Урок ораторского искусства

Содержание

Риторика, как учебный предмет в школе

Общеизвестно, что уже в Древней Греции, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике. Риторика (от греческого «ритор» — оратор) – одна из самых древних наук на земле. Она возникла как наука об искусной, красной речи. В первом основополагающем учебнике по риторике, который принадлежит М.В.Ломоносову, говорится, что «риторика есть наука говорить и писать красно». Возрождение ее началось в середине 20 века, и во многих школах преподается как отдельный предмет. Школьный курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Дети учатся анализировать и оценивать общение, на уроках формируются умения говорить, слушать и слышать, писать и читать, т.е. умения общаться.

Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).

Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).

Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:

1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.

Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:

а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).

Далее переходим на дыхательную гимнастику:

1. Прочитать на одном дыхании:

Хомка, хомка, хомячок, Подметает хомка хатку
Полосатенький бочок, И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает Хомка хочет сильным стать
Щечки моет, шейку трет. (Вдох – и на выдохе «Раз, два, три, четыре, пять!» — выдохнуть весь воздух)

2. Представьте, что вам необходимо:

задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.

Игра «Лесное радио».

Дети делятся на группы. Даются карточки:

  • Медведь – «Не шуми зимой в лесу. Не тревожь мой сон».
  • Лиса – «Не ругайте меня, если я украду курочку».
  • Заяц – «Прошу оказать помощь, а именно: морковкой, капустой».
  • Лось – «Принеси охапку сена, я буду очень рад».

Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.

Большая работа проводится на развитие внимания.

3. «Слушали и услышали»

Цель — быть внимательными и неравнодушными слушателями, что очень важно развивать с детьми начальной школы.

1. На примере Осеевой «Хорошее»

(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)

2. Разыгрывание ситуации:

«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»

На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:

Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?

В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):

1. Кто больше назовет пословиц и поговорок о слушании. (Например: «Меньше говори, больше слушай», «Я ему про Фому, а он мне — про Ерему»)

2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.

«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»

3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).

4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»

«Так неделей через пять
Спальник1 начал примечать,
Что Иван коней не холит2
И не чистит и не школит3…»

1- придворный член в допетровской России;

2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;

3- держать под присмотром, в строгости.

В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)

На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.

II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:

1. Составление рассказа по представлениям.

Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)

2. Закончи рассказ.

«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»

3. Собери пословицы.

У семи нянек апрель с травой.
Здоровое дерево мало леса – береги
Много леса – не губи, дятел не долбит.
Март с водой, дитя без глаза.

4. Определи смысл пословиц.

Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.

5. Придумай ответ.

Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?

6. Нарисуй по рассказу.

Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.

В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».

Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).

Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)

«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»

Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.

«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»

Провожу работу над сочинениями.

  • Рассуждения: игра «объяснялки»

Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …

Золотая рыбка в сказке Пушкина не выполнила желание старушки…

  • Сочинение описание (описывают любое дерево)

Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.

Литература:

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках – Т.А. Ладыженская. 1 – 4 класс
  2. «Уроки риторики» Развитие речи – Л.Г. Антонова
  3. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках – Т.А. Ладыженская
  4. Карточки «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями или «Учимся понимать текст» — Г.Г. Граник, О.В. Соболева.

Еще несколько мыслей об этом самоучителе по ораторскому искусству.

  • Читать это не обязательно – нажимайте на следующую страницу.

Есть тезис, с которым я полностью согласен:

Успешный человек – это оратор.

  • Потому что речь – это важный инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.
  • Каждый из вас, уверен, приобретает мобильный телефон с максимальным количеством полезных функций: чтобы он мог не только звонить, но и фотографировать, снимать видео. Так? И это уже не кажется излишеством.
  • Так и любой работодатель хочет нанимать сотрудников с максимальным количеством полезных функций. Умение выступать, делать презентации, доклады – полезная функция работника, согласны?

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

На мои курсы Ораторского Искусства записываются разные люди. И уверенные в себе люди и неуверенные. Но спустя время – это уже хорошие ораторы.

Причем стопроцентно.

Поэтому я знаю, что научиться ораторскому искусству легко. Любому человеку с любыми данными.

Не верьте тем людям, которые Вам скажут, что обучиться риторике сложно.

  • Это так же сложно и одновременно легко, как научиться ездить на велосипеде, плавать или готовить на кухне.
  • Долго верил своим друзьям, что научиться играть на гитаре удается лишь избранным. До 18 лет верил. А потом купил гитару и уже через месяц играл вполне сносно. Еще через пол года был одним из лучших (пусть не самым), в своем общежитии.

А еще я слышал, что оратору нужны какие-то врожденные данные и способности. Например, харизма или уверенность в себе…

Да, не помешают.

Это все хорошо. Но ко мне чаще всего приходят люди без этих качеств. Но… они делают уроки, выполняют упражнения (самостоятельно или с тренером) … И получают отличные результаты в ораторском искусстве.

Приобретая попутно и харизму и уверенность…

Нужны данные. Но другие. Хотя бы легкое чувство самолюбия и слегка самодисциплины.

А еще полезно вспомнить, что лень – это не самое главное в жизни.

Можно ли обучиться ораторскому искусству по самоучителю?

В знаменитой пословице говорится, что “осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться”.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и осмысленнее овладеть практикой.

Без практики (без уроков и упражнений) обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи, которые постепенно забываются. Попеременно получая знания и закрепляя их на практике, мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.

Овладение риторикой требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом.
  • Можно – упражнения перед видеокамерой.

Но в этом случае полезно периодически самостоятельно находить практику выступлений: на работе, на собраниях, на вечеринках.

Один из способов организовать практику – самому собрать группу друзей. Возможно, им будет тоже интересно овладеть ораторским искусством совершенно бесплатно.

Так часто и происходит. Опрашиваются друзья или коллеги, которые хотят обучиться урокам ораторского мастерства бесплатно. Желающие обучиться риторике всегда находятся. А после первой встречи слухи о полезном досуге приводят и малознакомых людей. И все уроки и упражнения из этой книги можно делать вместе.

Можно обучаться вдвоем с другом.

Делать практические упражнения вдвоем.
И, попеременно, быть требовательным учителем и талантливым учеником.

Очень приветствуется собирать семейные вечера, и выполнять упражнения в кругу семьи.

Это интересный и полезный семейный досуг. Вы увидите, что эти уроки по ораторскому искусству понравятся всем членам вашей семьи.

Но если Вы, все же, будете риторикой заниматься самостоятельно – это тоже хорошо. Ведь многие практические упражнения можно делать самостоятельно.

Итак, с чего нужно начать?

1. Теория.

Не обязательно прочитать всю теорию риторики. Достаточно будет прочитать эти две-три следующие главы. Там достаточно теории для выступлений начального уровня.

2. Практика.

Урок №1.

Начнем с простого упражнения. Прочитайте любую из этих притч:

  • Притчи

Станьте перед зеркалом и расскажите своими словами любую из них.

Если перед зеркалом уже получается хорошо – включите видеокамеру.

Веб-камеру, например, или видеокамеру на смартфоне.

Когда и это получится хорошо – расскажите эту притчу кому-нибудь из друзей.

В следующий раз то же самое можно проделать с любой историей (новостью) из Интернета.

Вот пример.

  • Самая обычная история рассказанная самым обычным человеком:

Думаю, полезно один раз обучиться ораторскому искусству, чтобы потом пользоваться всю жизнь.

Впрочем, предисловие затянулось – пора переходить к следующим главам.

Как развить риторику речи: 12 золотых советов

Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях…

СОВЕТ 1. Дикция. Старайтесь проговаривать каждое слово в предложении медленно и с расстановкой. Говорите как можно дольше при этом постарайтесь все это сделать на одном дыхании.

СОВЕТ 2. По возможности старайтесь читать громко вслух. Это поможет вам лучше усвоить новый материал, так как соединяет в процессе запоминания два ваших органа восприятия – зрение и слух.

СОВЕТ 3. Научитесь легко пересказывать. Прочтите отрывок любого текста, не более пяти предложений и перескажите его при этом, стараясь сделать это дословно, а затем сделайте это собственными словами, самостоятельно выстраивая свою речь.

СОВЕТ 4. Речевое мышление. К свободе любого выступления приводит ни чтение статей и ни заучивание их наизусть, а лишь регулярное упражнение по овладению навыками риторики речи на основе конспекта состоящего из ключевых слов и вашего речевого мышления. Оратор не придерживается имеющихся заготовленных фраз, а наоборот, он одну и ту же мысль произносит снова и снова, но каждый раз делая это по-новому.

СОВЕТ 5. Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях. Анекдоты, короткие истории, путевые заметки которые вы рассказываете должны увлечь ваших слушателей.

СОВЕТ 6. Подготовьте деловое сообщение. Короткий отрезок из газетной статьи, в виде ключевых слов пересказав его собственными словами с помощью конспекта этих самых ключевых слов, лучше всего пересказать многократно с различным словесным оформлением.

СОВЕТ 7. Подготовьте речь, выражающую вашу точку зрения. Это может быть любой длительностью не более пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т.д. Употребите в рассказе как можно больше ключевых слов, но при этом постарайтесь заменить их синонимами.

СОВЕТ 8. Регулярно тренируйте вашу память. Каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за правило ежедневно что-то запоминать: выучите стихотворение или отрывок из книги, а еще лучше возьмитесь за изучение иностранного языка.

СОВЕТ 9. Подчините себе свою память. Исследования показывают, что укрепление памяти достигается, прежде всего, комплексным воздействием трех основных факторов:

  • концентраций внимания (повышением способности к восприятию);
  • созданием ассоциаций (так называемых «мостиков памяти»);
  • повторением (матерью ученья).

СОВЕТ 10. Определите для себя, как вы лучше запоминаете информацию. Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон, человек, возможно, с лучшей в свое время памятью на имена: он три раза записывал новое имя, затем выбрасывал записку и помнил это имя. Человеку, обладающему акустической памятью, нужно заучивать вслух, ему необходимо слышать, что он учит. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие, является, обдуманное расположение ключевых слов.

СОВЕТ 11. При подготовке речи делайте небольшие паузы (созидательные перерывы). Лучше осваивать новый материал в течение двух дней по часу, чем в течение двух часов за один день. Это происходит потому, что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закреплять новую информацию в вашей памяти.

СОВЕТ 12. Подготавливайте речь в следующем порядке:

— сбор материала;

— отбор материала и его организация;

— обдумывание материала;

— первая редакция ключевых слов;

— стилистическое оформление главной части;

— формулирование вступления и заключения;

— общий контроль;

— окончательная редакция ключевых слов;

— репетиция речи и выступления целиком.опубликовано econet.ru

Лучшие книги по риторике и ораторскому искусству: ТОП-30

Без умения говорить так, чтобы слушали и слышали, не просто трудно, а невозможно достигать серьезных успехов в профессиональном развитии и просто в жизни.

Чтобы вы не чувствовали себя разочарованными, учитесь профессионально разговаривать, как в диалоге с небольшим количеством людей, так и публично выступать перед аудиторией в сотни или даже тысячи человек. Три десятка книг из нашей новой подборки помогут вам в этом.

1. «Черная риторика. Власть и магия слова», Карстен Бредемайер

Книга об умении манипулировать всеми риторическими средствами и методами для того, а также о способности отличать, в каком контексте и при каких вопросах ваши аргументы ничего не значат или, наоборот, являются решающими.

Автор рассказывает, как устранять противоречия и давать «красную нить» каждому разговору, превращать негативное мышление и поведение собеседника в позитивное и конструктивное, находчиво и элегантно устранять ловушки, в горячих спорах не терять головы и вести себя уверенно. Купить книгу!

2. «Искусство словесной атаки. Практическое руководство», Карстен Бредемайер

Новый учебник по риторике знакомит с конструктивными приемами ведения дискуссии, которые он пропагандирует на семинарах для менеджеров среднего и высшего звена. В издании представлены более 50 различных приемов и свыше 200 упражнений, которые позволят отточить мастерство ведения дискуссий. Купить книгу!

3. «Риторика. Для тех, кто хочет все успеть», Э.Л. Сирота

Книга не только познакомит с историей ораторского мастерства, но и поможет потренироваться в красноречии с помощью практических упражнений. И очень скоро вы сможете применить полученные знания и умения на практике. Купить книгу!

4. «Политика. Риторика», Аристотель

В издание включены одни из главных сочинений мыслителя – «Политика» и «Риторика». В первом Аристотель излагает свои социально-политические взгляды, во втором – раскрывает теорию художественной прозы, выводит общие законы ораторского мастерства, которыми пользуются и по сей день. Купить книгу!

5. «Деловая риторика. Учебное пособие», Людмила Павлова, Людмила Введенская

В этой книге рассматриваются аспекты делового общения, культуры речи, ораторского мастерства, искусства спора. Характеризуются виды делового общения. Важное значение придается технологиям эффективной речевой коммуникации, национальным особенностям деловых людей, нравственным установкам общающихся. Купить книгу!

6. «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», Дейл Карнеги

Книга для всех, кто стремится быть впереди. На каждой странице автор показывает, как его оригинальная методика, позволяющая привлекать и удерживать внимание слушателей, будет помогать вам во всех областях жизни. Купить книгу!

7. «101 совет оратору», Радислав Гандапас

Книга содержит лаконичные советы по подготовке к выступлению перед публикой. Все они разносторонни и касаются не только моментов общей психологии, но и нюансов по оформлению слайдов, работе с микрофоном и других важных аспектов. Купить книгу!

8. «К выступлению готов! Презентационный конструктор», Радислав Гандапас

В своей новой книге звезда российских бизнес-тренингов, гуру ораторского мастерства Радислав Гандапас научит читателя готовить эффектные и эффективные презентации: как продемонстрировать свои идеи и достижения, не наделав ошибок, как составить текст выступления, в котором нет ничего лишнего, как превратить проведение презентаций из досадной обязанности в средство продвижения карьеры. Купить книгу!

9. «Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично», Радислав Гандапас

Автор делится секретами обольщения публики. Читатель научится управлять вниманием слушателей, подавлять собственное волнение, грамотно структурировать выступление и держать зрительный контакт. Издание настоятельно рекомендуется тем, кто реализует себя в сферах, связанных с частыми выступлениями, и, несомненно, будет полезна каждому, кто хотел бы перестать бояться говорить на публике и начать наслаждаться этим процессом. Купить книгу!

10. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», Ларри Кинг

Автор много лет вел популярное ток-шоу телекомпании CNN, быть его гостем считали за честь виднейшие деятели политики, бизнеса, спорта и искусства. В своей книге он делится с читателями своими секретами. Купить книгу!

11. «Курс русской риторики», Александр Волков

Издание содержит систематическое изложение курса общей риторики и представляет интерес для философов, юристов, политиков, для тех, кто интересуется теорией риторики и чья деятельность связана с публичной аргументацией.

12. «Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать»

В книге изложен взгляд на риторику как искусство практического словесного взаимодействия, предоставляющее возможность мастерски использовать слово в качестве инструмента убеждения.

Описаны основные этапы истории европейской риторики со времен античности до наших дней, рассмотрены ее главные категории. Предложены методические рекомендации, связанные с художественно-выразительными возможностями речевого действия. Купить книгу!

13. «Откровения оратора», Скотт Беркун

Книга поможет каждому желающему освоить непростое искусство ораторства и научиться выступать перед публикой так, чтобы все не просто слушали, но и слышали оратора. Автор подробно рассказывает о самых важных составляющих публичных выступлений.

В заключительной части читателей ждут увлекательные закулисные заметки автора, в которых он делится самым сокровенным: способами борьбы с последствиями провальных выступлений и проверенными методами убеждения публики. Купить книгу!

14. «Говорить красиво и убедительно. Как общаться и выступать легко и эффективно». Татьяна Джумма

Книга будет полезна новичкам, а более продвинутых заинтересует упражнениями, а для гуру общения станет новым шагом на пути к эффективной коммуникации. Вместе с автором читатели прокачают внутреннее состояние, научатся актуальным техникам и начнут применять их на практике. Купить книгу!

15. «Говори как бог», Ксения Чернова

В своей книге автор делится уникальной методикой собственной разработки, которая помогает в нужный момент «по щелчку» приводить голос в боевую готовность. Автор раскрывает секреты быстрой постановки голоса. Купить книгу!

16. «Говорите ясно и убедительно», Кэрол Флеминг

Вы узнаете, как другие слышат вас; как устанавливать контакты, имея определенные речевые проблемы; как изменить вашу голосовую структуру для более динамичного произношения; как укрепить ваше общение при помощи невербальных реплик; как преодолеть страх перед аудиторией. Купить книгу!

17. «Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства», Александра Пожарская

В книге подробно рассмотрены коммуникативные проблемы мужчин и женщин в сфере профессиональной деятельности, показано, как можно исправить существующие недостатки. Читатель, узнав в описаниях свои трудности, сможет наметить путь их преодоления. Автор описывает самые распространенные проблемы в общении и приводит множество упражнений, которые помогут с ними справиться. Купить книгу!

18. «Как говорить, чтобы вас слушали», Майк Клейтон

Книга состоит из четырех частей. В первой части автор размышляет об устной речи вообще и говорит о том, как мы слушаем и, следовательно, какие задачи следует ставить перед собой, если вы хотите, чтобы люди вас слушали.

Вторую часть составляют главы, посвященные вопросам: как найти тему для разговора; как привлечь внимание, когда вы готовы говорить; как донести свою мысль увлекательно и убедительно; как добиться эффективных результатов, учитывая психологию запоминания, влияния и убеждения.

В третьей части содержатся советы о том, как говорить, используя знания, полученные из предыдущих глав, чтобы люди слушали вас в различных ситуациях: в беседе, особенно когда вы преследуете определенную цель; в тяжелых разговорах, когда эмоции зашкаливают и ставки высоки; на собраниях – официальных и неформальных; на публичных выступлениях – перед большой и маленькой аудиториями.

Четвёртая часть – краткое резюме книги в двадцати пяти небольших разделах. Купить книгу!

19. «Вдохновляй своей речью. 23 инструмента сторителлинга от лучших спикеров TED Talks», Акаш Кариа

Книга представляет собой продвинутый мастер-класс от всемирно известных спикеров – лекторов конференции TED. Прочитав ее, вы научитесь говорить так, чтобы вас слушали. Купить книгу!

20. «Идеальный слог», Билл Макгоуэн

Билл Макгоуэн, признанный коуч по коммуникациям, показывает, как уметь правильно донести нужное сообщение до нужного человека в нужное время. Купить книгу!

21. «Speechbook», Андрей Андрианов

Необычная книга-тренажер поможет развить и довести до совершенства навыки публичной речи. Читатели попробуют несколько стратегий проведения презентаций, научатся применять методы недирективного воздействия на аудиторию, а специальные тренировочные карточки-заметки – своего рода «шпаргалки» к выступлению – помогут выстроить логику речи, не сбиться и не забыть о важных мелочах.

Также здесь можно познакомиться с упражнениями по тренировке речевого и дыхательного аппарата и многими фишками, которые используют профессиональные спикеры. Купить книгу!

22. «Говори, вдохновляй. Как завоевать доверие слушателей и увлечь их своими идеями», Саймон Ланкастер

Автор книги рассказывает об уловках и методах, которыми пользуются выдающиеся личности, чтобы эффективно вдохновлять, увлекать и вести людей за собой. Издание содержит универсальный набор ораторских приемов и психологических техник, вербальных и невербальных сигналов, особый язык, насчитывающий десятки тысяч лет. Купить книгу!

23. «Минуту внимания! Как заинтриговать и увлечь любую аудиторию», Сэм Хорн

Книга рассказывает о приемах устной, письменной и невербальной коммуникации: понятно, легко, на примерах. Она нужна тем, кому требуется держать внимание аудитории: проводить презентации, «продавать» идеи, получать финансирование, открывать новые направления и проекты, мотивировать команду.

Автор – специалист по коммуникациям и брендингу с многолетним опытом консультирования NASA, ВМС США, KPMG, Hewlett-Packard и др. Купить книгу!

24. «Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно», Никита Непряхин

Автор считает, что научиться убедительно говорить и аргументированно отстаивать свою позицию можно и нужно. Он раскроет все секреты эффективной аргументации в своей новой книге. Читайте, учитесь и убеждайте. Купить книгу!

25. «Больше чем речь. Как управлять мимикой, жестами и интонацией», Евгения Шестакова

Вы узнаете, что скрывается за словами других, и научитесь осознанно управлять собственной мимикой, интонацией и жестикуляцией, чтобы сделать ярким и убедительным каждое выступление. Купить книгу!

26. «Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы», Фрэнк Сэсно

Автор выделяет несколько типов вопросов, например научные, развлекательные, конфронтационные, – подходящие для использования в разных ситуациях. В каждую главу он «приглашает» специалистов – от медсестры из американской глубинки до генерала Колина Пауэлла. Все эти люди тоже задают вопросы, которые помогают им делать свое дело и менять мир. Купить книгу!

27. «Встань и скажи! Книга-тренажер для выступлений», Нина Зверева

Книга-тренажер, имитирующая живой тренинг для всех желающих «прокачать» навык делового общения и выступлений перед публикой вне зависимости от уровня подготовки. Материал основан на интерактивном обучении через группу в Facebook под названием «Гений общения», где автор давала своим ученикам упражнения, а затем комментировала результат.

Она предлагает читателям десять заданий, которые помогут улучшить навык публичных выступлений и на реальном, свежем материале разбирает типичные ошибки и подводные камни делового общения а также учит налаживать отношения с аудиторией, быть интересным, задавать провокационные вопросы и не бояться. Купить книгу!

28. «Впечатляющая речь. 51 подсказка оратору», Александр Сударкин

В ней вы найдете короткие, но действенные подсказки, которые применяют профессиональные ораторы. Возьмите ее с собой и используйте прямо на выступлении – как шпаргалку или даже как записную книжку (мы специально оставили после каждой подсказки место для заметок). Купить книгу!

29. «Illuminate. Как говорить вдохновляющие речи и создавать эффективные презентации, способные изменить историю», Нэнси Дуарте, Патти Санчез

Чтобы провести презентацию умело, необходимо понять их сердца и умы и разработать такое послание, которое будет резонировать с тем, что уже у них имеется. Нужно освободиться от серой, обыденной манеры подачи: определить возможности для выигрышного контраста и затем вызвать интерес и страсть. Книга Нэнси Дуарте поможет вам в этом. Купить книгу!

30. «Энциклопедия ораторского искусства», Александр Белановский, Андрей Парабеллум, Анастасия Георгиевская

Цель книги – предоставить возможность читателям освоить онлайн-материалы, уроки, упражнения, приемы и правила, чтобы овладеть основами риторики. Авторы раскрывают секреты пошаговых технологий составления публичного выступления и рассказывают, как написать свой собственный уникальный текст, как научиться выступать перед аудиторией так, чтобы это не только вызывало овации у слушателей, но и приносило хороший доход. Купить книгу!

Говорите!

Каков предмет, задачи и законы риторики?

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?

Что представляет собой учение?

Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.

Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия.
Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.

Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
  • Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
  • Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.

Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

Что изучает наука?

Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

  1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной.
Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось еще в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, раньше же эту науку считали высшим мастерством, умением.

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата об этой науке? Это известный всем мыслитель Аристотель. Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нем были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внес свой вклад Марк Туллий Цицерон, который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора. Затем создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Развитие риторики в России

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
  • Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.

Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.

Законы искусства слова

Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.

Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.

Такая разновидность включает в себя следующие разделы:

  • риторический канон;
  • выступление перед публикой;
  • правила, как вести спор;
  • нормы проведения беседы;
  • учения о повседневном общении;
  • общение между разными нациями.

Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.

Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:

  • Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
  • Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
  • Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
  • Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.

Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.

Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:

  1. Гомилетика.
  2. Ораторика.

Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.

Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.

Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.

В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.

Разновидности речи выступающего

Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

  • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
  • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
  • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
  • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
  • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
  • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
  • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
  • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
  • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *