Водоохранные зоны

Содержание

Федеральный закон от 03 июня 2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»

Актуален на 15.05.2020 г. С изменениями и дополнениями. Редакция от 01 января 2020 г.
Глава 6. Охрана водных объектов

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

    1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
    2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
    3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
15. В границах водоохранных зон запрещаются:

    1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
    2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
    3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
    4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
    5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
    6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
    7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
    8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

    1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
    2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
    4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
    5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
    16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
    16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

    1) распашка земель;
    2) размещение отвалов размываемых грунтов;
    3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Противопожарное расстояние от леса до застройки дома и забора: норма для ИЖС

Природа не стоит на месте, запущенное поле постепенно зарастает, и вся площадь покрывается деревьями. Как правильно определить противопожарное расстояние от леса до застройки, ведь не всегда деревья растут на территории земель лесного фонда. Самостоятельно рубить березы и сосны нельзя. Необходимо найти того, кто должен был сделать санитарную вырубку леса, и заставить его выполнить свою работу.

Дом в лесу

Расстояние от городских и сельских построек

Участки под ИЖС выдают на окраине города, и бывает, что рядом растут многочисленные деревья. Под дачи и сады выделяют участки на территории СНТ зачастую в непосредственной близости от леса. Прежде чем строить дом и хозяйственные постройки, следует уточнить расстояние от леса до дома, а также границы земель лесного фонда.

На опушке

Городские многоэтажные постройки

Городские дома возводят по генеральному плану, и получающих квартиры жильцов не волнует вопрос, выдержано ли расстояние от жилой застройки до леса. Они радуются чистому воздуху и тому, что природа рядом. Подрядчики, занимающиеся застройкой, знают, что жилье можно возводить на дистанции от леса в 50 м. Положение касается построек следующего типа:

  1. Жилой дом.
  2. Магазин.
  3. Школа.
  4. Дошкольное учреждение.
  5. Стоянки автомобилей.
  6. Офисные здания.

Подвесная лестница

Промышленные здания имеют свои нормы в зависимости от степени огнеопасности и вредности производства.

Любой проект строительства в городе проходит утверждение целым рядом организаций. Они строго следят за санитарными зонами природных ресурсов. Проект с отступлениями от норм не получит разрешения.

На каком расстоянии можно строиться от леса

До 2017 года СНиП 2.07.01-89 устанавливал, на каком расстоянии от леса возводить строения в сельских, городских районах и ИЖС. Норма касается малоэтажных застроек частных домов, и она установлена в 15 м. В новой редакции СП 4.13130.2013 с изменениями 2018 года санитарная зона от жилого здания до границы леса увеличена до 30 м.

Здание из сруба

Свод правил указывает нормативное расстояние ИЖС от леса, которое распространяется на малоэтажные здания. Если владельцы участков решили построить их самостоятельно, то следует неукоснительно соблюдать все указанные требования.

Вышеприведенные нормы распространяются:

  • на город;
  • село;
  • фермерское хозяйство;
  • коттеджный поселок;
  • садоводческий кооператив;
  • дачный поселок.

Около реки

При оформлении земли в аренду земельный отдел и местная администрация должны проверить, на каком расстоянии расположен лес. В пределах города граница земель под ИЖС и удаление от нее лесных угодий проверяются отделом архитектуры и природоохранными организациями.

Многие дачи и садовые кооперативы располагаются на землях некоммерческого использования, границы которых были утверждены давно. В этом случае разрешается выдерживать расстояние по старым нормативам. В разъяснении к закону сказано, что владелец, строение которого не причиняет вреда окружающей среде и соседям, не может быть лишен права на собственность. Суд принимает решения, основываясь на старых нормах.

На склоне

Расстояние от забора до леса по пожарной безопасности

СНиП 2.07.01-89 определяет минимальное расстояние от изгороди до леса в 15 м по противопожарным нормам и правилам. Точнее – это норматив для границы участка, т. к. забор может быть сдвинут в глубь участка.

Дом, если рядом нет построек, располагается на удалении от ограды в 3 метра. Мерить необходимо от фундамента или выступающих более чем на 0,5 м элементов. Для измерения расстояния от леса до забора частного дома выбирается ближайшее дерево и определяется кратчайшая дистанция до центра ствола.

Нормы расположения построек на участках ИЖС и СНТ

На основании СНиП 30-02-97 с изменениями 2018 года и СП 53.13330.2011 расстояние от забора до диких многолетних растений определяется следующим образом:

  • 4 м – высокие деревья типа березы, тополя;
  • 2 м – средние, включая дуб и клен;
  • 1 м – кустарник.

Вдоль забора по закону должно быть создано противопожарное и санитарное свободное пространство шириной не менее 1 м. Растущие с наружной стороны ограды многолетние растения убираются лесничеством или руководством кооператива.

Расстояние до дороги

Самостоятельно рубить мешающие огороду и саду деревья можно лишь в пределах 1 метра от забора, если они имеют признаки дикой поросли. Остальные убирают только с письменного согласия обеих администраций, даже если невозможно терпеть нависающие над оградой и огородом ветки, закрывающие солнце. В противном случае могут привлечь за порчу природных ресурсов.

Строительство по утвержденному проекту

Точно определить расстояние от коттеджного поселка до леса можно только по плану застройки, утвержденному местной администрацией и землеустроительным органом при отчуждении земель под некоммерческое использование. Если после утверждения проекта границы леса были изменены, ни одно здание, попавшее в санитарную зону, не сносится.

Нормативы застройки участка

Участки остаются во владении их хозяев в прежних границах.

Расстояние участков ИЖС от леса, расположенных в городской черте, определяется по нормам для сельских поселений и дачных кооперативов. По старым нормам – 15 м, в новой редакции дистанция увеличена до 30 м. Произошли изменения в ее статусе. Данный норматив переведен с законодательного в рекомендательный. Сократить дистанцию можно по согласованию с соседом, то есть лесничеством, и получить согласие МЧС – пожарной охраны.

При наличии утвержденного плана застройки участка с указанием места, где спроектировано строить жилое здание, можно не измерять расстояние до леса, тем более что точной границы нет. Ограждение следует ставить строго по линии разграничения. Застройка проводится в соответствии с ранее утвержденным планом.

Схема расположения построек

Хозяйственные постройки

На территории участка имеется ряд хозяйственных построек, которые могут нанести вред почве, а значит, водным ресурсам и растениям. К ним относятся:

  • выгребные ямы;
  • бани и сауны;
  • сараи для содержания скота и птицы;
  • теплицы.

Отходы просачиваются в почву на большую глубину. Санитарными нормами запрещается ставить бани и теплицы ближе 20 м от кромки водоемов и рек. На такую же дистанцию следует удалять от озер и лесов септики с серыми отходами – без фекалий и остатков пищи. Туалет на даче, сарай со скотом и выгребная яма удаляются на 30 м от речки и ручья и на 50 м от водоемов со стоячей водой.

Расстояния согласно нормам

В новой редакции санитарных норм такую же дистанцию следует выдерживать и до леса, 20 и 30 метров.

Обычно дача не имеет централизованной канализации. Построить туалет на улице или установить септик под домашнюю канализацию можно в соответствии с планом застройки кооператива. На нем может быть запланировано смежное расположение выгребных ям на соседних участках с учетом удаления от лесных массивов.

В новой редакции СП разрывы в лесополосе не нормируются, если возводят объекты гражданского строительства, детские площадки, корпуса детских лагерей отдыха, санатории и другие здания, сооружаемые для оздоровления, размещения в них общественных организаций.

Смотрите видео ниже о том, какие деревья лучше посадить рядом с домом.

Противопожарная дистанция до леса

Соблюдение пожарной безопасности гарантирует, что постройка сохранится в случае возгорания в лесу. С другой стороны, дом не сможет нанести ущерб природе, например, искрами из трубы бани или растопленного камина, барбекю, мангала. При несоблюдении дистанции до деревьев пожар может возникнуть от вылетевшей из трубы искры.

Основной закон, определяющий противопожарное расстояние до леса и других объектов, – это ФЗ 123 (пожарный регламент). Он устанавливает удаление от городских многоэтажных построек в размере 50 м или полторы высоты здания, если оно более 30 м.

Дистанция до проезжей части

Для частного сектора ИЖС, СНТ, дачных кооперативов и деревень расстояние до забора определено в 15 м. Обязательно должны быть противопожарные разрывы вокруг всего поселения. Следить за их состоянием должна администрация поселка либо правление дачного или садового кооператива.

При выделении нового участка пожарная безопасность регламентируется удалением ограды от многолетних растений. Необходимо проверить, чтобы дерево стояло не ближе 3/4 своей высоты. Следует брать во внимание и перспективу его роста, если растение молодое.

В горах

По требованию пожарной безопасности, если сбоку не проходит дорога, необходимо обеспечить проход шириной 1 м. На его территории не должно быть строений, многолетних растений, мусорных ям и других препятствий.

Ферма со скотиной и птичник могут строиться на удалении не менее 30 м от леса. Полоса отчуждения меду ними должна быть очищена от растительности и регулярно вспахиваться.

Деревья еще не лес

Получив участок, следует сделать проект застройки. Если рядом расположен лесной массив, не спешите измерять расстояние до ближайшего дерева. Многолетние растения – это еще не лесной массив. Они могут вырасти самостоятельно, если лесник вовремя не делает просеки и лесные разрывы по всему периметру хозяйства.

Рядом с деревом

Чтобы строительство не пришлось переносить, при возникновении сомнений следует потребовать у местных органов власти план застройки участков ИЖС. На землях СНТ – проект застроек с прочерченными границами некоммерческих кооперативных земель. Двумя красными линиями на плане обозначается граница земель лесного фонда. Часто деревья растут далеко за ее пределами в сторону участков под застройку и даже на их территории.

Для тех, кто меряет расстояние до леса самостоятельно, следует определиться с точным расположением края лесного массива и положений границы участка относительно него. Для этого нужно иметь точную привязку к местности границ собственного надела и топографические съемки территории с обозначенными на них границами лесного хозяйства.

Около озера

После этого можно построить дом и остальные здания, не нарушая никаких норм.

В заключение

Следует знать, что лесник не имеет отношения к границам земельных участков, выдаваемых рядом с лесом. В его обязанности входит делать санитарную вырубку и своевременно очищать от поросли просеки и периметр лесополосы.

Если имеются хоть малейшие сомнения относительно удаления от леса дома, хозяйственных построек и изгороди, следует уточнить все данные.

Высокое здание

Проще всего это сделать в местном отделе МЧС и СЭС. Эти организации имеют все необходимые карты и точно могут указать на отклонения или дать разрешение на строительство. Пожарные требования могут отличаться от санитарных норм, поэтому следует выбирать большую дистанцию.

Сколько метров граница водоохранной зоны, порядок оформления

Что такое водоохранная зона

Водоохранная зона — это особая территория, примыкающая в береговой линии (границе водного объекта), на которой устанавливается специальный режим использования земельных участков, объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности человека.

К водным объектам, на которые распространяется действие Водного кодекса Российской Федерации, относятся: водохранилища, озера, реки, ручьи, каналы, моря и даже океаны.

Целью установления водоохранных зон и особо режима использования недвижимости является сохранение экологического благополучия водного объекта: предотвращение его загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение водных биологических ресурсов, растительного и животного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы — это территории с дополнительными ограничениями. Режим использования недвижимости в границах таких защитных полос еще более строгий по сравнению с водоохранными зонами.

С точки зрения градостроительства и кадастра недвижимости водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов — это зоны с особыми условиями использования территорий.

Как устанавливаются и закрепляются на местности водоохранные зоны

За пределами населенных пунктов водоохранная зона и прибрежная защитная полоса пресноводного объекта (водохранилища или реки) устанавливается от береговой линии (границы водного объекта), особые зоны моря устанавливаются от линии максимального прилива.

При наличии на территории населенного пункта набережных со специальными парапетами и централизованных систем водоотведения прибрежные защитные полосы совпадают с этими парапетами. При их отсутствии водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются также от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
На местности водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы закрепляются специальными информационными знаками, которые представляют собой металлические щиты синего цвета с надписью «Водоохранная зона (или Прибрежная защитная полоса). В соответствии с законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной деятельности»

Какой ширины может быть водоохранная зона

Как правило, ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы — 50 метров.
В зависимости от вида, категории водного объекта и географических условий (уклона берега) для него могут быть установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы различной ширины.
Прибрежная защитная полоса водного объекта устанавливается в зависимости от уклона прилегающего к береговой линии побережья (точные данные приведены в таблице № 2).
Для водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, нереста или зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, обе зоны имеют ширину в 200 метров от береговой линии

Особо ценные водные объекты имеют высшую категорию рыбохозяйственного значения. Сведения о категории водного объекта можно проверить в Федеральном агентстве Российской Федерации по рыболовству и его территориальных органах. Запрос в Росрыболовство может отправить физическое или юридическое лицо, в том числе с помощью официального сайта ведомства или через портал «Государственные услуги».

Водоохранная зона моря (океана) устанавливается в размере 500 метров.

Отдельным нормативно-правовым актом установлены границы водоохранной зоны водной жемчужины нашей страны — озера Байкал. Водоохранные зоны рек и их частей, помещенных в коллекторы закрытого типа, не устанавливаются.

Что запрещено в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

В границах водоохранных зон запрещаются:

  • использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (с исключениями).

В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Разрешено ли строительство в водоохранной зоне

Да, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) в границах водоохранных зон допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов недвижимости при условии соблюдения охраны водного объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере водных ресурсов и охраны окружающей среды.

Хозяйственный или иной объект, в том числе объект недвижимости, расположенный или проектируемый в границах водоохранной зоны должен быть оборудован сооружением, которое обеспечивает защиту водного объекта от засорения, заиления, загрязнения и истощения вод. К таким сооружениям относятся:

  • централизованные системы водоотведения (канализация, ливневые системы);
  • системы отведения сточных вод;
  • очистные сооружения;
  • сооружения для сбора отходов.

Осуществляя проектирование и строительство в водоохранной зоне, важно помнить, что береговая полоса всегда должна оставаться свободной для беспрепятственного доступа граждан к водному объекту.

Что такое береговая полоса?

Береговая полоса — это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), она предназначена для общего пользования, а значит не может быть занята объектом недвижимости. Как правило, ширина береговой полосы составляет 20 метров (в отдельных случаях — 5 метров).

Как проверить, находится ли земельный участок в водоохранной зоне

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы считаются установленными с момента внесения сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, ранее ГКН — Государственный кадастр недвижимости).

Для того, чтобы проверить: попадает ли земельный участок или объект недвижимости в границы водоохранной зоны (прибрежной защитной полосы) необходимо воспользоваться Публичной кадастровой картой (http://pkk5.rosreestr.ru/):

  • выполнить поиск интересующего земельного участка или объекта недвижимости, осуществив его визуально по карте или с помощью кадастрового номера;
  • в разделе «Управление картой» поставить галочку напротив пункта «Зоны с особыми условиями использования территории» (водоохранные зоны на карте выделяются светло зеленым, салатовым цветом (пример));
  • визуально определить пересечение границ водоохранной зоны и земельного участка.

Для документального подтверждения указанных сведений необходимо заказать выписку из ЕГРН.

Вместе с этим, важно понимать, что в настоящее время в ЕГРН внесены не все сведения о водоохранных зонах и не все они установлены в надлежащим порядке.

Кто устанавливает водоохранные зоны

Установление (утверждение) границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (http://voda.mnr.gov.ru/).
Например, в Москве и Московской области, а также некоторых областях центральной части России, таких как Тверская и Тульская, это Московско-Окское бассейновое водное управление (БВУ), в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других субъектах Северо-Западного федерального округа — это Невское-Ладожское БВУ. Аналогичным образом территория всей страны поделена на зоны ответственности территориальных органов Росводресурсов — бассейновые водные управления.

С целью внесения сведений в ЕГРН (а также ГВР — Государственный водный реестр) БВУ подготавливают Распорядительные акты об утверждении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Какие документы готовятся в отношении водоохранных зон

И кто осуществляет их подготовку, согласование

В соответствии с Приказом Росреестра № П/0465 от 15.09.2016 в отношении водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы необходимо формировать «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории». Этот документ пришел в 2017 году на смену более привычным «Картам (планам) объектов землеустройства» (ЗОУИТ были исключены из перечня объектов землеустройства), однако практически не отличается от них.

Формирование такого документа осуществляет кадастровый инженер. Подготовленные материалы в обязательном порядке должны быть согласованы с территориальным органом Росводресурсов — Бассейновым водным управлением, в зоне деятельности которого расположен водный объект.

После согласования документов в БВУ и подготовки Распорядительного акта кадастровым инженером будут сформированы электронные XML-документы, заверенные усиленной электронно-цифровой подписью. БВУ самостоятельно направит их в ФГБУ «РосИНИВХЦ» — еще одно структурное учреждение Росводресурсов — для внесения в государственные реестры: ГВР и ЕГРН.

Ведение Государственного водного реестра осуществляет непосредственно ФГБУ «Российский информационный и научно-исследовательский водохозяйственный центр», а Единый государственный реестр недвижимости ведется органом кадастрового учета — Росреестром и его территориальными подразделениями: филиалами ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в субъекте Российской Федерации.

После успешного внесения сведений в государственные реестры водоохранную зону можно будет увидеть на Публичной кадастровой карте Росреестра.

Возможна ли корректировка местоположения водоохранной зоны

Что делать если водоохранная зона установлена с нарушением

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов в соответствии с действующим законодательством устанавливаются картометрическим методом и имеют довольно низкую точность определения координат характерных точек, а значит и всех границ на местности.

Если земельный участок «попал» в водоохранную зону ошибочно (расстояние от него до водного объекта составляет значительно меньше 200 метров), то водоохранную зону необходимо корректировать. Для этого следует обратиться к кадастровому инженеру, который:

  • на основании полевых геодезических работ с помощью спутникового оборудования произведет уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта);
  • камерально рассчитает и скорректирует 200 метровую зону;
  • подготовит Текстовое и графическое описание местоположения уточненной водоохранной зоны;
  • согласует документы с территориальным органом Росводресурсов — Бассейновым водным управлением;
  • сформирует электронные XML-документы и передаст их в БВУ для дальнейшего внесения в государственные реестры.

Иные зоны с особыми условиями использования территории

зоны оказывающие существенное влияние на проектирование и строительство объектов недвижимости, — зоны затопления, подтопления.

Помимо водоохранных зон и прибрежных защитных полос большое влияние на хозяйственную деятельность человека, на проектирование и строительство недвижимости и объектов инфраструктуры оказывают зоны затопления, подтопления водных объектов, они также относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Сведения о них находятся в Едином государственном реестре недвижимости, а также Государственном водном реестре, ознакомиться с ними можно с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра.

В границах зон затопления, подтопления водных объектов запрещается:

  • размещение новых населенных пунктов;
  • строительство объектов недвижимости без инженерной защиты от затопления, подтопления;
  • использование сточных вод;
  • размещение кладбищ, отходов производства, токсичных и отравляющих веществ;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • применение авиации при борьбе с вредными организмами.

Для установления таких зон также следует обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории», а также согласует его с:

Границы зон затопления и подтопления считаются установленными со дня внесения сведений в ЕГРН.

Что еще нужно знать о водоохранных зонах водных объектов

  1. Зоны с особыми условиями использования территории, в том числе водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и зоны затопления, подтопления, оказывают значительное влияние на кадастровую стоимость земельных участков и объектов недвижимости, так как с одной стороны устанавливают различные ограничения, а с другой — свидетельствуют об экологической обстановке.
  2. Отсутствие на местности специальных информационных знаков не отменяет специальный режим хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и не умаляет ограничений, накладываемых на земельные участки и объекты недвижимости.
  3. Физические и юридические лица не уполномочены заключать договора подряда на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, таким правом наделено только Федеральное агентство водных ресурсов. Однако граждане и коммерческие компании могут выступать инициаторами уточнения (корректировки) таких зон с особыми условиями использования территории и заключать с кадастровыми инженерами соответствующие договора (при этом кадастровый инженер должен быть сотрудником юридического лица или индивидуальным предпринимателем).
  4. Проектирование и строительство объектов капитального строительства в границах водоохранных зон должно вестись таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.

Нарушение требований водного законодательства при строительстве и реконструкции может привести к невозможности получить Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (или продлить Разрешение на строительство).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *