Ван гог творчество

Винсент Ван Гог — биография

Винсент Ван Гог – художник-постимпрессионист из Нидерландов, автор портретов, натюрмортов, автопортретов, пейзажей.

Винсента Ван Гога обуревали сильные эмоции вперемешку с тяжелыми психическими состояниями, и может быть благодаря этому он стал одним из самых значимых художников в мире. Он начал рисовать в 27 и стремился запечатлеть все, что видел вокруг себя. Он рисовал пылко и много, но его картины никто не признавал искусством. А он продолжал наносить на холст все новые и новые задумки. Результатом его жизни стали восемьсот полотен, причем более четырехсот из них он написал в последние три года перед смертью.

Ван Гог никому не пытался доказать, что он художник, у него совершенно отсутствовало тщеславие. Единственным человеком, которому он стремился это доказать, был он сам. Художник умер нищим, считая, что его работы не имеют художественной ценности. Зато сейчас в нем видят эпоху постимпрессионизма, а его полотна выставляются на аукционах по баснословной цене.

Детство и юность

Родился Винсент Ван Гог 30 марта 1853 года в деревне Грот-Зюндерт в Нидерландах. Его родителями были пастор Теодор ван Гог и Анна Корнелия Карбентус. Кроме Винсента в семье было еще пятеро детей. И только один из братьев – Тео, старался во всем помочь Винсенту, пытался облегчить его нелегкую судьбу.

Винсент Ван Гог в детстве

Дома Винсент был очень непослушным, проявлял некоторые странности в поведении, и родители частенько наказывали его за непослушание. В обществе он вел себя тихо, серьезно и часто над чем-то задумывался. Он особо ни с кем не дружил и не принимал участия в детских играх. По мнению односельчан Винсент отличался скромностью, дружелюбием, состраданием. В школу он пошел как и все, в семь лет, но через год его пришлось оттуда забрать и продолжить обучение дома. В 1864 году родители отдали его в интернат в городе Зевенберген.

Расставание с домом плохо сказалось на мальчике, он очень страдал в школе. Спустя два года, в 1866-м, Винсента определили в другую школу-интернат. Мальчику понравилось изучать языки, и в эти годы он впервые проявляет свои творческие способности к рисованию. В 1868 году, прямо посреди учебного процесса он бросил школу и отправился домой. На процессе образования поставлена точка. Впоследствии известный художник не любил вспоминать детство – от него веяло мрачностью и холодом.

Винсент Ван Гог в юности

Все мужчины семьи Ван Гогов занимались либо торговлей картинами, либо служили в церкви. Винсент решил сразу стать проповедником, потом пробовал торговать произведениями искусства. Каждому из своих занятий он отдавался целиком. У него все получалось, но парень решительно отказался от обеих работ и решил заняться тем, что ему было больше всего по душе – живописью.

Начало карьеры

В 1868 году, в возрасте 15 лет, молодой человек стал сотрудником филиала художественной компании «Гупиль и Ко», которая находилась в Гааге. Он показал отличные результаты, был любознательным и исполнительным, и вскоре его поощрили переводом в один из филиалов, расположенных в Лондоне. Он пробыл там два года, проявил себя как настоящий коммерсант, начал хорошо разбираться в гравюрах местных мастеров, разговаривать цитатами Диккенса и Элиота. В общем, обычный молодой человек, с приятной внешностью и лоском. В перспективе он должен был получить место комиссионера в центральном парижском отделении фирмы.

Однако в 1875-м в жизни Винсента что-то случилось, и это что-то полностью изменило его биографию.

Он часто писал письма своему братишке Тео, и в одном из них он сказал, что пребывает в «болезненном одиночестве».

Спустя годы историки предположили, что в это время юноша влюбился, но девушка отвергла его любовь. Как звали эту девушку, так и осталось загадкой, да и была ли она, точно никто не скажет. Просто такое объяснение его состояния было более чем логичным. На ситуацию не повлиял и скорый перевод во Францию. Винсент полностью охладел к еще недавно любимой работе, и его уволили.

Теология и миссионерство

Молодой человек занят поисками себя и своего предназначения, и вскоре приходит к выводу, что оно связано с религией. В 1877 году он поселяется в Амстердаме у своего дяди Иоганнеса, и собирается начать обучение на факультете теологии. Но учеба принесла только разочарование, Винсент бросает теологию и уезжает. Однако он видит свое предназначение в служении людям, поэтому парень становится учеником миссионерской школы. В 1879 году его назначили проповедником в Ваме, расположенной к югу Бельгии.

Винсент стал преподавателем Закона Божьего для шахтеров Боринажа, старается помочь их семьям, возится с больными, учит детей, проповедует. Чтобы заработать на жизнь, занимается изготовлением карт Палестины. Жильем ему служила бедная лачуга, из еды были только хлеб и вода, спать приходилось на полу – он просто физически себя истязал. Помимо этого он еще борется на стороне рабочих за их права.

Власти города вскоре сняли его с этой должности, потому что такая крайность и слишком бурная деятельность проповедника их сильно настораживала. Винсент продолжает рисовать, из-под его кисти выходят портреты, на которых изображены шахтеры и их семьи.

Становление

Ван Гог пытается бороться с депрессией, которая настигла его после увольнения в Патюраже. В этом ему помогает живопись. Благодаря поддержке брата Тео, Винсент учится в Академии изящных искусств. Однако спустя год он бросает обучение и отправляется домой, к родителям. Теперь он занимается изобразительным искусством самостоятельно.

Первые картины Винсента Ван Гога

И снова его накрывает любовь, в этот раз предметом его страсти стала кузина. И снова любовь безответная, однако юноша не теряет надежды и продолжает ухаживать за любимой. Но родные были категорически настроены против этих отношений, и даже предложили Винсенту уехать. Новое потрясение оказалось слишком сильным, и привело к полному отказу от личной жизни. Ван Гог бросает родной дом и переезжает в Гаагу, где продолжает писать картины. Там он поступает в ученики к Антону Мауве, работает на износ, пристально интересуется жизнью горожан, особенно его привлекают бедные кварталы. Винсент начал копировать литографии, штудирует книгу Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Ван Гог начал экспериментировать с различными техниками, смешивать их на холсте, чтобы выработать свою и получить новую цветовую гамму.

В это время происходит еще одна попытка стать семейным человеком. Он познакомился с беременной женщиной, и она со своим ребенком поселилась у него. Это стало причиной ссоры Винсента со своими друзьями и близкими, но именно в это время художник бы по-настоящему счастлив. Однако счастливой семейной жизни не получилось, женщина вскоре проявила свой крутой нрав, и семья распалась.

После расставания Винсент поселился в провинции Дренте, ближе к северу Нидерландов. Жильем ему служила хижина, переоборудованная под мастерскую. Он много работает, пишет картины крестьянского быта, изображает их самих на полотнах, создает пейзажи. Те ранние произведения художника несколько не дотягивают до реалистичных. Он так и не получил академическое образование, поэтому в его рисунках того периода заметны некоторые неправильные очертания человеческих фигур.

Спальная комната Ван Гога

Прошло немного времени, и Винсент снова переехал к родителям, на этот раз в Нюэнен. Он продолжает много рисовать, одновременно с этим набирает учеников, запоем читает и занимается музыкой. Героями его полотен снова становится природа, люди, причем все это изображалось в темных, можно даже сказать, мрачных тонах. Самым значимым полотном голландского периода Ван Гога считается «Едоки картофеля», написанное художником в 1885 году. На картине изображена сцена из крестьянской жизни.

Париж

Винсент долго пребывал в раздумьях, но в конце концов решился, и в 1886 году переехал в Париж. В этом городе состоялась встреча художника и его брата Тео, который в то время уже стал директором художественной галереи. Творческая жизнь столицы Франции в те годы была очень бурной.

Самым значимым событием того периода стала выставка художников-импрессионистов в салоне на улице Лафит. Там впервые представили свои полотна Синьяк и Сера, ставшие во главе постимпрессионизма, которое стало завершающим этапом импрессионизма. Импрессионизм был своеобразной революцией в живописи, благодаря которому с полотен исчезла академическая техника и сюжеты. Считается, что важнее руководствоваться первым впечатлением, отдавать предпочтение чистым тонам.

Винсент Ван Гог натюрморт с абсентом

В Париже Винсент попал под опеку брата Тео, который поселил его у себя дома, познакомил с известными художниками. Ван Гог впервые побывал в студии Фернана Кормона, слывшего художником традиционалистом, и именно там он встретил Эмиля Бернара, Тулуз-Лотрека, Луи Анкетена. Винсент в восторге от импрессионизма и постимпрессионизма. В это время художник полюбил абсент и даже написал натюрморт с любимым напитком.

С 1886 по 1888 год, когда Винсент жил в Париже, он написал больше всего картин. Этот период потом назовут самым плодотворным в биографии художника, потому что его коллекция стала больше на 230 полотен. Он упорно ищет свою технику, изучает все новшества и тенденции современного написания картин. В эти годы Ван Гог по-новому взглянул на живопись, он нашел свою манеру, в которой в большей степени присутствовал импрессионизм и постимпрессионизм, отойдя от реалистического восприятия мира. Это видно по его пейзажам и натюрмортам, созданным в парижском периоде.

Постимпрессионизм Ван Гога

С легкой руки брата Тео среди знакомых Винсента появляются художники Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар. В этой компании Ван Гог часто бывает на пленэре. Палитра мастера постепенно приобретает светлые тона, становится более яркой, чтобы спустя некоторое время превратиться в буйство тонов и оттенков, ставшее характерным для него в последние годы.

В парижском периоде у Винсента значительно расширился круг общения. Вместе в братьями он ходит по разным местам, знакомится с девушками и даже заводит романы. В кафе «Тамбурин» у него появилась знакомая по имени Агостина Сегатори, которая владела этим заведением. Он написал ее портрет за столиком в ее кафе, потом было несколько картин в стиле «ню». У них даже был кратковременный роман. Часто художники собирались в лавочке папаши Танги, который торговал красками и всем необходимым для художников. В этой лавочке, как и в других, ей подобных, проводились целые выставки художников.

Винсент Ван Гог портрет Папаши Танги

Вскоре Ван Гог и его товарищи, которые не были знаменитыми и признанными, сформировали свою группу Малых бульваров, потому что в группе Больших бульваров имели честь находиться только художники с мировым именем. Между ними витал настоящий дух соперничества, царило постоянное напряжение, и Ван Гог чувствует, что для него это невыносимо. Он бесконечно конфликтует со всеми, часто ссорится, и поэтому решает покинуть Париж.

Отрубленное ухо

В феврале 1888 года импульсивный и бескомпромиссный художник оставляет столицу и переезжает в Прованс. Вскоре он полюбил эту местность всеми силами души. Тео продолжает поддерживать брата, он полностью содержит его, ежемесячно отправляя Винсенту 250 франков. Благодарный художник высылает Тео все свои произведения. Винсент поселился в гостинице, в его распоряжении было четыре комнаты, питание в кафе. Он очень быстро подружился с хозяевами гостиницы, и начал писать их портреты.

Новая волна вдохновения пришла к художнику весной, когда под ярким солнцем Юга расцвели деревья. Он восторгался яркостью красок, прозрачностью воздуха, и постепенно отходил от идей импрессионизма. Но светлая палитра по-прежнему присутствует в его полотнах, и он так же работает на пленэре. Работы того периода окрашены желтым цветом, как будто художник хотел донести душевное сияние, вырывающееся из глубин его души.

«Ночное кафе» Винсента Ван Гога

Ван Гог любил работать по ночам, и чтобы иметь возможность творить на пленэре, он прикрепил к этюднику и шляпе свечи, обеспечив таким образом освещение рабочего места. Так он написал свои шедевры под названием «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной». По приглашению Винсента к нему приезжает Поль Гоген, которого он давно ждал в гости. Однако очень скоро они рассорились между собой и разорвали дружеские отношения. Гоген всегда был уверенным и педантичным, а Ван Гог наоборот, беспокойным и очень несобранным.

Отрезанное ухо Винсента Ван Гога

Перед наступлением Рождества 1888-го, у них состоялось очередное выяснение отношений, в результате которого Ван Гог отрубил собственное ухо. Гоген испугался нападения, он решил, что покушаются на него. Пока он скрывался в гостинице, Винсент упаковал в бумагу отрубленную мочку своего уха и приказал доставить проститутке по имени Рашель, их общей приятельнице. Окровавленного Ван Гога нашел один из его друзей – Рулен. Рана затянулась достаточно быстро, однако душевное состояние художника привело его на больничную кровать.

Личная жизнь

Психическое заболевание великого художника могло быть вызвано неустроенностью его личной жизни, ведь он так и не женился. Первый шок он испытал, когда признался в любви дочери своей хозяйки. Предложение странного молодого человека было для девушки неожиданным, и она отказала ему в грубой форме.

Та же история повторилась с Ки Стрикер Вое, доводившейся ему кузиной. Она не принимала его ухаживания, но художник принял решение не сдаваться. Когда он в третий раз появился в их доме, то поставил руку над горящей свечой и сказал, что не уберет ее, пока не получит согласие на брак. Отец девушки рассмотрел в этом поступке всю его неуравновешенность и просто выдворил из своего дома.

Недостаток секса приводит к нервному состоянию. Художник начал увлекаться проститутками, причем худшими из них. Среди них он выбрал беременную, у которой к тому же была пятилетняя дочь. Когда родился сын, Винсент полюбил его и даже решил жениться. Она стала ему позировать и жила примерно год. Эта женщина заразила Винсента гонореей. Вскоре он прекратил с ней отношения, и она вернулась у прежней жизни. Расстроенный художник уезжает из Гааги.

В последнее время Винсент просто отбивался от преследований соседки Марго Бегеманн. Ей исполнился 41 год и она стремилась выйти замуж. Когда родители не благословили этот брак, она чуть не наложила на себя руки, но художник спас ее. Винсент вел беспорядочную половую жизнь, был частым посетителем публичных домов и периодически проходил курс лечения от «болезней от удовольствия».

Смерть

Горожане Арли с некоторой опаской начали относиться к художнику, который был им чужим и непонятным. В 1889 году они составляют петицию, в которой высказывают просьбу оградить их от общества безумца. Винсент прекрасно понимает, что его состояние представляет опасность для окружающих, поэтому по доброй воле ложится в клинику в Сен-Реми. Доктора не запрещают ему работать на улице, но только в сопровождении медицинского персонала. Именно в тот период он написал картины «Дорога с кипарисами и звездой» и «Звездная ночь», в которых присутствуют завихрения и волнообразные линии.

«Звездная ночь» Ван Гога

В лечебнице его состояние менялось достаточно часто – то бурная активность, то затяжная депрессия. Болезнь часто обострялась, однако несмотря на это, Тео Ван Гог сумел добиться разрешения на участие брата в Салоне Независимых, который проходил в сентябре в Париже. В начале 1890 года Ван Гог выставил свое полотно «Красные виноградники в Арле», которое купили за 400 франков. Это была достаточно приличная сумма, полученная за единственную картину, которую Винсент продал в своей жизни.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»

Он радовался как ребенок, и принялся за работу с тройным усердием. Успех от продажи картины вдохновил и брата Тео. Он присылал Винсенту все необходимое для творчества, но художник начал есть краски. Весной 1890-го Тео уговорил терапевта-гомеопата доктора Гаше принять Винсента в свою клинику. Врач сам любил рисовать, поэтому охотно соглашается поработать с художником. Винсент быстро привык к доктору, тот показался ему добрым и оптимистичным человеком.

Через месяц художнику разрешили съездить в Париж. Тео не очень обрадовался встрече, на него в то время навалилась куча финансовых проблем, к тому же сильно заболела дочь. Винсент огорчился такому приему, он понял, что всю жизнь был обузой брату. Это открытие его потрясло, и он немедленно вернулся в клинику.

27 июля 1890 года он по обычаю ушел на этюды, но принес не готовые рисунки, а пулю в груди, которую сам выпустил из пистолета. Он попал себе в ребро, и это не привело к летальному исходу во время выстрела. Он дошел до приюта, лег на кровать и закурил. Казалось, что никаких физических мучений он не испытывает.

Ван Гог в больничной койке

Доктор немедленно отправил телеграмму брату, который примчался мгновенно. Он начал успокаивать Винсента, говорил, что его вылечат обязательно. На что художник ответил: «Печаль продлится вечно». Винсент Ван Гог умер 29 июля 1890 года в 1 час 30 минут. Похоронили известного художника в местечке Мери на следующий день.

Провести Винсента в последний путь приехало много его друзей. На стенах комнаты художника развесили его последние работы. Гаше хотел сказать прощальное слово, но был так расстроен, что речь получилась торопливой и бессвязной. Единственное, что можно было из нее понять, что умер великий художник и честный человек, и его имя когда-то будет увековечено потомками.

Брат Тео умер через шесть месяцев после этого. Он винил себя за ссору с братом, и пребывал в таком отчаянии, что это было просто невыносимо. У него случилось нервное расстройство. Он писал своей маме, что не может найти слов, чтобы описать свое горе и найти оправдание и утешение, что он будет пребывать в этом состоянии до своих последних дней. Он считал, что единственное, чему можно порадоваться, это то, что Винсент наконец-то обрел такой долгожданный покой.

Могила Винсента Ван Гога

Винсент тоже написал письмо брату перед смертью, в котором говорится, что не нужно никаких выяснений отношений, что он понимает всех, но не знает, как сделать так, чтобы всем стало хорошо. Он говорил, что был рад встрече с братом, несмотря на его занятость и взвинченность.

В 1914-м вдова Тео Ван Гога добилась разрешения на перезахоронение останков мужа рядом с братом Винсентом.

Картины

Небо

«Звездная ночь» Ван Гога

Портреты

Пейзажи

Натюрморты

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вороны над полем пшеницы — 1890 Ван Гог

Февраль 22, 2012

Год 1890, лето в Овере. В начале июня Тео с женой и ребенком приехали в Овер на один день. Ван Гог счастлив, невзирая на свои нерешенные финансовые проблемы. Тео говорит ему, что некоторые его картины пробуждают интерес, но пока не находят покупателей. Проблемой для Винсента является зарабатывание денег на жизнь и краски. При жизни он так и не продал ни одной своей картины.

Вороны над полем пшеницы

1890; 50х100,5см
Музей Ван Гога, Амстердам

Вскоре заболевает маленький Винсент, сын Тео. Сам Тео также серьезно болен и в письме от 30 июня задумывается о своей будущей жизни, о ранее запланированной на июль поездке в Овер со всей семьей. Несмотря на успокаивающие слова брата, текст письма производит на Ван Гога тяжелое впечатление. Винсент начинает впадать в отчаяние. Тео точно почувствовал реакцию брата и написал: «Будь спокоен и береги себя, чтобы не дошло до какого-нибудь несчастного случая».

В конце июля наступает неделя, проведенная Винсентом у брата в Париже. Тео и Ио ссорятся из-за денег. А ведь Тео много лет высылает деньги брату… Ван Гог, рассерженный и опустошенный, возвращается в Овер. 14 июля он пишет увиденное из окна торжество, связанное с празднованием национального праздника. На картине нет ни одного человеческого силуэта.

Вскоре Винсент получает от брата длинное письмо, полное теплых слов и заверений в том, что и в будущем тот может рассчитывать на его помощь. Опять много рисует. «Меня привлекают бесконечные поля пшеницы, большие как море, в деликатных желтых и зеленых тонах».

23 июля Винсент пишет письмо Тео и не упоминает, что думает о самоубийстве. Тем временем он уже купил револьвер. 27 июля Ван Гог решается на задуманный поступок. В кармане лежит неоконченное письмо к брату: «Хотел бы написать тебе о многих вещах, но чувствую, что это бесполезно… А если речь идет о моей работе, то я заплатил за нее жизнью и она стоила мне половины моего рассудка».

Одна из последних картин Ван Гога — «Вороны над полем пшеницы». Темное, неспокойное небо сливается в единое целое с землей, три дороги ведут в никуда, пшеница сгибается под сверхъестественной силой, а траурные птицы выписывают на полотне буквы «М». Здесь уже нет ни завихрений, ни упорядочивающего ритма. Твердые, жесткие мазки кисти создают на полотне полную беспокойного хаоса динамику.

«Это неизмеримое раздолье, полное пшеницы под неспокойным небом, и, смотря на него, я чувствую бесконечную грусть и одиночество». В «Воронах над полем пшеницы» мазки кисти все более хаотичны и направлены во все стороны. Ван Гог использует бронзу, охру, зелень, кобальт и лазурь. Стая черных ворон собирается за горизонт, придавая небу глубину. Мы приближаемся к абстрактному изобразительному искусству.

Великие художники, часть 1 22/02/2012 filoli.ru

(1853-1890) Винсент Ван Гог

  • Винсент Ван Гог (титульная страница)
  • Ван Гог, жизнь и творчество
  • Ван Гог — значимые даты биографии
  • Винсент Ван Гог в музеях мира

Картины и полотна Ван Гога

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Винсент Ван Гог

Происхождение: Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт, деревне недалеко от Бреды в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов. Он был сыном Анны Корнелии Карбентус и Теодорa ван Гогa, священника голландской реформатской церкви. Винсенту было дано то же имя, что и его деду и первому мертворожденному брату. Искусство и религия были двумя традиционными профессиями в семье Ван Гога. Его брат Теодорус (Тео) родился 1 мая 1857 года. У Винсента был еще один брат, Кор, и три сестры: Елизабет, Анна и Виллемина. Для членов семьи он был своенравным и трудный ребенком, для окружающих, он был тихим, серьезным и вдумчивым.
Образование: В 1860 году он поступил в школу деревни Зундерт, где один католический учитель обучал около 200 учеников. С 1861 до 1 октября 1864 г. он и его сестра Анна учились дома у гувернантки. В 1864 году он поступил в начальную школу-интернат в Зевенбергене, который находился примерно в 20 милях (32 км) от дома. 15 сентября 1866 года, он отправился в новую среднюю школу, колледж Виллема II в Тилбурге. В октябре 1880 г. он поступил в школу искусств в Брюсселе, где он учился основам перспективы и анатомии.
Основные этапы профессиональной деятельности:
Работа арт-дилером (1869-1876). В 1869 году он поступил учеником в Гаагский филиал крупной торговой фирмы Гупиль и К °, в партнером которой был его дядя.
После его подготовки, в июне 1873 года, его перевели в Лондон, где он работал с 1873 по май 1875 года.
Это было самое частливое для него время, он много путешествовал между Гаагой, Лондоном и Парижем, был успешным в работе, и уже в возрасте 20 лет, зарабатывает больше, чем его отец.
Он влюбился в дочь квартирной хозяйки, Евгению Лойер, но когда он, наконец, признался ей в своих чувствах, она отвергла его, сказав, что уже тайно помолвлена с бывшим жильцом.
Он почувствовал огромное разочарование и одиночество и обратился к религии.
В мае 1875 года его отец и дядя отправили его в Париж для работы в представительстве. Тем не менее, он не мог смириться с тем фактом, что искусство рассматривается как товар. На этой почве он начал конфликтовать с клиентами и 1 апреля 1876 года он был уволен.
Подвижничество (1876-1880). Ван Гог вернулся в Англию, где принял неоплаченную должность помощника учителя в небольшой школе-интернате с видом на гавань в Рэмсгейте, где он делал эскизы.
В мае 1877 года, его семья послала его в Амстердам изучать богословие. Он разочаровался в учебе и оставил дом своего дяди Яна в июле 1878 года. Затем он прошел трехмесячный курс протестантской миссионерской школе в Лакене, недалеко от Брюсселя.
Раннее стремление стать пастором и проповедовать Евангелие, подвигло его в январе 1879 года, принять временную должность в качестве пастора в деревне Пети Васмес в угольном районе Боринаж в Бельгии. Там он пытался жить так, как простолюдин. Ван Гог проявлял рвение и преданность мученика, даже спал на полу и раздал свою одежду, но его эксцентричность вызвала непонимание шахтеров и недовольство церковных властей, которые обвинили его в «подрыве достоинства священства» и уволили его в июле 1879 года.
Компульсивный гуманитарий, он всегда стремился отдать себя другим, но его постоянно отвергали.
С 1879 он начинает делать зарисовки местных жителей. Винсент рисовал бедных людей, шахтеров, крестьян и жителей богадельни, виды на город и окрестности, пейзажи, все, что связано на повседневной жизнью крестьян.
В 1880 году, после длительного самоанализа, Ван Гог решил посвятить свою жизнь живописи, профессии, которую он рассматривал как духовное призвание. «Я хочу изображать человечность, человечность и человечность» — говорил он. В октябре 1880 г. он поступил в школу искусств в Брюсселе, где он учился основам перспективы и анатомии.
Голландский период (1880-1886). В 1880 году Ван Гог последовал совету своего брата и поступил в Брюссельскую королевскую академию искусств, где изучал анатомию и рисунок.
В апреле 1881 года Ван Гог вместе с родителями переехал в деревню Эттен, где он продолжал рисовать, часто используя соседей в качестве натурщиков. На Рождество он сильно поссорился со своим отцом, вплоть до отказа от принятия денег у родителей и уехал в Гаагу.
В январе 1882 г. он поселился в Гааге, где он встретил своего двоюродного брата, художника Антона Мауве , который одолжил ему денег, для создания студии. Мауве резко остыл к Ван Гог, когда он узнал о его отношениях с алкоголичкой и проституткой, Класиной Марией «Син» Хурник, у которой была маленькая дочь.
Осенью 1883 года, после года совместного проживания он оставил Син и переехал в голландскую провинцию Дренте, в северной части Нидерландов. В декабре, движимый одиночеством, он поехал к своим родителям, которые к тому времени, проживали в Нойнене, в Северном Брабанте. Здесь он полностью посвятил себя рисованию.
26 марта 1885 года, от сердечного приступа умер его отец и художник глубоко переживал эту утрату.
В ноябре 1885 г. он переехал в Антверпен где арендовал небольшую комнату. У него было мало денег и он плохо питался, предпочитая тратить деньги, которые присылал ему брат Тео на краски и моделей. Хлеб, кофе и табак входили в его основной рацион. Кроме этого он начал неумеренно употреблять абсент. У него стали болеть и выпадать зубы.
Годы в Париже (1886-1888). После кратковременного обучения в Антверпенской академии, в марте 1886 году он переехал из Голландии в Париж, где он присоединился к своему брату Тео. Там он встретил Анри де Тулуз-Лотрека, который нарисовал его портрет, а также других представителей импрессионизма и постимпрессионизма.
В Париже он учился в студии Фернана Кормона, и жил в квартире Тео Рю Лаваль на Монмартре.
В ноябре 1887 года, Тео и Винсент встретились и подружились с Полем Гогеном, который только прибыл в Париж. Ван Гог оставался в Париже в течение 20 месяцев.
Арль (февраль 1888-май 1889). В феврале 1888 он уехал из Парижа в Арль. Он увлекся идеей создания кооператива художников в Арле и в октябре к нему присоединился Гоген. В течение двух месяцев он и Ван Гога работали вместе, но вскоре их отношения резко ухудшилось. Они часто ссорились яростно споря об искусстве.
В канун Рождества 1888 года физически и эмоционально изнеможенный Ван Гог при ссоре с Гогеном выхватил бритву. После этого инцидента он отрезал нижнюю часть своего левого уха. Это событие запечатлено на картине «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889).
В январе 1889 года он вернулся в Желтый дом, и провел весь следующий месяц между больницей и домом, страдая от галлюцинаций, и бреда, что он был отравлен. В марте полиция закрыла его дом после ходатайства 30 горожан, которые называли его «Фу Ру» (рыжий безумец).
Поль Синьяк посетил его в больнице и Ван Гогу было разрешено отправиться домой в его компании. В апреле, он переехал в номера принадлежащие доктору Рею.
Сен-Реми (май 1889 — май 1890). 8 мая 1889 года, он покинул Арль и переехал в клинику в Сен-Реми-де-Прованс бывшего монастыря в Сен-Реми, расположенного на расстоянии менее 20 миль (32 км) от Арля. Тео подготовил ему две маленькие комнаты, с решетками на окнах. Вторая комната должна была использоваться в качестве студии. Во время своего пребывания в клинике, он избрал сад клиники главной темой его картин. Весь год в клинике Ван Гог как и в Арле лихорадочно работал, написав 150 картин и сотни рисунков.
Овер-сюр-Уаз (май-июль 1890). В мае 1890 года Ван Гог покинул клинику, чтобы перебраться в Овер-сюр-Уаз под Парижем, чтобы быть ближе к своему врачу Полу Гаше и к своему брату Тео.
Основные этапы личной жизни: С 15 сентября 1866 года, он начал учебу в колледже Виллема II в Тилбурге. Там Константин С. Гюисманс, который был успешным художником в Париже, преподавал Ван Гогу рисование. В марте 1868 года, в 15 лет, Ван Гог внезапно покинул школу и вернулся домой. Позже комментировать его ранние годы было: «Мое детство было мрачным, холодным и пустым …»
Его младший брат Тео. Винсент Ван Гог был очень близок со своим младшим братом, Теодором или Тео, который постоянно оказывал ему финансовую и эмоциональную помощь. В его тяжелой борьбе c враждебным ему миром, у Винсента был один постоянный союзник , его младший брат Тео, с которым он всю жизнь вел переписку.
Письма. Наиболее полным и надежным источником понимания Ван Гога, как художника и личности является коллекция писем, созданная в результате переписки с его младшим братом Тео. Большинство из этих писем были написаны Винсентом в период с августа 1872 до 1890. В коллекции более 600 писем от Винсента к Тео и 40 от Тео Винсенту. Большинство из них включают размышления Ван Гога и идеи по теории искусства. Ван Гог был недооценен при жизни, однако его известность росла из года в год после его смерти. Сегодня он по праву считается одним из величайших художников в истории, внесшим важнейший клад в основы современного искусства.
Отношения с женщинами. «Надо быть мягким и добрым по отношению к женщинам, детям и слабым. У меня есть своего рода уважение к ним. Я растроган ими». (Письмо, июль 1882).
Ван Гог жаждал любви на протяжении всей бурной жизни, но его противоречивая и сложная личность, отсутствие социальных навыков не позволили ему быть счастливым в личной жизни.
В 22 года, он влюбился в Евгению Лойер, но когда он, наконец, признался ей в своих чувствах, она отвергла его.
Все лето 1881 года в Эттене он провел много времени в прогулках и беседах с недавно овдовевшей кузиной Ки Стрикер Вос. Ки была на семь лет старше, чем Ван Гог и у нее был восьмилетний сын. Он предложил ей брак, но она отказалась со словами: «Нет, никогда, никогда» (niet, nooit, nimmer).
Kee отказывалась его видеть, и ее родители говорили ему: «Ваше упорство, отвратительно». Однажды в отчаянии, он поместил свою левую руку в огонь, и сказал им «Позвольте мне видеть ее так долго, сколько я могу держать руку в пламени».
В январе 1882 г. в Гааге, он встретил Син, алкоголичку и проститутку, которая имела пятилетнюю дочь и была беременна. Она также раньше имела двух детей, которые умерли, хотя Ван Гог и не знал об этом. 2 июля, Син родила мальчика, Виллема.
Осенью 1883 года, после года совместного проживания он оставил Син и ее двоих детей.
Сын Сиен Виллем считал себя сыном Ван Гога, однако сроки его рождения делают это маловероятным. В 1904 году Син утопилась в реке Шельда.
Осенью 1884 года В Нойнене, дочь соседа Марго Бегеманн, которая была на десять лет старше Винсента, часто сопровождала художника в его прогулках. Она влюбилась в него, и он ответил ей взаимностью, хотя и менее восторженно. Они решили вступить в брак, но против этого выступили обе семьи. В результате, Марго выпила большую дозу стрихнина. Ван Гог срочно отвез ее в близлежащую больницу и она была спасена.
В 1885 году после того как он написал свою знаменитую картину Едоки картофеля, он был обвинен в домагательствах к молодой натурщице, семнадцатилетней крестьянской девушке Стин де Гроот, которая в сентябре забеременела.
Однажды проститутка Рашель, добрая женщина, сказала Винсенту что он ей нравится. На вопрос «Что именно тебе нравится?», она ответила: «Твои уши».
В канун Рождества 1888 года, после ссоры с Гогеном , во время которой Ван Гог выхватил бритву, он в панике бежал в местный публичный дом. Находясь там, он отрезал нижнюю часть левой доли уха. Он завернул его в газету и передал Рашель попросив, чтобы она «надежно сохранила его».
Последние три месяца Ван Гог провел в Овер вблизи Писсарро, написав портрет почтальона Рулена и доктора Гаше.
В мае и июне 1890 у Винсента произошел еще один всплеск активности, но вскоре он перенес рецидив болезни.
27 июля 1890 года, 37 лет, он вышел в пустынное поле и выстрелил себе в грудь из револьвера. Затем он вернулся домой и лег в свою постель, где и скончался 29-го в 1:30 ночи на руках у своего брата Тео.
Похоронен: На городском кладбище в Овер-сюр-Уаз, Франция.
Тео умер через полгода, 25 января, в Утрехте. В 1914 году тело Тео было эксгумировано и перезахоронено вместе со своим братом в Овер-сюр-Уаз.

Винсент Ван Гог: жизнь и творчество художника

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — нидерландский художник-постимпрессионист.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Винсента Ван Гога

Творчество Ван Гога

Наследственность Ван Гога и новаторство

Цитаты Винсента Ван Гога

Картины Винсента Ван Гога

Библиография

Биография Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. Уже к 1869 году, даже не закончив школу, он стал работать в фирме, которая продавала картины. По правде говоря, у Ван Гога не получалось хорошо продавать картины, но зато он обладал безграничной любовью к живописи, а также ему хорошего давались языки. В 1873 году, в 20-летнем возрасте, он попал в Лондон, где провел 2 года, которые изменили всю его жизнь.

В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев. Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но …как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да, именно любовь. Ван Гог до беспамятства влюбился в дочку своей квартирной хозяйки, но узнав что она уже обручена, очень замкнулся в себе, стал безразлично относится к своей работе. Когда он вернулся в Париж его уволили.

В 1877 году Ван Гог стал снова жить в Голландии, и все больше находил утешение в религии. После переезда в Амстердам он начал учиться на священника, но вскоре бросил учебу, так как обстановка на факультете его не устраивала.

В 1886 году в начале марта Ван Гог переезжает в Париж к совему брату Тео, и живет у него на квартире. Там он берет уроки живописи у Фернана Кормона, и знакомиться с такими личностями как Писсаро, Гоген и многими другими художниками. Очень быстро он забывает весь мрак голландской жизни, и быстро завоевывает уважение как художник. Рисует четко, ярко в стиле импрессионизма и постимпрессионизма.

Винсент Ванг Гог, проведя 3 месяца в евангелисткой школе, которая находилась в Брюсселе, стал проповедником. Он раздавал деньги и одежду, нуждающимся беднякам, хотя сам не был достаточно обеспеченным. Это вызвало подозрение у начальства церкви, и его деятельность была запрещена. Он не унывал, и находил утешение в рисовании.

К 27-ми годам, Ванг Гог понял в чем его призвание в этой жизни, и решил что должен во что бы то ни стало стать художником. Хоть Ван Гог и брал уроки рисования, но его можно с уверенностью считать самоучкой, потому что он сам штудировал многие книги, самоучители, срисовывал картины известных художников. По началу он думал стать иллюстратором, но затем, когда брал уроки у своего родственника-художника — Антона Моуве, написал свои первые работы маслом.

Вроде бы жизнь стала налаживаться, но снова Ван Гога начали преследовать неудачи, причем любовные.

Его кузина Кея Вос стала вдовой. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Именно там он знакомится с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний. Он хотел спасти эту бедную женщину, и даже думал жениться на ней. Но тут уже вмешалась его семья, и мысли о браке были попросту развеяны.

Вернувшись на родину к родителям, которые к тому времени уже переехали в Нёнен, его мастерство стало совершенствоваться.

Он провел на родине 2 года. В 1885 Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Затем, в 1886 году, Ван Гог снова возвращается в Париж, к своему брату Тео, который на протяжении всей жизни помогал ему, как морально так и финансово. Франция стала вторым домом для Ван Гога. Именно в ней он и прожил всю свою оставшуюся жизнь. Он не чувствовал себя тут чужим. Ван Гог много пил, и имел очень взрывной характер. Его можно было назвать человеком, с которым трудно иметь дело.

В 1888 он перебрался в Арль. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. Они считали его ненормальным лунатиком. Не смотря на это Винсент нашел здесь друзей, и чувствовал себя вполне хорошо. Со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Проведя 2 недели в психиатрической клинике он снова вернулся туда в 1889 году, так как его стали мучать галлюцинации.

В мае 1890 году он окончательно покинул приют для душевно больных и отправился в Париж к своему брату Тео и его жене, которая только родила мальчика, которого назвали Винсентом в честь его дяди. Жизнь стала налаживаться, и Ван Гог был даже счастлив, но его болезнь вернулась снова. 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог сам выстрелил себе в грудь из пистолета. Он скончался на руках своего брата Тео, который очень его любил. Спустя пол года умер и Тео. Братья похоронены на кладбище Овера рядом.

Творчество Ван Гога

Винсент Ван Гог (1853 — 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством.

Ван Гог стал одним из величайших художников-постимпрессионистов.

Его можно считать самоучкой, т.к. учился живописи, копируя картины старых мастеров. В период жизни в Нидерландах Ван Г. писал картины о природе, труде и быте крестьян и рабочих, который он наблюдал вокруг («Едоки картофеля»).

В 1886 г. он переехал в Париж, поступил в студию Ф. Кормона, где познакомился с А. Тулуз-Лотреком и Э. Бернаром. Под впечатлением живописи импрессионистов и японской гравюры изменилась манера художника: появились интенсивная цветовая гамма и характерный для позднего Ван Г. широкий энергичный мазок («Бульвар Клиши», «Портрет папаши Танги»).

В1888 г. он переехал на юг Франиии, в местечко Арль. Это был самый плодотворный период творчества художника. За свою жизнь Ван Г. создал более 800 картин и 700 рисунков в самых разных жанрах, однако ярче всего его талант проявился в пейзаже: именно в нем находил выход его холерический взрывной темперамент. В подвижной, нервной живописной фактуре его картин отразилось душевное состояние художника: он страдал психической болезнью, которая в итоге привела его к самоубийству.

Особенности творчества

«Многое остается неясным и спорным до настоящего времени в патографии этой тяжелой бионегативной личности. Можно предположить сифилитическое провоцирование шизо-эпилептического психоза. Его лихорадочное творчество вполне сопоставимо с повышенной продуктивностью головного мозга перед началом сифилитического заболевания мозга, как это было у Ницше, Мопассана, Шумана. Ван Гог представляет хороший пример того, как посредственный талант, благодаря психозу, превратился во всемирно признанного гения».

«Своеобразная биполярность, так ярко выраженная в жизни и психозе этого замечательного больного, параллельно выражается и в его художественном творчестве. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. Только все чаще повторяются извилистые линии, придающие его картинам дух разнузданности, который достигает своей кульминационной точки в его последнем произведении, где ярко подчеркнуто стремление вверх и неминуемость разрушения, падения, уничтожения. Эти два движения —движение подъема и движение падения — образуют структурный базис эпилептических манифестаций подобно тому, как два полюса образуют базис эпилептоидной конституции».

«Рисовал гениальные картины Ван-Гог в перерывах между приступами.И главной тайной его гениальности была необыкновенная чистота сознания и особый творческий подъем, которые возникали в результате его болезни между приступами. Об этом особом состоянии сознания писал и Ф.М. Достоевский, страдавший одно время аналогичными приступами загадочного душевного расстройства».

Яркие краски Ван Гога

Мечтая о братстве художников и коллективном творчестве, он совершенно забывал о том, что сам был неисправимым индивидуалистом, непримиримым до сдержанности в вопросах жизни и искусства. Но в этом была и его сила. Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен, например, Сислея. Но лишь однажды увидев “Красные виноградники”, уже ни с кем и никогда работ Ван Гога не спутаешь. Каждая линия и мазок — выразители его личности.

Доминанта импрессионистической системы — цвет. В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма.

На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Разве помыкают неслыханным по интенсивности цветом “красные виноградники”, разве не активен звенящий аккорд синего кобальта в “Море в Сен-Мари”, разве не ослепительно чисты и звучны краски “Пейзажа в Овере после дождя”, рядом с которой, любая импрессионистическая картина выглядит безнадёжно блёклой?

Преувеличенно ярким эти краски обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона — от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. Звучащие краски то сплетаются в мягко и тонко сгармонированную мелодию, то вздыбливаются в режущем слух диссонансе. Подобно тому, как в музыке существует минорный и мажорный строй, так и краски Вангоговской палитры поделены надвое. Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. Впрочем, у этого “символизма” такая же живая плоть, как и у Вангоговского идеала прекрасного.

В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья — всего того, что в его разумении включалось в понятие “жизнь”. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового — цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Эмоциональные и психологические возможности колорита — предмет постоянных размышлений Ван Гога: “Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне…”.

Говоря о Ван Гоге, Тугендхольд заметил: “…ноты его переживаний — графические ритмы вещей и ответных биений сердца”. Понятие покоя неизвестно Вангоговскому искусству. Его стихия — движение.

В глазах Ван Гога оно — та же жизнь, а значит, способность мыслить, чувствовать, сопереживать. Вглядитесь в живопись “красных виноградников”. Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, бегут, несутся, сталкиваются, вновь разбегаются. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Их рельеф — то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, — как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру. А из всего этого возникает огромный в масштабе образ: в раскалённом зное солнца, как грешники в огне, извиваются виноградные лозы, силясь оторваться от тучной фиолетовой земли, вырваться из рук виноградарей, и вот уже мирная суета сбора урожая выглядит как схватка человека с природой.

Так, значит, всё-таки доминирует цвет? Но разве эти краски не есть в тоже время и ритм, и линия, и форма, и фактура? Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.

Часто считают, что Вангоговская живопись есть некая неуправляемая эмоциональная стихия, подхлёстнутая необузданным озарением. Этому заблуждению “помогает” своеобразие художественной манеры Ван Гога, действительно, кажущейся как бы спонтанной, на деле же тонко рассчитанной, продуманной: “Работа и трезвый расчёт, ум напряжён чрезвычайно, как у актёра при исполнении трудной роли, когда приходится думать о тысяче вещей в течение одного получаса….”

, , , ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Винсент Ван Гог: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Винсент Ван Гог: жизнь и творчество художника 2.9 (58.46%) 26 голос(ов)

Винсент Ван Гог (1853–1890) родился в нидерландской деревушке Гроот Зюндерт в семье пастора. С шестнадцати лет он работал в конторе по продаже картин, после был помощником учителя в частной школе в Англии. В 1878 году устроился проповедником в шахтерский район на юге Бельгии. Пораженный бедственным положением рабочих, будущий художник пытался добиться улучшения положения рабочих, но был уволен.

Скитания без денег, без друзей, без крыши над головой сделали Ван Гога другим человеком. В 27 лет он решил стать художником и поступил в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера весьма скоро бросил ее и продолжил образование самостоятельно, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком.

Первый период творчества Ван Гога называется голландским (1881–1885). Героями его полотен стали рабочие и крестьяне в процессе тяжелого труда. Художнику не хватало знаний, но он упорно работал, изучая работы великих мастеров прошлого и искусство современников. В этот период Ван Гог создал картину «Едоки картофеля» (1885) – изобразил всю сущность бытия крестьян, нечто неизменное, исконно присущее их трудной жизни. Во имя этой художественной правды Ван Гог отказался от фотографической достоверности. Уже в первых работах он смело деформировал лица и фигуры персонажей, сознательно огрубляя их. Именно поэтому, как писала критика, «они пахнут землей, которую обрабатывают».

В 1886-м Ван Гог приехал в Париж. С этого момента начался второй этап его творчества. Здесь он познакомился с Камилем Писарро, Полем Гогеном, Эдгаром Дега и другими художниками-постимпрессионистами. За два года пребывания здесь Ван Гог освоил достижения французской живописи последнего двадцатилетия. Для этого этапа характерна смена палитры: исчезла омраченность настроений и красок, социальные проблемы уступили место натюрмортам, видам Монмартра, портретам. Этюды с букетами цветов выходят из-под его кисти десятками: это дало художнику возможность освоить достижения новой системы цвета, поэкспериментировать с красками палитры, испробовать технику мазков.

Новым этапом и временем величайшего расцвета художественного мастерства стал арльский период. Он начался с «Портрета папаши Танги» (1887), который будет назван одним из достижений постимпрессионизма.

Особое место в творчестве художника занимали автопортреты. Особенно сильное впечатление производят «Поклонник Будды», «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» и «Автопортрет».

В 1888 Ван Гог покинул Париж зрелым мастером, чтобы работать в уединении в городке Арль. Художник снял здесь дом и написал за три недели 15 картин для его украшения, среди них «Подъемный мост около Арля», «Грушевое деревце», «Деревья в цвету». Одна из центральных работ Ван Гога первой половины арльского периода – «Долина Кро» – полнее всего выразила идею гармоничного и величественного мира. В этот период проблема цвета играет решающую роль для художника: Ван Гог использовал два основных цвета, которые расценивал как противоположные. Первый – от нежно-лимонного до ярко-оранжевого – казался ему сродни солнечному свету; второй – от голубого до почти черного – был таинственным, выражающим такие понятия, как фатальная неизбежность и смерть.

Вскоре в Арль прибыл Поль Гоген, которого Винсент приглашал неоднократно. После начального периода восторженного и плодотворного сосуществования отношения между двумя художниками портятся. Трагичным станет канун Рождества 1888 года, когда после бурной ссоры Винсент бритвой отрезал себе мочку левого уха и, завернув ее в бумагу, относит в подарок проститутке Рашель. Ван Гога обнаружил на кровати в луже крови его друг Рулен, художника отвезли в больницу, где, против всех опасений, он через несколько дней пошел на поправку. После этого случая художник создал «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой».

Напряженная работа и разгульный образ жизни (Ван Гог злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к периодическому появлению приступов безумия. Психическое здоровье ухудшалось, и в итоге Ван Гог добровольно удалился в больницу для душевнобольных. Здесь он продолжил работать. Ван Гог всегда стремился, чтобы его изображения предельно точно выражали то, что он видит в природе, и утверждал, что его полотна – это «не столько язык живописи, сколько язык природы, которую нужно уметь слушать».

Спустя год пребывание в клинике начало тяготить художника. В мае 1890 он поселился в Овере. Последние работы Ван Гога («Звездная ночь», «Мэрия в Овере», «Церковь в Овере») полны зловещего смысла, в них причудливо соединилось реальное и фантастическое.

Художник покончил жизнь самоубийством в возрасте тридцати семи лет, выстрелив себе в сердце.

«Ирисы». 1890

«Ирисы» написаны за год до смерти в лечебнице Святого Павла Мавзолийского. Художник изобразил роскошные ирисы, которые он видел по дороге. Мотив картины – спелость, сочность, избыточность великолепия природы. Глубокий синий цвет цветов составляет контраст зеленому цвету листьев, заостренных и по форме напоминающих ланцет, которые вносят в композицию ритм незримых разделительных линий между цветами. Почва теплого красного тона словно бы крепко склоняет растения книзу, так же как светло-зеленый луг на заднем плане притягивает цветы к себе. Как полный контраст цветовой насыщенности изображения – белый ирис в левой части композиции, ему вторит бледно-голубой цветок, расположенный у правого края.

В картине отсутствует высокая напряженность, которая проявляется в его последующих работах. Ван Гог назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что чувствовал, что может сдерживать недуг, продолжая писать.

У искусствоведов картина вызывает противоречивые чувства: кто-то в ней видит следы смятения, депрессии или сломанной психики, а кто-то – радость познания, гармонию и красоту.

Первым владельцем полотна был французский искусствовед Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет; в то время картина была продана за 53,9 млн долларов Алану Бонду, но у него не было достаточно денег, чтобы завершить сделку. «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе.

Едоки картофеля. 1885

Подсолнухи. 1888

Стая ворон над хлебным полем. 1890

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. 1889

Звездная ночь. 1889

Наша справка. Постимпрессионизм – направление в изобразительном искусстве, которое пришло на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) поэта Жана Мореаса. Художники нового течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные впечатления от каждого мгновения, а длительные, сущностные состояния жизни и окружающего мира. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относят Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *