Внутренний финансовый контроль

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В УЧРЕЖДЕНИИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
описание методики внутреннего контроля;
оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

  • О префектуре
    • Функции и задачи префектуры
    • Руководство
    • Структура
    • График приёма населения руководителями префектуры ЮАО г.Москвы
  • Наш округ
    • Об округе
    • Символика и история округа
    • Приёмные депутатов
      • Депутаты Московской городской Думы
      • Депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ
      • Депутаты Муниципальных Собраний
  • Управы районов
  • План мероприятий в округе
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Официально
    • Окружная газета
      • Электронная версия окружной газеты
    • Галерея
    • Пресс-служба
  • Социальная сфера
    • Новости ПФР
    • Пенсионное обеспечение
    • Государственные бюджетные учреждения в сфере досуга и спорта
      • Список государственных бюджетных учреждений в сфере досуга и спорта
      • Документы
        • Государственные задания ГБУ
        • Программа работы ГБУ на 2018 год
      • План культурно-досуговых, спортивных мероприятий
        • План работы ГБУ на 1 квартал 2018 года
        • План работы ГБУ на 2 квартал 2018 года
        • План работы ГБУ на 3 квартал 2018 года
        • План работы ГБУ на 4 квартал 2018 года
        • Отчет работы ГБУ за 1 квартал 2018 года
        • Отчет работы ГБУ за 2 квартал 2018 года
        • Отчет работы ГБУ за 3 квартал 2018 года
        • Отчет работы ГБУ за 4 квартал 2018 года
    • НКО
    • Спорт
      • Мероприятия, запланированные к проведению на территории ЮАО г.Москвы
      • Распоряжение «Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением на территории Южного административного округа города Москвы в 2018 году»
      • Спортивные организации ЮАО г. Москвы
      • ГТО
      • Портал открытых данных — физическая культура и спорт
      • Зимний отдых
    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
      • Список районных комиссий
      • Законодательная база
      • Полезная информация
    • Общественные организации
      • Список общественных организаций
      • Окружной совет ветеранов
    • Национальная политика
      • Программа национальной политики города Москвы
      • Отчет о реализации программы за год
    • Патриотическое воспитание
      • Программа патриотического воспитания города Москвы
      • Отчет о реализации программы
      • Состав Штаба Юнармии
    • Призыв на военную службу
      • Информация
    • Материальная помощь
    • Земельные участки
    • Общественный совет ЮАО г.Москвы
      • Состав общественного совета
      • Список Комиссий общественного совета
    • Список учреждений социальной сферы
      • Социальная защита
        • УСЗН, районные ОСЗН, ТЦСО
        • Центр занятости
      • Здравоохранение
        • Больницы и НИИ
        • Взрослые поликлиники
        • Детские поликлиники
        • Стоматологические поликлиники
      • Образование
    • Детский отдых
    • Афиша
    • Смотр-конкурс «Город для всех»
      • Положение о конкурсе
      • Список победителей
    • Ремонт квартир ветеранам в ЮАО
  • Социальное партнёрство
    • Правовая информация и консультация трудящихся Москвы через Интернет
    • Документы
    • КОНТАКТЫ
  • Учреждения культуры, парки
  • Капитальный ремонт
    • Новости
    • Контакты
    • Документы
    • Вопрос/ответ
  • 75-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
    • Поэтический конкурс ЮАО города Москвы «Поклонюсь я солдату…»
    • Победители поэтического конкурса ко Дню Победы «Поклонюсь я солдату…» 2020
    • Онлайн-акция к 75-летию Великой Победы «Военный фотограф. Лента памяти». Итоги
  • Строительство, реконструкция и землепользование
    • Нормативные документы
    • Госуслуги в сфере строительства
    • Строительство в округе
    • Строительство в районах
      • Бирюлёво Восточное
      • Бирюлёво Западное
      • Братеево
      • Даниловский
      • Донской
      • Зябликово
      • Москворечье-Сабурово
      • Нагатино-Садовники
      • Нагатинский затон
      • Нагорный
      • Орехово-Борисово Северное
      • Орехово-Борисово Южное
      • Царицыно
      • Чертаново-Северное
      • Чертаново-Центральное
      • Чертаново-Южное
    • Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы
      • 2018 год
        • Протокол № 1 от 26.01.2018
        • Протокол № 2 от 20.02.2018
        • Протокол № 3 от 29.03.2018
        • Протокол № 4 от 20.04.2018
        • Протокол № 5 от 25.05.2018
        • Протокол № 6 от 29.06.2018
        • Протокол № 7 от 07.08.2018
        • Протокол № 7 от 12.09.2018
        • Протокол № 9 от 05.10.2018
        • Протокол № 10 от 09.11.2018
        • Протокол № 11 от 11.12.2018
        • Протокол № 12 от 28.12.2018
      • 2017 год
        • Протокол № 1 от 27.01.2017г.
        • Протокол № 2 от 10.02.2017 г.
        • Протокол № 3 от 21.03.2017г.
        • Протокол № 4 от 14.04.2017г.
        • Протокол №5 от 05.05.2017
        • Протокол №6 от 23.05.2017 г.
        • Протокол №7 от 09.06.2017
        • Протокол №8 от 27.06.2017
        • Протокол №9 от 14.07.2017 г.
        • Протокол №10 от 01.08.2017 г.
        • Протокол №11 от 05.09.2017 г.
        • Протокол №12 от 22.09.2017 г.
        • Протокол №13 от 10.10.2017 г.
        • Протокол №14 от 08.11.2017
        • Протокол №15 от 08.12.2017
        • Протокол №16 от 26.12.2017
      • 2019 ГОД
        • Протокол № 1 от 15.02.2019
        • Протокол № 2 от 29.03.2019
        • Протокол № 3 от 30.04.2019
        • Протокол № 4 от 31.05.2019
        • Протокол № 5 от 02.07.2019
        • Протокол № 6 от 30.07.2019
        • Протокол № 7 от 10.09.2019
        • Протокол № 8 от 10.09.2019
        • Протокол № 9 от 27.09.2019
        • Протокол № 10 от 25.10.2019
        • Протокол № 11 от 10.12.2019
      • 2020 год
        • Протокол № 1 от 25.02.2020
        • Протокол № 2 от 03.03.2020
  • Программа реновации жилищного фонда
    • Программа
    • Переселение
    • Нормативно-правовые документы
    • Контакты
    • Как переехать в новую квартиру по программе реновации
  • Окружная комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки
    • Нормативно-правовая база
    • Состав Окружной комиссии
    • Протоколы заседаний окружной комиссии
    • Материалы публичных слушаний
      • 2020 год
        • Район Бирюлево Восточное
        • Район Бирюлево Западное
        • Район Братеево
        • Район Даниловский
        • Район Донской
        • Район Зябликово
        • Район Нагатино-Садовники
        • Район Москворечье-Сабурово
        • Район Нагатинский затон
        • Район Нагорный
        • Район Орехово-Борисово Северное
        • Район Орехово-Борисово Южное
        • Район Царицыно
        • Район Чертаново Северное
        • Район Чертаново Центральное
        • Район Чертаново Южное
      • 2019 год
        • Район Бирюлево Восточное
        • Район Бирюлево Западное
        • Район Братеево
        • Район Даниловский
        • Район Донской
        • Район Зябликово
        • Район Нагатино-Садовники
        • Район Москворечье-Сабурово
        • Район Нагатинский затон
        • Район Нагорный
        • Район Орехово-Борисово Северное
        • Район Орехово-Борисово Южное
        • Район Царицыно
        • Район Чертаново Северное
        • Район Чертаново Центральное
        • Район Чертаново Южное
      • 2018 год
        • Район Братеево
        • Район Зябликово
        • Район Даниловский
        • Район Нагатино-Садовники
        • Район Орехово-Борисово Северное
        • Район Орехово-Борисово Южное
        • Район Царицыно
        • Район Нагорный
        • Район Москворечье-Сабурово
        • Район Нагатинский Затон
        • Район Бирюлево Восточное
        • Район Бирюлево Западное
        • Район Чертаново Северное
        • Район Чертаново Центральное
        • Район Чертаново Южное
        • Район Донской
        • Актуализация Схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2032 года
      • 2017 год
        • Район Бирюлево Западное
        • Район Бирюлево Восточное
        • Район Братеево
        • Район Даниловский
        • Район Донской
        • Район Зябликово
        • Район Москворечье-Сабурово
        • Район Нагатино-Садовники
        • Район Нагорный
        • Район Орехово-Борисово Северное
        • Район Орехово-Борисово Южное
        • Район Царицыно
        • Район Чертаново Северное
        • Район Чертаново Южное
        • Район Нагатинский затон
        • Район Чертаново Центральное
        • ЮАО
      • 2016 год
        • район Бирюлево Западное
        • район Братеево
        • район Даниловский
        • район Донской
        • район Зябликово
        • район Москворечье-Сабурово
        • район Нагатино-Садовники
        • район Нагорный
        • район Орехово-Борисово Северное
        • район Орехово-Борисово Южное
        • район Чертаново Северное
        • район Чертаново Центральное
        • район Нагатинский Затон
        • район Царицыно
        • район Чертаново Южное
        • Район Бирюлево Восточное
      • 2015 год
        • район Бирюлево Восточное
        • район Бирюлево Западное
        • район Братеево
        • район Даниловский
        • район Донской
        • район Зябликово
        • район Москворечье-Сабурово
        • район Нагатино-Садовники
        • район Нагорный
        • район Орехово-Борисово Северное
        • район Орехово-Борисово Южное
        • район Царицыно
        • район Чертаново Северное
        • район Чертаново Центральное
        • район Чертаново Южное
        • район Нагатинский Затон
      • 2014 год
      • ПЗЗ
      • Архив
      • ПЗЗ 2009
    • Контакты
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)
  • Оповещения
  • Планируемое изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости для государственных нужд
  • Земельно-имущественные торги
  • Потребительский рынок и сфера услуг
    • Схемы размещения объектов торговли
    • Сезонные летние кафе
    • Ярмарки
      • Ярмарки
    • Аукционы на право размещения нестационарных торговых объектов
    • Патентная система налогообложения
    • Порядок размещения информационных (рекламных) контструкций
    • Нормативные документы
    • Торговый сбор
    • Новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ)
    • Фестиваль «Флора и фауна»
  • Безопасность и правопорядок
    • УФСБ РФ по г.Москве и Московской области
    • Прокуратура ЮАО г.Москвы
    • УВД ЮАО г.Москвы
      • Новости
      • УВД ЮАО Г.МОСКВЫ
      • Справочная информация
    • Управление по ЮАО ГУ МЧС России по г.Москве
    • УФСС по г.Москве
    • УФМС по г.Москве
    • УФСКН РФ по г.Москве
    • Новости
    • Прокурор разъясняет
    • Патриотическое воспитание
    • Управление по ЮАО Департамента ГОЧСиПБ
    • ГИБДД
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Планы, доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
  • Центр государственных услуг «Мои документы»
  • Активный Гражданин
  • Служба организации приема населения (прием документов в режиме «одного окна»)
  • Документы
    • Распоряжения префектуры ЮАО города Москвы
    • Политика в отношении обработки персональных данных
    • Нормативно-правовые акты
    • Исполнение государственных заданий подведомственными учреждениями
    • Государственные задания для подведомственных учреждений
    • Устав Государственных бюджетных учреждений
      • 2018 год
      • 2019 год
    • Антимонопольный комплаенс
  • Электронная приёмная
  • Вы обращаетесь — мы отвечаем
    • Потребительский рынок и сфера услуг
    • Промышленность и малое предпринимательство
    • Социальная сфера
  • Телефоны аварийных служб
  • Контактная информация
    • Контактная информация
    • Учреждения ЮАО
    • Единая справочная служба города Москвы
  • Внутренний финансовый контроль и аудит
    • Нормативно-правовая база
    • Планы контрольной деятельности
    • Результаты контрольной деятельности
    • Список подведомственных учреждений
  • Городские парковки
    • платные городские парковки на улице
      • парковки в округе
      • способы оплаты
      • льготы
      • установка шлагбаума
      • документы
        • постановления
        • шаблоны заявлений
        • приказы
      • часто задаваемые вопросы
      • новости
      • обратная связь
    • платные городские парковки со шлагбаумом
      • как пользоваться парковками
      • где расположены парковки
    • перехватывающие парковки
      • где расположны парковки
      • как пользоваться парковками
      • тарифы на услуги парковок
  • Благоустройство на средства от платных парковок
    • 2018 год
      • Выполнено
      • Запланировано
    • 2017 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2016 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2015 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2019 год
      • Запланировано
      • Выполнено
  • Конкурсы и аукционы
  • Центры госуслуг (МФЦ)
    • Центр госуслуг района Бирюлево Восточное
    • Центр госуслуг района Бирюлево Западное
    • Центр госуслуг района Братеево
    • Центр госуслуг района Даниловский
    • Центр гоуслуг района Донской
    • Центр госуслуг района Зябликово
    • Центр госуслуг района Москворечье-Сабурово
    • Центр госуслуг района Орехово-Борисово Северное
    • Центр госуслуг района Орехово-Борисово Южное
    • Центр госуслуг района Царицыно
    • Центр госуслуг района Чертаново Северное
    • Центр госуслуг района Чертаново Южное
    • Центр госуслуг районов Нагорный и Нагатино-Садовники
  • Охрана труда
  • Реализация объектов гаражного назначения
  • Транспорт
    • Справочная информация
    • Вопрос-ответ
    • Комиссия по безопасности дорожного движения
  • Общественный совет
  • Противодействие терроризму
    • Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации информирует
      • Выступления и интервью
      • Законодательство
      • Террористические и экстремистские организации
      • Уровни террористической опасности
      • Антитеррор детям
    • Памятки для граждан
    • Антитеррористическая деятельность ЮАО города Москвы
      • Законодательство
      • Заседания Антитеррористической комиссии ЮАО города Москвы
      • Мероприятия по противодействию экстремизму и терроризму
      • Антитеррористические учения;
      • Категорирование и паспортизация объектов
      • Результаты проверок АТЗ объектов
      • Выступления в СМИ
    • Информацию населению о последствиях несоблюдения требований законодательства при сдаче жилых помещений внаем(аренду) и бесконтрольное пребывание в них посторонних лиц
      • Законодательство
      • Штаб по обеспечению правопорядка в жилом секторе
    • Развитие городской системы видеонаблюдения
    • Телефоны Доверия
  • Государственная ветеринарная служба
    • Бесплатная вакцинация питомца против бешенства

Система внутреннего контроля



В условиях современных рыночных отношениях деятельность хозяйствующих субъектов должна осуществляться в соответствии с определенными правилами (принципами), удовлетворять требованиям состояния экономики, а повышение её эффективности по всем направлениям является неотъемлемой частью развития экономических отношений. Однако существуют такие отрицательные факторы, которые могут препятствовать развитию организации и не позволить достичь общей цели без определенных потерь. В качестве таких факторов могут выступить: нестабильность экономического состояния в стране, неопределенное и изменчивое состояние внешней среды, риски хозяйственной деятельности, конкуренция, нарушения и хищения внутри предприятия, необходимость в повышения уровня доверия к организации со стороны деловых партнеров и инвесторов.

Для эффективного функционирования хозяйствующего субъекта необходимо внедрение совершенной системы управления, которая обеспечит развитие и поддержание его жизнедеятельности.

Целью данной работы является выявление сущности и необходимости создания системы внутреннего контроля на предприятии.

Существует множество различных определений к понятию внутренний контроль. Каждый ученый по-своему раскрывает это понятие.

Колодин Д. М. утверждает: «Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций» .

Мельник М. В. считает, что внутренний контроль — одна из основных функций управления, представляющая собой систему постоянного мониторинга и проверки хозяйственной деятельности организации, необходимый для оценки правильности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и своевременного их устранения, снижения рисков его деятельности и управлению ими .

Волков А. Г. полагает, что внутренний контроль — это процесс, который направлен на достижение целей организации и который является результатом действий руководства по планированию, организации, контролю деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений .

В российских стандартах аудита дается следующее определение: «Система внутреннего контроля — процессы, разработанные, внедренные и поддерживаемые лицами, отвечающими за корпоративное управление, руководством и другими сотрудниками организации для обеспечения разумной уверенности в отношении достижения целей организации в области подготовки надежной финансовой отчетности, результативности и эффективности деятельности и соблюдения применимых законов и нормативных актов» .

По мнению автора, система внутреннего контроля — это одна из важнейших функций управления организации, с помощью которой можно сравнить плановые и фактические значения показателей, выявить в них отклонения, определить причины этих отклонений и определить степень их влияния на субъект, а также оценить их опасность для предприятия.

Основными составляющими элементами системы внутреннего контроля являются:

1) Система бухгалтерского учета. Используется для сбора, анализа, регистрации, обобщения информации и ее отражения в учетных регистрах на основании первичных документов.

2) Контрольная среда. Характеризуется общим отношением, осведомленностью и практическими действиями руководства организации, которые направлены на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля в организации.

3) Процедуры контроля. Направлены на минимизацию рисков, которые могут повлиять на достижение целей организации.

Результаты исследований говорят о том, что система внутреннего контроля необходима для всех субъектов хозяйствования: как в коммерческих организациях, так и в бюджетных учреждениях. Ее деятельность должна подлежать регулированию со стороны высшего органа управления с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования. Для коммерческих субъектов таковым органом являются владельцы и учредители, а для бюджетных — распорядитель бюджетных средств высшего уровня.

Совершенствование объема и содержания, а также последовательности исполнения процедур внешнего контроля — цель осуществления оценки системы внутреннего контроля. А критерием эффективности функционирования этой системы является возможность выполнять такие функции, как: предотвращение возможности возникновения отклонений в финансово-хозяйственной деятельности и в системе бухгалтерского учета, установление и исключение уже существующих отклонений. Систему внутреннего контроля следует считать неэффективной, если не выполняется хотя бы одна из указанных функций. В таком случае субъекту внешнего контроля при проведении аудита необходимо увеличить объем выборки и число выполняемых процедур. Однако, признав систему внутреннего контроля эффективной, субъект внешнего контроля, скорее всего, может принять решение не проводить проверку необходимых операций или документов в стопроцентном объеме. Это свидетельствует о том, что необходимость дублирования контрольных процедур субъектами внешнего контроля зависит от оценки системы внутреннего контроля, а, следовательно, от этого зависит общий результат всей проверки деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что осуществляя проверку реализации и эффективности управленческих решений, контроль за наличием и эффективностью использования материальных ресурсов, установление и исключение отклонений в финансово-хозяйственной деятельности, в системе бухгалтерского учета организации, внутренний контроль является одним из самых важных аспектов управления хозяйствующим субъектом. Следовательно, система внутреннего контроля непременно должна быть совершенной в такой мере, что обеспечивало бы максимально возможную эффективную деятельность субъекта хозяйствования.

Литература:

Особенности внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Орлова О. Е., эксперт журнала

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 1/2019

В системе финансового управления БУ внутренний финансовый контроль учреждения (далее – ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует устойчивости БУ в быстро меняющихся внешних условиях. В статье расскажем, каким смыслом наполнен ВФК в сфере госсектора, в каких формах и какими способами он проводится, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе.

Правовые основы организации внутреннего контроля в БУ.

Внутренний финансовый контроль учреждения представляет собой деятельность БУ, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включаются в пояснительную записку к балансу учреждения (п. 56 Инструкции № 33н).

Формы и способы осуществления ВФК.

ВФК проводится по линии административного и осуществление внутреннего финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными БУ полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль учреждения состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с нормативными и локальными актами и адекватного отражения этих операций в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений и потому проводится до момента совершения финансовых операций. К его мероприятиям относятся формирование планов финансово-хозяйственной деятельности, проверки обоснованности закупок, согласование условий договоров. Кроме службы ВФК в предварительном контроле участвуют плановые, экономические, юридические службы БУ.

Текущий контроль выполняется на стадии совершения операции и призван обеспечить проведение финансовых операций уполномоченными лицами в порядке, установленном локальными актами БУ. Кроме службы ВФК данный контроль осуществляет бухгалтерия БУ.

Последующий контроль производится по результатам финансово-хозяйственной деятельности БУ за определенный период. Этот тип контроля, как правило, является исключительной компетенцией службы ВФК. Формами последующего контроля являются камеральная проверка (по месту работы службы ВФК, а не проверяемого подразделения), выездная проверка (по месту нахождения объекта проверки).

При проведении контрольных мероприятий используются сплошной и выборочный способы. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном способе – в отношении отдельных операций и действий.

Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Первые выполняются без использования прикладных программных средств автоматизации, вторые – с использованием таких средств без участия должностных лиц, третьи – с использованием таких средств с участием должностных лиц. Ниже в табличном виде указано, какие контрольные действия могут быть взяты на вооружение службой ВФК и для какой формы контрольного мероприятия они наиболее предпочтительны.

Мероприятия и действия по ВФК.

Форма мероприятия

Контрольное действие

Камеральная проверка

Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Выездная проверка

Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Рейд

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Мониторинг

Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности)

Контрольная закупка

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Постоянный ВФК

Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

  • распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

  • принятие локальных актов по ВФК;

  • разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

  • доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

  • положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

  • положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

  • приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

  • посвященный ВФК раздел учетной политики.

В мероприятия по организации текущей работы в рамках ВФК входят:

  • подготовка к осуществлению ВФК;

  • осуществление ВФК;

  • оформление результатов ВФК;

  • принятие решений по его результатам;

  • составление отчетности службы ВФК.

В порядке текущей работы службы ВФК руководитель БУ утверждает график и план проверок, программу проверки. Результаты текущей работы должны фиксироваться документально, подтверждая, что ВФК БУ носит регулярный характер. Поэтому даже если он организован в минимально допустимом объеме, в штате учреждения должен быть сотрудник, обязанный следить за полнотой и актуальностью документации.

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений.

Риск-ориентированный подход во внутреннем финансовом контроле.

Внедрение понятия риска в государственное управление сместило акценты и в методах государственного контроля (надзора): на смену традиционному подходу приходит риск-ориентированный. БУ также может использовать модель риск-ориентированного подхода для повышения эффективности собственной службы ВФК.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ВФК, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, а также превентивных мероприятий определяется отнесением объекта проверки к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход во ВФК идентифицирует риски, производит их классификацию, оценку, а также устанавливает влияние этих рисков на конечные цели учреждения. Основные усилия службы ВФК смещаются с задачи выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности сотрудников БУ. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от размеров рисков, что оборачивается усиленным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным (вплоть до отсутствия контроля) – к добросовестным работникам.

Например, риск-ориентированный подход весьма эффективен при управлении учреждением с разветвленной филиальной сетью. Традиционный метод предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль проявляется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). Риск-ориентированный подход позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для нижестоящих инстанций и осуществлять контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, меньше затрагивая образцовые подразделения и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

* * *

В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.

Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *