СЗЗ, что это?

Содержание

Что такое проект СЗЗ

Основанием для разработки проекта СЗЗ являются следующие нормативные документы:

Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и другими действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

При оформлении проекта СЗЗ и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы и документации (материалов) по установлению размеров санитарно-защитных зон предприятий, промышленных объектов и производств, групп промышленных объектов и производств, сооружений используются понятия, установленные федеральным законодательством и санитарными нормами и правилами:

  • СЗЗ — территория, ширина которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническим нормативом, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническим нормативом, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
  • Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы промышленной площадки до ее внешней границы в заданном направлении. Граница санитарно-защитной зоны предприятия на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и другие) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками. Размеры и границы санитарно-защитной зоны предприятия определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
  • Санитарный разрыв — расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия (загрязнения), уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов и/или величин приемлемого риска для здоровья населения.
  • Источники воздействия (загрязнения) на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) — объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
  • Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны — размер СЗЗ установленный для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов.
  • Разработка санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов — осуществляется последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
  • Проект СЗЗ реализуется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта, производства и сооружения и/или группы промышленных объектов и производств.

Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает полный перечень услуг при разработке проекта санитарно-защитной зоны предприятия и документации (материалов) по установлению размеров СЗЗ и выполняет следующие работы:

1-й этап: Разработка проекта СЗЗ и его согласование в территориальном Управлении Роспотребнадзора

  • Выявление источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду, организация проведения натурных измерений, необходимых для проведения расчетов рассеивания загрязняющих веществ и расчетов уровней шума;
  • Получение необходимой справочной информации по фоновым загрязнениям территории, ситуационного плана расположения объекта, перспективе развития прилегающей территории; изучение тома ПДВ (при наличии);
  • Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха с использованием программных расчетов;
  • Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия по фактору акустического воздействия и другим видам неионизирующих излучений;
  • Оформление графических материалов с нанесением интегральных границ СЗЗ по всем факторам неблагоприятного воздействия с учетом перспективного развития прилегающей территории;
  • Разработка раздела «Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны»;
  • Разработка необходимых шумозащитных и воздухоохранных мероприятий для достижения уровней химического, биологического физических воздействий до ПДК и ПДУ;
  • Разработка мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ и режиму ее использования.

Обращаем Ваше внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ (Раздел 4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

2-й этап: Утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора

Проведение натурных измерений атмосферного воздуха, уровней шума, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ для объективного доказательства достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ.

  • Консультации при проведении санитарно-технических мероприятий по снижению техногенного воздействия предприятия на среду обитания (оборудование газоочистных установок, шумозащитных экранов, реконструкция вентиляционных систем и т.д.), если необходимость таковых определена на 1-м этапе;
  • Составление технического отчета по результатам проведенных исследований и санитарно-технических мероприятий;
  • Получение санитарно-эпидемиологического заключения по установлению границ СЗЗ в территориальном отделе Управления Роспотребназдора.

После утверждения расчетных границ СЗЗ проектные материалы представляются в муниципальные и территориальные управления архитектуры для утверждения границ санитарно-защитной зоны в качестве линий градостроительного регулирования (генплан, схемы районной планировки и др.).

Для промышленных объектов и производств I и II класса опасности установление размеров СЗЗ осуществляется постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации на основании:

  • Предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
  • Оценки риска здоровью населения, проживающего в зоне влияния предприятия.

При выполнении проектов санитарно-защитных зон следует также руководствоваться следующими терминами и установленными требованиями разработки.

Производственная зона (промузел) – специально выделенная в градостроительной документации или исторически сложившаяся территория размещения промышленных предприятий и иных объектов.

Группа предприятий — несколько близко расположенных промышленных предприятий, не имеющих объектов общего пользования, ориентировочные санитарно-защитные зоны которых накладываются друг на друга.

Единая санитарно защитная зона — санитарно защитная зона производственной зоны или группы промышленных предприятий, обоснованная с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

Оценка риска для здоровья – это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.

Санитарно защитная зона устанавливается для объектов, являющихся источниками физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания.

Санитарно защитная зона не разрабатывается для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей, гаражей, автостоянок (паркингов) , для данных объектов устанавливаются санитарные разрывы.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, наземных гаражей-стоянок и паркингов закрытого типа санитарный разрыв устанавливается расчетным путем. Не требуется разработка проектов санитарно защитных зон для открытых автостоянок и паркингов, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект расчетного (предварительного) размера СЗЗ.

Проекты санитарно защитных зон разрабатываются для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию. Санитарно защитная зона устанавливается как для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении и закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию, так и для арендных предприятий, оформленных в соответствии с установленными требованиями.

Граница санитарного разрыва подтверждается данными натурных исследований и измерений в том случае, если размеры санитарных разрывов от объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, не включены в санитарную классификацию предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Новая редакция») и обосновываются расчетным путем.

Границы ориентировочных и расчетных санитарно защитных зон каждого объекта и единая граница санитарно защитных зон группы предприятий (единые санитарно защитные зоны), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).

В случае отсутствия применяемой технологии (производства) в действующей классификации, размер санитарно защитной зоны устанавливается на основе результатов сводного расчета прогнозируемого уровня загрязнения атмосферного воздуха, расчета уровней физических воздействий расчетов риска для здоровья населения (для объектов, для которых в ходе расчетов загрязнения атмосферного воздуха и расчета уровней физических воздействий обоснована возможность отнесения объекта к I-II классу и данных натурных наблюдений.

Для действующих промышленных и иных объектов и производств (которые необходимо обустраивать санитарно защитными зонами) в ходе согласования и утверждения границ санитарно защитных зон в учреждения Роспотребнадзора представляются: проектные материалы обоснования расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта с пояснительной запиской, расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, акустическими расчетами, расчетами риска для здоровья населения (для объектов I-II класса опасности), программой мониторинга, планом предлагаемых мероприятий (при необходимости), а также отчет для установления окончательных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта.

Отчет для установления окончательных размеров санитарно защитной зоны должен содержать: пояснительную записку, протоколы натурных исследований и измерений, отчет о выполнении мероприятий, рекомендованных в проекте, санитарно-эпидемиологическое заключение по расчетной границе и др. материалы.

В случае, если за период выполнения натурных исследований и измерений произошли изменения в мощности, технологическом процессе, составе предприятий-арендаторов и др., установление окончательного размера санитарно защитной зоны возможно только после корректировки расчетных границ и ее размеров.

Разработку проектов санитарно защитных зон для действующих и проектируемых объектов, являющихся источником вредного воздействия на среду обитания, а также для вновь строящихся, реконструируемых объектов осуществляют в следующей последовательности:

  • разработка предпроектных предложений (включая этап инвестиционных предложений) и проектной документации на реконструкцию и новое строительство с обоснованием расчетной санитарно защитной зоны;
  • подтверждение проектных (расчетных) размеров данными натурных наблюдений;
  • утверждение расчетных границ для отдельного проекта или группы предприятий.

Документация по организации санитарно защитных зон для проектируемых объектов представляется самостоятельным разделом в составе проектной документации об использовании земельного участка под новое строительство и реконструкцию, а для действующих объектов – отдельным проектом. При разработке градостроительной документации (генеральный план, проект планировки территории и др.) должны быть учтены границы СЗЗ предприятий и иных объектов в соответствии с классификацией и Решением главного государственного санитарного врача РФ для предприятий I–II класса, главного государственного санитарного врача субъекта РФ – для предприятий III-IV-V классов.

Предпроектные материалы должны содержать сведения о характеристике объекта как источнике загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (мощность с учетом перспективы развития, перечень и количественная характеристика загрязняющих веществ, источники физических воздействий, прогнозные расчеты загрязнения химическими, биологическими веществами и уровней физических факторов, определяющих размер и расчетную границу СЗЗ), его месте в санитарной классификации, градостроительной ситуации в границах нормативной и предлагаемой расчетной границы с указанием функционального назначения прилегающих объектов территории.

На этом этапе допускается выполнение прогнозных расчетов с обобщением источников выбросов, что на следующих этапах требует уточнения.

Проектная документация должна содержать сведения о характеристике объекта как источника загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (мощность с учетом перспективы развития, перечень и количественная характеристика загрязняющих веществ, источники физических воздействий, прогнозные расчеты загрязнения химическими, биологическими веществами и уровней физических факторов, определяющих размер и расчетную границу санитарно защитной зоны), его месте в санитарной классификации, градостроительной ситуации в границах ориентировочной и предлагаемой расчетной СЗЗ с указанием функционального назначения прилегающих объектов территории.

При проведении санэпидэкспертизы проектной документации в первую очередь оценивается:

  • функциональное назначение территории или объекта;
  • наличие ПДК (ОБУВ) для всех выбрасываемых веществ;
  • полнота выполнения прогнозных расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ с учетом эффекта суммации и фонового загрязнения;
  • расчеты уровней физических воздействий (шум), ЭМП (для передающих радиотехнических объектов);
  • при наличии источников вибрации – на основании натурных измерений вибрации, т.к.методик расчета уровней вибрации не существует.

В составе проекта обоснования санитарно защитной зоны представляются следующие материалы:

  • характеристика прилегающей территории, анализ ее функционального использования на существующее положение и перспективу, наличие и функциональное назначение соседствующих объектов;
  • описание технологического процесса с определением гигиенически значимых: источников шума с указанием их характеристик (мощность, частота оборотов, уровни создаваемого шума, его характеристика и т.д.); источников выбросов ЗВ, с указанием их характеристик. (мощность, объем и перечень ЗВ и т.д.) на существующее положение и перспективу, заверенный подписью руководителя предприятия;
  • описание особенностей основных технологических процессов и установленного оборудования (в том числе пылегазоочистного оборудования); качественного и количественного состава исходных сырья, материалов, готовой продукции, соединений и полупродуктов, образующихся в производстве;
  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и уровней физических воздействий с обоснованием их эффективности, сроки их реализации, заверенный подписью руководителя предприятия;
  • обоснование класса по санитарной классификации, санитарно защитная зона предприятия и ее величина в соответствии с действующей классификацией с нанесением границ санитарно защитных зон, существующей и перспективной застройки на картографические материалы, выполненных в масштабе 1:2000;
  • данные об источниках выбросов загрязняющих веществ, источниках шума, ЭМИ, вибрации;
  • значения расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ в зоне влияния выбросов объекта на существующее положение и перспективу с учетом выбросов соседствующих объектов или фоновых концентраций, выданных в установленном порядке;
  • результаты оценки уровней физических воздействий (расчетные- для фактора шума и электромагнитных излучений радиочастотного диапазона и данные натурных измерений вибрации, инфразвука и электромагнитных излучений — физических факторов, на которые отсутствуют согласованные методики расчета);
  • результаты имеющихся натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха, уровней физических факторов воздействия (предоставление не является обязательным) и оценки риска здоровью населения для предприятий I — II класса;
  • определение единой санитарно-защитной зоны;
  • санитарно защитная зона и обоснование ее достаточности;
  • описание предлагаемых границ или единая санитарно защитная зона по румбам;
  • перечень и описание объектов, расположенных в предлагаемых границах и тех, которые подлежат выводу за пределы санитарно-защитной зоны;
  • санитарно защитная зона и мероприятия по ее организации;
  • программа натурных наблюдений за качеством атмосферного воздуха и уровней воздействия физических факторов на границе предлагаемой СЗЗ или за ее пределами.

В составе проекта наряду с пояснительной запиской представляются графические материалы в следующем объеме:

  • ситуационный план в масштабе 1:2000 с описанием функционального назначения объектов, прилегающих к территории, с нанесенными границами ориентировочной и расчетной санитарно защитной зоны по румбам;
  • генеральный план объекта с нанесением источников выбросов загрязняющих веществ (со спецификацией); номера источников на схеме должны совпадать с нумерацией на листинге расчетов;
  • схема размещения источников шума, вибрации, ЭМП, зоны их воздействия, спецификация;
  • схема планировочной организации санитарно защитной зоны;
  • схема размещения точек контроля при проведении натурных наблюдений.

Графические материалы следует представлять в масштабе 1: 2 000. В зависимости от площади объекта (объектов) возможно использование масштабов М 1: 5 000, М 1: 10 000).

При экспертизе проектных материалов оценивается:

  • перспективное использование прилегающей к объекту территории в соответствии с утвержденной градостроительной документацией для оценки возможности и контроля организации предлагаемой санитарно защитной зоны и выбора критериев оценки качества среды обитания;
  • необходимость и обоснованность разработки проекта для отдельного объекта или единого проекта при наличии соседствующих предприятий . Оценка перечня объектов, включаемых в проект санитарно защитной зоны и перечня приоритетных загрязняющих веществ, определяющих внешнюю границу этой зоны, целесообразно проводить на основании идентификации опасности загрязняющих веществ. В качестве исходной информации используется утвержденный проект нормативов ПДВ (ВСВ) и/или разрешение на выброс загрязняющих веществ;
  • соответствие выполненных прогнозных расчетов (полнота учета и достоверность параметров источников выбросов на основании материалов инвентаризации источников выбросов, включая те, для которых на начальном этапе не были разработаны нормативные показатели; учет эффекта суммирования и потенцирования биологического действия, фонового загрязнения и др.) требованиям нормативных документов. В проекте обоснования СЗЗ должны быть представлены детальные расчеты прогнозируемых уровней загрязнения атмосферного воздуха с учетом размещения источников выбросов на промышленной площадке объекта;
  • соответствие выполненных прогнозных расчетов шума (полнота учета и достоверность параметров источников шума на основании материалов инвентаризации источников требованиям нормативных документов). В проектных материалах должны быть представлены детальные расчеты прогнозируемых уровней шума с учетом размещения источников на промышленной площадке объекта;
  • прогнозируемые уровни загрязнения атмосферного воздуха на границе зоны и за ее пределами, которые должны быть не выше 1 ПДК; — уровни загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий по данным имеющихся натурных наблюдений;
  • планировочная структура СЗЗ (перечень объектов и возможность их сохранения в расчетных границах), сроки подлежащих выводу по проекту объектов, которые не должны превышать сроки окончания строительства или реконструкции промышленного предприятия или объекта;
  • утвержденная руководителем предприятия программа (план-график) мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и уровней воздействия физических факторов с указанием срока их реализации и эффективности. При невозможности обеспечить нормативные уровни загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на границе санитарно защитной зоны и за ее пределами необходимо предусматривать вывод, перепрофилирование, сокращение объемов производства, вывод из эксплуатации отдельных производств и др. мероприятия;
  • сроки вывода населения и объектов (при необходимости);
  • результаты исследований неблагоприятного влияния хозяйственной деятельности на здоровье населения (материалы по оценке риска, эпидемиологические наблюдения), выполненные аккредитованной для этого вида работ организацией.

Утверждение расчетных границ проводится на основании результатов натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, уровнем физических воздействий объекта на среду обитания, а для предприятий I-II классов опасности и материалов изучения влияния указанных факторов на здоровье населения (материалов по оценке риска здоровью населения).

Проведение натурных исследований и измерений

Проведение натурных исследований и измерений осуществляется в соответствии с планом-графиком, который подлежит согласованию с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе проекта обоснования СЗЗ. Измерения шума и атмосферного воздуха осуществляют организации , аккредитованные в системе Росаккредитации.

Натурные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны проводятся в течение не менее годового периода с отбором проб в различные сезоны года.

Выбор точек для размещения стационарных постов наблюдений осуществляется с использованием современных методов анализа величин расчетных приземных концентраций:

  • на границе нормативной СЗЗ (для объектов, указанных в действующей классификации);
  • на границах предлагаемой СЗЗ и за ее пределами — в зонах, максимально приближенных к местам проживания населения;
  • для уточнения пространственного распространения загрязняющих веществ могут быть использованы результаты исследований снежного покрова.

Перечень загрязняющих веществ, требующих систематического наблюдения, определяется с учетом расчетных концентраций, а также степени опасности загрязняющих веществ для здоровья населения. В программу (план-график) должны быть включены специфические вещества, характерные для выбросов рассматриваемого объекта, определяющие размер СЗЗ, канцерогены, вещества I-II классов опасности.

Натурные измерения шума проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07:

  • на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских дошкольных учреждений и участках школ, территориях больниц и санаториев – не менее чем в трех точках, расположенных на ближайшей к источнику шума границе площадок (вне звуковой тени) на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхностей площадок;
  • на территории, прилегающей непосредственно к жилым домам и зданиям больниц, санаториев, детских дошкольных учреждений и школ – не менее чем в трех точках, расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на высоте 1,2-1,5 м от уровня поверхности территории и при, необходимости, на уровне середины окон. Окна зданий в этом случае должны быть закрыты.

Для высотных источников шума (ТЭЦ, РТС, КТС и др.) расчетные и натурные измерения уровней шума проводятся с учетом высоты жилых и общественных зданий на прилегающих к источнику шума территориях.

На жилой территории точки для проведения натурных измерений выбирают в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (нормируемые показатели).

Измерение шума на жилой территории не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с следует применять экран для защиты измерительного микрофона от ветра.Изменение относительной влажности воздуха в процессе измерений не должно изменяться более чем на 10%.

Установление величин санитарно защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов (ПРТО) осуществляется в соответствии с действующими санитарными нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методикам расчета интенсивности электромагнитного излучения.

При определении границ в санитарно защитной зоне необходимо учитывать распространение вибрационных низкочастотных горизонтальных колебаний и виброускорения, создаваемых компрессорным оборудованием и различными испытательными стендами.

Параметры вибрации в жилой застройке регламентируются и корректируются в соответствии с характером вибрации (постоянная, непостоянная) и временем воздействия (ночное, дневное).

Оценка риска для здоровья населения, проживающего в зоне влияния предприятий, сооружений и иных объектов.

При обосновании размеров единой санитарно защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или производственной зоны (промышленного узла), оценка риска для здоровья населения проводится с учетом выбросов всех предприятий расположенных на территории производственной зоны (промышленного узла) вне зависимости от класса опасности объекта.

Оценка риска для здоровья населения проводится на основе международно признанных и официально утвержденных в РФ критериев.

В случае, если размеры расчетных границ, полученные методом оценки риска превышают размеры, обоснованные гигиеническими нормативами, но не выходит за пределы ориентировочной СЗЗ, расчетную санитарно защитную зону корректируют с учетом результатов оценки риска для здоровья населения.

Сокращение санитарно-защитных зон для размещения жилья

✚ Сокращение санитарно-защитных зон для размещения жилья от специалистов компании «ЭкоЭксперт» с опытом работы более 13 лет.

В последнее время у девелоперов и застройщиков все чаще и чаще возникает желание разместить жилье в пределах санитарно-защитной зоны промышленных предприятий.

Скажем сразу, размещение жилья в пределах СЗЗ промышленного предприятия возможно. Но только при условии ее сокращения!

Стоит пояснить, что для каждого предприятия устанавливается класс опасности и размер СЗЗ не просто так, а для защиты населения от негативного воздействия от производства.

Владельцы земельных участков, вероятно, могут и не знать о термине «санитарно-защитная зона» и купить участок для строительства из-за низкой цены или рассчитывая легко снять ограничения в Роспотребнадзоре. Многие забывают, что понятия «госорган» и «легко» не всегда совместимы.

СЗЗ – расстояние от предприятия до жилья

Давайте разбираться, какая бывает СЗЗ и для чего она нужна.

Абсолютно все предприятия, имеющие какие-либо выбросы или оказывающие шумовое воздействие, должны разрабатывать проект СЗЗ.

Видов этого проекта три:

  • установление;
  • прекращение;
  • сокращение.

При разработке проекта определяется класс опасности предприятия согласно СанПиН, благодаря чему устанавливается размер СЗЗ данного предприятия.

Класс опасности Размер СЗЗ
I 1000 м
II 500 м
III 300 м
IV 100 м
V 50 м

Сокращение СЗЗ – по границе предприятия или по жилой зоне

Сейчас наше законодательство разрешает сокращение СЗЗ по границе жилой застройки и даже предприятия. При этом любое предприятие имеет проблемы от надзорных органов, когда в его нормативной СЗЗ располагается жилой дом.

Но даже если сократить санзону, риски остаются. Ведь от сокращения СЗЗ количество выбрасываемых веществ не сократится. Все равно пишутся жалобы, а это уже вероятность внеплановых проверок, что нехорошо для любого предприятия.

Тем не менее при правильном оформлении проекта СЗЗ и официальном установлении границ СЗЗ проблем с контролирующими органами можно избежать или свести их к минимуму. Ведь есть официальный документ, имеющий юридическую силу.

Пример документа смотрите ниже.

Фото 1. Решение об установлении СЗЗ: пример.

Данный документ Вы получаете в итоге нашей с Вами работы. С ним в руках можно смело выдохнуть и забыть про многие проблемы.

Кто должен платить за сокращение СЗЗ для размещения жилья

Бывают разные случаи.

Застройщик сам предлагает за свой счет сделать проект сокращения СЗЗ для предприятия. Выгоды застройщика понятны: построил, продал. Это очень удобно.

Но предприятию не стоит спешить радоваться, что поступило такое заманчивое предложение. Если предприятие соглашается, со временем у него за забором появляется человек, местный житель, которые пишет жалобы. Шум ли мешает, или вид из окна, или запах – повод найдется. Единственный способ правильно защититься – разработать проект СЗЗ.

Проект санитарно-защитной зоны как способ защиты расстоянием

Стоит задуматься, что при разработке проекта СЗЗ земля, которая попадет под СЗЗ, обременена предприятием, но за нее оно не платит. Кстати, готовится изменение в законодательстве, согласно которому за обременение санзоной нужно будет платить. Предприятию выгодно пока что оставить за собой большой участок территории, чтобы у него не оказалось жилья под боком. Это в каком-то плане не только защита населения от предприятия, но и защита предприятия от населения.

У Вас должен быть разработан проект СЗЗ, на него должно быть получено санитарно-эпидемиологическое заключение, решение об установлении СЗЗ. Данные по СЗЗ должны быть внесены в кадастр недвижимости. В этом случае Вам не страшен любой жалобщик.

Что делать застройщику для сокращения СЗЗ

Застройщика тоже можно понять. Россия велика, а земли, пригодной для строительства, нет. Застройщик имеет участок земли, на котором нарисованы сплошные обременения, зачастую уже не существующих или перепрофилированных предприятий. Каждое из них должно сокращать свою СЗЗ, для этого нужно договариваться со всеми ответственными лицами с данных предприятий.

В любом случае нужно очень четко оформить документы по СЗЗ, правильно их согласовать в Роспотребнадзоре, чтобы избежать в дальнейшем проблем.

Конечно, данная процедура проходит небыстро, так как для этого необходимо разрабатывать проект сокращения СЗЗ. В этом вопросе уже поможем мы. Команда профессионалов разработает всю экологическую документацию в кратчайшие сроки за вполне адекватную цену. В нашем портфолио с 2001 года более 50 проектов сокращения СЗЗ. ООО «Арт-Эм-Сервис», ООО «МТК-Авто», ООО «Научно-производственное объединение «Прибор» и многие другие остались более чем довольны нашей работой.

Будем рады сотрудничать!

Проходим согласование проекта санитарно-защитной зоны

Проектирование санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – лишь половина дела. Чтобы легализовать проект, требуется пройти процедуру согласования, которая включает в себя 3 стадии. Первые две связаны с согласованием расчётной санитарно-защитной зоны, выполненной с помощью математических методов и профильных программ. На третьей стадии устанавливается окончательная санитарно-защитная зона по итогам мониторинга фактически производимого загрязнения. Таким образом, имеем алгоритм действий:

  1. Согласование проекта СЗЗ в федеральном бюджетном учреждении здравоохранения (ФБУЗ) “Центр гигиены и эпидемиологии” по субъекту РФ (например, по Санкт-Петербургу или Ленинградской области).
  2. При положительном исходе предыдущего этапа санитарно-эпидемиологическая экспертиза передается на согласование в Роспотребнадзор по федеральному округу, к которому относится компания-соискатель.
  3. Третья стадия — согласование отчёта о подтверждении достаточности размера СЗЗ снова во ФБУЗ и Роспотребнадзоре по федеральному округу регистрации компании.

Согласование СЗЗ – процедура трудоёмкая и требует определённой юридической подготовки. Рассмотрим каждый этап более подробно.

Согласование проекта СЗЗ во ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии”


ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии” – госучреждение, подотчётное Роспотребнадзору. В его компетенции проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта вашей фирмы.
По итогам экспертизы заказчику выдаётся экспертное заключение о соответствии (или несоответствии) представленной документации ряду гигиенических нормативов, в частности, требуемому качеству окружающего воздуха и воздуха помещений. После получения экспертное заключение передаётся в Роспотребнадзор для дальнейшего согласования проекта.
ФБУЗ находится в каждом субъекте страны. В Санкт-Петербурге расположен по следующему адресу: ул. Малая садовая, 1; в Ленинградской области –по адресу: ул. Ольминского 27. Несколько филиалов находятся в районных центрах: Бокситогорск, Кингисепп, Выборг и прочие (более подробную информацию, в том числе о графике работы, ФБУЗ публикует на официальном сайте).
Для получения санитарно-эпидемиологической экспертизы компании необходимо сформировать и подать следующий пакет документов:

  • заявление на проведение экспертизы, заполненное по образцу и включающее сведения о реквизитах вашей компании (юридический адрес, расчётный счёт, банк, ИНН, КПП), о целях проведения экспертизы, о перечне прикладываемых документов;
  • исходно-разрешительную документацию (градостроительный и кадастровый планы земельного участка, договор аренды (или свидетельство на право собственности));
  • ситуационный план (в масштабе 1 к 2000), генеральный план (в масштабе 1 к 500) с обязательным представлением для обоих случаев границ земельного участка присутствующих и будущих близлежащих строений;
  • том проекта обоснования размеров санитарно-защитной зоны, содержащий: ключевые сведения об объекте, аргументацию размещения санитарной зоны как защиты от опасного воздействия, распространяемого на внешнее окружение, картографические данные, список мероприятий природоохранного характера, план натурных исследований, необходимых для подтверждения достаточности рассчитанной СЗЗ.

Стоимость
Законодательно (Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (с изменениями от 22 июля 2016 г.) определен следующий прейскурант.

Наименование работы Группа сложности Цена (без НДС), руб.
Экспертиза проектов СЗЗ объектов
с количеством очагов пагубного воздействия на среду и людей
до 50 включительно
2 17 871
Экспертиза проектов СЗЗ объектов
с количеством очагов пагубного воздействия на среду и людей
свыше 50
3 25 174
Экспертиза проектов СЗЗ производственных комплексов и объектов,
не указанных в санитарной классификации
4 37 184

Группа сложности является определяющим фактором стоимости услуги и устанавливается специалистами Минздрава РФ экспертным путём. Утверждение санитарной зоны в ФБУЗ занимает около 30 календарных дней.

Рис. Экспертное заключение по результатам экспертизы проекта обоснования СЗЗ

На что следует обратить внимание

При выявлении в предложенном проекте санитарно-защитной зоны расхождений с санитарным законодательством и/или требуемыми показателями ПДК/ПДУ заказчику выдаётся заключение о несоответствии проекта принятым санитарно-эпидемиологическим стандартам.
Подача неполного или неправильно оформленного пакета документов (расходящегося с нормативно-правовой базой) дает право ФБУЗ законно отказать в приёме и обработке документации.
Внимание. После устранения замечаний необходимо пройти процедуру согласования во ФБУЗ заново.
ФБУЗ на законных основаниях отказывает в представлении госуслуги при несовпадении данных о заказчике с данными, заключенными в ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо в ситуации отсутствия материалов о субъектах в вышеуказанных источниках.
При отсутствии нареканий со стороны ФБУЗ фирма-заказчик по завершении экспертизы получает экспертное заключение о соответствии существующим санитарным правилам и нормам.

Согласование проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре

Для дальнейшего утверждения документации компания направляется в Управление Роспотребнадзора по федеральному округу, где она зарегистрирована. Место нахождения Управления по СПб : ул. Стремянная, 19; по ЛО : ул. Ольминского 27. Цель – получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, а именно:

  1. условиям проектирования и эксплуатации санитарно-защитной зоны;
  2. стандартам состояния окружающего воздуха;
  3. нормам шумового загрязнения.

Заявитель направляет следующие документы:

  1. Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, заполненное по форме и включающее информацию о заказчике проекта (официальное название, адрес регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН), о разработчике проекта, список прилагаемых документов;
  2. Данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, подтверждающие регистрацию заказчика в РФ, в дополнение данные из Федеральной налоговой службы, требуемые к рассмотрению ФНС и другими участниками, задействованными в оказании услуги;
  3. Экспертное заключение, полученное по итогам исследования, выполненного ФБУЗ;
  4. Компании I и II категорий опасности (за исключением животноводческих, птицеводческих предприятий и кладбищ) посредством расчётов оценивают также потенциальный риск для здоровья подверженных воздействию людей.

Обратите внимание, что том проекта на данном этапе согласования уже не требуется.
Варианты подачи пакета документов:

  1. Личная явка в местный Роспотребнадзор в установленные дни и часы приёма.
  2. Почтовая отправка с указанием ценности письма и описью (перечислением и обозначением стоимости) вложенной документации.
  3. Электронное обращение, реализуемое через портал “Государственные услуги”.
  4. Через местные центры оказания государственных и муниципальных услуг.

При подаче комплекта документов всегда проверяется их наличие в полном объеме, правильное оформление, содержание, достоверность.

Как происходит согласование

  1. Регистрация заявления и приложенной документации (производится в день подачи);
  2. Внимание. Непосредственно после подачи заявления заказчику предоставляется возможность контролировать ход рассмотрения в любой удобной для него форме (как удаленно, так и при обращении в территориальный Роспотребнадзор).

  3. Отправка Роспотребнадзором запросов и извещений в органы, задействованные в оказании услуги (ФНС, прочие подведомственные инстанции Роспотребнадзора).
  4. Анализ экспертного заключения по проекту СЗЗ, выданного ФБУЗ. Для предприятий I и II категорий дополнительно исследуются результаты оценки вероятности наступления вреда для состояния здоровья общества.
  5. Вынесение решения о выдаче заказчику санитарно-эпидемиологического заключения.
  6. Внесение заключения в общий реестр санитарно-эпидемиологических заключений.

Стоимость
Государственная услуга по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект реализовывается безвозмездно.
Согласно регламенту по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, принятому Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775, согласование СЗЗ в данной инстанции занимает около 30 календарных дней при личной явке и около 20 календарных дней – в случае электронного запроса, из которых:

  • не более 5 рабочих дней – сверка данных о заказчике с данными ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • не более 10 рабочих дней – проверка соответствия настоящим гигиеническим стандартам проектных расчётов отрицательного влияния химических, биологических, физических факторов на природу и человечество; анализ результатов оценивания риска наступления ущерба для здоровья граждан;
  • не более 7 (при электронном размещении документов – в пределах 5) рабочих дней – административные формальности (составление официального санитарно-эпидемиологического заключения на стандартном бланке).

Последующим шагом заключение передаётся на утверждение Главному государственному санитарному врачу РФ (для производств и объектов I и II категорий), либо Главному государственному санитарному врачу субъекта РФ (для остальных компаний). Утвержденное заключение возвращается в Роспотребнадзор, где производятся наклеивание голограмм и скрепление гербовой печатью. По готовности заключения заказчика уведомляют по предпочтительному каналу связи. Итак, по итогам первых двух этапов согласования фирма обладает санитарно-эпидемиологическим заключением на проект своей расчётной санитарно-защитной зоны. Если обращение за сервисом совершалось через Интернет, высылается цифровая копия заключения (оригинал выдаётся по запросу).

Рис. Санитарно-эпидемиологические заключение о соответствии требований
в проекте обоснования размеров СЗЗ санитарным правилам и нормам

На что стоит обратить внимание

При представлении документации не в полном комплекте или оформленной не по действующему законодательству, Роспотребнадзор законно отказывает в их приёме. Отсутствие записи о фирме-заказчике в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, равно как и недостоверность любой содержащейся в документации информации, являются законным поводом для отказа в госуслуге.

Согласование отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ

Через год после получения санитарно-эпидемиологического заключения проходит третья стадия согласования – оценка достаточности теоретических границ санитарно-защитной зоны посредством мониторинга факторов, разрушительно влияющих на окружение.
План-график мониторинга составляется экологом организации-разработчика, реализуется сторонней аккредитованной лабораторией на протяжении года посезонно. Измерения производятся на границе расчётной СЗЗ.
Итоги мониторинга оформляются в протокол наблюдений и заносятся в проект. Далее по протоколу компания-разработчик проекта пишет отчёт о подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны. Отчёт и дополнительные документы, подтверждающие осуществление мероприятий природоохранного характера (если подобные мероприятия предусматривались проектом) снова направляются в территориальный Роспотребнадзор, где по истечении 30 календарных дней устанавливается окончательная санитарно-защитная зона. В некоторых случаях Роспотребнадзор просит предварительно «прогнать» отчет через ФБУЗ. Тогда после получения экспертного заключения документ направляется в Роспотребнадзор, который, наконец, выдает заключение.
Стоимость
Согласование во ФБУЗ является платным (см. прейскурант выше); согласование отчета в Роспотребнадзоре предоставляется безвозмездно.
Согласование СЗЗ завершается выбором варианта (расчётной либо фактической) санитарно-защитной зоны, в большей мере гарантирующего защищённость природы и общества.

Рис. Экспертное заключение ФБУЗ по результатам экспертизы отчета
по проведению мониторинга загрязнения окружающей среды для установления размеров СЗЗ

Решение юридически подкрепляется Постановлением Главного государственного врача РФ (для компаний I и II классов) или Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV, V категорий).

Рис. Постановление главного государственного санитарного врача об установлении
окончательного размера СЗЗ

Ваша санитарно-защитная зона, равно как полученные при согласовании документы, остаются действительными, пока:

  • не меняется сфера деятельности вашей компании и, как следствие, категория опасности;
  • не меняется размер производственной мощности и/или технологические процессы и вместе с этим количество вырабатываемых опасных веществ;
  • не меняется состав используемого топлива, сырья, а значит, состав и количество выбросов.

Переоформить санитарно-эпидемиологическое заключение необходимо при реорганизации, изменении наименования, изменении фактического адреса либо ошибки, обнаруженной в ранее выданном заключении.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *