ТКО отходы

Содержание

Отходы, Относящиеся к ТКО!

Добрый день, уважаемые коллеги-экологи, предлагаем вам ознакомиться с актуальной информацией об отходах, относящихся к ТКО.

В письме Росприроднадзора от 6 декабря 2017 г. № АА-10-04-36/26733 разъяснена информация о ТКО, а именно об отходах, относящихся к ТКО:

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242, к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твёрдые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

ТКО: какие отходы входят

Прилагаем список согласно ФККО:

  • 7 31 110 01 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).
  • 7 31 110 02 21 5 отходы из жилищ крупногабаритные.
  • 7 31 200 01 72 4 мусор и смёт уличный.
  • 7 31 200 02 72 5 мусор и смёт от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства.
  • 7 31 200 03 72 5 отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев.
  • 7 31 205 11 72 4 отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.
  • 7 31 211 01 72 4 отходы с решёток станции снеготаяния.
  • 7 31 211 11 39 4 осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния.
  • 7 31 300 01 20 5 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками.
  • 7 31 300 02 20 5 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
  • 7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
  • 7 33 100 02 72 5 мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный.
  • 7 33 151 01 72 4 мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров.
  • 7 33 210 01 72 4 мусор и смёт производственных помещений малоопасный.
  • 7 33 210 02 72 5 мусор и смёт производственных помещений практически неопасный.
  • 7 33 220 01 72 4 мусор и смёт от уборки складских помещений малоопасный.
  • 7 33 310 01 71 4 смёт с территории гаража, автостоянки малоопасный.
  • 7 33 310 02 71 4 смёт с территории автозаправочной станции малоопасный.
  • 7 33 321 11 71 4 смёт с территории нефтебазы малоопасный.
  • 7 33 371 11 72 4 отходы от уборки причальных сооружений и прочих береговых объектов порта.
  • 7 33 381 01 20 4 растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов малоопасные.
  • 7 33 381 02 20 5 растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов практически безопасные.
  • 7 33 382 02 20 5 растительные отходы при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры.
  • 7 33 387 11 20 4 растительные отходы при уходе за зелёными насаждениями на территории производственных объектов малоопасные.
  • 7 33 387 12 20 5 растительные отходы при уходе за зелёными насаждениями на территории производственных объектов практически неопасные.
  • 7 33 390 01 71 4 смёт с территории предприятия малоопасный.
  • 7 33 390 02 71 5 смёт с территории предприятия практически неопасный.
  • 7 33 393 21 49 4 смёт с взлётно-посадочной полосы аэродромов.

Смотрите ответ Росприроднадзора про отходы, отнесённые к ТКО.

За данные типы отходов плата не вносится, если договор заключён с региональным оператором по обращению с ТКО.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ даётся определения ТКО. Твёрдые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. По таким отходам платёж делают операторы, которые вывозят отходы. По остальному мусору — компания или ИП.

Срок уплаты сбора, если вы не работаете с региональным оператором — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Так, сбор за 2017 год нужно заплатить не позднее 1 марта 2018 года.

Авансовые платежи. Все компании, за исключением малого бизнеса, вносят квартальные авансовые платежи за 1, 2 и 3 квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Так, аванс за 1 квартал уплачивается не позднее 20 апреля. За 2 квартал — не позднее 20 июля, за 3 квартал — не позднее 20 октября. Сумма аванса — 1/4 части платы за НВОС за предыдущий год. Итоговый платёж уплачивается за вычетом авансов. Малый бизнес авансы не уплачивает, а платит только налог за год до 1 марта.

Также дополнительно сообщаем, что согласно Федерального закона от 31.12.2017 г. № 503 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ — Об отходах производства и потребления» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Кстати о птичках:

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 (установлены на 2016-2018 годы, ещё действуют).

Прилагаем актуальную выдержку ставок платы за размещение отходов на 2018 год:

  1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) — 4643,7.
  2. Отходы II класса опасности (высокоопасные) — 1990,2.
  3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные) — 1327.
  4. Отходы IV класса опасности (умеренно опасные) — 663,2.
  5. Отходы V класса опасности (практически неопасные):
  • добывающей промышленности — 1,1.
  • перерабатывающей промышленности — 40,1.
  • прочие — 17,3.

В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставкам платы «за грязь» применяется дополнительный коэффициент 2 (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913).

Напомним, если плательщик заключает договор на вывоз мусора, в эту плату не входит оплата за загрязнение окружающей среды, даже если право собственности на отходы передается компании-переработчику. Данный вывод следует из п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Также это прописано в письме Росприроднадзора от 29.01.2016 г. № АА-06-01-36/5099. При этом если хозяйственная и (или) иная деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится, даже если отходы не ТКО.

Если ваш объект не относится к объектам негативного воздействия, то плата за НВОС не взымается согласно письма Минприроды от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354.

PS. Разъяснения: в пункте 6 разъяснений чётко сказано, что если юр. лицо не осуществляет хоз. деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и т. о., обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует.

Обучение по экологической безопасности (отходы)

У нас в арсенале есть курс по 112-и часовой программе «Экологическая безопасность предприятий в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности» — обучение проходят руководители и специалисты организаций, непосредственно занятые с обращением с отходами I-IV класса опасности. Данное обучение регламентировано статьёй 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и является обязательным. Посмотреть дополнительную информацию по обучению, а также сформировать и отправить онлайн-заявку, .

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Классификация и утилизация твердых бытовых отходов

Твердые бытовые отходы и их классификация

Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3 % по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет около 100 млн тонн/год, причём на долю России приходится более четверти этого объёма (по другим данным за 2007 год для РФ — около 63 млн тонн/год).

Состав твёрдых бытовых отходов зависит от многих факторов: уровня развития страны и региона, культурного уровня населения и его обычаев, времени года и других причин. Более трети ТБО составляют упаковочные материалы, количество которых непрерывно увеличивается. ТБО характеризуются многокомпонентностью и неоднородностью состава, малой плотностью и нестабильностью (способностью к загниванию). Источниками образования ТБО могут быть как жилые, так и общественные здания, торговые, зрелищные, спортивные и другие предприятия. В зарубежной практике названию «ТБО» соответствует термин «твердые муниципальные отходы» (Municipal Solid Waste).

В состав ТБО входят следующие виды важных отходов:

К опасным ТБО относятся:

  • попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы;
  • электроприборы;
  • лаки;
  • краски и косметика;
  • удобрения и ядохимикаты;
  • бытовая химия;
  • медицинские отходы;
  • ртутьсодержащие термометры;
  • барометры;
  • тонометры;
  • лампы.

Одни отходы (например, медицинские, ядохимикаты, остатки красок, лаков, клеев, косметики, антикоррозийных средств, бытовой химии) представляют опасность для окружающей среды, если попадут через канализационные стоки в водоемы или как только будут вымыты со свалки и попадут в грунтовые или поверхностные воды. Батарейки и ртутьсодержащие приборы будут безопасны до тех пор, пока не повредится корпус: стеклянные корпуса приборов легко бьются еще по пути на свалку, а коррозия через какое-то время разъест корпус батарейки. Затем ртуть, щелочь, свинец, цинк станут элементами вторичного загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод.

По характеру и степени воздействия на природную среду они делятся на:

  • производственный; мусор, состоящий из инертных материалов, утилизация которых в настоящее время экономически неоправданна;
  • утилизируемые материалы (вторичное сырье);
  • отходы 3 класса опасности;
  • отходы 2 класса опасности;
  • отходы 1 класса опасности.

В России объем образования ТБО в 2007 году составил — 56,8 млн. т

Таблица №1: Обращение с ТБО в России

Способ переработки Захоронение Сжигание с использованием энергии Компостирование Рециклинг
% 97 1 0,3 1
млн. т 55,096 0,568 0,1704 0,568

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами

Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов. Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок. Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов. Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве. Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений». Эта директива обязывает государства – члены ЕС обеспечивать регулирование промышленной деятельности посредством разрешительной процедуры, основанной на технологических нормативах с использованием «наилучших доступных технологий». В целом европейское законодательство в данной отрасли становится более системным и комплексным. Так, данная директива была заменена Директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза 2008/1/EC от 15 января 2008 года. Новая директива включает нормы Директивы Совета 96/61/ЕС, а также несколько крупных изменений, внесенных последующими директивами в этой сфере, в частности, Директивой 2003/4/ЕС.

Ключевым элементом современных регулятивных общеевропейских механизмов, основанных на принципе использования наилучших доступных технологий, являются не только законодательные нормы сами по себе, но и инфраструктура, включающая специализированные государственные институты, занимающиеся их анализом, мониторингом, информированием заинтересованных субъектов, внедрением соответствующих технологических и экологических стандартов, выпуском и обновлением соответствующих справочников по отраслям. В законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» все это неявно возлагается на «уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти». Сегодня необходимость сближения норм государственной экологической политики России в области обращения с отходами с основными направлениями европейского законотворчества приобретает первостепенное значение. Поэтому в настоящее время рассматривается «прямое внедрение» норм ЕС в действующее законодательство в области экологии, ресурсосбережения и управления отходами и их переработкой. Слабое знание нормативно-правовой базы ЕС уже сейчас негативно сказывается на экспорте российской продукции. В перспективе значимость экологичности как конкурентного преимущества будет лишь возрастать.

Законодательство и практика обращения с бытовыми отходами в странах Европы

Вопросы обращения с бытовыми отходами в настоящее время являются одной из наиболее острых проблем современных городов. В странах Европы накоплен большой опыт по сбору, транспортировке и переработке мусора. Основные применяемые меры направлены на сокращение объема отходов, подлежащих захоронению, переработку отходов и превращение их во вторичное сырье. Данный материал посвящен вопросам организации работ по обращению с бытовыми отходами, ответственности органов исполнительной власти, деятельности частных компаний.

Принцип обращения с отходами на примере Польши

За организацию сбора домашнего мусора и отходов несут ответственность местные органы власти. Их главные функции включают:

  • издание правил, которым обязаны следовать домовладельцы (например, обязательство сбора отходов домохозяйств и передача их уполномоченной фирме по мусоросбору);
  • выдача лицензий фирмам по сбору и транспортировке мусора;
  • определение максимального размера налога за вывоз мусора (оплата услуг фирм по сбору мусора, взимаемая с домовладельцев, зависит от ситуации на рынке, но не должна превышать максимального установленного размера).

Польский муниципалитет (в особенности в сельских районах страны) в среднем занимает небольшую площадь, что не позволяет создавать полноценные и экономически эффективные системы сбора и утилизации отходов. Поэтому приветствуется создание местными органами власти региональных ассоциаций по управлению отходами. Однако, поскольку такое объединение не является обязательным, в стране создано немного таких ассоциаций. Все домовладельцы (владельцы и управляющие) обязаны заключить договор с фирмой, занимающейся сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Они имеют право выбирать из фирм данного профиля, действующих на рынке. Фирма должна сообщить соответствующим местным органам власти обо всех заключаемых контрактах (местные органы власти ведут реестр контрактов). Это является гарантией того, что все домовладельцы обращаются с отходами должным образом. Местные органы власти определяют условия выдачи лицензий. Это могут быть, например, требования к оборудованию, которым располагает и пользуется фирма. Формально для выдачи лицензий не существует никаких ограничений. Число фирм, работающих на рынке отходов, является значительным. В результате нередко бывает, когда мусор из разных зданий на одной улице собирают несколько различных фирм. Сторонники такой системы утверждают, что это выгодно для домовладельцев (они могут выбрать оператора, предлагающего самые низкие цены). Однако, по мнению местных властей, есть претензии к такой системе, поскольку увеличиваются затраты на охрану окружающей среды и полный контроль над потоками отходов становится более затруднительным. Транспорт мусороуборочных фирм используется при такой системе неэффективно, пропадает и не используется часть вторичного сырья, поскольку сами фирмы выбирают удобное для них решение, а закапывание мусора, например, оказывается самым дешевым. Как результат – в Польше более чем 95 % домашних отходов оказывается на свалках. Вследствие этого парламент уполномочил местные органы власти указывать в лицензии, каким должен быть конечный результат работы по обращению с отходами. Несмотря на протесты частного сектора (фирмы, работающие с отходами, например, утверждают, что подобное регулирование является нарушением правил свободного рынка), новые правила регулирования, вероятно, усилят контроль над потоками отходов и будут способствовать развитию системы их утилизации. Другая мера направлена на значительное увеличение уровня платы за закапывание мусора. Таким образом, в перспективе закапывание мусора будет менее конкурентоспособным в сравнении с разными вариантами рециркуляции и вторичного использования отходов.

Расшифровка ТКО и ТБО — перечень твердых бытовых отходов

Накопление и правильная утилизация отходов – одна из главнейших проблем во всех странах мира. Огромное количество мусора оказывают негативное влияние на окружающую среду. Давайте разберемся, какие отходы входят в ТКО и в чём их разница с ТБО.

Что такое ТБО

Расшифровка ТБО – это твердые бытовые отходы. Они накапливаются за определенный период в отдельно взятой квартире и подразделяются на две группы: биологическая и искусственная. К первой относятся отходы природного происхождения – остатки пищи, растений. Не биологическая группа включает в себя пластиковые, металлические отходы, целлофановые мешки, картонные коробки, обувь, одежду, бутовую технику.

29 декабря 2014 года были внесены изменения в законодательство страны. Вышедший закон 458-Ф3 ввёл новое понятие ТКО – твердые коммунальные отходы. Чтобы не путаться, давайте разберём, чем отличаются два термина.

ТКО и ТБО в чём разница

На самом деле ТКО – это те же самые ТБО, только в более широком понимании. К коммунальному мусору имеют прямое отношение отходы природного и искусственного происхождения, которые перестали быть полезными в быту. То же самое, что и к бытовому. С одной лишь разнице: в ТКО входят офисные отходы юридических лиц.

Работая в офисе, сотрудник также выкидывает бумагу, пластиковые стаканчики, мешочки в корзину. В офисных центрах стоят автоматы по продаже напитков, чипсов, снеков. Весь этот бытовой мусор тоже необходимо учитывать, складировать и вывозить. Но называть эти отходы бытовыми не совсем корректно. Поэтому они получили название коммунальные.

Виды ТКО и их состав

По закону твердый коммунальный мусор не должен содержать радиоактивных, ядовитых и прочих вредных для здоровья веществ. Наличие металлических и пластиковых материалов также сведено к минимуму.

Что относится к ТКО

Перечень ТКО по состоянию на 2019 год небольшой. К данной категории относятся:

  • бумажные и картонные изделия;
  • уличный мусор (листья, ветки, пыль);
  • растительные и пищевые остатки;
  • битые бытовые приборы, мелкая электроника;
  • старая деревянная мебель;
  • бытовые химические вещества;
  • старая обувь и одежда;
  • мелкие металлические и пластмассовые элементы;
  • старая музыкальная аппаратура;
  • остатки старого дорожного покрытия.

Внимание! Твердые коммунальные отходы должны исключать содержание опасных для здоровья веществ. Сброс ядовитых веществ в общественные баки для мусора категорически запрещён.

Относятся ли пищевые отходы к ТКО

Согласно федеральному закону № 89 мусор пищевого и растительного характера имеет прямое отношение к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация данной категории осуществляется на общих основаниях. Региональный оператор, осуществляющий вывоз может разместить на площадке отдельный контейнер для сбора пищевых отходов, но может этого и не делать.

Перечень твердых коммунальных отходов по ФККО

В 2018 году внесли поправки в законодательство относительно классификации отходов. Речь идет о внедрение специальных кодов, на основании которых определяется категория мусора. Они приведены в Федеральном классификационном каталоге. Официальная версия доступна для просмотра в справочно-правовых системах, её можно найти в интернете или скачать у нас на сайте.

Классификационный каталог отходов (ФККО)скачать в pdf

Класс опасности ТКО

Твердые коммунальные отходы классифицируются по уровню негативного воздействия.

таблица ТУТ

Тщательная сортировка мусора по степени опасности позволит обеспечить эффективную транспортировку и утилизацию ТКО. Такой подход позволит снизить негативное влияние на окружающую среду.

Кто должен осуществлять сбор, хранение и утилизацию ТКО

Учитывая негативные воздействия на окружающую среду, государство занимается регулированием оборота различных отходов. Деятельность, связанная со сбором, хранением и утилизацией любых видов мусора подлежит обязательному лицензированию.

О получении лицензии на вывоз мусора

Изменения в законодательстве в 2019 году

1 января 2019 года произошли серьёзные изменения в законодательстве. До них за хранение и вывоз мусора отвечала управляющая компания – ЖЭК. Теперь этим занимается специальный региональный оператор. Коснулись нововведения и частных граждан. В платёжках по квартплате появилась новая строка «Вывоз ТКО».

Требования и нормативы

В России существует нормативная система накопления ненужных материалов, вышедших из строя и отслуживших предметов потребления. Расчет производится как для предприятий, так и для жилых секторов. Чтобы сформулировать норму учитываются следующие пункты:

  1. Газопроводная система в помещении/предприятии.
  2. Мусорный трубопровод со свободным проходом.
  3. Канализационная система, а также остальные водоносные магистрали.
  4. Отопительная система.
  5. Общая площадь жилого помещения/предприятия.
  6. Климат в том или ином регионе.

Для более подробного расчета норм скопления отходов учитываются примерные показатели:

  1. Благоустроенное жилье – 300 кг мусора и 1,5 м3 в год.
  2. Благоустроенные жилища и общественные сооружения – 300 кг и 1.5 м3 в год.
  3. Жилища с отсутствующей канализационной системой – 600 кг и 3.5 м3 в год.

Во время составления договора на вывоз мусора необходимо указывать информацию о методах складирования коммунальных отходов. По действующему законодательству договор обязан содержать следующие пункты:

  • наличие контейнеров;
  • мусороприемные камеры;
  • специальный транспорт;
  • бункера для хранений мусора;
  • мусоропроводные системы;

Обратите внимание! В документе должно указываться количество мусора и место для его хранения перед вывозом.

Способы утилизации ТКО

В нашей стране распространены несколько вариантов утилизации бытовых коммунальных отходов.

  1. Сжигание. Этот метод не требует много финансовых средств, но в процессе сгорания выделяется огромное количество токсичных веществ. Естественно, такой вариант невозможно назвать экологически безопасным.
  2. Захоронение. Самый распространенный способ утилизации, так как наиболее экономически выгодный. Однако, несмотря на экономическую выгодность, городские свалки занимают большую территорию.
  3. Компостирование. Этот метод подходит исключительно для утилизации растительных и пищевых отходов. Перед обработкой необходимо рассортировать мусор.
  4. Повторное использование. Вариант касается искусственных материалов. Те вещества, которые подлежат повторной обработке (металлолом, пластик, стекло), могут использоваться в качестве вторичного сырья.

К сожалению, по сравнению с более развитыми странами Россия пока не может похвастаться продуманной системой утилизации мусора. Хочется надеяться, что новая программа Экология даст свои результаты. Её задача повысить сортировку и переработку отходов до 60% к 2024 году.

Глава 2.1.2. Источники образования твердых коммунальных отходов и их местонахождение

Глава 2.1.2. Источники образования твердых коммунальных отходов и их местонахождение

Источниками образования твердых коммунальных отходов являются территории (части территорий) поселений, на которых образуются твердые коммунальные отходы, то есть отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Многоквартирные дома, садовые, дачные и огороднические партнерства, коттеджные поселки, группы жилых домов, здания и помещения входят в состав источников образования твердых коммунальных отходов (населенных пунктов), на территории (части территории) которых они находятся и являются их неотъемлемой частью.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Источниками образования твердых коммунальных отходов в Тюменской области являются:

1) территории населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов в соответствии с Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения»;

2) территории городских округов в границах, определенных Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения».

Перечень источников образования твердых коммунальных отходов действующей системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области, исключая источники и данные по твердым коммунальным отходам, образующимся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами дифференцированный по городским округам, населенным пунктам, входящим в состав сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, определен Приложением 1.

Согласие на обработку персональных данных

Кто должен обустроить контейнерную площадку? Кто должен поддерживать на ней порядок? Такими вопросами задаются потребители услуги по обращению с ТКО. Мы подготовили схему, которая наглядно объяснит, кто и за что отвечает на площадке накопления ТКО по закону.

-За что отвечают органы местного самоуправления (ОМСУ) на площадке накопления ТКО?

Создание и содержание мест накопления ТКО – зона ответственности органов местного самоуправления. Это закреплено в №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Обустройство контейнерных площадок и ведение их реестра также является зоной ответственности муниципальных властей. Это следует из Постановления Правительства РФ №1039.

-Какова зона ответственности потребителя на площадке накопления ТКО?

Потребитель должен складировать твердые коммунальные отходы исключительно в местах их накопления, которые утверждены территориальной схемой. Это прописано в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО и прямо следует из Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1156.

-Должен ли региональный оператор осуществлять уборку на контейнерных площадках?

В соответствии с Правилами обращения с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ №1156) региональный оператор несет ответственность за обращение с отходами с момента их погрузки в мусоровоз.

В тех же правилах содержится такой термин, как уборка мест погрузки ТКО — это действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Только эти действия являются зоной ответственности регионального оператора.

-Должны ли УК, ТСЖ (или иные лица, осуществляющих управление общим имуществом многоквартирного дома) наводить порядок на местах сбора ТКО?

В настоящий момент в Челябинской области много споров по этому вопросу. Причина — отсутствие межевания земли, на которой организованы контейнерные площадки. По этой причине ряд управляющих компаний перекладывают ответственность за уборку мест накопления ТКО на муниципалитеты (так как земля муниципальная), а органы местного самоуправления – на управляющие компании (они обслуживают жилой сектор, мусор с которого складируется на контейнерных площадках).

Если способ управления домом определен:

Если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок однозначно отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД). К ее компетенциям относятся:

1) Наведение порядка на ней однозначно является зоной ответственности управляющей организации. Это напрямую следует из положений Постановления Правительства РФ No290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД)». Согласно документу обслуживающая МКД компания должна выполнять работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

2) Обслуживающие организации должны следить за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами. Это следует из Правил и норм технической эксплуатации жилфонда (утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. No170).

3) Обслуживающие организации должны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (Пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. No170).

Если у дома не выбран способ управления:

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. С 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

-Должен ли регоператор убирать мусор после санитарной очистки территорий (обрезь веток, покосы травы и пр.)?

В этом вопросе ООО «Центр коммунального сервиса» ориентируется на позицию Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое дает следующие разъяснения:

«Согласно Приказу Росприроднадзора №242 к ТКО отнесены отходы, образующиеся от смёта и уборки в поселениях и городах, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, кустарниками и деревьями. Однако, регоператор не должен вывозить отходы, образующиеся при содержании зелёных насаждений на придомовой территории многоквартирных домов за счёт установленного тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Мусор, образующийся при спилке деревьев и кустарников, покосе травы и уборке двора, по мнению Минприроды РФ, не является твёрдыми коммунальными отходами, поскольку не соответствует главному признаку в соответствии с №89-ФЗ – образованию в жилых помещениях.

То есть в тариф регоператора включен вывоз мусора, который Управляющие организации или ТСЖ собрали при уборке территории и газонов, а вот отходы от ухода за насаждениями и газонами – ветки, стволы, листья, траву и другие – должны вывозиться по отдельному договору и за отдельную плату».

-Каков порядок вывоза крупногабаритных отходов?

К крупногабаритным отходам законодательство относит ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Это мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1156 «Об обращении с ТКО» для накопления таких отходов должны быть оборудованы специальные площадки, либо установлены бункеры (большие металлические емкости). Организация таких мест накопления относится к полномочиям органов местного самоуправления. А места расположения площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Обычные мусоровозы не приспособлены для вывоза крупногабаритного груза. По этой причине для сбора этого вида бытовых отходов регоператор направляет отдельный транспорт. Машины вывозят крупногабаритный мусор не реже раза в неделю, как предусмотрено санитарными нормами, либо чаще (по заявкам потребителей).

Пресс-центр ООО «Центр коммунального сервиса»

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *