Требования к ФССП

Квалификационные требования

Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В их число входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

— к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29.08.1996;

— к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Особые требования предъявляются статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

Для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования по следующим специальностям и (или) направлениям подготовки:

«Экономика и управление»;

«Юриспруденция».

Для замещения должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов необходимо наличие среднего профессионального или высшего образования

по следующим профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки:

«Математика и механика»;

«Компьютерные и информационные науки»;

«Информатика и вычислительная техника»;

«Информационная безопасность»;

«Электроника, радиотехника и системы связи»;

«Оружие и системы вооружения»;

«Авиационная и ракетно-космическая техника»;

«Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники»;

«Психологические науки»;

«Экономика и управление»;

«Юриспруденция»;

«Образование и педагогические науки»;

«Языкознание и литературоведение»;

«Физическая культура и спорт»;

«Военное управление»;

«Обеспечение государственной безопасности».

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава

не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 01.01.2018, до назначения на новую должность

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Должность гражданской службы

Группа, категория должности гражданской службы

Образование

Квалификационные требования к стажу работы

Директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации

высшая, «руководители»

высшее образование

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

высшая, «руководители»

высшее образование

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

высшая, «руководители»

высшее образование

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Начальник управления

главная, «руководители»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель начальника управления

главная, «руководители»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Помощник директора

главная, «помощники

(советники)»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Советник директора

главная, «помощники

(советники)»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Начальник отдела федеральной службы

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела федеральной службы

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Начальник отдела

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Советник

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий консультант

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Консультант

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист 3 разряда

ведущая, «обеспечивающие специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Главный специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 1 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 2 разряда

старшая «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 3 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 1 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 2 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Должность гражданской службы

Группа, категория должности гражданской службы

Образование

Квалификационные требования

к стажу работы

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

Руководство

Руководитель террито-риального органа Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации

главная «руководители»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Помощники (советники)

Помощник руководителя

ведущая, «помощники

(советники)»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Отделы

Начальник отдела

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Главный специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 1 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Структурные подразделения

Специализированный, межрайонный, городской, районный отделы судебных приставов

Начальник отдела – старший судебный пристав

ведущая, «руководители»

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

Старший судебный пристав

ведущая, «специалисты»

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава

ведущая, «руководители»

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

Начальник отдела

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Главный специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав-исполнитель

старшая, «специалисты»

среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

старшая, «специалисты»

среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 2 разряда

старшая «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 3 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 1 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 2 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 3 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:53 / 23 апреля 2018 11:56

Версия для печати

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава-исполнителя. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

Судебный пристав — центральная фигура исполнительного производства. Важность задач, стоящих перед судебными приставами, в том числе перед судебными приставами-исполнителями, обусловили жёсткие требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на соответствующую должность. Эти требования установлены в ст. 3 ФЗ «О судебных приставах»:

достижение 20-летнего возраста;

наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, а для старшего судебного пристава — высшего юридического образования;

способность по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;

отсутствие судимости.

Указанные обстоятельства подтверждаются: гражданство и возраст — данными паспорта; образование — аттестатом, свидетельством, дипломом о высшем образовании или другим документом об образовании; состояние здоровья — медицинским заключением; отсутствие судимости — соответствующей справкой органов внутренних дел.

К определению деловых и личных качеств кандидата на должность судебного пристава следует подходить из общепризнанных деловых, нравственных и моральных критериев. В частности, способности кандидата честно и добросовестно, с соблюдением норм права выполнять возложенные на него обязанности, выполнять общепризнанные правила поведения.

Кроме того, к лицам, претендующим на должность судебного пристава или находящимся на этой должности, наряду со специальными требованиями, установленными в ФЗ «О судебных приставах», применяются также общие ограничения, связанные с гражданской службой и установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.. В соответствии с положениями данной статьи гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным

решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность

исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к

сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья,

сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения

гражданства другого государства;

представления подложных документов или заведомо ложных

сведений при поступлении на гражданскую службу и др.

Судебный пристав, как государственный служащий, должен также соблюдать ограничения, установленные п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. он не вправе:

участвовать на платной основе в деятельности органа управления

коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных ФЗ;

замещать должность гражданской службы в случае избрания или

назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

осуществлять предпринимательскую деятельность;

получать в связи с исполнением должностных обязанностей

вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных

обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам и др.

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей установлены в ст. 12 ФЗ «О судебных приставах». В соответствии с п. 1 данной статьи в процессе свей деятельности судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному

исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства или их

представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного

производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе

исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Перечень исполнительных документов, подлежащих принудительному исполнению, указан в ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство в установленный законом срок, если исполнительный документ отвечает необходимым требованиям, и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных указанным законом, в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме. Исполнительный документ может быть возвращен взыскателю или органу, его выдавшему, без исполнения или после частичного исполнения только в порядке и по основаниям, указанном в названном законе.

Исполнение исполнительного документа должно осуществляться с соблюдением прав и законных интересов сторон исполнительного производства (взыскателя, должника), других граждан и организаций. Из чего, соответственно, вытекает обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

В соответствии с п. 1 ст. 88 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, если его решения, принимаемые при совершении исполнительных действий (возбуждение исполнительного производства, взыскание исполнительского сбора, наложение штрафа и другие), затрагивают интересы сторон и иных лиц. В постановлении должны быть обязательно указаны порядок и срок его обжалования.

Реализация прав сторон, права и законные интересы которых затрагиваются исполнительными действиями судебного пристава-исполнителя, осуществляется также путем подачи соответствующих заявлений и ходатайств, которые должны быть рассмотрены судебным приставом-исполнителем в срок, установленный указанным законом или в разумный срок, если такой срок специально не установлен.

Обязанность судебного пристава-исполнителя заявить самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности, закреплена не только п. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», но также и п. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве». В частности, судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он является родственником сторон исполнительного производства, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом (п. 3 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Реализация судебным приставом-исполнителем вышеуказанных обязанностей невозможна без соответствующего комплекса прав. В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую

информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном

производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или

принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать

арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника,

находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребёнка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным

документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные ФЗ «Об

исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах».

Необходимо отметить, что вышеперечисленные права судебного пристава-исполнителя реализуются им строго в соответствии с законом и только в том объёме и в тех пределах, которые необходимы для исполнения исполнительного документа, и не должны быть направлены на неадекватное ограничение прав и законных интересов других лиц. Это положение, закреплённое ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», направлено в первую очередь на недопущение злоупотреблений со стороны судебных приставов при решении поставленных перед ними задач.

В частности, недопустимо разглашение ставших известными судебному приставу-исполнителю в связи с выполнением служебных обязанностей сведений о банковских вкладах лица, в отношении которого производятся исполнительные действия. Что касается самого права требования предоставления вышеуказанных сведений, то его правомерность подтверждена п. 5 Мотивировочной части постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2003г. № 8 — П СЗ РФ, N 21, 26.05.2003.

Проведение у работодателей проверок исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов направлено на осуществление контроля со стороны судебного пристава-исполнителя за исполнением работодателями судебных актов, актов иных органов и актов, принятых судебным приставом-исполнителем. Например, при обращении взыскания на заработную плату работающего должника судебный пристав может контролировать своевременность и правильность удерживаемых сумм.

Наложение ареста на имущество осуществляется судебным приставом-исполнителем в течение одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях — одновременно с его вручением.

При продаже арестованного имущества судебный пристав-исполнитель сам осуществляет его оценку, однако он вправе назначить специалиста, если оценка отдельных предметов затруднительна или заявлены возражения сторон исполнительного производства.

Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка относится к одним из важнейших полномочий судебного пристава-исполнителя, поскольку непосредственно связанно с активными действиями по исполнению исполнительных документов. Порядок объявления розыска должника, его имущества или розыска ребенка закреплен в ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Судебному приставу-исполнителю предоставлено право вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в его производстве. Как правило, вызов граждан и должностных лиц производится к месту работы судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий. Целесообразность вызова граждан и должностных лиц определяется целями исполнительного производства, необходимостью обеспечения в равной степени прав как взыскателя, должника, так и других лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты в процессе исполнения исполнительного документа.

При уклонении от явки без уважительных причин судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о его приводе в порядке, предусмотренном ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполняемое судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (п. 1 ст. 11 ФЗ «О судебных приставах»).

Кроме того, стоит отметить, что ФЗ от 9 мая 2005г. № 45 — ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» “Российская газета”, N 100, 13.05.2005.

вводится порядок принудительного исполнения судебных актов об административном приостановлении деятельности. Постановление судьи о применении данной меры наказания исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно. Выполняя свои обязанности, он осуществляет комплекс мер, которые выражаются в наложении пломб, опечатывании помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс. Очевидно, что нормы данного закона, а также нормы других нормативных правовых актов, содержащих положения об отдельных вопросах исполнительного производства, расширяют полномочия судебного пристава-исполнителя, наделяя его новыми правами и, соответственно, новыми обязанностями.

Необходимо отметить, что положения п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» на практике подлежат применению в нормативном единстве с положениями п. 1, 2 ст. 14 указанного закона, поскольку реализация прав судебного пристава-исполнителя невозможна без реализации принципа обязательности требований судебного пристава для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ. Без данной нормы задачи, поставленные законодателем перед службой судебных приставов, практически были бы не выполнимы, а действия судебных приставов в рамках публичной функции — безрезультатными. Положения вышеуказанной статьи не просто закрепляют статус судебного пристава как федерального государственного служащего, исполняющего свои служебные обязанности, а подчеркивают властно-административный характер отношений, возникающих между судебным приставом и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации при исполнении судебным приставом своих служебных обязанностей. Более того, всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации информация, документы и их копии предоставляются судебным приставам в установленный срок, бесплатно, а в случае объективной невозможности представить запрашиваемые информацию или документы данные лица должны своевременно сообщить об этом судебному приставу с указанием причин невыполнения (п. 2 ст. 14 ФЗ «О судебных приставах»).

Виды и объем ответственности за невыполнение требований судебного пристава-исполнителя и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, конкретизируются в соответствующих нормах Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ФЗ «Об исполнительном производстве».

В частности, в соответствии со ст. 87 вышеуказанного закона за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. Если же в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению, имеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности (п. 3 ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Кроме того, судебный пристав-исполнитель в соответствии с требованиями статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.8, статьями 19.6 и 19.7 указанного Федерального закона (Приказ Минюста РФ от 06.04.2005г. № 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях») «Российская газета», N 95, 06.05.2005..

Перечень прав судебного пристава-исполнителя, определённый ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», не является исчерпывающим. В соответствии со ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» судебный пристав-исполнитель как гражданский служащий имеет право на:

обеспечение надлежащих организационно-технических условий,

необходимых для исполнения должностных обязанностей;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной

продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ

и со служебным контрактом;

защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе,

включая обжалование в суд их нарушения;

государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья

членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др.

Таким образом, изучив права и обязанности судебного пристава-исполнителя, мы приходим к выводу, что они весьма разнообразны и не ограничиваются лишь теми, которые указаны в ФЗ «О судебных приставах». Важность задач, поставленных перед судебным приставом-исполнителем, и его полномочий подтверждается их закреплением на уровне соответствующих законов, а также наличием ответственности за несоблюдение законных требований судебного пристава-исполнителя.

Ситуация в стране меняется, а значит совершенствуется законодательство, принимаются новые нормативные правовые акты, которые расширяют полномочия и компетенцию судебных приставов-исполнителей.

Нормативные правовые акты

Указ Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 670 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13.10. 2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом, в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»

Федеральный закон от 03.07.2016 № 246 «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в части установления государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»

Федеральный закон от 03.07.2016 № 231-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1402 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр»

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок»

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Приказ Минюста России от 30.12.2016 № 331 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой судебных приставов государственной услуги по включению сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»

Приказ Минюста России от 30.12.2016 № 332 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»

Приказ ФССП России от 03.07.2019 № 286 «О внесении изменений в приложения № 1, № 2 к приказу ФССП России от 28.12.2016 № 826 «Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечня документов и сведений, представляемых юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их предоставления» (зарег. Минюстом России 29.07.2019 № 55429)

Приказ ФССП России от 27.12.2018 № 617 «Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2019 год»

Приказ ФССП России от 20.04.2018 № 151 «О внесении изменений в приказ ФССП России от 28.12.2016 № 826 «Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечня документов и сведений, представляемых юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их представления»

Приказ ФССП России от 18.01.2018 № 20 «Об утверждении формы заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия» (зарег. в Минюсте 16.02.2018 № 50069)

Приказ ФССП России от 28.12.2016 № 823 «О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, утверждении формы свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр и формы заявления об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»

Приказ ФССП России от 28.12.2016 824 «Об утверждении порядка и сроков направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»

Приказ ФССП России от 28.12.2016 № 825 «Об утверждении требований к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»

Приказ ФССП России от 28.12.2016 № 826 «Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечня документов и сведений, представляемых юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их представления» (в редакции приказа ФССП России от 20.04.2018 № 151)

Приказ ФССП России от 28.12.2016 № 827 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату простроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»

Приказ ФССП России от 13.06.2017 № 299 «Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и порядка ведения указанного перечня»

Время создания/изменения документа: 16 ноября 2017 12:02 / 02 октября 2019 14:34

Версия для печати

Профессия Судебный пристав: особенности, преимущества и недостатки

Гражданский служащий, вступивший в государственную должность «судебный пристав», занимается принудительным исполнением решений и постановлений полномочных органов: судов, налоговых и правоохранительных органов.

История профессии

Упоминания об этой профессии уходят в глубь веков. На Руси приставы появились в XII веке. Само слово «пристав» имело тогда разные значения: в Новгороде они мирили вступивших в тяжбу, позже в Москве это были чины для особых поручений. Но большей частью приставам приходилось вызывать ответчиков и свидетелей на суд, проводить по его решению взыскания.

В XV-XVII веках судебных приставов называли недельщиками, поскольку те работали неделями, оповещая стороны о вызовах, доставляя их в суд и занимаясь поимкой преступников. В XVIII веке обязанности приставов стали исполнять полицейские чины, а в XIX (после судебной реформы, произошедшей в 1864 году) судебные приставы были приданы мировым судьям, окружным судам и другим судебным органам.

Обязанности приставов

По роду деятельности судебных приставов разделяют на основные группы:

  1. Приставов, следящих за порядком на судебных процессах: в их обязанности входит сопровождение документов из канцелярии в зал суда, обеспечение явки свидетелей.
  2. Приставов, которые исполняют судебные акты, ведут прием граждан по поводу оплаты или взыскания долгов и посещают должников на дому. У них ненормированный рабочий день: при необходимости приставов-исполнителей могут вызвать на работу ночью и в выходные, часто их сопровождает охрана.

Образование судебных приставов

Служить судебным приставом разрешено гражданам Российской Федерации. Им нельзя стать до наступления 21 года. Он должен иметь законченное среднее образование (общее либо среднее специальное). Старшим судебным приставом невозможно стать без высшего юридического образования, полученного в вузах, где готовят специалистов для:

  • правоохранительной деятельности;
  • юриспруденции;
  • правового обеспечения национальной безопасности.

Среднее профессиональное образование дают судебным приставам колледжи и техникумы, где есть базовая подготовка по специальности «правоохранительная деятельность».

Необходимые качества

Судебные приставы, исполняющие постановления судов, налоговых служб, органов внутренних дел, должны обладать терпением, уверенностью и полным самообладанием: они обязаны действовать по закону, не поддаваясь на часто случающиеся провокации должников и их родственников.

Судебным приставам-исполнителям необходима хорошая физическая форма, позволяющая им противостоять неадекватным поступкам должников. Приставам, обеспечивающим порядок в зале суда, нужно уметь длительное время работать с полной концентрацией внимания, позволяющей избегать процессуальных ошибок.

Карьерный рост приставов

Являясь государственными гражданскими служащими, судебные приставы получают классные чины, низшим из которых является младший юрист, а высшим – действительный государственный советник. Им положена форменная одежда, которая должна быть темно-синего либо черного цвета и иметь соответствующие классному чину знаки отличия.

Присвоение чина зависит от должности, а также стажа работы. Достичь вершины карьеры можно, возглавив службу судебных приставов, став ее руководителем.

Преимущества и недостатки профессии

Плюсы деятельности судебных приставов:

  • официальная работа, прописанная в законодательстве;
  • льготы;
  • наработка юридического опыта для дальнейшей карьеры (при наличии высшего образования можно впоследствии стать адвокатом).

Минусы работы судебных приставов:

  • необходимость изучения большого количества документов;
  • напряженность работы, вызывающая моральную и физическую усталость;
  • постоянное общение со многими людьми, испытывающими горе;
  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Зарплата судебных приставов

За тяжелый труд, во многом сходный с работой сотрудников правоохранительных органов, рядовые судебные приставы в среднем получали в 2015 году около 15 000 рублей. По новому законопроекту, до сих пор находящемуся на рассмотрении, зарплата судебного пристава должна получить надбавки, которые будут начисляться в зависимости от нагрузки и режима работы каждого. Денежное вознаграждение должно вырасти на 50–150%. К сожалению, вышеуказанный проект закона все еще не принят.

Профессия судебного пристава повсеместно востребована

Образовательными учреждениями (в том числе высшими) ежегодно выпускается много специалистов, которые могут работать судебными приставами. Однако всегда есть вакансии этой профессии, постоянно востребованной рынком труда. В них нуждаются как государственные органы, так и частные фирмы, предприятия и организации.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *