Ценообразование гособоронзаказа

Программа семинара:
  1. Информационно-аналитический обзор практики ценообразования в сфере ГОЗ
  • Новые правила ценообразования в сфере ГОЗ.
  • Новые требования к формированию цен продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.
  • Основные права и обязанности субъектов отношений в сфере ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ.
  • Требования основных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ.
  • Функции военных представительств при формировании цен.
  • Состав и порядок проверки расчетно-калькуляционных материалов при определении уровня цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.
  • Базовые экономические нормативы.
  • Порядок проведения проверок соблюдения порядка ценообразования в сфере ГОЗ. Административная ответственность за нарушение порядка ценообразования в сфере ГОЗ.
  1. Последние нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ценообразования и использования средств в сфере государственного оборонного заказа
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ред. от 29.07.2017).
  • Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 N 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».
  • Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»).
  • Приказ ФАС России от 26 августа 2019 г. №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
  • Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 (замена Приказа Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • Приказ ФАС России от 26 августа 2019 г. №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
  • Постановление Правительства РФ №543 от 04.05.2018г., внесение изменений в ПП РФ №47. Формы отчета по договорам ГОЗ.
  1. Методика формирования цены и индексации по статьям затрат при формировании цен на продукцию, поставляемую головным исполнителем, исполнителем государственного оборонного заказа
  • Состав обосновывающих документов при формировании цен на продукцию ГОЗ. Приказ ФАС России от 26 августа 2019 г. №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года №1465» (далее – Приказ №1138/19). Порядок вступления в силу и сфера применения. Новые положения приказа №1138/19 и отличия от старой редакции приказа ФАС России от 31.01.2019г. №116/18.
  • Практический пример применения индексов цен производителей по видам экономической деятельности при расчете цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
  • Особенности применения индексов на этапе определения прогнозных цен на очередной финансовый год и плановый период формирования проекта государственного оборонного заказа.
  • Особенности применения индексов при формировании начальных (максимальных) цен государственных контрактов и цен государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком.
  • Особенности применения индексов при пересмотре цены в случаях, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
  • Практические рекомендации порядку обоснования себестоимости и прибыли при формировании цен на продукцию оборонного назначения и по подготовке расчетно-калькуляционных материалов (РКМ).
  • Определение состава затрат при наличии требований к правомерному их включению в себестоимость продукции. Определение точки безубыточности производства продукции.
  • Уровень рентабельности в цене продукции при выполнении контрактов по ГОЗ. Обоснование дополнительного уровня рентабельности при финансировании развития производства.
  • Основные экономические показатели (нормативы) и сводные показатели, применимые при подготовке РКМ. Основные экономические показатели (расчетные значения и нормативы).
  • Косвенные расходы, новые правила формирования смет накладных расходов при поставках по ГОЗ.
  • Расчет цен на поставку серийной продукции.
  • Расчет цен на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  • Расчет цен на выполнение работ по сервисному обслуживанию.
  • Расчет цен на выполнение работ по ремонту с заданным объемом работ.
  • Расчет цен на выполнение работ по утилизации ВВСТ.
  • Порядок расчета затрат на топливо на энергетические нужды.
  • Порядок расчета затрат на работы, услуги сторонних организаций производственного характера. Порядок расчета затрат на подготовку и освоение производства.
  • Порядок расчета специальных затрат.
  • Порядок расчета общепроизводственных затрат.
  • Порядок расчета общехозяйственных затрат.
  • Порядок применения индексов при определении цен предприятиями-участниками кооперации.
  • Основные показатели среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, используемые при расчете цен.
  • Основные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, используемые для расчета цен.
  1. Разъяснения и комментарии о порядке формирования цен при заключении и исполнении государственного контракта, контракта по государственному оборонному заказу
  • Разъяснения Министерства обороны Российской Федерации.
  • Разъяснения Министерства экономического развития РФ.
  • Разъяснения ФНС России.
  • Разъяснения Минпромторга России.
  • Согласованная с ФАС России единая форма расчетно-калькуляционных материалов, представляемых при обосновании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.
  1. Обзор арбитражной практики
  • Обзор арбитражной практики рассмотрения споров при согласовании уровня цен и оспаривании предписаний контрольных органов о нарушениях порядка ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

Отзывы о данном мероприятии:

Содержание

Ведущий экономист, Макарьева Е.В.

05.11.2019

Участник семинара: «Ценообразование в сфере ГОЗ»

Контакт с аудиторией, актуальность практической значимости и преминимость информации.

Начальник управления ценообразования и планирования отчётности, Храмченкова Н.В.

Индексирование цен Гособоронзаказа (ГОЗ)

  • Методы индексации при формировании цены
  • Индексация базовой цены
  • Индексация статей затрат
  • Индексы и дефляторы в сфере оборонного заказа

Обновлено с учетом законодательной базы в сфере ГОЗ, актуальной по состоянию на 7 апреля 2020 года

Методы индексации при определении цены ГОЗа

Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждённое Постановлением Правительства №1465 от 02 декабря 2017 года, установило приоритеты применения методов определения цены на военную продукцию. Методы индексации базовой цены и индексации по статьям затрат используются при расчете цены оборонной продукции, базовая цена которой была сформирована ранее затратным методом.
Новый порядок применения индексов и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности определен Приказом Минэкономразвития России от 01.06.2018 №276, который вступил в действие с 8 сентября 2018 года.
Индексирование цены продукции государственного оборонного заказа может производиться (с учетом действующих ограничений) как путем индексации исходной (базовой) цены продукции, так и индексированием по калькуляционным статьям затрат. При этом используются индексы цен производителей (ИЦП), индексы-дефляторы по видам экономической деятельности, а также индекс потребительских цен (ИПЦ).

Индексация базовой цены (ИБЦ) продукции ГОЗа

Цена продукции методом индексации базовой цены формируется путем индексации ранее сформированной базовой цены с применением соответствующих индексов. При этом цена единицы изделия, определенная в условиях базового года, умножается на индекс цены по соответствующему изделию виду деятельности.
Данный метод индексации применим только для серийной продукции по которой ранее была определена базовая цена, а применение более приоритетных методов формирования цены (анализ рыночных индикаторов и сравнимой цены) невозможно.
Определение цены единицы военной продукции методом индексации базовой цены (ИБЦ) имеет ряд существенных особенностей.
Во-первых, базовая цена индексируется в течение пяти первых лет, а на шестой год цена продукции устанавливается равной цене пятого года.
Во-вторых, при формировании цены для будущих периодов, цена прошлых лет рассчитывается по фактическим актуальным индексам, а цена текущего года и последующих лет – по прогнозным значениям индексов. При утверждении новых индексов, цена оборонной продукции (за исключением цены текущего и предшествующего года) подлежит пересчету с учетом актуальных индексов. Базовая цена при применении метода индексации может быть пересмотрена лишь при существенном изменении условий поставки (производства) продукции.
Соответственно рост цены военной продукции не может быть выше индекса цен производителя. СверхИЦПшный рост цен – недопустим.

Индексация калькуляционных статей затрат ГОЗовской продукции

Метод индексации по статьям затрат применяется при формировании цены с длительным технологическим циклом производства (более трех лет), и при этом невозможно применение более приоритетных методов определения цены. Данный метод индексации не применяется для установления цен НИОКР, сервисного обслуживания, ремонта, утилизации и других видов работ и услуг.
Рекомендации приказа ФСТ от 18 апреля 2008 года N 118 и протокола Военно-промышленной комиссии от 19 декабря 2012 года N 13 определяли методику формирования цены продукции гособоронзаказа индексированием по статьям затрат.
Индексирование применяется при расчете цены продукции с длительным технологическим циклом производства. Технологический график производства является основой определения затрат будущих периодов. В качестве базы используется стоимостная оценка затрат в условиях первого года (базового года) производства. Определение затрат второго года и последующих лет рассчитывается путем индексации по статьям затрат, сформированных в условиях базового года.
Индексированию подлежат только расходы по оплате труда и материальные расходы, включая затраты на сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей, специальную технологическую оснастку, специальные и другие затраты (Приказ ФСТ России от 02.08.2012 №134 «Об утверждении Перечня статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу»).
Остальные затратные статьи не индексируются, а определяются расчетным путем. Для индексации применяются индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс оплаты труда (индекс ОЗП) и индексы цен производителей (ИЦП).
Величины дополнительной заработной платы основных производственных рабочих, отчислений на социальные нужды рассчитываются путем умножения проиндексированной величины основной заработной платы основных производственных рабочих на соответствующий норматив.
Статьи затрат, определяемые котловым методом или состоящие из нескольких статей расходов, рекомендуется разагрегировать по статьям затрат с последующей их индексацией.
При расчете накладных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных затрат) использовались Методические рекомендации Приказа ФСТ от 15 декабря 2006 г. № 395 дсп (утратили свою силу по приказу ФСТ от 6 июня 2012 года).

Индексы и дефляторы, применяемые в ценообразовании ГОЗа

Действующий Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития РФ при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержден Приказом Минэкономразвития №276 от 01.06.2018. Новый Порядок вступил в силу 8 сентября 2018 года.
Ранее применение индексов регламентировал приказ Минэкономразвития России от 29.01.2015 N 37.
Индексы цен производителей (ИЦП), индекс потребительских цен (ИПЦ) и другие показатели, необходимые для формирования цены методом индексирования, а также для индексации элементов (статей) затрат определяются показателями прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период.

Значения индексов и дефляторов по годам

Письмом Минэкономразвития от 1 октября 2019 года №33198-ПБ/Д03и доведены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, включая прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности.
«Новый» ИЦП по продукции машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33) с 2019 на 2020 год установлен в размере 4,7%.
Значения индексов и дефляторов на 2019 год и плановый период до 2024 года были установлены письмом Минэкономразвития РФ от 3 октября 2018 года №28438-АТ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Действовавший «старый» ИЦП (26, 27, 28, 29, 30, 33) с 2018 на 2019 год составлял 4,9%.
Более ранние индексы определялись письмами этого министерства от 25 ноября 2016 года №36144-АВ/ДОЗи; от 3 октября 2018 года №28438-АТ/Д03и.
В номере письма после слеша следует аббревиатура «Д03и»: буква «Д» и далее две цифры «03», а не буквы «ОЗ», которые вместе с «Д» расшифровывают как Департамент Оборонного Заказа.
При формировании цен на вооружение и технику, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, используется ИЦП на продукцию машиностроения (26 + 27 + 28 + 29 + 30 + 33).
Индексами на сырье, основные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты отечественного производства являются индексы цен производителей (ИЦП) по соответствующим видам экономической деятельности, к которым относится производство каждого конкретного вида материала, поставляемого в рамках ГОЗ.
Основными индексами цен производителей в разрезе ОКВЭД2 (подразделы, классы) являются: ИЦП по различным видам производств применяются на текущий и последующие плановые годы. Для индексации в следующие периоды по всем видам материалов используется индекс (26, 27, 28, 29, 30, 33).
Для импортного сырья и комплектующих размер индексации определяется как индекс изменения номинального обменного курса доллара США, умноженный на 1,02. При этом наценка «отечественного» посредника индексируется по ИПЦ.
Индексация цены работ и услуг сторонних организаций при наличии структуры цены производится разагрегированием по статьям затрат с последующей их индексацией.
В случае, если детализация затрат невозможна, индексация производится по усредненному индексу ИПЦ и ИЦП промышленной продукции (B+C+D+E).
Индекс изменения заработной платы (основной зарплаты) равен произведению индекса потребительских цен (ИПЦ) и индекса изменения реальной заработной платы.
Определение расходов на топливо (природный газ и его транспортировку), электроэнергию, грузовые железнодорожные перевозки, воду (водоснабжение и водоотведение), тепловую энергию производится по регулируемым тарифам.
Если возможность определения вида затрат отсутствует, то к данным расходам применяется индекс потребительских цен (ИПЦ).
Отметим, что ИЦП и ИПЦ – различные индексы. ИЦП – это Индекс Цен Производителей, а ИПЦ – Индекс Потребительских Цен.

Статья об индексировании цен оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 7 апреля 2020 года

Порядок формирования цены в государственном оборонном заказе

Проблема ценообразования в сфере государственного оборонного заказа (далее – гособоронзаказ) достаточно актуальна в современное время. Она касается как поставщиков, так и непосредственно заказчиков.

Формирование цен в гособоронзаказе осуществляется при проведении конкурентных процедур отбора головных исполнителей и исполнителей гособоронзаказа, а также при заключении контрактов с единственными поставщиками. В конкурентных закупках снижение издержек обеспечивается за счет правильного формирования начальной максимальной цены, равного и полного доступа всех потенциальных поставщиков к участию в закупке, а также за счет недопущения устранения конкуренции при проведении их отбора.

В случае неконкурентной закупки цены формируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1465) утверждено Положение о государственном регулировании цен военной продукции (далее – Положение).

Положением введены единые правила определения цен как на образцы вооружения, военной и специальной техники, так и на продукцию, необходимую для их производства и поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя гособоронзаказа.

Следует отметить, что действующим законодательством в сфере гособоронзаказа и антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на единственных поставщиков в случае отказа поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции.

Разделами VII и VIII Положения установлено, что государственный заказчик формирует цену государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на поставку продукции, указанной в подпунктах «а» — «г» пункта 6 Положения, в том числе на основании предложения потенциального единственного поставщика о цене продукции, в состав которого в соответствии с пунктом 37 Положения входят расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие цену продукции.

Отказ единственного поставщика от предоставления расчетно-калькуляционных материалов препятствует формированию государственным заказчиком цены государственного контракта и может быть квалифицирован как отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу с последующим применением мер ответственности, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.2 КоАП РФ.

Соответственно, отказ исполнителей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ, Закон о государственном оборонном заказе), препятствует обоснованию головным исполнителем цены на поставку такой продукции и, как следствие, подготовке потенциальным единственным поставщиком предложения о цене государственного контракта.

Такие действия (бездействия) исполнителя препятствуют своевременному размещению и исполнению государственного оборонного заказа, а также ущемляют интересы головных исполнителей государственного оборонного заказа и могут быть квалифицированы как нарушение части 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ, либо части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) с последующим применением мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 7.29.2 или частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, в случае отказа организаций от заключения государственного контракта (контракта) или от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, необходимых для обоснования цены на продукцию по государственному оборонному заказу, о данных фактах необходимо уведомлять ФАС России в возможно короткие сроки1.

Виды продукции, в отношении которой производится формирование цен, а также виды цен на продукцию по гособоронзаказу

Важно отметить, что государственное регулирование цен в рамках гособоронзаказа в соответствии с Положением осуществляется применительно не ко всей продукции, закупаемой заказчиками, участвующими в гособоронзаказе. В соответствии с п. 6 Положения государственное регулирование цен осуществляется в отношении:

• продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;

• продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, включенной в указанные перечни;

• российского вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);

• работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;

• сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции – в части применения методов определения цен и их применения, а также определения методов плановой рентабельности (разделы II, III и IV данного Положения).

Важно отметить, что в отношении государственного регулирования цен на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, специальное оборудование и иную продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа, имелся судебный прецедент в рамках попыток оспорить включение данного пункта в Положении в Верховном суде Российской Федерации. В соответствии с определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.06.2018 № АКПИ18-338 основным доводом заявителя было то, что оспариваемые положения противоречат ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», пункту 2 ст. 1 ГК РФ, ограничивают права и законные интересы организации, в том числе на рынке товаров и услуг на установление цены производимой продукции в соответствии со статьей 424 ГК РФ. Однако суд, оценивая доводы заявителя, пришел к выводу об отсутствии таких противоречий2.

Статьей 11 Закона № 275-ФЗ определены три вида цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу:

1) ориентировочная (уточняемая) цена;

2) фиксированная цена;

3) цена, возмещающая издержки.

На цену оказывают влияние следующие факторы:

1) Факторы затрат. Цены устанавливаются в зависимости от затрат и прибыли.

2) Факторы спроса. Оценивается интенсивность спроса: большой спрос – выше цены

3) Факторы конкуренции. Главное в ценообразовании, ориентированном на конкурентов – учет цен конкурентов.

Методы формирования цены

В настоящее время порядок и условия применения видов цен на продукцию, а также перевода в фиксированную цену других видов цен регулируется п. 40 раздела III Постановления № 1465.

Данный раздел определяет методы формирования цены оборонной продукции, порядок и приоритетность их применения.

1. Метод анализа рыночных индикаторов.

Его суть состоит в установлении цены на продукцию на уровне, не превышающем цену на эту продукцию, сложившуюся на бирже (биржевой индикатор), либо определенную в соответствии с данными официальной статистической информации.

2. Метод сравнимой цены.

Второй метод используется в случае неприменимости метода анализа рыночных индикаторов при условии обращения на соответствующем рынке товаров, работ, услуг сравнимой продукции либо если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию. Этот метод заключается в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену).

3. Затратный метод (калькуляционный метод).

Если конкурентного рынка продукции нет, то подлежит использованию затратный метод. В этом случае цена на продукцию устанавливается исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли).

4. Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли.

Исполнители гособоронзаказа производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.

5. Метод индексации базовой цены.

Цена продукции методом индексации базовой цены формируется путем индексации ранее сформированной базовой цены с применением соответствующих индексов. Метод индексации по статьям затрат. Цена продукции методом индексации базовой цены формируется путем индексации ранее сформированной базовой цены с применением соответствующих индексов. Цена единицы изделия, определенная в условиях базового года, умножается на индекс цены по соответствующему изделию виду деятельности.

Отдельное внимание в Положении уделено вопросам определения прогнозных цен на продукцию. В п. 107 Положения указано, что при соблюдении ряда условий государственный заказчик определяет начальную (максимальную) цену государственного контракта при закупке конкурентной продукции исходя из цены на нее, принимаемой равной прогнозной цене на указанную продукцию, без дополнительного запроса организаций о цене на эту продукцию. Если государственный контракт заключается с единственным поставщиком, то при согласии потенциального единственного поставщика в цену государственного контракта закладывается цена единицы продукции, не превышающая прогнозную (п. п. 117, 152 Положения). Формы форму запроса о представлении предложений о прогнозной цене, а также формы обосновывающих документов утверждены приказом ФАС России от 31.01.2018 № 116/18. При этом ФАС России разъясняется, что сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки (формы № 21 и 21д) заполняются в случае применения затратного метода определения цены, метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям затрат, предусмотренных Положением3.

При том, для формирования цен используется индексация. Для индексации цен на продукцию в периоды, предшествующие текущему году, применяются фактические значения индексов, опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с Планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, которые доводятся до федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков государственного оборонного заказа. При формировании цены могут применяться соответствующие показатели текущего года (оценка), которые приводятся одновременно с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, а также за предшествующие годы (отчетные данные). В случае если очередной финансовый год на момент определения цены является текущим годом, то при индексации используются индексы, разработанные в составе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, для этого года4. В настоящее время среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант) приведен в письме Министерства экономического развития от 03.10.2018 № 284-ФТ/Д03и5.

Нарушение порядка формирования цены в рамках гособоронзаказа

Нарушения порядка ценообразования могут допускаться как органами, устанавливающими регулирование, установление цены, так и хозяйствующими субъектами, которые нарушают (неправильно применяют) порядок и правила государственного регулирования цен. В сфере государственного оборонного заказа порядок ценообразования может быть нарушен как федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми органами, осуществляющими регулирование цен, так и хозяйствующими субъектами, применяющими регулируемые цены.

Составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, охватываются все деяния должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, а также государственных корпораций, осуществляющих государственное регулирование цен на продукцию оборонного назначения (ч. 2 ст. 10 Закона № 275-ФЗ), должностных лиц государственного заказчика, а также головных исполнителей – юридических лиц и их должностных лиц, связанные с нарушением порядка ценообразования, определенного в соответствии с правовыми актами, регулирующими порядок ценообразования в сфере гособоронзаказа, и не связанные с завышением или занижением цен.

Необходимо отметить, что в связи с тем, что контроль в сфере гособоронзаказа является составной частью государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу, многие составы административных правонарушений в сфере государственного оборонного заказа предусматривают санкции за нарушение порядка ценообразования.

В соответствии со статьей 8 Закона № 275-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на:

1) включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

2) установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

3) использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Если цена не является экономически и технологически обоснованной, то возможны претензии со стороны ФАС России.

Так, например, ФАС России выдало предписание ПАО прекратить нарушение части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе, выразившееся в установлении экономически необоснованной цены на продукцию, поставляемую ПАО по государственному контракту, и превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке6.

В другом деле, ФАС России признает поставщика нарушителем законодательства в сфере государственного оборонного заказа и указал следующее.

Пунктом 2 части 3 статьи 8 Закона № 275-ФЗ запрещаются действия (бездействие) исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рассматриваемом случае сфера обращения поставляемой продукции в адрес заказчика и иных контрагентов, признается сложившимся товарным рынком в соответствие с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Сопоставив предлагаемый поставщиком уровень цен на Продукцию исследуемого рынка, установлено, что предприятие осуществляет поставку продукции по государственному оборонному заказу в адрес заказчика с определенными показателями рентабельности: трехпозиционный электромагнитный кран ГА163Т/16 — 25,00%; насос плунжерный НП92А — 24,94%, редуктор воздушный РВ-04 — 24,87%.

В свою очередь, уровень рентабельности продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа остальным участникам товарного рынка в 2016 году сложился следующий: трехпозиционный электромагнитный кран ГА163Т/16 — 11,93%; насос плунжерный НП92А — 9,28%, редуктор воздушный РВ-04 — 6,61%.

Таким образом, поставщик в ходе рассмотрения дела не представил контрольному органу обоснования установления экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на поставляемую с целью исполнения госконтракта, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

В связи с этим ФАС России принято решение признать наличие нарушения пункта 2 части 3 статьи 8 Закона № 275-ФЗ в действиях поставщика7.

Таким образом, ценообразование в сфере гособоронзаказа имеет существенное значение как для заказчиков, так и для поставщиков. Несомненно, поставщики желают продать свой товар или оказать услугу подороже, с наибольшей выгодой для себя. Тем не менее, существующее законодательство напрямую запрещает завышать цену в гособоронзаказе.

________________________

1 Письмо ФАС России от 28.03.2019 № ДФ/24765-ПР/19 «Об обеспечении взаимодействия государственных заказчиков с ФАС России в случае отказа единственного поставщика либо организации, занимающей доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции, и (или) от заключения государственного контракта (контракта)».

2 Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.06.2018 № АКПИ18-338.

3 Письмо ФАС России от 29.03.2018 N МО/21295/18 «По вопросу заполнения форм №№ 21, 21д Приложения № 5 к Приказу ФАС России от 31.01.2018 № 116/18 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465″».

4 Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

5 Письмо Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (вместе с «Среднесрочним прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант)», одобренное протоколом Правительства РФ № 26 от 20.09.2018.

6 Предписание ФАС по делу № 7-00-173/00-29-16 о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

7 Решение ФАС России по делу 7-00-173/00-29-16.

Как обосновать начальную максимальную цену контракта

Обоснование НМЦК по 44 ФЗ — это процедура определения стоимостного максимума для конкретной закупки. Разбираемся, как обосновать предельную цен и какую форму и методы использовать для расчета.

Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ

Скачать пример обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Ключевые понятия

Любая госзакупка имеет не только количественные, но и стоимостные показатели. Стоимость заказа является определяющим критерием для различных факторов, непосредственно влияющих на сам закупочный процесс. Под начальной ценой понимают стоимость, свыше которой невозможно осуществить конкурентную процедуру. Организация-заказчик указывает НМЦК в извещении и во всех документах о госзакупке. Расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), производится по правилам, прописанным в ст. 22 44-ФЗ.

Расчетное значение начальной контрактной стоимости влияет как на ценовые характеристики госзаказа, так и непосредственно на способ определения его исполнителя. Когда расчетная величина не превышает 100 000 руб., заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93. А когда она меньше 400 000 руб. — по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Стоимостный предел, установленный на уровне не выше 500 000 рублей, позволяет заказчику организовать и провести запрос котировок в электронной форме.

После обновления законодательной базы о госзакупках, произошедшей в июле 2018 года, изменились и другие правила по ценовому пределу. Теперь, по статье 44 закона о федеральной контрактной системе, организация-заказчик только вправе требовать обеспечение заявки от участника госзаказа, если предельная контрактная стоимость — не более 1 миллиона рублей.

Что касается закупок с начальной ценой выше 1 000 000, то организатор торгов вправе, но не обязан потребовать обеспечить заявку.

Значения НМЦК определяют и сроки закупочных процедур. Если заказчик проводит электронный аукцион, сроки подачи заявок будут различаться, исходя из стоимостных показателей госзакупки:

  1. Выше 3 млн руб. — не менее 15 дней с момента размещения извещения в Единой информационной системе.
  2. Ниже 3 млн руб. — не менее 7 дней. Заявки на участие в таких тендерах рассматриваются в течение одного рабочего дня.

Для участников госзаказа важны расчетные показатели предельной стоимости. Изучив примеры обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, потенциальный поставщик анализирует текущие цены на рынке и возможности с целью сделать наиболее выигрышное стоимостное предложение.

Планирование

Специалист учреждения, проводящего торги, осуществляет обоснование начальной максимальной цены контракта задолго до проведения самой госзакупки — еще на этапе планирования. При составлении плановой документации рассчитывается предельное значение стоимости каждого конкретного заказа и вносится в позицию плана закупок и плана-графика.

После формирования и утверждения плановые документы требуется разместить в ЕИС в установленные законом сроки — в период до десяти рабочих дней после доведения денежных обязательств и утверждения ПФХД (ч. 7 ст. 17, ч. 10 ст. 21 44-ФЗ).

Все расчеты должны строго соответствовать позициям плановой документации. В случае изменения лимитов бюджетных обязательств или образования экономии от ранее проведенных торгов, а следовательно, и изменения планов-графиков, заказчик пересчитывает НМЦК по тем позициям, которых коснулись коррективы.

Ответственный специалист заказчика в обязательном порядке вносит изменения в ПГ и публикует его в десятидневный период до планируемого дня публикации в ЕИС извещения о закупке, но не позже.

Исчисление предельной стоимости осуществляется по рекомендуемой форме, утвержденной в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Вот так выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ).

Порядок расчета

Методология обоснования начальной (максимальной) цены контракта регулируются ст. 22 44-ФЗ. Обоснование метода определения НМЦК производится в соответствии с методическими рекомендациями, закрепленными Приказом № 567.

Выделяют следующее методы определения предельной стоимости (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ):

  • анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
  • проектно-сметный;
  • тарифный;
  • нормативный;
  • затратный.

Наравне с действующими законодательными нормами организация-заказчик вправе использовать иные подзаконные акты и дополнительные методические разработки, утвержденные региональными и местными органами власти, например Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

По ст. 22 44-ФЗ, приоритетным способом обоснования признается метод сопоставимых рыночных цен. Расчет в данном случае осуществляется на основании общедоступных сведений об актуальной рыночной стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). При этом при исчислении НМЦК организация-заказчик имеет право применять различные коэффициенты и индексы для приведения стоимостных показателей ТРУ при условии их обоснованности.

Существуют заказы, для которых невозможно применить расчетную методологию предельной стоимости. Если организация-заказчик приобретает товары, работы и услуги, цену которых нельзя обосновать ни одним из методов, закрепленных в рекомендациях и ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, разрешается использование других способов при условии составления особого регистра — обоснования невозможности применения способов, приведенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Данное положение регламентировано ч. 12 ст. 22 44-ФЗ.

Пример обоснования НМЦК для закупки с единственным поставщиком

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документы Скачать документ
Если применяете затратный метод, то приложите обоснование о невозможности использовать другие методы. Письмо Минфина от 16.06.2017 № 24-02-06/37730. Скачать
Чтобы обосновать НМЦК проектно-сметным методом, разработайте проектно-сметную документацию. Смета составляется с учетом Методики применения сметных норм, которая утверждена Приказом Минстроя от 29.12.2016 № 1028/пр.

Используйте прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства.

Письмо Минстроя в от 02.03.2018 № 8587-СМ/09 Скачать

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *