Транспортная экспедиция

Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В отличие от договора перевозки, экспедитор (сторона договора транспортной экспедиции) не принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю. Он обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, например, организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также исполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. Кроме того, договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но и с грузополучателем (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, это означает, что между сторонами заключен смешанный договор, содержащий элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки. Заключение такого договора является правом сторон и соответствует закрепленному в ст. 421 ГК РФ принципу свободы договора. К такому договору в соответствующих частях будут применяться правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ, см. также постановление Четырнадцатого ААС от 07.06.2011 N 14АП-2945/11).

§ 7. Договор транспортной экспедиции

1. Определение. Договор транспортной экспедиции — это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст.

801* ГК РФ). 2. Сущность и значение. Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе. Ранее транспортная экспедиция рассматривалась в договорах перевозки преимущественно автотранспортными средствами в качестве дополнительных к перевозке грузов услуг. В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется, кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов, специальным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. I. Ст. 2701). Этот Закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в т.ч. иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов) на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта. Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором. По юридической природе договор транспортной экспедиции является: — возмездным; — двусторонним. В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия). 3. Субъекты. Клиентом, т.е. грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо. Экспедитором, т.е. лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице. 4. Форма. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. 5. Существенные условия и содержание. Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление следующих действий: — получение требующихся для экспорта или импорта документов; — выполнение таможенных и иных формальностей; — проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; — уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента и др. Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор, по не зависящим от него обстоятельствам, не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции. 6. Исполнение и прекращение. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Размер данного вида ответственности ограничивается объявленной (или действительной) ценностью груза. Особенности и порядок возмещения убытков, связанных с экспедиционными услугами, определяются Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности». Особенности прекращения договора транспортной экспедиции выражаются в том, что любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Сторона, заявившая об отказе от договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» распространяет правила рассмотрения споров и сроки давности, предусмотренные для договора перевозки, на договор транспортной экспедиции. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Обзор судебной практики по спорным вопросам при заключении, исполнении и расторжении договора транспортной экспедиции

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I. Основные положения о договоре транспортной экспедиции

I. Основные положения о договоре транспортной экспедиции

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Таким образом, предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза, подразделяемые на основные и дополнительные услуги. К основным услугам относятся обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (абзацы 2, 3 пункта 1 статьи 801 ГК РФ).
В связи с изложенным договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличаться содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах.
Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.

Сторонами данного договора являются экспедитор и клиент. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, сам перевозчик (пункт 2 статьи 801 ГК РФ). Клиентом же в договоре транспортной экспедиции является либо грузоотправитель, либо грузополучатель.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются не только ГК РФ, но и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, и самим договором транспортной экспедиции, условия которого не должны противоречить положениям указанных актов (пункт 3 статьи 801 ГК РФ).
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (пункт 1 статьи 802 ГК РФ). При этом несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (статья 162 ГК). Такими другими доказательствами могут быть, в частности, экспедиторские документы, являющиеся неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (пункт 7 Правил N 554).
На основании пункта 5 Правил N 554 экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Кроме того, в доказательство совершения указанного договора заинтересованная сторона может представить доверенность, выданную экспедитору в связи с необходимостью для исполнения его обязанностей (пункт 2 статьи 802 ГК).
Положения ГК РФ об ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции детализируются специальными нормами, предусмотренными главой 3 Закона N 87-ФЗ, посвященными ответственности как экспедитора, так и клиента.
Основными формами ответственности сторон за нарушение договора транспортной экспедиции выступают возмещение убытков (полное или частичное), взыскание неустойки (штрафа), возврат вознаграждения экспедитором.
Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорным вопросам при заключении, исполнении и расторжении договора транспортной экспедиции, а именно:
— признание договора недействительным или незаключенным;
— неоплата, несвоевременная оплата услуг по перевозке груза;
— гибель, повреждение или недопоставка груза;
— споры о расторжении договора транспортной экспедиции;
— отграничение договора транспортной экспедиции от смежных гражданско-правовых договоров.

II. Выводы судов по вопросам, возникающим при заключении, исполнении и расторжении договоров транспортной экспедиции

1. Признание договора недействительным или незаключенным

1.1. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015 N 13АП-27739/2014 по делу N А56-53962/2014
Исковые требования:
ЗАО «Евросиб СПб — транспортные системы» (исполнитель) обратилось в суд с требованием о взыскании с ООО «Наше Дело Сервис» (клиента) задолженности по договору транспортной экспедиции, а также неустойки, расходов по оплате государственной пошлины, сославшись на просрочку оплаты со стороны клиента оказанных транспортно-экспедиционных услуг, о чем экспедитором были оформлены односторонние акты оказания услуг.
Решение суда:
В удовлетворении исковых требований отказано.
Позиция суда:
Отметив, что отношения между ЗАО «Евросиб СПб — транспортные системы» (исполнителем) и ООО «Наше Дело Сервис» (клиентом) не соответствуют правовой конструкции договора транспортной экспедиции, поскольку не содержат основного элемента: экспедитор-исполнитель не доказал участие в организации или в перевозке груза, а также приняв во внимание, что экспедиторские документы, оформляемые во исполнение пунктов 5-7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, а при отсутствии вышеуказанных документов договор экспедиции в части перевозки груза считается незаключенным в силу несоблюдения простой письменной формы договора (статья 802 ГК РФ), суд пришел к выводу о недоказанности исполнителем как экспедитором факта оказания спорных услуг.

1.2. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 04АП-1770/2015 по делу N А19-15241/2014
Исковые требования:
ООО «Региональный бизнес» (клиент) обратилось в суд к ОАО «Российские железные дороги» (экспедитору) с требованием о признании недействительными договоров транспортной экспедиции.
Решение суда:
В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция суда:
Вопреки позиции клиента (ООО «Региональный бизнес»), полагавшего, что по своему предмету и содержанию спорные договоры (предусматривающие погрузочно-разгрузочные работы и иные транспортно-экспедиторские операции с грузами истца, перевозимыми по железной дороге) не соответствуют статье 801 ГК РФ, Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», вследствие чего являются недействительными (ничтожными), суд отметил, что прямое несоответствие содержания спорных договоров и норм права, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность, из текста договоров не усматривается, при этом в силу статьи 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а согласно статье 431 ГК РФ буквальное значение условия договора в случае его неясности может быть установлено путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом, а также в соответствии с действительной общей волей сторон и их последующим поведением, и пришел к выводу об отсутствии у оспариваемых договоров признаков недействительности.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *