Технический отчет отходы

Технический отчет по обращению с отходами в 2019 году

С начала 2019 года нормативы образования отходов и лимиты на их размещение необходимо разрабатывать только тем предприятиям, у которых имеются объекты негативного воздействия на окружающую среду I и II категории.

П.2. Ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» N 89-ФЗ от 24.06.1998: Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий…

На текущее время все еще действует Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Министерство природных ресурсов РФ обещало внести поправки в эти приказы, но пока таких правок еще нет, следует применять вышеуказанные документы в части, не противоречащей действующему законодательству.

НООЛР для I и II категории

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов негативного воздействия I категории устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР).

Для объектов негативного воздействия II категории информация об объеме или массе образовавшихся
и размещенных отходов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду. При этом в документе четко не сказано, каким именно образом и как, т.к. новый порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение еще не сформирован. Т.е. с одной стороны имеет место декларативное представление сведений о нормировании отходов, с другой стороны в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» до сих пор имеются положения, в соответствии с которыми необходимо согласование этих лимитов.

Ранее согласованные НООЛР

Ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»:

…нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся … к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Раз у предприятия I и II категории имеются утвержденные нормативны (НООЛР), то для них сохраняется обязанность по формированию и предоставлению технического отчета. Основание для разработки отчета — все еще действующие Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50). Уточним, что речь идет именно об объектах, оказывающих НВОС I и II категории.

Для предприятий эксплуатирующих объекты III и IV категорий в 2019 году нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не требуются. Соответственно, никакой технический отчет подавать больше не нужно (даже если у предприятия имеются утвержденные НООЛР).

Если имеется риск сменить категорию на I или II (или изменения категории, например, с III на II), и при этом действует документ об утверждении нормативов, то рекомендуем подстраховаться и составить и подать технический отчет.

Также документ об утверждении НООЛР продолжит действовать даже при получении III или IV категории, поэтому рекомендуется сохранить его на объекте.

Подробные разъяснения приводятся в Письме Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29634 «О направлении информации».

Заполнение и сдача технического отчета по обращению с отходами

Судебная практика

1. Согласно Постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 № 15АП-14255/2012 по делу № А32-3088/2012 Управлением Росприроднадзора был переоформлен документ об утверждении НООЛР сроком действия с 19.07.2011 до 22.03.2015. В нарушение п. 11 Порядка Общество в срок до 22.03.2011 не подтвердило неизменность производственного процесса, в связи с чем в действиях Общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В Порядке не конкретизированы дата или отрезок времени, в течение которого юридическое лицо обязано подтвердить неизменность производственного процесса. Следовательно, в такой ситуации подтверждение должно быть осуществлено не позже календарного года с даты выдачи организации лимитов на размещение отходов.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму Минприроды России от 31.01.2012 № 12-47/1087 территориальные органы Росприроднадзора принимают технический отчет для подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в уведомительном порядке, а следовательно, не могут отказать юридическим лицам в принятии данного отчета и датой его получения считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении.

Как было установлено судом, лимит на размещение расходов, выданный Обществу, был утвержден и зарегистрирован 30.04.2010. Технический отчет с подтверждением неизменности производственного процесса и используемого сырья был направлен Обществом в адрес Управления Росприроднадзора 18.04.2011 и зарегистрирован Управлением 26.04.2011.

Таким образом, судом первой инстанции был сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что Общество представило технический отчет в пределах срока, установленного п. 11 Порядка.

2. В соответствии с Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу № А13-9189/2013 в ходе проверки были установлены нарушения заявителем требований ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 11 Порядка, выразившиеся в отсутствии согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в непредставлении технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2011 и 2012 гг. в Управление Росприроднадзора.

По факту несоблюдения экологических требований при осуществлении деятельности по обращению с отходами ответчиком в отношении Общества были составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении. Постановлением Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания заявитель привлечен к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа размером 100 000 руб.

Наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, было подтверждено материалами дела.

Довод подателя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения судом апелляционной инстанции был отклонен, поскольку рассматриваемое правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области обращения с опасными отходами и охраны окружающей среды, что предполагает существенную угрозу жизнедеятельности общества и человека.

Надлежащему соблюдению требований в области обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающая применительно к юридическим лицам наказание в виде штрафа в размере от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При таких обстоятельствах суд отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

3. В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2014 по делу № А44-4656/2013 судом было установлено, что Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2004 и в процессе деятельности оказывает НВОС. На основании Приказа Росприроднадзора от 30.06.2011 был утвержден документ об утверждении НООЛР. Обязанность по представлению технического отчета была исполнена Обществом 13.06.2013.

Нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее — Порядок определения платы), и Порядка не устанавливают сроки представления технических отчетов, а также не определяют последствия несоблюдения данных сроков.

Исходя из пп. 5 и 6 Порядка определения платы плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется при превышении лимитов или при отсутствии утвержденных лимитов. Иного порядка расчета с применением 5-кратного повышающего коэффициента действующее законодательство не определяет.

В данном случае Обществом были утверждены лимиты на срок до 2016 г., их действие не было отменено. Представленные 13.06.2013 технические отчеты подтвердили неизменность производственного процесса, следовательно, фактического превышения лимитов при размещении отходов не было. Это также подтверждают расчеты платы за НВОС за III и IV кварталы 2012 г. и I квартал 2013 г.

Данная ситуация свидетельствует об отсутствии правового регулирования порядка расчета платы за сверхлимитное размещение отходов в том случае, когда лимиты на размещение отходов утверждены хозяйствующему субъекту на 5 лет, их превышение не зафиксировано, но имеет место отсутствие подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Таким образом, правовых оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента не имелось, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчетов.

4. Согласно Постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу № А56-54574/2013 проект НООЛР Общества был разработан в 2011 г. и утвержден Департаментом Росприроднадзора, что подтверждено документом об утверждении НООЛР № 26-26132-О-11/16 (л.д. 42-44). Срок действия НООЛР установлен до 05.12.2016.

Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья с комплектом сопроводительных документов был сформирован и отправлен Обществом 19.10.2012 в адрес Департамента Росприроднадзора ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адресат получил письмо 07.11.2012. Технический отчет был зарегистрирован территориальным органом Росприроднадзора как входящее письмо от 09.11.2012 № 26/19352.

В связи с отсутствием в представленных документах приложений, установленных Методическими указаниями, в подтверждении неизменности производственного процесса Обществу было отказано.

Суд указал, что Порядок не содержит норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с данным Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета, подлежащего представлению в уведомительном порядке, действующим законодательством не предусмотрен.

Учитывая тот факт, что Обществом был разработан проект НООЛР и документы, необходимые в качестве приложений к техническому отчету, были представлены Обществом в ходе плановой выездной проверки, что отражено в перечне документов к акту проверки от 09.07.2013 № ПВ-47/08-А, суд пришел к выводу о необоснованности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того, законодательством не определены правовые последствия непредставления документов, перечисленных в п. 40 Методических указаний, при прохождении процедуры подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Суд удовлетворил заявление Общества, признал незаконным и отменил Постановление и предписание.

Технический отчет по обращению с отходами: спорные моменты при его составлении и представлении

В материале, недавно опубликованном в журнале «Справочник эколога», были изложены основные сведения о техническом отчете по обращению с отходами (далее — Техотчет) и даны советы о том, как его заполнять. В настоящей статье, призванной дополнить указанную публикацию, остановимся на некоторых тонкостях и важных вопросах, связанных с составлением и представлением Техотчета, которые нам часто задают коллеги и с которыми мы сталкиваемся на практике. Также вкратце расскажем об изменениях в правилах составления Техотчета, которые запланированы в проектах Приказов Минприроды России, опубликованных в конце июля 2017 г.

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Один из самых часто возникающих вопросов — за какой период составлять Техотчет? В Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания), применительно к Техотчету речь идет об «отчетном периоде». Но какой период считать отчетным? Каждый календарный год? Год с даты выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит)? Об этом ни в Методических указаниях, ни в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014; далее — Порядок утверждения НООЛР), ничего не сказано.

КСТАТИ

Аналогичных вопросов, связанных с заполнением формы № 2-ТП (отходы), декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства в области обращения с отходами, не возникает! Там все очевидно: отчетный период — очередной календарный год. Это следует из текстов соответствующих нормативных правовых актов, из их сути, из утвержденных форм документов, из установленных законодательством сроков представления документации, привязанных к календарным датам.

В случае же определения отчетного периода для целей составления Техотчета все осложняется тем, как сформулированы сроки его представления: согласно п. 12 Порядка утверждения НООЛР Техотчет должен быть представлен (или направлен) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. То есть срок представления Техотчета не привязан к календарному году, а лишь к дате выдачи Лимита. Полагаем, указанное требование все-таки не дает явных оснований вести отчетный период с даты выдачи Лимита.

Но, ориентируясь на предписанные сроки представления Техотчетов, и многие экологи предприятий, и представители государственных органов делают вывод о том, что отчетным периодом является период в 365 (для високосных лет — 366) дней, начинающийся с даты выдачи Лимита. Такая позиция, например, нашла свое отражение в ответе Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 16.06.2014 (на запрос от 04.06.2014), в котором сказано, что «если нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены 13.05.2014, то технический отчет оформляется за отчетный период 13.05.2014–13.05.2015 и направляется в течение десяти рабочих дней после окончания отчетного периода».

Можно, конечно, принять такую позицию Росприроднадзора и — во избежание претензий этого надзорного органа — ею руководствоваться на практике. Но, по нашему мнению, это не будет соответствовать другим положениям законодательства.

Напомним, основной нормативный правовой акт, в соответствии с которым ведется учет в области обращения с отходами, — Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок учета), утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014). Согласно п. 3 Порядка учета материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе при подготовке Техотчетов. Не случайно в письме Росприроднадзора от 02.06.2015 № АА-03-04-36/9244 «О направлении разъяснений» (далее — письмо № АА-03-04-36/9244) делается упор на Порядок учета как на основной источник сведений при составлении Техотчетов.

В пункте 7 Порядка учета сформулировано следующее:

Извлечение
из Порядка учета

7. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Обратите внимание: требование обобщать данные учета в области обращения с отходами с 13 мая по 13 мая каждого следующего года (как и за любой произвольный период, если он не равен календарному году или календарному кварталу) в законодательстве отсутствует. Поэтому если отчетным периодом считать 13 мая одного года — 13 мая следующего года, то для составления Техотчета просто не будет в наличии данных об учете отходов, а без этого корректно составить Техотчет не получится!

В такой ситуации можно использовать сведения учета образованных отходов за максимально близкий к установленному сроку представления Техотчета период — с 1 апреля по 1 апреля следующего года (поскольку данные учета должны обобщаться каждый квартал), но и отчетный период в этом случае, очевидно, окажется с 1 апреля по 1 апреля.

Но в утверждаемых Росприроднадзором Лимитах указаны лимиты на размещение отходов на каждый календарный год (а не, например, на период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля), поэтому будет невозможно верифицировать сведения в Техотчете и выявить превышение лимитов в случае представления Техотчета за период с 13 мая по 13 мая (или с 1 апреля по 1 апреля).

Таким образом, Техотчет, составленный за период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля, не будет соответствовать целям его составления, заявленным в пп. 7–8 Методических указаний:

• подтверждение соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

• подтверждение заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период.

В связи с этим более логичным было бы считать отчетным периодом именно календарный год (а срок подачи — 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты выдачи Лимита, — это только срок подачи, и его, конечно, нужно соблюдать, пока в законодательстве не установлено иное).

Кстати говоря, подобная логика, весьма вероятно, скоро окончательно возобладает. Дело в том, что 19 и 27 июля 2017 г. соответственно были опубликованы проекты двух Приказов Минприроды России (на момент написания статьи проекты находились на стадии размещения текста проекта):

• «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минприроды России»;

• «О внесении изменений в Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 349»,

согласно которым планируется установить единый срок представления Техотчетов — не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. При этом, очевидно, отчетным периодом станет календарный год.

«Справочник эколога» будет следить за судьбой указанных приказов и обязательно проинформирует читателей, когда они будут приняты в окончательном виде. А до тех пор и с толкованием понятия «отчетный период» сохраняется неопределенность, и срок подачи остается прежним.

СТРУКТУРНЫЕ И ПРОЧИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

На основании п. 31 Методических указаний сведения о фактически образованных количествах отходов должны представляться отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта в соответствии с приложением № 16 к Методическим указаниям (далее — Таблица № 16). Но какие структурные подразделения имеются в виду (ведь организационная структура предприятия может быть чрезвычайно сложной и разветвленной)? И что это за «другие объекты»?

Янович М.А. Порядок представления сведений об отходах в техническом отчете по обращению с отходами // Справочник эколога. 2017. № 6. С. 74–80.

Здесь и далее выделено автором.

Помимо установления нового срока подачи Техотчетов, в указанных проектах приказов также предусмотрено введение новых таблиц, уточнение старых, приведение терминологии в соответствие с действующим законодательством. Планируется также введение процедуры приостановки действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в случае непредставления Техотчета в установленный срок или представления Техотчета, содержание которого не соответствует Методическим указаниям.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *