Технологические нормативы

Нормативы допустимых физических воздействий – это показатели максимально допустимого воздействия физических факторов, не наносящее вреда природе и здоровью человека. Регламентируются эти нормативы Федеральным Законом «О защите окружающей среды». В соответствие с этим документом к негативным физическим факторам относят воздействие шума, электромагнитных полей, инфракрасного излучения, вибраций, лазерного излучения и т.д.

Согласование нормативов допустимых физических воздействий на окружающую среду с государственными природоохранными органами – обязательное условие для получения разрешительной документации в отношении предприятий, хозяйственная деятельность которых сопровождается негативными для экологии физическими факторами.

Допустимые нормы шума

Превышение нормативов по уровню шума может привести к серьезным негативным последствиям для слуха человека. Шум, превышающий санитарные нормы, а также баротравмы (травмы, связанные с перепадом давления) в некоторых случаях приводят к полной потере слуха. Согласно установленным законом санитарным нормам, чтобы не оказывать негативного воздействия на здоровье людей, уровень шума не должен превышать 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 децибел (дБ) ночью.

На территории больших городов и вблизи крупных предприятий эти нормативы довольно часто нарушаются, что может быть опасно для жителей близлежащих территорий. В первую очередь риску подвергаются сотрудники предприятий-нарушителей. Если уровень шума достигает 70-90 децибел (дБ) и продолжается длительное время, это чревато расстройствами нервной системы.

С целью снижения уровня шума на предприятиях организуется санитарно-защитная зона, и используются специальные шумоизолирующие кожухи для агрегатов. Замеры уровня шума входят в перечень обязательных мер в рамках государственной экологической экспертизы.

Допустимые нормы электромагнитных полей и излучений

Диапазон спектра электромагнитного излучения природного и техногенного происхождения, оказывающий негативное влияние на состояние организма человека составляет от тысяч километров (переменный ток) до триллионной части миллиметра. В связи с этим значительно разнятся и требования к нормированию различных диапазонов электромагнитного излучения.

На производстве электромагнитное излучение используется для индукционного нагрева металлов и полупроводников. В процессе оценки условий труда очень важно произвести измерения уровня излучений, чтобы исключить опасность для здоровья сотрудников жителей прилегающих территорий.

Защита от электромагнитных излучений может быть пассивной и активной. К пассивным методам снижения негативного электромагнитного воздействия:

  • защита расстоянием — организация санитарных зон;
  • защита временем — ограничение времени пребывания сотрудника в зоне повышенного ЭМП;
  • экранирование — применение поглощающих и экранирующих материалов;
  • градостроительные мероприятия – озеленение местности, планирование жилищного строительства с учетом рельефа и расположения прилегающих объектов.

Активные методы защиты от электромагнитных полей направлены на сам источник излучения. Внедрение этих методов предполагает модернизацию производственных узлов, с целью снижения их мощности и оптимизации других характеристик излучающего агрегата.

Действие излучения радиочастотного диапазона

Излучения радиочастотного диапазона могут оказывать на организм тепловой и нетепловой эффект. В первом случае у пострадавшего наблюдается повышение температура тела даже при незначительном локальном облучении. Нетепловой эффект предполагает трансформацию электромагнитной энергии в теле человека в нетепловую форму энергии – чаще всего это молекулярное резонансное истощение.

Нормирование воздействия электромагнитного излучения радиочастот происходит посредством СаНПиН 2.2.4/2.1.8.055—96, которые посвящены оценке воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона на организм человека.

Действие инфракрасного излучения

Инфракрасное излучение на предприятии особенно опасно для сотрудников, работающих в непосредственной близости к источнику излучения. Негативное воздействие инфракрасного спектра на организм человека проявляется целым рядом симптомов. В первую очередь страдает нервная система — образуются специфические биологически активные вещества типа гистамина, холина, повышается уровень фосфора и натрия в крови.

Это способствует снижению нервно-мышечной возбудимости, преобладанию тормозных процессов и замедлению показателей общего обмена веществ. При этом усиливается секреторная функция желудка, поджелудочной и слюнной желез. Если страдает кожа, у пораженного человека отмечается гипертермия эпидермиса, ощущение боли и жжение.

Действие лазерного излучения

Воздействие лазерного излучения на организм пациента зависит от энергии излучения, энергии импульса, плотности мощности (энергии) и времени воздействия. При этом поражению подлежат и отдельные органы и организм в целом. Происходит это за счет образования свободных радикалов, которые реагируют с молекулами веществ, входящих в состав живой ткани. Это приводит к глубоким молекулярным повреждениям тканей. Наибольшее негативное воздействие лазерное излучение оказывает на кожу и оболочки глаза.

Представители компании «Экобезопасность» проведут профессиональную оценку уровня негативного воздействия физических факторов на окружающую среду и организм человека, составят и согласуют нормативы и разработают комплекс мер по снижению вреда для сотрудников и жителей близлежащих территорий.

Разработка норм расхода ТЭР. Кто разрабатывает нормы ТЭР?

Кому необходимы нормы расхода ТЭР в РБ? Кому необходим расчет норм расхода ТЭР?

Юрлицам с суммарным потреблением ТЭР за календарный год 100 тонн условного топлива и более и (или) юрлицам, имеющим источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более. Также, предприятия могут выполнить такую разработку добровольно и при годовом потреблении менее 100 т.у.т. (например, если ожидают увеличения потребления ТЭР до 100 т.у.т. в течение года, или в следующем году)

Какое использования (потребление) ТЭР считается сверхнормативным?

Потребление ТЭР свыше установленных норм расхода ТЭР, а также потребление ТЭР без наличия утвержденных норм ТЭР (при годовом потреблении ТЭР 100 т.у.т. и более)

Нормирование расхода ТЭР. Основные нормативные документы.

Утверждение норм ТЭР. В какой утверждающий орган направляются разработанные нормы ТЭР в Республике Беларусь в составе пакета документов?

  • Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации РБ;
  • Минское городское управление по надзору за рациональным использованием ТЭР;
  • Минское областное управление по надзору за рациональным использованием ТЭР;
  • Витебское областное управление по надзору за рациональным использованием ТЭР;
  • Могилевское областное управление по надзору за рациональным использованием ТЭР;
  • Гомельское областное управление по надзору за рациональным использованием ТЭР;
  • Гродненское областное управление по надзору за рациональным использованием ТЭР;
  • Брестское областное управление по надзору за рациональным использованием ТЭР;

Отчет по расчету норм ТЭР.

Технический отчет, это итоговый документ по разработке норм расхода ТЭР, в котором отражены все необходимые расчеты по определению норм расхода ТЭР расчетно-аналитическим методом. Технический отчет является одним из основных документов, предоставляемых в составе пакета документов на установление норм расхода ТЭР.

Расчет норм расхода ТЭР котельной? Когда необходим?

Котельная нормируется при ее суммарной тепловой производительности равной 0,5 Гкал/час и более. Для определения необходимости разработки, берется суммарная тепловая производительность всех установленных в котельной котлов. Даже, если годовое потребление ТЭР предприятия составляет менее 100 т.у.т., но в наличии есть котельная с теплопроизводительностью более 0,5 Гкал/час, для предприятия обязателен расчет норм ТЭР котельной.

Пересмотр норм ТЭР. Когда необходимо выполнять?

При изменении технологического процесса, структуры и организации производства, а также при совершенствовании методов нормирования расхода ТЭР. Открылась новая технологическая линия, начался выпуск новых видов продукции, изменился состав энергопотребляющего оборудования, построилось новое здание и т.д. Если изменений нет, отчет по разработке норм расхода ТЭР действует бессрочно, до момента наступления условий, указанных выше.

Прогрессивные нормы расхода ТЭР.

Прогрессивные нормы расхода ТЭР устанавливаются на период от одного года до пяти лет, в том числе по результатам проведенного энергетического обследования (энергоаудита), для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 1500 тонн условного топлива и более.

Сведения о нормах ТЭР. Кому и когда подавать отчетность?

Отчет «Сведения о нормах расхода топливно-энергетических ресурсов на производство продукции (работ, услуг)» подается юридическими лицами и обособленными подразделениями юридических лиц, имеющими отдельный баланс, с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 100 тонн условного топлива и более и (или) юридическими лицами и обособленными подразделениями юридических лиц имеющими источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более (далее – организации), включая данные по входящим в их структуру подразделениям.

Отчетность подается ежеквартально и за полный календарный год.

Методика разработки (расчета) норм расхода ТЭР в РБ

Разработка норм ТЭР осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР (Постановление №216 от 18.03.2016), Законом об энергосбережении (№239-З от 08.01.2015), отраслевыми методическими рекомендациями (легкая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство и т.д.), другими НПА и ТНПА в сфере нормирования и энергосбережения.

Для оформления заявки на получение комплексного экологического разрешения необходимы технологические нормативы. Их расчет возможен только на основе технологических показателей, установленных для наилучших доступных технологий, и только в отношении маркерных веществ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны до 1 января 2025 года получить комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Заявка на получение КЭР включает разработку технологических нормативов — нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий (НДТ). Правила разработки технологических нормативов утверждены приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 891 (далее — Правила).

Технологические нормативы разрабатываются для объекта, оказывающего негативное воздействие (ОНВ), где реализуются или планируется реализация технологических процессов при производстве продукции, в отношении которых в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (ИТС по НДТ) описаны идентичные технологические процессы, а также установлены технологические показатели.

— Реклама —

Технологические показатели — это показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.

Статья 1 Закона № 7-ФЗ2

Однако в Правилах речь идет исключительно о выбросах и сбросах.

Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов и которые в Правилах названы маркерными веществами. Технологические нормативы устанавливаются КЭР на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей НДТ.

При невозможности соблюдения технологических нормативов к заявке на получение КЭР прилагаются: проект программы повышения экологической эффективности и планируемые временно разрешенные выбросы, сбросы на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.

Технологические нормативы по каждому маркерному веществу для объекта ОНВ определяются как сумма технологических нормативов всех объектов технологического нормирования в составе объекта ОНВ.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ, соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Следовательно, соблюдение технологических нормативов не направлено на соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с Законом № 7-ФЗ технологические показатели НДТ, обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации ИТС по НДТ.

Разработанные ИТС по НДТ введены приказами Росстандарта: 10 — в 2015 году, 13 — в 2016 и 28 — в 2017 году.

Приказами Минприроды России для ряда отраслей на основе ИТС по НДТ утверждены технологические показатели НДТ. Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р3 утвержден поэтапный график актуализации ИТС по НДТ, что может привести к изменению технологических показателей в ИТС по НДТ и повлечет за собой в этом случае корректировку приказов Минприроды России. А это, в свою очередь, отразится на разработке КЭР для объектов ОНВ.

Существуют определенные противоречия в понимании, что такое «маркерные вещества».

Согласно Правилам1, маркерные вещества — это вещества, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов. В соответствии с Методическими рекомендациями по определению технологии в качестве НДТ, утвержденными приказом Минпромторга России от 31.03.2015 № 6654, для выбросов и сбросов загрязняющих веществ рекомендуется выделять ключевые (маркерные) загрязняющие вещества. Во исполнение этих рекомендаций в большинстве утвержденных Росстандартом ИТС по НДТ содержится перечень маркерных веществ.

Такой подход находится в противоречии с определением маркерного вещества в пункте 2.77 ГОСТ Р 56 828.15−20165: «Маркерное вещество — наиболее значимый для конкретного производства показатель, выбираемый по определенным критериям из группы веществ, внутри которой наблюдается тесная корреляционная взаимосвязь. Особенностью маркерного вещества является то, что с его помощью можно оценить значения всех веществ, входящих в группу».

Таким образом, ГОСТ Р 56 828.15−2016 не устанавливает взаимосвязи между маркерными веществами и технологическими показателями.

В соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды от 28.02.2018 № 746, раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать (в числе прочего) показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (маркерных веществ). В план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы. Таким образом, маркерные вещества из ИТС по НДТ могут быть использованы при разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК).

Исходя из изложенного, представляется актуальным проанализировать ИТС по НДТ на наличие в них технологических показателей и маркерных веществ, определить, в каких отраслях технологические показатели уже утверждены приказами Минприроды России, на какой год намечена актуализация ИТС по НДТ.

Результаты такого анализа приведены в таблице.

Закон № 7-ФЗ не предусматривает каких-либо исключений, поэтому технологические показатели должны присутствовать во всех ИТС по НДТ. Однако из таблицы видно, что в приложениях 35 справочников приведена информация о технологических показателях, а в 16 справочниках она отсутствует.

Отсутствие технологических показателей в ИТС по НДТ делает невозможным для Минприроды России выпуск приказов об утверждении технологических показателей НДТ, в первую очередь для следующих областей применения НДТ:
▸▸производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона;
▸▸производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот;
▸▸очистка сточных вод при производстве продукции;
▸▸утилизация и обезвреживание отходов;
▸▸горнодобывающая промышленность;
▸▸размещение отходов производства и потребления;
▸▸утилизация и обезвреживание отходов;
▸▸промышленные системы охлаждения;
▸▸очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях;
▸▸обработка поверхностей, предметов или продукции органическими растворителями;
▸▸обработка поверхностей металлов и пластмасс с использованием электролитических или химических процессов;
▸▸убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства;
▸▸сокращение выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов);
▸▸системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности;
▸▸переработка природного и попутного газа.

В актуализированном в 2019 году ИТС 46−2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» указано, что в силу специфики технологических процессов технологическим показателем является соблюдение гигиенического норматива качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ. Такой подход не соответствует определению «технологические показатели», приведенному в статье 1 Закона № 7-ФЗ.

Без утвержденных приказами Минприроды России технологических показателей, как того требует Закон № 7-ФЗ, природопользователям невозможно разработать заявку на КЭР для объектов ОНВ перечисленных отраслей. Возможно, что при актуализации ИТС по НДТ технологические показатели будут введены в справочники. Однако график актуализации не связан с такой необходимостью.

Выводы

Отсутствие технологических показателей НДТ, утвержденных приказами Минприроды России, не позволит в ближайшем будущем подготовить заявку на КЭР для объектов ОНВ ряда отраслей.

Актуализация ИТС по НДТ может привести к изменению приведенных в них технологических показателей. Поэтому при разработке заявки на КЭР нужно принимать во внимание такую возможность.

Перечень маркерных веществ, поименованных в ИТС по НДТ, может быть использован при разработке программы ПЭК.

Документы

  1. Приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89 «Об утверждении правил разработки технологических нормативов».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р «Об утверждении поэтапного графика актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
  4. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 665 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии».
  5. ГОСТ Р 56 828.15−2016. Наилучшие доступные технологии. Термины и определения.
  6. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Документы

Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов (с изменениями на 16 июня 2000 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 1992 года N 545

Об утверждении Порядка разработки и
утверждения экологических нормативов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду, лимитов
использования природных ресурсов,
размещения отходов

(с изменениями на 16 июня 2000 года)

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 26.06.2000).

В соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Е.Гайдар

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 августа 1992 года
N 545

1. Настоящий Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов разработан во исполнение Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

2. Экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов утверждаются Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации, другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

3. Экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, приводящих к загрязнению на большие расстояния окружающей природной среды в результате трансграничных (межрегиональных, межреспубликанских, межгосударственных) переносов этих веществ, а также нормативы использования природных ресурсов, имеющих федеральное и межрегиональное значение, утверждаются Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Разработка проектов указанных нормативов организуется Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией, а также совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, органами местного самоуправления.

4. Нормативные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные), предельного использования (изъятия) природных ресурсов, размещения отходов устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, других специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.
Проекты указанных нормативов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

5. Экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов разрабатываются с учетом положений Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», требований других законодательных и иных нормативных актов, показателей государственных и региональных экологических программ, экологической обстановки в регионах, необходимости предотвращения нарушения равновесия в окружающей природной среде, а также обеспечения охраны №жизни и здоровья населения.
При установлении этих нормативов должны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций — природопользователей, природно-климатические особенности территорий.

6. Предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием этапов и сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.
Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребностей в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

7. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.

8. Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации осуществляет общее методическое обеспечение работ по установлению экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.

9. Руководство работой по нормированию выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, определению лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *