

· порядок приема, обработки и распределения входящих документов;

· порядок передачи документов внутри организации;

· порядок подготовки, обработки исходящих документов;

· порядок учета количества документов;

· общие правила регистрации входящих, исходящих и внутренних документов;

· характеристика форм регистрации;

· описание принятой технологии и порядок индексации документов;

· принципы построения информационно-справочной работы в организации;

· порядок систематизации и классификации справочной информации;

· порядок постановки на контроль;

· технология контроля;

· типовые сроки исполнения;

· общие правила хранения документов в службе ДОУ и в структурных подразделениях;

· порядок составления номенклатуры дел организации;

· правила формирования в дела отдельных категорий документов;

· порядок систематизации и индексации отдельных категорий документов;

· организация проведения экспертизы научной и практической ценности документов;

· правила оформления дел для передачи на хранение;

· требования к описанию документов постоянного и временного хранения;

· порядок передачи дел в архив учреждения.

Приложенияк инструкциидолжны содержать максимум справочно-иллюстративного материала. В приложениях должны быть обязательно помещены:

· схемы документопотоков;

· оттиски печатей и штампов;

· образцы бланков;

· образцы заполнения форм документов;

· перечень документов, не подлежащих регистрации;

· перечень категорий документов, подлежащих обязательному контролю;

· формы номенклатуры дел и др.

Таким образом, Инструкция должна отражать весь процесс работы с документами, все технологические операции в их логической последовательности.

Подготовку Инструкции осуществляет служба ДОУ при участии архива, юридической службы. Подписанная руководителем службы делопроизводства Инструкция утверждается руководителем организации и вводится в действие его приказом, после чего рассылается во все структурные подразделения для использования в работе.

Должностная инструкция- это организационно-правовой документ, в котором четко определяются место и значение конкретной должности в структуре предприятия, содержится полный перечень присущих ей трудовых функций, форм и сроков отчетности, условия оплаты труда, а также оговаривается объем прав и ответственности работника, занимающего данную конкретную должность (10).

Правильно составленные должностные инструкции позволяют каждому работнику четко представить себе круг должностных обязанностей, необходимые внутри- и внеорганизационные функциональные связи, помогают им более эффективно планировать рабочее время, способствуют более равномерному распределению нагрузки между работниками подразделения.

В масштабах всей организации должностные инструкции служат для рационального распределения полномочий и ответственности среди всего персонала, ликвидации дублирования работ. Они используются при определении критериев оценки результативности труда (аттестации) работников, для разработки систем продвижения по службе и программ развития персонала. В них содержится четкая информация, необходимая для эффективного отбора претендентов на ту или иную должность.

Как нормативно-правовой документ, должностные инструкции служат основанием для пересмотра штатного расписания, разрешения трудовых и производственных конфликтов, определения правомерности тех или иных форм административных взысканий и т.п.

Должностная инструкция разрабатывается на каждую должность, предусмотренную штатным расписанием. Если в подразделении несколько одинаковых должностей и при этом работники, занимающие эти должности, выполняют одинаковые функции, то разрабатывается одна должностная инструкция.

Если работники, занимающие одинаковые должности, выполняют различные обязанности, необходимо несколько должностных инструкций, в каждой из которых будет закреплен круг должностных обязанностей, соответствующий их фактическому распределению между работниками.

Фактическое распределение обязанностей отражается в самом тексте должностной инструкции, а также может быть отражено в заголовке, например: Должностная инструкция секретаря руководителя; … секретаря приемной.

В должностной инструкции должна быть оформлена виза ознакомления с документом тех работников, на чью деятельность распространяется ее действие.

Структура и содержание должностной инструкции в настоящее время жестко не регламентируются, что позволяет создавать ее индивидуально для каждого предприятия с учетом его специфики.

Должностная инструкция может состоять их следующих разделов:

1) «Общие положения» — указывается наименование должности с обозначением структурного подразделения в соответствии со штатным расписанием; кому непосредственно подчиняется работник; порядок назначения на должность и освобождения от занимаемой должности; перечень нормативных, методических и других документов, которыми руководствуется работник, занимающий данную должность; квалификационные требования к работнику (уровень образования, навыки, стаж работы); требования к специальным знаниям и навыкам.

2) «Функции» — определяется основное назначение должности. Функции работника всегда формулируются как перечень видов работ или решаемых вопросов. Именно функции работника определяют состав должностных обязанностей. Раздел «Функции» можно не включать в должностную инструкцию, если в разделе «Общие положения» сформулировано общее назначение должности.

3) «Должностные обязанности» — устанавливается конкретное содержание деятельности работника: перечисляются виды работ, выполняемые работником на данной должности, характер выполняемых действий («руководит», «подготавливает», «утверждает», «рассматривает», «выполняет», «обеспечивает» и т.п.).

Этот разделможет представлять собой перечень конкретных операций, выполняемых работником при реализации возложенных на него функций. Например, если в функции работника входит «контроль исполнения документов», то обязанностями, соответственно, будут:

· постановка документов на контроль,

· контроль за ходом исполнения документов,

· снятие документов с контроля,

· анализ исполнительской дисциплины,

· информирование руководства о результатах исполнения документов.

4) «Права» — устанавливаются полномочия работника, обеспечивающие выполнение возложенных на него обязанностей:

· право принимать решения на этапе предварительного рассмотрения документов (перечисление вопросов, которые он может решать самостоятельно);

· право давать указания по конкретным вопросам;

· право самостоятельно подписывать документы в рамках предоставленной ему компетенции;

· право обращаться к руководителю с предложениями;

· право представительствовать от имени подразделения или учреждения в других организациях;

· право участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его ведению;

· право требовать выполнения определенных действий от других работников,

· право визировать определенных видов документов;

· право возвращать документов на доработку;

· право на получение необходимой для работы информации (статистической, экономической и др.), в том числе и конфиденциальной;

· право доступа к нормативным документам; к информационному фонду организации, архиву, электронным базам данных;

· право получения необходимые периодические издания;

· право пользоваться и иметь в распоряжении словари, справочники, компьютерные программы-переводчики и т.д.

В необходимых случаях в текст раздела можно внести универсальные права, общие для всех работников (а не только права по должности):

· право на все виды установленной компенсации за свой трудовой вклад;

· право на комфортные условия;

· право на повышение квалификации;

· право на максимальную реализацию своих профессиональных потребностей.

Четкая формулировка прав работника позволяет сформулировать его ответственность, которая выделяется в отдельный раздел.

5) «Ответственность» -определяются критерии оценки работы и меры персональной ответственности работника.

Ответственность работника определяется в соответствии с действующим законодательством и может быть дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.

В данном разделе формулируются содержание и формы ответственности должностного лица за:

· непринятие своевременных мер или действий, относящихся к его обязанностям;

· несоблюдение технологий, закрепленных в нормативно-технических документах;

· нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных нормативами;

· отказ от применения передовых приемов работы и имеющихся технических средств;

· отказ выполнять письменные и устные распоряжения руководителя.

При составлении разделов «Права» и «Обязанности» главное — предоставить работнику права в том объеме, в каком это необходимо для выполнения должностных обязанностей. Типичная ошибка, допускаемая составителями должностных инструкций, — возложить на работника обязанности, но не предоставить ему права для их реализации. То же касается и ответственности. Права на осуществление тех или иных действий в первую очередь, необходимы при выполнении работы, связанной с другими работниками или основанной на результатах труда других работников.

6) «Взаимоотношения» — определяется порядок взаимодействия работника с другими структурными подразделениями и должностными лицами.

Раздел имеет координирующее значение и особенно важен для установления и регламентации связей между различными структурными подразделениями, установления их иерархии и взаимных обязательств.

7) В текст должностной инструкции может быть включен раздел «Условия оплаты труда», в котором указывается:

· какой должностной оклад устанавливается работнику в соответствии с контрактом или штатным расписанием;

· какие он может получать премии;

· какие он может получать надбавки;

· как ему можно повышать зарплату (при каких условиях и с какой периодичностью);

· может ли работник совмещать профессии (должности) и др.

8) В методической литературе предлагается завершать должностную инструкцию разделом «Оценка работы» (Показатели оценки работы), в котором могут быть закреплены как общие показатели оценки деятельности, так и конкретные, установленные непосредственным и вышестоящими руководителями, а также закрепленные во внутренних нормативных и технологических документах организации.

К числу общих показателей относятся:

· полнота реализации закрепленных за работником задач, должностных обязанностей и предоставленных прав;

· качество составления и оформления документов;

· отсутствие ошибок и служебных нарушений;

· отсутствие жалоб, претензий и нареканий со стороны руководителей;

· квалифицированное применение требований инструкции и других нормативных документов;

· своевременное выполнение должностных обязанностей, соблюдение сроков исполнения документов.

Должностная инструкция подписывается руководителем службы ДОУ, утверждается руководителем организации. Кроме того, работник обязан ознакомиться с должностной инструкцией под расписку. Виза ознакомления располагается ниже подписи руководителя службы ДОУ (разработчика должностной инструкции) и состоит из слов «С инструкцией ознакомлен(а)», подписи работника, его инициалов, фамилии и даты.

20.7. Регламент. Правила как вид организационного документа

Регламент — это правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа. Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами.

Регламент оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами являются:

· наименование организации,

· наименование коллегиального или совещательного органа,

· наименование вида документа,

· дата и номер документа,

· место составления,

· текст,

· подпись,

· гриф утверждения.

Регламенты утверждаются руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, а также согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой.

Правила(в форме множ. ч.) как вид организационного документа разрабатываются тогда, когда необходимо определить, как должна вестись работа, в какой последовательности.

По сфере применения правила можно разделить на

1) имеющие общее значение для всех отраслей, (правила по технике безопасности; основные правила работы архивов организации),

2) отраслевые, относящиеся только к одной отрасли (правила приема в высшие учебные заведения; правила бытового обслуживания населения).

Каждого работника, принятого в организацию, касаются Правила внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего распорядка- локальный нормативный акт, детально регламентирующий организацию повседневной деятельности учреждения, взаимные обязательства работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников, внутриобъектный режим и другие вопросы.

Содержание документа должно полностью отвечать нормам и требованиям Трудового кодекса РФ (ст. 189-190).

Документ оформляется на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается заместителем руководителя, утверждается руководителем организации.

Правила внутреннего трудового распорядка четко структурированы и содержат следующие разделы:

· общие положения,

· порядок приема, перевода и увольнения работников,

· основные обязанности работников,

· рабочее время и его использование,

· поощрения за успехи в работе,

· взыскания за нарушение административной и трудовой дисциплины.

С учетом специфики деятельности организации в Правила могут быть включены разделы «Внутриобъектный режим», «Организация работы» и др.

Кто должен разрабатывать инструкции по охране труда?

Столкнулся с тем, что руководители служб и подразделений не желают разрабатывать и подписывать разработанные службой охраны труда ИОТ. Пришлось разъяснять. Прилагаю комментарии, может кому пригодятся.
Кто именно — инженер (специалист) по охране труда или руководители соответствующих структурных подразделений предприятия — должен разрабатывать инструкции по охране труда для работников?
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.
Согласно п.п. 1, 2, 3 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004, (далее — Методических рекомендаций по разработке инструкций), инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом положений ст. 212 ТК РФ исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда*(1) (а при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.
Работодатель при этом обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников (п. 4 Методических рекомендаций по разработке инструкций).
В соответствии с разделом III Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08 февраля 2000 г. N 14 (далее — Рекомендации), к функциям службы охраны труда в том числе относятся:
— составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
— оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.
Из Рекомендаций следует, что служба охраны труда, в частности инженер по охране труда, не разрабатывает и не пересматривает инструкции по охране труда, а лишь оказывает методическую помощь руководителям подразделений, которые, в свою очередь, и разрабатывают соответствующие инструкции.
Кроме того, в приложении 1 Методических рекомендаций по разработке инструкций в примечании указано, что на оборотной стороне инструкции по охране труда рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц (смотрите также приложение N 8 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80).
Соответственно, можно сделать вывод, что руководитель (специалист) службы охраны труда визирует инструкцию по охране труда, но не разрабатывает ее.
Отметим, что в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.05.2013 N 205 должность «инженер по охране труда» исключена из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее — Справочник). С 1 июля 2013 года (п. 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 559н) применяется раздел Справочника «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», в котором предусмотрены должности «руководитель службы охраны труда» и «специалист по охране труда».
При этом согласно этому документу «руководитель службы охраны труда» и «специалист по охране труда» лишь оказывают методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда; иными словами, должностные обязанности этих специалистов также не включают в себя обязанности именно по разработке инструкций по охране труда.
Нормативно-правовой акт, возлагающий обязанности по разработке инструкции по охране труда на конкретное лицо (работника по конкретной должности), нами не обнаружен. В то же время нормативно-правовые акты, устанавливающие отраслевые правила по охране труда, предусматривают, что инструкции по охране труда для работников должны разрабатываться руководителями соответствующих структурных подразделений организации при участии (методическая и организационная помощь и содействие) службы охраны труда организации и утверждаться приказом работодателя по согласованию с профсоюзным органом либо иным уполномоченным работниками представительным органом. Смотрите, например, п. 4.4 постановления Госстроя РФ от 8 января 2003 г. N 2 «О Своде правил «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда»; п. 3.12 приказа Минздрава РФ от 29 апреля 1997 г. N 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации»; п. 1.1.5 постановления Минтруда РФ от 16 августа 2002 г. N 61 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства»; п.п. 1.17, 1.5.1 и 1.5.2 Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98 (утверждены постановлением Минтруда РФ от 20 марта 1998 г. N 16) и др.
Из перечисленных документов можно сделать вывод, что трудовая функция*(2) инженера (специалиста) по охране труда не предусматривает исполнения такой трудовой обязанности как разработка инструкций по охране труда работников.
Полагаем, что обязанности по разработке инструкций по охране труда целесообразно возложить на руководителей подразделений организаций, поскольку именно эти специалисты лучше всех владеют информацией о фактических условиях труда конкретных работников и несут персональную ответственность за состояние охраны труда в своем структурном подразделении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
ГАРАНТ.РУ:

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *