Трудовая деятельность осуществляется иностранным гражданином на основании

Как правильно заполнять уведомление о заключении трудового договора

Много вопросов вызывает пункт, где необходимо указать основание осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности без патента. Таких оснований в российском миграционном законодательстве достаточно много.

В строке: «Наименование международного соглашения или ссылка на акт законодательства Российской Федерации, предусматривающие осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу или патента» необходимо указывать:

— для иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации — в соответствии с пп. 1 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию — в соответствии с пп. 2 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования- в соответствии с пп. 4 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются — в соответствии с пп. 7 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, признанных беженцами на территории Российской Федерации, — в соответствии с пп. 11 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, — в соответствии с пп. 12 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для граждан Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Армении, Кыргызстана – п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Посмотреть образец заполнения бланка уведомления о заключении трудового договора и скачать сам бланк можно .

Новые формы уведомлений о найме и увольнении мигрантов

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 20 сентября 2019 г.

Содержание журнала № 19 за 2019 г. НЕ ПРОПУСТИТЕОСН | УСН | ЕНВД | ЕСХН | ПСНМ.Г. Суховская,
старший юрист Начиная с 9 сентября 2019 г. согласно Приказу МВД от 04.06.2019 № 363 действуют новые формы, по которым работодатели должны сообщать о заключении или расторжении договоров с безвизовыми иностранными работниками или физлицами-подрядчиками. Уведомление по старым формам может обойтись компаниям и предпринимателям очень дорого.

Упомянутый в статье Приказ МВД можно найти:

раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Для кого это важная новость и почему

Новшество напрямую касается организаций, предпринимателей, а также частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, и просто обычных россиянп. 1 ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ), которые:

•наняли или собираются нанять на работу безвизовых иностранцев по трудовому (гражданско-правовому) договоруп. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ;

•допустили их к работе без оформления договорапримечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ; Постановление ВС от 14.07.2010 № 25-АД10-6.

Ведь работодатели иностранных граждан обязаны уведомлять о заключении и расторжении названных договоров миграционную полицию. Срок, отведенный для уведомления, — 3 рабочих дня с даты заключения либо прекращения договорап. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Так вот, об иностранцах, принятых на работу либо уволенных 9 сентября 2019 г. и позднее, нужно уведомлять по новым формамутв. Приказом МВД от 04.06.2019 № 363 (далее — Приказ МВД):

•о заключении трудового или гражданско-правового договора с мигрантом — по форме, приведенной в приложении № 13 к Приказу МВД;

•о прекращении (расторжении) такого договора — по форме, приведенной в приложении № 14 к Приказу МВД.

Возникает резонный вопрос: а если работодатели продолжат использовать старую форму?

Тогда у них могут быть большие неприятности. Дело в том, что несоблюдение формы уведомления — это такое же нарушение, как неуведомление, уведомление с опозданием либо уведомление с нарушением установленного порядка (например, уведомление заполнено неразборчиво, с множеством исправленийп. 3 приложения № 15 к Приказу МВД).

И между прочим, очень дорогое нарушениеч. 3, 4 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ.

Регион, в котором произошло нарушение Размер штрафа, руб.
для организаций и ИП для руководителей фирм для обычных граждан
Москва, Санкт-Петербург, Московская или Ленинградская области 400 000—1 000 000 35 000—70 000 5000—7000
Остальные регионы РФ 250 000—400 000 35 000—50 000 2000—5000

Имейте в виду, что штраф выписывают за каждого нанятого или уволенного иностранца, о котором работодатель не уведомил либо уведомил неправильно. Срок давности — 1 год со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для отправки уведомленияч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Есть еще альтернативное наказание — приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Так, одна московская компания не сообщила в полицию о 152 трудовых договорах с иностранными работниками. По 77 эпизодам ей назначили штраф — 400 000 руб. за каждый. То есть всего почти 31 000 000 руб. А по остальным эпизодам вынесли решение о приостановлении деятельности на 90 суток. Не будь приостановления, штраф составил бы больше 60 000 000 руб. Компания судилась по всем эпизодам (дошла до Верховного суда), но безуспешносм., например, Постановления ВС от 12.08.2019 № 5-АД19-166, от 12.08.2019 № 5-АД19-152.

О каких иностранных работниках надо уведомлять полицию

Обо всех, кроме граждан БеларусиРешение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4. Верховный суд неоднократно подтверждал, что на работодателей белорусских сотрудников не распространяется обязанность уведомлять миграционную полициюПостановления ВС от 07.06.2018 № 83-АД18-6, от 14.02.2018 № 83-АД18-1, от 30.05.2017 № 78-АД17-19.

Работодатели же остальных иностранцев должны эту обязанность неукоснительно исполнять. Причем уведомлять надо не только о тех мигрантах, которые работают в РФ по патенту, но и о тех, которым для работы у нас не нужны разрешительные документы, в частности:

•об иностранцах, временно или постоянно проживающих в РФ (имеющих разрешение на временное проживание либо вид на жительство)подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ;

•о гражданах из остальных стран Евразийского экономического союза (из Казахстана, Армении, Киргизии)п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014); Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Москве 23.12.2014);

•о лицах, получивших в РФ статус беженца или временное убежищеподп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Кстати, заполняя — от руки или на компьютере — уведомления на иностранцев вышеперечисленных категорий, надо указать, на основании какой нормы закона или международного соглашения они работают в РФ без патента или разрешения. Покажем, как заполнить этот фрагмент уведомления о заключении трудового договораприложение № 13 к Приказу МВД на примере граждан из стран ЕАЭС.

3.1. Трудовая деятельность осуществляется иностранным гражданином (без гражданства) без разрешения на работу или патента на основании (не заполняется в случае осуществления трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента)

с т а т ь я 9 7 Д о г о в о р а о Е А Э С о т 2 9 . 0 5 . 2 0 1 4

(наименование международного соглашения или ссылка на акт законодательства Российской Федерации, предусматривающие осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу или патента)

Какими способами можно подать уведомление

Уведомить о найме или увольнении иностранца можно тремя способамип. 8 приложения № 15 к Приказу МВД:

•лично прийти в миграционное подразделение полиции и подать уведомление на бумаге. В этом случае вам выдадут бумажную справку о приеме уведомленияп. 10 приложения № 15 к Приказу МВД;

•направить форму по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;

•подать уведомление через портал госуслуг с аккаунта компании или ИП. Тогда на указанную почту придет электронное подтверждение.

* * *

Что касается адреса, по которому надо принести или отправить уведомление, то по умолчанию это адрес регионального управления по вопросам миграции МВД. Однако в ряде регионов, например в Москве, Питере и Ленинградской области, документы надо подавать не в само управление, а в районные подразделения миграционной полиции (не путать с простыми отделами полиции).

Поэтому лучше все-таки уточнить адрес отправки уведомлений на сайте регионального управления МВД или по телефону управления по вопросам миграции.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Иностранные работники»:

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ И ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ ИХ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

А. Локтионова

Гражданин иностранного государства вправе устроится на работу в РФ, и его трудовые отношения с работодателем будут регулироваться Трудовым кодексом (ТК). Иностранный гражданин получает заработную плату, которая будет являться его доходом.
Согласно статье 207 Налогового кодекса (НК) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются, в том числе и иностранные физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, как являющиеся, так и не являющиеся налоговыми резидентами.
В данной статьей мы как раз-таки и рассмотрим некоторые особенности заключения и регулирования трудовых отношений работников – иностранцев, а также порядок уплаты НДФЛ указанными лицами при получении ими доходов в российских организациях.

Трудовые отношения
Для начала следует указать, что правовое положение иностранных граждан на территории нашей страны может быть различным, и от него зависит все, в том числе и трудовая деятельность иностранца.
Правовое положение регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (Закон). Согласно п. 1 статьи 2 Закона выделяют:
временно пребывающих;
временно проживающих;
постоянно проживающих иностранных граждан.
Законно находящийся в РФ иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание). Временно пребывающий иностранный гражданин – лицо, прибывшее в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Постоянно проживающим признается лицо, получившее вид на жительство.
Под трудовой деятельностью иностранного гражданина согласно Закону понимается работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
В соответствии с п. 8 статьи 18 Закона работодатель, пригласивший иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:
— иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
— обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
— представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;
— уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
— содействовать выезду иностранного работника из РФ по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
— оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников;
— направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров, а также о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
С иностранным гражданином, как уже было сказано, работодатель заключает трудовой договор, содержание которого должно соответствовать установленному в статье 57 ТК. Поскольку временно пребывающий иностранный гражданин (иностранный работник) находится на территории РФ строго определенный период времени, трудовой договор, заключенный с таким работником, как правило, бывает срочным (но не обязательно).
Иностранному работнику оформляется трудовая книжка, поскольку работодатель должен вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (статья 66 ТК).
НДФЛ
Как уже говорилось, доход иностранного гражданина в виде заработной платы, которую он получает в российской организации, подлежит налогообложению НДФЛ.
Если иностранный гражданин не является налоговым резидентом РФ, то согласно п. 3 статьи 224 НК его доходы, полученные в РФ, будут облагаться НДФЛ по ставке 30%, если же иностранный гражданин является налоговым резидентом РФ, то доходы подлежат обложению по ставке 13%.
Физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, не признается ее налоговым резидентом (п. 2 статьи 11 НК). По истечении 183-го дня пребывания в РФ физическое лицо становится налоговым резидентом РФ.
Однако в отношении иностранных граждан здесь следует учесть несколько моментов. Согласно письму Минфина от 30.06.2005 №03-05-01-04/225 иностранный гражданин может быть признан налоговым резидентом РФ до истечения 183 дней пребывания в РФ в том случае, если трудовой договор с данным лицом заключен на срок более 183-х дней в течение одного календарного года.
Кроме того, иностранный работник признается налоговым резидентом до истечения 183 дней, если он имеет вид на жительство в РФ, то есть является постоянно проживающим (письмо Минфина от 15.08.2005 №03-05-01-03/82).
Иностранец, не являющийся налоговым резидентом, по истечении 183-х дней пребывания становится им, а следовательно, его доходы должны облагаться НДФЛ по ставке 13%, а не 30%. В таком случае работодатель обязан произвести пересчет налога с начала года по ставке 13%. Излишне удержанные суммы подлежат возврату налогоплательщику (п. 1 статьи 231 НК).
Если происходит обратная ситуация – иностранец, признаваемый с начала года налоговым резидентом, увольняется до истечения 183 дней пребывания в РФ, то НДФЛ должен быть пересчитан по ставке 30%. Не удержанные суммы налога взыскиваются с физического лица до полного погашения задолженности (п. 2 статьи 231 НК).
При невозможности удержать налог налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 статьи 226 НК).
Иностранный гражданин – налоговый резидент РФ, НДФЛ с доходов которого взимается по ставке 13%, имеет право на получение налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК. В первую очередь, ему предоставляются стандартные налоговые вычеты, установленные пп. 3 и пп. 4 п. 1 статьи 218 НК. Таким образом, иностранный работник имеет право на получение вычетов:

— в размере 400 руб. на себя за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором исчисленный нарастающим итогом доход налогоплательщика превысит 20000 руб.;
— на каждого своего ребенка в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором совокупный доход налогоплательщика с начала года превысит 40000 руб.
Необходимо учесть также следующее.
Согласно статье 7 НК если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

(в ред. Федерального закона от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, —

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 18.10

1. О статусе иностранного гражданина и лица без гражданства см. п. 1 комментария к ст. 18.8.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем применительно к вышеуказанному Федеральному закону является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

— постоянно проживающих в РФ;

— временно проживающих в РФ;

— являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

— являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

— являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

— обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

— обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

— приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

2. В соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

— иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

— обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

— представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;

— уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

3. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует учитывать следующие дефиниции, установленные п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно п. 3 — 5 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 941, разрешение на работу выдается иностранному гражданину, достигшему 18-летнего возраста.

Иностранный гражданин может получить разрешение на работу, если он зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо привлекается в качестве иностранного работника работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Разрешение на работу выдается работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника, а также иностранному гражданину, зарегистрированному в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

Разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.

Работодателем или заказчиком работ (услуг) может выступать иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок выдачи судовладельцам разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 января 2003 г. N 21. Согласно п. 2, 3 данного Положения выдача, переоформление, приостановление действия, продление срока действия и аннулирование разрешений на использование иностранных работников осуществляются МВД России.

Разрешение на использование иностранных работников выдается судовладельцу, эксплуатирующему морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, и имеющему право назначения капитана и членов этого судна.

4. В соответствии с п. 11 — 13 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения данного Федерального закона, МВД России или его территориальный орган могут приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.

В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется МВД России или его территориальным органом.

В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

5. Порядок приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности определен ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Согласно ст. 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется МВД России, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано МВД России или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

7. В соответствии с подп. «е» п. 1 Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. N 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» к ведению Федеральной миграционной службы МВД России отнесено осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию РФ и трудоустройству граждан РФ за пределами РФ.

Согласно п. 7 вышеназванного Указа Президента РФ на МВД России распространено действие:

— нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ в области государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;

— нормативных правовых актов упраздненных Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и Федеральной миграционной службы России по вопросам исполнения законодательства РФ в области государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов МВД России.

8. Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ установленные им правила распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Применительно к отношениям, регулируемым Трудовым кодексом РФ, статус работодателя — физического лица либо юридического лица, вступившего в трудовые отношения с работником, — установлен ст. 20 Трудового кодекса РФ.

Работодатель — физическое или юридическое лицо РФ, допустившее нарушение изложенных правил, — подлежит административной ответственности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются иностранный гражданин или лицо без гражданства, на которых распространяется статус работодателя.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *