Таможенные ставки

Содержание

Ввозная таможенная пошлина: от международной теории к национальной практике

Автор статьи Дмитрий Леонидович Скляренко Время на чтение: 6 минут АА

Ввозная таможенная пошлина – это обязательный денежный сбор, уплачиваемый субъектами хозяйствования в составе прочих таможенных платежей при импорте товаров.

Данный тип государственных сборов существует во всем мире. Хотя цифры и пропорции отличаются очень существенно, тем не менее, общая методика их формирования везде одинакова — все страны имеют минимальные пошлины на ввоз сырья для собственного производства и максимальные на готовую продукцию, конкурирующую с аналогичной национального производителя. Поговорим о ввозных таможенных пошлинах в России.

Кто устанавливает размер ставок ввозной таможенной пошлины?

Конкретное числовое выражение ставок на ввоз товаров зависит от хозяйственно-экономической картины в стране. В РФ ставки ввозных пошлин устанавливаются специальной комиссией Минфина, далее оформляются соответствующие постановления Кабмином, все изменения фиксируются в Таможенном тарифе РФ. Базовая ставка закрепляется за определённым видом товара (отображённого в 10-значном коде ТН ВЭД). Но это теория.

На практике суммы исчисляются исходя из:

  • кода ТН ВЭД;
  • страны происхождения товара;
  • наличия/отсутствия специальных условий;
  • таможенной стоимости поставляемого товара.

Отметим, что к специальным условиям отнесены различного рода персонифицированные квоты, сезонные, защитные, антидемпинговые и компенсационные ставки, которые носят временный и/или исключительный характер. Для получения актуальной информации по их наличию лучше проконсультироваться с брокером.

Рассмотрим общие примеры с одинаковыми исходными цифрами, но с разными результатами на выходе.

Фирма хочет завезти в страну шоколад белый 500 кг, таможенная стоимость партии 1000,00 USD. Справка по товару:

  • код ТН ВЭД 1704903000;
  • специальные условия отсутствуют;
  • базовая пошлина 12%, но чтобы не менее 0.15 евро/кг.

Далее:

  • При поставке из Испании пошлина будет начислена в размере 120,00 USD за всю партию товара.
  • Если везём то же самое из Китая — 90,00 USD.
  • При поставке из Азербайджана пошлина нулевая.

Почему так?

  1. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Испании, коэффициент импортной пошлины составляет 1 (Испания относится к 130 странам, с которыми Россия состоит, в так называемом, режиме наибольшего благоприятствования).
  2. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Китая — коэффициент импортной пошлины при подтверждении страны происхождения составляет 0,75 (для Китая и еще 102 развивающихся стран в таможенном тарифе РФ предусмотрена 75% преференциальная ставка).
  3. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Азербайджана, коэффициент при подтверждении страны происхождения составляет 0 (из Азербайджана и еще 48 наименее развитых стран отдельные товары ввозятся беспошлинно).

Перечень принадлежности стран к тем или иным категориям определён 18-м Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Комиссии ТС № 130 от 27 ноября 2009 г.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Ставки 2015

С 1 сентября 2015 г. в силу вступили новые ввозные ставки, принятые рядом решений Совета Евразийской экономической комиссии. Преимущественно цифры изменились в сторону уменьшения.

Увеличение ставок коснулось отдельных видов рыбы, кондитерских изделий, минералов, нефтепродуктов, продукции химпрома, полимеров, целлюлозы. Также под увеличение попали отходы драгметаллов, некоторые двигатели, металлообрабатывающее оборудование с ЧПУ, электро-комплектующие, ж/д вагоны, автомобили с электродвигателями, военно-транспортные самолёты, паромы, коронарные стенты, комплектующие для часов.

Изменения ставок связано текущей ситуацией в стране и с выполнением РФ своих обязательств в рамках ВТО. Ставки могут быть снова пересмотрены в ближайшее время. Для начинающих участников ВЭД мы рассказали о правилах исчисления таможенных платежей , а в другой статье есть информация об алгоритме возврата излишне уплаченных платежей.

Что нужно для расчёта?

Чтобы рассчитать ввозную пошлину, необходимо иметь актуальную информацию о:

  • коде ТН ВЭД поставляемого товара и действующей базовой ставке;
  • стране происхождения (чтобы узнать коэффициент);
  • действии особых ставок пошлин;
  • ввозной таможенной стоимости товара (не путать с закупочной/контрактной ценой) для товара, к которому применимы адвалорные тарифы;
  • количестве поставляемого товара в единицах, которые используются для неадвалорных расчётов;
  • курсы валют при мультивалютных операциях.

При наличии особых условий ставка рассчитывается индивидуально.

Располагая этой информацией, можно рассчитать пошлину вручную двумя способами:

  • умножив таможенную стоимость на процент ставки (для адвалорных пошлин) с правильным коэффициентом. Как рассчитывается адвалорная таможенная пошлина, ;
  • умножив количество товара на применяемый неадвалорный тариф с учётом коэффициента.

Участникам ВЭД, делающим первые шаги в бизнесе, нужно знать что такое обеспечение уплаты таможенных платежей и условия его использования.
Распространяется ли антидемпинговая пошлина на шины, . Тут же вы найдёте и пример расчёта пошлины.

Освобождение от уплаты ввозных пошлин и тарифные льготы на товары

Льготы по ввозной таможенной пошлины ещё называют тарифными льготами. Последние предоставляются в виде полного или частичного освобождения от уплаты, при этом зависят от страны происхождения и цели ввоза товара.

  • Страна происхождения: полностью освобождены страны СНГ и наименее развитые страны из списка 2009 г., при условии подтверждения страны производства (сертификат СТ-1 для СНГ, сертификат происхождения формы А-1 для остальных стран, для товаров, стоимостью до 5000 достаточно указать страну происхождения в коммерческом инвойсе).
  • Цель ввоза и предназначение товара: гуманитарная и техническая помощь, а также товары, относящиеся к основным фондам производства, импортируемые в РФ с целью вклада в уставные фонды совместных предприятий, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Ставки ввозных пошлин регулярно пересматриваются.

Для определения, являются ли товары помощью, существует специальная экспертная комиссия, поэтому обмануть государство не удастся.

Вот пример использования ввозных таможенных пошлин на разные товары:

Также аналогичными льготами пользуются товары информационного и просветительского характера, ввозимые для целей масс-медиа, и товары, имеющие отношение к процессу производства детского питания.

К «товарам», освобождаемым от ввозных пошлин относятся также: рубли, валюта и ценный бумаги, ввозимые на территорию РФ, и товары, стоимостью до 5 тыс. руб., ввозимые не чаще, чем раз в неделю одним получателем.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Автор статьи Дмитрий Леонидович Скляренко Стаж юридической практики более 15 лет. Специализируюсь на налоговом праве, ВЭД, коммерческой деятельности, страховании, интеллектуальной собственности. Написано статей 27

Бесплатная консультация по телефону:

УДК 339

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

№18, 22.03.2019

Экономические науки

Овсеенко Юлия Вячеславовна

Научный руководитель: Павлова А.В., к.э.н., доцент
Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА; СЕЗОННАЯ ПОШЛИНА; ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; СЕЗОННОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ РЫНОК; ЕАЭС; CUSTOMS DUTIES, SEASONAL DUTIES; CUSTOMS AND TARIFF REGULATION; THE SEASONALITY OF THE DOMESTIC MARKET; EEU. Аннотация: В статье раскрыты основные функции таможенных пошлин, в частности, сезонных как инструмента таможенно-тарифного регулирования. Представлены сущность, основные характеристики и особенности применения сезонных пошлин в рамках ЕАЭС. Также в статье рассматриваются варианты введения сезонных пошлин. Раскрывается влияние сезонных пошлин на ценообразование на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

Одной из главных целей таможенно-тарифной политики государств-членов ЕАЭС является поддержка национальных производителей и стимулирование притока иностранных товаров в те области производства, которые пока что малоразвиты или вовсе нет возможности развития данного направления.

Все это обусловлено введением сезонных пошлин, которые помогают государству поддерживать отечественных производителей и стимулировать ввоз иностранных товаров (или сокращать ввоз иностранной продукции).

Под таможенно-тарифным регулированием (далее — ТТР) понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, который осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) «таможенная пошлина» — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В соответствии с ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС .

Как правило, выделяют три главных функции таможенной пошлины, такие как:

  1. регулирующая;
  2. защитная;
  3. фискальная.

Регулирующая функция таможенной пошлины позволяет поддерживать на внутреннем рынке соответствующий баланс рентабельности реализации импортной продукции и производства отечественной продукции и эффективности их потребления, а также рентабельности поставок одинаковой продукции на экспорт и внутренний рынок.

Регулирующая функция таможенной пошлины может перерастать в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защиты отечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров.

Фискальная функция таможенной пошлины применяется как при импорте, так при экспорте товаров. При импорте применяется данная функция, если аналоги таких товаров производятся в данной стране. При экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, подчинена ее регулирующей функции.

Фискальная функция при импорте товаров имеет более самостоятельное значение, если аналоги таких товаров не производятся в стране. На такие товары таможенные пошлины устанавливаются с учетом возможностей их использования для увеличения доходов государственного бюджета .

В теории и практике таможенно-тарифного регулирования, как правило, используются различные виды таможенных пошлин, классифицированные по различным признакам:

  • вид внешнеторговой операции;
  • способ фиксации в таможенном тарифе и порядок расчета пошлин;
  • основы их формирования и границы распространения;
  • страна происхождения товаров;
  • период действия.

С целью регулирования экспорта и импорта товаров в стране устанавливаются определенные виды таможенных пошлин: ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Применение ввозных таможенных пошлин необходимо для оказания защиты национальных производителей, их продукции, рынков от неблагоприятной, иностранной конкуренции, а также создания условий для импортозамещающей продукции и достижения как фискальной, так торгово-политических целей государства.

Вывозные таможенные пошлины применяются в целях ограничения вывоза необработанного сырья, стимулирования развития национального перерабатывающего производства, а также применение вывозной пошлины в фискальных целях, а иногда и политической целесообразности.

Вывозные таможенные пошлины, которые влияют на сдерживание продвижения общенациональной продукции на зарубежные рынки, снижая ее конкурентоспособность, применяются в значительной степени реже.

В зависимости от способа фиксации ставок пошлин в таможенном тарифе и правил расчета их суммарной величины таможенные пошлины подразделяются на:

  • адвалорные;
  • специфические;
  • комбинированные.

Адвалорные пошлины – это ставка, выраженная в процентах по отношению к цене (стоимости) товара соответствующей позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) таможенного тарифа. Адвалорные пошлины наиболее распространены в международной торговой системе и охватывают до 90% импортных тарифов большинства стран.

Формула расчета адвалорной пошлины имеет следующий вид:

ТП = ТС*СТ,

где ТП — таможенная пошлина;
ТС — таможенная стоимость;
СТ — ставка адвалорной пошлины, выраженная в %.

Специфические пошлины представляют собой ставки, обозначенные в таможенном тарифе в виде фиксированной денежной величины по отношению к физическому объему товара, выраженному в соответствующих единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, штуках и т.д.). Такие пошлины напрямую не связаны со стоимостью товаров, и их размер зависит лишь от объема ввозимой продукции.

Специфическая пошлина рассчитывается по формуле:

ТП = КлТ*СТ,

где ТП — таможенная пошлина;
КлТ — количество товара (килограммы, литры, штуки);
СТ — ставка специфической пошлины, выраженная в денежном выражении за один килограмм, один литр, одну штуку.

Комбинированные или по-другому смешанные пошлины предполагают использование по отношению к некоторым видам товаров адвалорных и/или специфических пошлин по ставкам, указанным в таможенном тарифе. Как правило, их выбор сопровождается в таможенном тарифе рекомендацией о целесообразности взимания той пошлины, которая в денежном эквиваленте имеет большую величину таможенного обложения. В таком случае начисленная пошлина считается альтернативной.

От периода действия таможенные пошлины различаются на:

  • сезонные;
  • постоянные;
  • переменные.

Постоянные таможенные пошлины предполагают, что единовременно установленные ставки не подлежат изменению в зависимости от конъюнктурно-экономических обстоятельств.

Переменные ставки таможенных пошлин применяются крайне редко, в отдельных случаях, таких как:

  1. существенное колебание уровня мировых или внутренних цен на рынке;
  2. негативное влияние мировых финансовых кризисов на национальную экономику страны;
  3. изменение уровня государственных субсидий в отдельных секторах производства.

Например, из практики ТТР в России переменные экспортные пошлины устанавливаются чаще всего на нефть и нефтепродукты в зависимости от изменения уровня мировых цен .

Сезонные пошлины — пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Устанавливаются на несколько месяцев в году. На срок их действия прекращается действие обычных таможенных пошлин .

Чаще всего сезонные пошлины присуще для сельскохозяйственного сырья, продуктов его переработки и плодоовощной продукции, поставки которых связаны с сезонным характером их выращивания и производства. Во время массового сбора урожая и переработки, обработки сельхоз сырья, плодов ставки пошлин повышаются, регулируя тем самым структуру товарного предложения и цен на внутреннем рынке с целью защиты национальных сельхозпроизводителей.

Из определения «сезонные пошлины» следует, что данные пошлины вводятся в тех случаях, когда в значительной мере функционирование национальной отрасли с сезонным характером производства подвергается неблагоприятным экономическим влияниям.

В качестве примера может служить снижение мировых цен или рост издержек производства аналогичных отечественных товаров, когда иностранный производитель получает некоторые преимущества на внутреннем рынке импортера и создается потенциальная угроза отечественному производству. В такой ситуации сезонная таможенная пошлина позволяет относительно быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию для отдельных товаров, носящих сезонный характер.

Необходимо затронуть такой аспект, как сезонность производства. Новиков В.Е., писал о том, что сезонность производства может быть связана с различными факторами:

  • в сельском хозяйстве — с созреванием урожая и его переработкой в определенное время года;
  • в рыболовстве — с естественными стадиями воспроизводства рыбопромыслового сырья.

В зависимости от периода года происходят изменения производства и ряда других товаров, которые также потребляются обычно только в определенное время года.

В сезонных производствах в зависимости от времени года изменяются объем производства, уровень издержек и цен, а также качество производимой продукции, что, главным образом, необходимо учитывать при определении и установлении ставок таможенных пошлин и применении других мер таможенного регулирования к сезонным товарам.

Как правило, рынки сезонных товаров более изменчивы и динамичны, чем рынки несезонных товаров, то есть на их производство не влияет время года. На потоки импортной продукции сезонных отраслей сельскохозяйственного производства оказывает влияние изменение затрат на производство, которое в значительной степени зависит от урожайности культур в конкретном году. Иными словами, конкурентоспособность импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке изменяется как по временам года, так и по годам, т. е. по не зависящим от производителей причинам.

Сезонность устойчиво влияет на функционирование многих производств и отраслей народного хозяйства, что, естественно, требует соответствующего учета сезонности при формировании таможенного тарифа.

В зависимости от того, какая ситуация складывается на рынке определенных сезонных товаров, ставка сезонной пошлины может:

  • снижаться для насыщения рынка, если его объем недостаточен по уровню потребления сезонной продукции;
  • увеличиваться, если наблюдается перенасыщение рынка сезонными товарами.

Увеличиваться могут, в большинстве случаев, только импортные пошлины, чтобы создать преимущество для отечественных товаров, повысить их конкурентоспособность.

Снижаться могут также, в большинстве случаев, только импортные пошлины с целью насыщения рынка, в том случае, когда отечественные товары не могут удовлетворить потребности внутреннего рынка, то есть наблюдается явный дефицит определенной группы товаров, носящий сезонный характер.

В рамках таможенно-тарифного регулирования сезонные пошлины вводятся для регулирования импорта или экспорта только товаров имеющих сезонный характер; применяются в целях стабилизации внутреннего рынка товаров, защиты отечественных потребителей и производителей от неблагоприятного влияния импортной продукции; могут в рамках календарного года вводиться неограниченное количество раз.

Заключая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сезонные пошлины позволяют регулировать рынок в отдельно взятый период времени:

  1. если необходимо насытить рынок сезонным товаром – пошлина низкая, для того, чтобы не было дефицита сезонного товара;
  2. если национального сезонного товара в избытке – то пошлина высокая, для того, чтобы защитить внутренний рынок от конкуренции со стороны импортной сезонной продукции.

Целью введения сезонных пошлин является:

  1. защита отечественных производителей сезонных товаров;
  2. защита отечественных потребителей сезонных товаров;
  3. насыщение внутреннего рынка;
  4. краткосрочное регулирование соотношения спроса и предложения на сезонный товар внутри страны;
  5. регулирование внутренних цен на сезонный товар.

Список литературы

Антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх базовой ставки таможенной пошлины.  
БАЗОВАЯ СТАВКА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ — ставка таможенной пошлины, установленная в таможенном тарифе (или иных актах законодательства о таможенном деле). В зависимости от страны происхождения товара и иных факторов для конкретных плательщиков установленная базовая ставка может подлежать увеличению (при применении антидемпинговых мер, при непредставлении сертификата о происхождении товара) или уменьшению (для товаров, происходящих с территорий развивающихся стран — пользователей схемой преференций РФ).  
Базовая ставка таможенной пошлины 43  
Базовые (общие) ставки таможенных пошлин применяют к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливает Правительство РФ.  
Максимальные ставки таможенных пошлин, в два раза превышающие базовые, используют в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена.  
Преференциальные ставки таможенных пошлин, составляющие 75% от базовых, действуют в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из развивающихся стран, которые принадлежат к пользователям схемы преференций РФ. Таможенные пошлины не применяют в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из наименее развитых стран — пользователей схемы преференций РФ и стран СНГ.  
Различают следующие ставки таможенных пошлин адвалорные, или ценовые специфические комбинированные базовые (общие) максимальные преференциальные. Виды таможенных пошлин, ставок, порядок применения и тарифные льготы устанавливаются Законом Российской Федерации О таможенном тарифе .  
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются на 25% в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей схемы преференций РФ. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей схемы преференций РФ, базовые ставки не применяются вообще.  
Базовые ставки увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходящих из стран, которым РФ не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена. (Более подробно технология обложения ввозимых товаров таможенными пошлинами изложена в статьях Таможенные пошлины, Таможенные преференции, Таможенный тариф.)  
При начислении импортной пошлины, ставки импортного тарифа применяются дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товара. В связи с этим таможенное законодательство определяет следующие группы стран а) страны, с которыми заключены соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (в этом случае пошлина взимается по базовой ставке) б) развивающиеся страны или страны, входящие в Генеральную систему преференций (в этом случае взимается 75% от величины базовой ставки) в) наименее развитые страны (пошлина не взимается) г) страны, не имеющие режима наибольшего благоприятствования нации, либо страна происхождения не установлена (применяются ставки, увеличенные в два раза по сравнению с базовой) д) страны, подписавшие с Россией соглашения о зоне свободной торговли. Такие соглашения подписаны со всеми странами СНГ (пошлины не взимаются). Для подтверждения происхождения товаров из стран — членов СНГ используется сертификат по форме СТ-1.  
В России таможенный тариф содержит три величины ставки на каждый товар. Базовой ставкой является ставка на импорт товаров из стран, с которыми Россия имеет договора или соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. В отношении товаров из стран, с которыми у России нет таких договоров, применяются ставки пошлин, увеличенные в 2 раза по сравнению с базовыми. В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД Россия, как и другие про-мышленно развитые страны, имеет преференциальный таможенный режим к  
ЕДИНЫЙ НАЛОГ заменяет (или в нем объединяются) все налоги и платежи в государственные внебюджетные фонды, Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Однако плательщики единого налога не освобождаются от государственных и таможенных пошлин и платежей, лицензионных и регистрационных сборов, налогов на приобретение транспортных средств и на их владельцев, земельного налога и др. Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом указанной ставки налога, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, по которым устанавливаются повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности.  
Названными выше проектами правовых актов предусматривается установление специального таможенного режима ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Российской Федерации с применением ставок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в два раза по отношению к базовым ставкам, в соответствии с указанными инвестиционными соглашениями.  
Такие пошлины взимает руководящий таможенным делом федеральный орган исполнительной власти, помимо базовой ставки пошлины таможенной.  
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения. Каждому коду товара соответствует так называемая базовая ставка таможенной пошлины. Это минимальная ставка, установленная для товаров, происходящих из стран, которым РФ предоставила режим наиболее благо-приятствуемой нации (смысл этого принципа предоставление странами-участницами друг другу всех тех прав, льгот и преимуществ, которыми пользуется у них или будет пользоваться любая третья страна). Таких стран и союзов 126, в том числе ЕС. Для товаров из стран, которые не пользуются режимом наиболее благоприятствуемой нации, базовая ставка увеличивается вдвое.  

Ввозные таможенные пошлины: что это такое, виды ставок

Обязательный взнос, в виде таможенной пошлины, взимается таможенниками при ввозе, вывозе товара в страну и при перевозке груза по территории государства. Уплата такого взноса обязательна и носит добровольно-принудительный характер. Мировая практика разделяет такие взносы на три вида: импортные, экспортные и транзитные. Импортный взнос ещё по-другому называют «ввозная таможенная пошлина». О ней и пойдёт речь дальше.

Что такое импортная таможенная пошлина?

Импортная (или ввозная) таможенная пошлина – это плата, которая вводится за ввоз товаров каждым государством и применяется для двух основных целей:

  • Пополнения доходов страны;
  • Избавления производителей внутреннего рынка от излишней конкуренции с иностранными компаниями.

Возможно ли освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины? Дело в том, что платёж предусмотрен только за коммерческий ввоз товаров, то есть тех, которые подлежат продаже. Другими словами, не все товары, ввезённые в страну, требуют уплаты пошлины.

Продукция, которая ввезена в страну для личного пользования (за исключением автомобиля и определённого ряда товара), подобными взносами не облагается. При этом существует определённое ограничение количества такой продукции. К примеру, за сигареты или алкоголь не придётся ничего платить, если уложиться в нормативы, предусмотренные таможней. На 2017 год это два блока сигарет и три литра алкоголя.

  • Наземным транспортом разрешено ввести ряд товаров на сумму, не превышающую 1500 евро, весом не более 50 килограммов.
  • При авиаперевозках сумма беспошлинного ввоза выше – до 10 000 евро.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Виды ставок

Какого–то единого платежа не существует, так как виды ставок таможенной пошлины различны и зависят от типа продукции. Согласно существующему законодательству, ставки ввозных таможенных пошлин бывают трёх основных видов:

  • Специфическая;
  • Адвалорная;
  • Комбинированная.
  • Специфическая ставка фиксирована и не зависит от оценки того или другого товара. Эта определённая сумма за конкретное количество товара. Тут, для примера, удобнее всего использовать нефть, стоимость которой на рынке все время прыгает, но ставка за тонну не меняется.
  • Адвалорная ставка, напротив, рассчитывается исходя из стоимости, ввозимой продукции. Это определённый процент от цены. Соответственно, чем дороже продукция, тем больше за неё нужно будет заплатить. При этом тщательной проверке подвергается таможенная стоимость продукции. Достаточно часто официальные органы прибегают к такой процедуре, как корректировка этого вида стоимости.
  • Комбинированная ставка, как видно из названия, может включать в себя, как адвалорную, так и специфическую составляющую. Для этого устанавливается процент от стоимости продукции и вводится, одновременно, ограничение на сумму за его опредёленное количество. Документально это прописывается так: 10 % от таможенной стоимости, но не менее 100 рублей за килограмм.

Для некоторых товаров существуют иные виды ставок:

  • Сезонная. Применима к сельхозпродукции;
  • Антидемпинговая. Импортные товары, составляющие серьёзную конкуренцию;
  • Компенсационная. Применима к товарам, чьё производство связано с использованием субсидий.

Решения о применении таких ставок принимается правительством Российской Федерации. Эти ставки не относятся к таможенным. Таможенники всего лишь выполняют предписания, без права внесения в них даже минимальных изменений.

Физлицо имеет право ввозить ряд товаров в страну беспошлинно.

Таможенные пошлины на ввоз товаров для физических лиц

Физическое лицо имеет право ввозить ряд товаров в страну беспошлинно. Эти товары не подлежат обязательному письменному декларированию, так как подходят под определение «для личного пользования». Стоимость такого товара не может превышать 1500 евро (наземный транспорт) или 10 000 евро (авиаперелет) и весить более 50 кг. При этом численность товара все-таки берётся во внимание.

К примеру, при ввозе в страну пяти одинаковых флаконов духов ещё можно объяснить, что один парфюм для себя, а четыре в подарок. Если же ввозится 25 одинаковых флаконов духов, то таможенник вправе заподозрить, что это коммерческая партия и заставить письменно задекларировать покупку, а также заплатить положенный платёж.

Товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, как правило, облагается ввозной пошлиной, которая выплачивается физическим лицом по тем же правилам, что и организацией.

Физическое лицо может пройти таможню России двумя способами:

  • Через «красный» коридор;
  • Через «зеленый» коридор.

При этом способ, физическое лицо выбирает самостоятельно.

«Зеленый» коридор предназначен для туристов, а также других лиц, не осуществляющих ввоз продукции подлежащей обязательному письменному декларированию. При этом таможенник имеет право проверить багаж любого пассажира.

В случае обнаружения нарушений правил декларирования, применяются санкции:

  • штраф;
  • конфискация;
  • уголовное наказание.

«Красный коридор» для тех, кто ввозит товар, обязательный к декларированию и оплате таможенной пошлины.

Как рассчитать ввозную таможенную пошлину?

Исчисление ввозных таможенных пошлин происходит на основе ЕТТ (единого таможенного тарифа). Сумма пошлины напрямую зависит от ставок и таможенной стоимости. Учитывая эти элементы ввозной таможенной пошлины, объясняется существование трёх вариантов расчёта пошлины:

  • с учётом адвалорной ставки;
  • с учётом специфической ставки;
  • с учётом комбинированной ставки.

Формула исчисления ввозной таможенной пошлины

При адвалорной ставке справедлива следующая формула расчёта таможенных платежей:

СП = ТСП × С, где

СП – это сумма пошлины;

ТСП – таможенная стоимость продукции;

С – ставка.

При специфической ставке формула выглядит примерно так:

СП = ХТ × С × КВ, где

СП – это сумма пошлины;

ХТ – характеристика товара;

КВ – курс валюты.

При комбинированной ставке, расчёт такой:

К адвалорной ставке прибавляется фиксированная величина и устанавливается минимальный лимит.

Какой срок уплаты импортных пошлин в России и возможно ли освобождение?

Вообще процедура уплаты таможенных платежей начинается в день регистрации таможенной декларации. Ввозные платежи должны быть внесены в течение пятнадцати суток с момента предоставления товара в орган контроля. Оплата может быть произведена, как в рублях, так и в евро.

Ввозная таможенная пошлина таможенного союза зачисляется на единый счёт. В отдельных случаях возможна рассрочка или отсрочка уплаты таможенных платежей. При этом за рассрочку или отсрочку платежа необходимо заплатить проценты.

Проценты платятся не позже дня, который следует за днём прекращения обязательств по уплате пошлины. Решение о предоставлении рассрочки или отсрочки или отказе принимается в пятнадцатидневный срок с момента подачи заявления.

Проводки ввозных таможенных пошлин

При уплате импортной пошлины необходимо сделать проводки таможенных платежей для учёта.

К примеру, дебет 79 субсчёт «Расчёт таможенной пошлины» Кредит 52 – оплачена в бюджет импортная таможенная пошлина.

Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины

При внесении обязательного платежа, законодательством РФ предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей, которые носят название «тарифные преференции». Такие преференции могут быть в таком виде:

  • Возврат;
  • Освобождение от уплаты;
  • Снижение ставки;
  • Тарифные квоты и т.д.

Взнос за импорт не начисляется в случае:

  • ввоза в страну гуманитарной помощи;
  • поставок медицинского оборудования;
  • перевозки за пределы границы имущества, принадлежащего беженцам и т.д.

НДС

Помимо ввозной пошлины человеку пересекающему границу с товаром придётся заплатить ещё и НДС, а в случае необходимости и акциз. Взимание НДС и акцизы определяется специальными документами, которые носят название «Таможенный кодекс» и «Налоговый кодекс».

Налоговой базой при этом считается таможенная стоимость продукции, и её количество. Существует несколько разновидностей ставок НДС. Правда, у НДС виды ставок отличаются от ставок ввозных пошлин.

  • Во-первых, бывают ставки НДС только в 18 % или 10 %.
  • Во-вторых, они применениями к большому перечню товаров.

У таможенной пошлины, каждая категория товара имеет свою ставку.

Вообще, база облагаемая НДС – это сумма таможенной пошлины, стоимости и акциза. Соответственно, при освобождении товара от уплаты обязательного взноса или в случае отсутствия необходимости оплаты акциза, эти суммы не будут включены в налоговую базу.

И в заключение посмотрите видео о том, как правильно рассчитать таможенные платежи при ввозе товара на территорию РФ:

На часть импортируемой продукции установлена антидемпинговая или другая специальная пошлина. Эти виды пошлин не являются таможенными, а потому они не могут быть включены для расчёта налоговой базы НДС.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Автор статьи Данир Каримов Специалист по таможенному оформлению, опыт работы на таможенном терминале, с радостью делюсь своим опытом. Написано статей 108

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 февраля 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г., за исключением пунктов 1 — 6 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением подпункта «в» пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона, вступающего в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 213-Ф3

Изменения вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 321-Ф3

Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 ноября 2006 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2004 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пунктов «к» и «м» статьи 35 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении месяца после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пунктов «к» и «м» статьи 35 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 190-ФЗ

Изменения вводятся в действие с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 74-ФЗ

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 1997 г. N 25-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 1995 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1996 г.

Федеральный закон от 7 августа 1995 г. N 128-ФЗ

Действие изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 15 марта 1995 г.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *