Трансфертное ценообразование, что это?

Содержание

Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование — это установление трансфертных цен, которые отличаются от рыночных цен, для сделок между взаимозависимыми лицами, как правило, входящими в один холдинг (группу компаний).

Таким образом, под трансфертной ценой принято понимать цену, устанавливаемую в хозяйственных операциях между различными участниками единой группы компаний.

Установление цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием.

В каких целях применяется трансфертное ценообразование

Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах (территориях) с более низкими налогами.

Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов, что неизбежно требует повышенного внимания со стороны любого государства.

Налоговый контроль

Центральный аппарат ФНС России, а именно Управление трансфертного ценообразования, осуществляет налоговый контроль следующих трех групп сделок:

1) сделок между взаимозависимыми лицами, сумма по которым превышает установленный размер:

а) любых сделок в совокупности, превышающих 1 млрд руб. в год;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

в) одна сторона сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), другая сторона — лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма сделок превышает 100 млн руб.;

г) одна из сторон сделки либо освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, либо является участником проекта «Сколково» и применяет налоговую ставку 0%, другая сторона не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

д) одна сторона сделки является резидентом (участником) особой (свободной) экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), другая сторона не является резидентом таких зон, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

е) одна сторона сделки осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, и исчисляет налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, другая сторона не применяет положения ст. 275.2 НК РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

ж) одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку по налогу на прибыль в федеральный бюджет 0% и (или) пониженную ставку в бюджет субъекта РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.

2) сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами:

а) сделок между взаимозависимыми лицами, проводимых с участием независимых лиц в качестве промежуточного звена;

б) сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями), если сумма сделок с одним лицом превышает 60 млн руб.;

в) офшорных сделок.

3) сделок, признанных судом контролируемыми.

2. Признание сделок контролируемыми (помимо формального попадания сделки в вышеназванный перечень) осуществляется при выполнении положения п. 11 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому «признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса».

В соответствии с п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:

1) по налогу на прибыль организаций;

2) по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

3) по НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) по НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Если в результате трансфертного ценообразования окажутся заниженными НДС, налог на прибыль, НДПИ или НДФЛ, то налоговый орган доначислит налоги с пенями и штрафами.

Порядок определения цен для целей налогообложения

При проведении налогового контроля за ценами в контролируемых сделках цены в анализируемых сделках необходимо сравнить с ценами, которые применяются для целей налогообложения.

Цены, которые рассчитываются для целей налогообложения определяются на основании методов, указанных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ:

Методы, регулирующие процесс трансфертного ценообразования

В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.

В частности, НК РФ установлены методы ТЦО в целях налогообложения, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли;

6) метода цены независимой оценки.

Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.

Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.

Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.

Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.

При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.

При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.

Очередность применения методов определения цен

1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:

— метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

— метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;

3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;

4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;

5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Контролируемые сделки: выбор метода трансфертного ценообразования

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). Налоговые органы вправе проверить примененные в контролируемых сделках цены на соответствие рыночным (ст. 105.17 НК РФ), и если стороны установили не рыночные цены, доначислить налоги. Рассмотрим, как, используя предоставляемые законодательством возможности, налогоплательщик может уменьшить риски, связанные с применением правил трансфертного ценообразования.

Для налогоплательщиков применение правил трансфертного ценообразования, предусмотренных разделом V.1 Налогового кодекса (далее – Кодекс), достаточно обременительно. Ведь компании, которые совершают сделки между взаимозависимыми лицами, обязаны представлять уведомление о контролируемых сделках, а также готовить документацию для целей налогового контроля. А это требует от указанных компаний немалых трудозатрат и финансовых средств. Неудивительно, что часть из них пытается избежать применения контролируемых сделок, например, через «уход» от взаимозависимости лиц.

Для этого группа компаний – реально связанных между собой налогоплательщиков создает видимость отсутствия взаимозависимости (понятие взаимозависимых лиц и критерии взаимозависимости определены в ст. 105.1 Кодекса). Например, избегая участия владельцев бизнеса и руководителей в управлении и владении другими компаниями группы, они пытаются формально уйти от взаимозависимости и, соответственно, от применения правил о контролируемых сделках.

Однако подобные действия несут в себе существенные риски.

Какие сделки контролируемые?

Дело в том, что пункт 1 статьи 105.1 Кодекса формулирует понятия взаимозависимых лиц весьма широко. При этом пункт 2 той же статьи, содержащий перечень ситуаций, когда лица являются однозначно взаимозависимыми, не является закрытым. Поэтому суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям (не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 Кодекса), если отношения между этими лицами обладают общими признаками взаимозависимости, которые указаны в пункте 1 статьи 105.1 Кодекса (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

В настоящее время налоговые инспекции имеют хорошие возможности для выявления реальной взаимозависимости лиц при отсутствии формальных признаков такой связи. Примером этому являются судебные решения, вынесенные в пользу проверяющих (пост. АС СЗО от 17.06.2015 № Ф07-3426/15 по делу А56-55281/2014, АС МО от 31.10.2014 № Ф05-12000/14 по делу № А40-28598/2013).

Другой способ ухода от контролируемых сделок, который широко применяется на практике, – отслеживание пороговых значений сумм доходов по таким сделкам.

Во многих случаях сделки признаются контролируемыми, только если их сумма за календарный год превышает установленные значения. Типы сделок и суммы доходов по ним за календарный год (определяемых с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса), при превышении которых такие сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 Кодекса. Например, для сделок между российскими налогоплательщиками пороговое значение сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) в общем случае составляет 1 миллиард рублей в год. Соответственно, если следить за тем, чтобы сумма сделок между такими налогоплательщиками в течение календарного года не превышала 1 миллиарда рублей, то можно добиться того, что сделки будут неконтролируемыми.

В принципе это вполне применимый подход, но только до тех пор, пока налогоплательщик не начинает дробить сделки.

ПРИМЕР

По мнению автора, такое искусственное дробление рискованно. Дело в том, что Кодексом определена норма (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), которая направлена против применения именно таких схем дробления.

Данная норма предоставляет право налоговым органам обращаться в суд с требованием суммировать цены сделок между лицами в приведенном выше случае. На возможность такого суммирования указывает и письмо Минфина России (п. 2 письма Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33535).

Также следует обратить внимание, что Кодекс устанавливает случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ), когда сделки между взаимозависимыми лицами (и приравненные к ним) не признаются контролируемыми (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным в пп. 1-3 ст. 105.14 Кодекса). В частности, если совершены сделки между взаимозависимыми лицами и их сумма превысила установленное Кодексом пороговое значение, но они указаны в пункте 4 статьи 105.14 Кодекса, то такие сделки не признаются контролируемыми и их не нужно включать в уведомление о контролируемых сделках. По ним также не требуется готовить документацию для целей налогового контроля.

В пункте 4 статьи 105.14 Кодекса приведены пять таких случаев. Четыре из них носят специфический характер или имеют отношение только к определенным отраслям (подп. 1, 3-5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Так, не признаются контролируемыми сделки:

  • между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (Сегодня только очень крупные налогоплательщики могут позволить себе перейти на КГН. Условия для создания КГН указаны в статье 25.2 Кодекса.);
  • если они связаны с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

Но среди случаев, когда сделки не признаются контролируемыми, есть и довольно распространенная ситуация. Так, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за ее пределами;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • у них отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса (перечень особых случаев, например, если одна из компаний – резидент свободной экономической зоны).

Таким образом, если две взаимозависимые компании группы соответствуют указанным выше критериям, то сделки между ними не будут контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним.

Указанные выше условия выполнимы для многих налогоплательщиков. Так, важно, чтобы не было обособленных подразделений в других регионах. Если они есть, то можно задуматься о том, что, может быть, будет выгоднее, если эти подразделения оформить как самостоятельные юридические лица, и тогда компания будет соответствовать условиям для признания сделок неконтролируемыми.

Контролируемые сделки можно сделать менее рискованными

Если все-таки у вас есть контролируемые сделки, то давайте зададимся вопросом о подходах к выбору метода трансфертного ценообразования на практике, позволяющих снизить риски, связанные с налоговым контролем цен.

1

Совершение контролируемых сделок на рыночных условиях. Именно это и требует Налоговый кодекс. Как правило, рыночная цена – это интервал цен. Если устанавливать цену в пределах этого интервала, то никаких дополнительных налоговых последствий не будет.

В пределах рыночного интервала налогоплательщик вправе выбрать ту цену, которая ему более выгодна. Так, если убыточная компания реализует товар прибыльной фирме, то может оказаться более выгодной наиболее высокая цена, чтобы перенести расходы (убытки) на другую компанию группы. Соответственно, в этом случае разумно установить цену вблизи верхней границы интервала. Если ситуация по компаниям обратная, то более выгодно установить цену ближе к низкой границе интервала.

Выбирая цену в пределах интервала рыночных цен, следует помнить о том, что налоговый орган вправе проверить и не согласиться с определенной вами ценой.

2

Внутренние сопоставимые сделки. В соответствии с положениями Кодекса приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен (п. 6 ст. 105.6, подп. 1 п. 3 ст. 105.9 НК РФ).

Особенно следует выделить так называемые внутренние сопоставимые сделки, то есть сделки, сопоставимые с контролируемыми сделками, но совершенные компанией с независимой стороной в сопоставимых коммерческих и финансовых условиях.

Если у налогоплательщика имеются сделки с контрагентами, которые не являются взаимозависимыми лицами, то цены по таким сделкам признаются ориентиром для целей налогообложения в первоочередном порядке.

Соответственно, можно управлять наличием таких сопоставимых сделок с «невзаимозависимыми» налогоплательщиками, чтобы снизить риски пересмотра цены налоговым органом с помощью использования иных источников информации.

Применение внутренних сопоставимых цен выгодно еще и тем, что этот источник информации не требует затрат на покупку баз данных.

3

Выбор метода определения рыночной цены. В Налоговом кодексе предусмотрены пять методов определения рыночной цены (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более из этих методов.

Установлены ограничения на применение методов определения цены налоговым органом: он сможет оспорить применяемый метод, только если докажет, что метод явно не применим в рассматриваемой ситуации, что достаточно сложно (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). Соответственно, налогоплательщик может при обосновании рыночных цен вести налоговый орган по своему фарватеру – выбрать тот метод, который дает наиболее желаемый результат.

Напомним, что Кодекс предусматривает определенный приоритет методов.

Так, метод цены последующей реализации является приоритетным в ситуации, когда товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.10 НК РФ).

Во всех остальных случаях приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (п. 3 ст. 105.7 НК РФ). Применение иных методов допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Но метод сопоставимых рыночных цен применим только при наличии достаточных источников информации о ценах, что не всегда возможно. Поэтому, правильно обосновав применяемые методы определения цены, налогоплательщик может снизить риски оспаривания цены сделки.

4

Независимая оценка. Данный метод обоснования рыночной цены допустим в редких случаях (п. 9 ст. 105.7 НК РФ). Одним из таких случаев является привлечение оценщика по разовой сделке.

При этом под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе. Соответственно, по разовой сделке цену можно определить по отчету независимого оценщика.

ПРИМЕР

Производственная организация приняла решение реализовать один из цехов. Продажа недвижимости не является основной деятельностью организации. В этом случае рыночная цена может быть определена путем привлечения оценщика.

5

Применение интервала, установленного Кодексом по долговым обязательствам. Особые правила определены для признания величины процентов по контролируемым долговым обязательствам (пп. 1.1,1.2 ст. 269 НК РФ).

Кодекс устанавливает интервал процентных ставок для всех видов валют, и если процентная ставка по конкретному займу находится внутри такого интервала, то доходы заимодавца и расходы заемщика признаются рыночными. В этом случае отпадает необходимость расчета рыночного уровня процентов и подготовки документации для целей налогового контроля.

В то же время не запрещается устанавливать процентную ставку в размере больше максимального (меньше минимального) значения установленного интервала предельных значений. Но в этом случае будут применяться общие правила раздела V.1 Кодекса. Это означает, что налоговый орган будет вправе оспорить цену сделки для целей налогообложения.

ПРИМЕР

Организация «А» выдала заем организации «Б». Сделка контролируемая. Безопасный интервал процентных ставок, рассчитанный по правилам п. 1.2 ст. 269 Кодекса, – от 5 до 7% годовых в рублях. Если условия договора предусматривают ставку 10% годовых, то налогоплательщики должны определить доходы (расходы) исходя из рыночного уровня процентов по правилам раздела V.1 НК РФ, а налоговый орган может оспорить эту сумму. Если условия договора предусматривают ставку 6% годовых, то сумма дохода и расхода исходя из 6% годовых признается для налога на прибыль и налоговый орган не вправе оспорить эти суммы.

Применение установленных интервалов не отменяет обязанности по включению данных о сделке в уведомление о контролируемых сделках. В то же время необходимость в подготовке документации для целей налогового контроля в случае применения в вышеуказанном примере ставки 6 процентов отпадает, так как доходы и расходы для налога на прибыль определяются по специальным правилам. Так, пункт 12 статьи 105.3 Кодекса указывает, что в случае «если главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй НК РФ». Это как раз и есть тот случай, когда вторая часть Кодекса устанавливает специальные правила определения цены.

6

Выбор метода определения цены по обращающимся ценным бумагам. Статья 280 Кодекса устанавливает для операций с ценными бумагами особые правила расчета налоговой базы по налогу на прибыль. При этом в некоторых случаях разрешается применять рассмотренные выше методы определения цены, предусмотренные статьей 105.7 Кодекса (п. 19 ст. 280 НК РФ).

Так, устанавливая финансовый результат по сделкам (в т.ч. не признаваемым контролируемыми сделками) с обращающимися ценными бумагами, налогоплательщик вправе принять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса. При этом не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные статьей 280 Кодекса, он может при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5 процентов соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • количество ценных бумаг превышает 1 процент соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

Соответственно, в рассмотренном выше случае налогоплательщик может выбрать, что ему выгоднее – применять правила статьи 280 Кодекса или правила трансфертного ценообразования.

Станислав Джаарбеков, заместитель директора АНО «ИРСОТ», юрист, аттестованный аудитор

Источник: Журнал «Актуальная бухгалтерия»

Трансфертное ценообразование: как налоговая применяет методы ТЦО

Когда у вас не компания, а целая группа компаний, холдинг или набор из ООО на ОСНО и нескольких ИП на УСН, и взаимозависимость этих юрлиц не вызывает сомнений — здесь и появляется оно, трансфертное ценообразование. Контролирующие органы следят, чтобы вы взаимозависимому лицу выставили счет по рыночным ценам и наоборот. Давайте выясним нюансы по ТЦО-методологии и её применению.

Как налоговая контролирует сделки между взаимозависимыми лицами

Внутригрупповые сделки вышли из-под контроля Управления ФНС, и теперь их будут проверять территориальные налоговые. Яблоком раздора (читай: поводом доначислить налоги) остаётся по-прежнему необоснованная налоговая выгода. Правила применения методологии трансфертного ценообразования описаны в Налоговом кодексе (Раздел V.1 Взаимозависимые лица и международные группы). В чём риск для бизнеса: налоговая может пересмотреть порядок образования цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, применяя некорректный метод ТЦО или вообще не применяя методы ТЦО. Логичный результат: обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды и доначисление налогов на прибыль, штрафов и пеней.

Прежде всего, налоговую службу интересуют:

  • сделки на суммы свыше 1 млрд. руб. в год или же совокупность которых превышает этот размер
  • если предметом сделки являются полезные ископаемые, а сумма договоров превышает 60 млн. руб.
  • если один из участников сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а партнёр — другую систему налогообложения, и сумма договоров превышает 100 млн. руб.
  • один из участников освобождён от налога на прибыль или является участником проекта «Сколково»
  • одна из сторон резидент или участник свободной экономической зоны, в которой налог на прибыль ниже, чем в РФ
  • сделки между взаимозависимыми лица, когда независимое лицо — посредник
  • оффшорные сделки
  • сделки, признанные судом контролируемыми.

Цены по всем этим сделкам могут пересматриваться налоговой с применением методов ТЦО.

Когда налоговая может применять методы ТЦО для проверки цен

Анализируя цены в подобных сделках, налоговая их сравнивает с ценами, применяемыми в целях налогообложения. Налоговый кодекс предлагает применять следующие методы при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен
  2. Метод цены последующей реализации
  3. Затратный метод
  4. Метод сопоставимой рентабельности
  5. Метод распределения прибыли.

Приоритет методов ТЦО при определении цен

Согласно статье 105.7 п. 3 Налогового кодекса, приоритет отдаётся методу сопоставимых рыночных цен. Если по сделке приобретается товар и без переработки перепродаётся третьим лицам — тогда налоговики отдают первенство методу цены последующей реализации.

Когда обстоятельства и условия контролируемой сделки не позволяют применять приоритетный метод, за право применения конкурируют методы цены последующей продажи и затратный метод: в зависимости от того, какой из этих методов позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены в сделке рыночным ценам.

В целом, порядок номерного расположения методов недаром закрепился в Налоговом кодексе: если нельзя использовать ранее идущий метод из списка, используется следующий. А если не подходит ни один из методов, используется независимая оценка.

Допускается использование 2-х и более методов одновременно для объективного определения соответствия рыночной цене. Так или иначе, без должной документальной подготовки со стороны взаимозависимых компаний, налоговая может аргументированно скорректировать цены по сделкам и доначислить налог на прибыль.

Обзор судебной практики: как суды используют ТЦО-методологию

Дело № А62-8105/2017 (Решение от 28 мая 2018 г.) ООО «Богородицкое». Общество занимается переработкой рыбы и морепродуктов. Конечный продукт реализуется исключительно в адрес взаимозависимых лиц с наценкой 0-5%. Взаимозависимые лица продавали продукцию третьим лицам с наценкой 32-77%. Налоговая применила метод сопоставимой рентабельности и сравнили фактическую рентабельность Общества за 2013 и 2014 года с минимальными рыночными значениями на основании финансовых данных подобных компаний, отобранных с использованием системы СПАРК. Судом не были приняты возражения компании о том, что:

  • метод ТЦО был подобран некорректно
  • компании, с которыми сравнивали Общество, имеют большие обороты и не подходят под понятие микроорганизации
  • на цены на реализацию конечной продукции влияли давальческие договоры на предоставление тары и упаковки Покупателями. Общество не смогло предоставить подтверждающие документы в полном объёме.

Общество вынуждено заплатить в целом 729 218,89 руб., включающих недоимки по налогу на прибыль, на НДС, пеней и штрафов.

Дело № А23-5278/2016 (Решение от 17.01.2018) ОАО «Мостовский карьер». По мнению налоговой инспекции, Общество поставляло песок посредникам по цене, значительно ниже рыночной, что дало повод объявить документооборот фиктивным, а юрлица — взаимозависимыми. ИФНС провела перерасчёт цен реализаций в сторону посредников, используя метод цены последующей реализации, и доначислила налог на прибыль Обществу.

Общество оспорило правомерность использования метода цены последующей реализации и предложило использовать метод сопоставимых рыночных цен на основании внутренней информации. Суд согласился в этой части с налогоплательщиком, так как налоговая использовала несопоставимые сделки для расчёта интервала валовой рентабельности и не обосновала применение метода цены последующей реализации.

Требования Общества по размеру доначисления налога на прибыль из-за необоснованной налоговой выгоды были удовлетворены судом частично: суд признал Общество и посредников взаимозависимыми лицами. Размер штрафа по налогу на прибыль снизился в 2 раза: до 3 178 400 руб.

Как видите, далеко не во всех судебных разбирательствах приоритетным служит метод сопоставления рыночных цен. К тому же, как показывает практика (дело № А46-5414/2019), суды готовы использовать ТЦО-методологию не только в контролируемых сделках, но и при разбирательстве неконтролируемых сделок. В таких спорах ТЦО-методология служит калькулятором налоговой базы.

Какие документы нужны компании, чтобы обезопасить себя или не допустить налоговые проверки

Что даёт регламентированная документация по ТЦО группам компаний? Шанс, что требования налоговой будет легко удовлетворить и вам не придётся доказывать собственную политику ценообразования в суде. А если дело дойдёт до суда, вы сможете использовать доказательную базу по применению метода ТЦО, описанного в вашей внутренней политике. Другими словами, наличие документации обязывает проверяющие органы использовать те подходы и методы, которые использовал налогоплательщик, и только обосновав их неприменимость, налоговая может переходить к своим методам (статья 105.17 п. 5 Налогового кодекса РФ).

Так какие документы нужны группам компаний?

Прежде всего, необходима разработка и документирование концепции ценообразования в рамках отдельных структур холдинга. В перечень документов входит политика и методика ТЦО. Эта документация поможет расставить все точки над ё, когда налоговая будет запрашивать материалы по контролируемым сделкам.

Что может относиться к документации по ценообразованию предприятия:

  • маркетинговая политика (ее положения важны для обоснования перед налоговыми инспекторами случаев применения цены товаров, более чем на 20% отличающейся от цен на однородные товары)
  • файл, в котором содержится информация о том, каким методом пользуется предприятие для установления цены продажи и закупки, а также приводятся расчеты и факты, которые подтверждают применение компанией рыночных цен.

У МЦОБ есть опыт консультирования по вопросам внутригруппового ценообразования, выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам, разработке документации по ТЦО-комплаенсу и сопровождению соглашений.

Кейс МЦОБ по выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам

В нашу компанию обратился клиент, у которого есть ООО на ОСНО, а также несколько ИП на ЕНВД и УСН. Во взаимозависимости юрлиц нет сомнений: все индивидуальные предприниматели — родственники. ИП и юр. лицо осуществляют между собой сделки купли-продажи, поэтому существует риск того, что налоговая в случае проверки обратит внимание на порядок формирования цены по сделкам. Если будет доказано, что цена продажи между взаимозависимыми лицами занижена, то есть ниже рыночных цен, ФНС имеет право откорректировать цены по всем сделкам и доначислить налоги.

Рекомендации МЦОБ для клиентов с подобной структурой бизнеса:

  1. Сопоставить цены в сделках по закупочным ценам: сравнить цены поставщика-взаимозависимого лица и у поставщика-третьего лица.
  2. Необходимо собрать информацию с ценами (прайс-листы, коммерческие предложения), которые направляли другие поставщики, чтобы обосновать, что цена у взаимозависимого поставщика конкурентная и соответствует рыночной. Если цена у взаимозависимого поставщика ниже, это должно объясняться условиями сделки: например, обязательная закупка определенного объема продукции либо более жесткие сроки оплаты поставки.
  3. Обязательно в компании должна быть прописана и утверждена политика ценообразования: на каких условиях выполняется выбор поставщика, из чего формируется стоимость продаваемых товаров.

В заключение

Территориальные налоговые органы проверяют сделки между взаимозависимыми лицами с целью найти несоответствие рыночным ценам и доначислить налоги. При этом суды активно принимают аргументацию защиты, связанную с трансфертным ценообразованием, и готовы использовать эти методы как калькулятор налогооблагаемой базы даже по сделкам между независимыми лицами. Если у вас в компании будет утверждена политика ценообразования с обоснованием применения тех или иных методов ТЦО, это значительно снизит или исключит налоговые доначисления.

МЦОБ может:

  • проконсультировать вас по вопросам внутригруппового ценообразования
  • провести аудит по выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам
  • разработать документацию по ТЦО-комплаенсу
  • сопровождать ваши сделки.

Елена Воробьёва

Руководитель департамента бухгалтерского и правового консалтинга

Трансфертные цены

Обновление: 20 октября 2017 г.

Действующими нормами НК РФ предусмотрен раздел V.1, посвященный порядку регулирования взаимоотношений между зависимыми лицами. Названный алгоритм регламентации предусматривает множество специфичных механизмов, среди которых особое место занимает трансфертное ценообразование.

Зависимые лица

По общему правилу, предусмотренному отечественным правом, зависимыми лицами признаются субъекты, имеющие возможность контролировать деятельность, операции или решения друг друга.

Перечень лиц, отвечающих признаку взаимозависимости, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

При совершении контролируемых сделок, то есть между зависимыми или приравненными к ним субъектами, используются трансфертные цены.

Налоговое законодательство прямо не расшифровывает вышеназванное понятие, однако содержит отдельный раздел, посвященный контролируемым сделкам, совершаемым внутри одного предприятия или группы компаний.

С учетом анализа существующего законодательства можно сформулировать понятие трансфертного ценообразования по НК РФ как стоимость товаров или услуг, применяемую контрагентами в расчетах между зависимыми лицами по внутрифирменной стоимости, отличающейся от условий, имеющих место на открытых рынках.

Названный механизм является объектом контроля со стороны отечественных фискальных органов и позволяет налоговикам квалифицировать договоры на описанных условиях в качестве контролируемых сделок.

Трансфертное ценообразование в 2017 году

В текущем налоговом периоде порядок совершения контролируемых сделок не претерпел сколь-нибудь значимых изменений. Налогоплательщики, отвечающие признакам взаимозависимости, обязаны доводить до сведения фискальных органов информацию о договорах, подлежащих проверке.

Важно знать, что регулированию трансфертного ценообразования и контролю со стороны государства подлежат сделки, совершаемые взаимозависимыми лицами:

  • внутрироссийские соглашения;
  • внешнеторговые договоры.

Особое внимание государства к описанным сделкам обусловлено прежде всего возможностью сторон манипулировать ценами и, как следствие, получать необоснованную налоговую выгоду.

Можно утверждать, что целью трансфертного ценообразования является увеличение прибыли от продажи товаров или услуг конечному потребителю, достигаемое, в том числе, за счет налоговой оптимизации.

Далеко не все сделки между аффилированными лицами подвергаются контролю. Для особого внимания со стороны налоговиков такие договоры должны отвечать требованиям, прямо перечисленным в ст. 105.14 НК РФ.

В настоящее время выделяются следующие основные способы определения цены между взаимосвязанными предприятиями:

  • затратный подход, характеризующийся проверкой соответствия цены на основе валовых затрат по конкретной операции с валовыми расходами по аналогичным действиям в условиях свободного рынка;
  • следующим видом трансфертных цен является сопоставление рыночной стоимости, заключающееся в сравнении имеющихся условий контракта со стоимостными значениями на рынке по схожим операциям;
  • применение метода цены последующей реализации включает в себя проверку соответствия анализируемой сделки рыночным условиям на основании валовой выгодности лица, перепродавшего имущество;
  • еще одним правилом трансфертного ценообразования является сопоставление рентабельности, характеризующееся сверкой операционной эффективности по договору с аналогичным показателем на рынке;
  • подход распределения прибыли, основанный на разделении фактической доходности между сторонами контролируемой сделки и аналогичным делением в условиях рынка.

Современное международное трансфертное ценообразование существенно не отличается от внутрироссийского и основывается на схожих принципах и методах.

НК РФ Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ
КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ
ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ

  • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
  • Глава 14.2. Общие Положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
  • Глава 14.4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках
  • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
  • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
  • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения

Открыть полный текст документа

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *