Водоотведение по нормативу

План по снижению сбросов загрязняющих веществ с 2019 года

Как вы уже знаете, с 1 января 2019 года вводятся значительные изменения в законодательстве в сфере промышленной экологии и природопользования. О некоторых мы уже писали: например, ПНООЛР в 2019 году, о необходимости постановки на учет и т.д. Мы проводили бесплатные семинары, посвященные этой теме.

С нового 2019 года для абонентов центральной системы водоснабжения вводится еще один норматив — план по снижению сбросов загрязняющих веществ.

В связи с этим возникает множество вопросов, на некоторые из них мы дадим ответы ниже.

Итак, с внесением изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416 для всех категорий абонентов ЦВС (центрально системы водоснабжения) введена обязанность по составлению плана по снижению сбросов загрязняющих веществ 1 раз в 7 лет.

В новой редакции 416-ФЗ (которая вступит в силу с 1 января 2019 года) установлено понятие норматива состава сточных вод — это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в ЦСВ (п. 13.1 ст. 2). И, соответственно, будет установлен порядок установления и соблюдения требуемых нормативов состава сточных вод.

Абоненты ЦСВ, кто это?

Абоненты ЦСВ — это объекты, осуществляющие сбросы сточных вод в центральную систему водоотведения. Существует две группы абонентов.

  • Первая группа. Нормируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».
  • Вторая группа. Все остальные абоненты, не отвечающие требованиям постановления Правительства № 230.

Краткое изложение изменений

В Постановлении Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» приводится порядок разработки Нормативов состава сточных вод.

С 2019 года нормативы состава сточных вод должны обязательно соблюдаться всеми абонентами ЦСВ (сюда не входят: жилые дома, многоквартирные дома (за исключением нежилых помещений с отдельными канализационными выпусками в ЦСВ), иные объекты, определенные правилами холодного водоснабжения и водоотведения (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

Основание для установки нормативов состава сточных вод:

  • проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ;
  • показатели эффективности очистных сооружений (рассчитываются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения).

Нормативы состава сточных вод будут устанавливаться органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

Итак, снова возвращаемся к плану по снижению сбросов загрязняющих веществ, который с 1 января 2019 года необходимо будет составлять каждые 7 лет.

В каких случаях разрабатывается план?

Основания для разработки плана по снижению сбросов загрязняющих веществ следующие:

  • превышение нормативов состава сточных вод в два раза и более в течение 12-месячного периода со дня первого превышения;
  • однократное превышение нормативов состава сточных вод в три раза и более.

Не забываем про то, что нормативы не обязаны соблюдать владельцы и жильцы жилых домов и квартир в многоквартирных домах, а также иных объектов, определённых Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (в настоящее время не определены).

Разработка и утверждением плана

В состав плана по снижению сбросов загрязняющих веществ включаются различные мероприятия, такие как, например, строительство или модернизация очистных сооружений, создание системы оборотного водоснабжения, внедрение современных технологий, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод, использования очистных сооружений третьих лиц и т.д.

Готовый план должен быть разработан и согласован с территориальным органом Росприроднадзора (или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), а также с организацией, осуществляющей водоотведение.

Нормирование сточных вод

ГИДРОСФЕРА

Производственные сточные воды сбрасываются в водоемы или городскую канализацию. При выпуске сточных вод в городскую канализацию может быть предусмотрена очистка смеси бытовых и производственных сточных вод на единых очистных сооружениях. Выпуск производственных сточных вод в городскую канализацию регламентируется соблюдением ряда условий.

Производственные сточные воды не должны:

1) оказывать корродирующее действие на материал труб и другие элементы канализации, большее, чем бытовые, и нарушать работу коммунальных сетей и сооружений;

2) содержать горючие примеси и растворенные газы, способные образовать взрывоопасные смеси в канализационных сетях и сооружениях, а также вещества способные оседать на стенках труб и засорять их;

3) иметь температуру выше 40 ºС (313 К);

4) содержать взвешенных и всплывающих веществ более 500 мг/л, а вредных веществ, в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод или сбросу их в водоем (например, болото).

Если производственные сточные воды не удовлетворяют перечисленным требованиям, то их следует предварительно очищать, охлаждать или разбавлять до требуемых параметров.

«Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» и «Правила санитарной охраны прибрежных районов морей» Министерства здравоохранения РФ устанавливают нормативы качества воды для водоемов по двум видам водопользования (I и II):

I. Хозяйственно-питьевое водоснабжение и водопользование предприятий пищевой промышленности.

II. Культурно-бытовое, то есть использование водоемов для купания, спорта и отдыха населения.

Отнесение водоемов к первому или второму виду производится органами государственного санитарного надзора.

Для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, установлены более жесткие нормативы качества воды.

По нормам на жителя рассчитывают концентрацию загрязнений (С, г/м3 = мг/л) в сточной воде:

C = 1000a/q, (1)

где a – норма загрязнений на человека в сутки, г;

q – норма водоотведения на одного человека в сутки, л (табл. 1).

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воде водоемов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в хозяйственно-питьевых водоемах

Вещество

ПДК,
мг/л

Вещество

ПДК,
мг/л

Вещество

ПДК,
мг/л

По санитарно-токсикологическому
лимитирующему показателю вредности

По органолептическому
показателю вредности

Анилин

0,1

Аммиак
(по азоту)

2,0

Бензин

0,1

Бензол

0,01

Диметил–формальдегид

Гексахлоран

0,02

Бериллий

0,0002

Кадмий

0,001

Динитробензол

0,5

Гексоген

0,1

Капролактан

1,0

Дихлорбензол

0,002

Гексамети-лендиамин

0,01

Кобальт

0,1

Дихлорфенол

0,002

Гексахлор–бензол

0,05

Медь

1,0

Дихлорэтан

2,0

Мышьяк
(суммарно)

0,05

Никель

0,1

ДДТ

0,1

Нитраты (NO)

Тринитро-
фенол

0,5

Железо

0,3

Нитрхлор-бензол

0,05

Хлороформ

0,2

Керосин

0,1

Пиридин

0,2

Цинк

1,0

Нафтеновые
кислоты

0,3

Полиакри-ламид

Тиофос

0,003

Нефтепродукты,
суммарно

0,1

Роданиды

0,1

Толуол

0,5

Поверхностноактивные
вещества

0,5

Ртуть

0,0005

Фенол
(карболовая
кислота)

0,001

Хлор остаточный свободный

0,3–0,5

Свинец

0,03

Хлорбензол

0,02

Пропилен

0,5

Тетраэтил–свинец

отсут-
ствует

Хлорофос

0,05

Сероуглерод

1,0

Формальдегид

0,01

Хром трех–валентный

0,5

Скипидар

0,2

Фосфаты (PO)

3,5

Хром шести–валентный

0,05

Нитрит-ион
NO

3,0

Цианиды

0,035

Тетрахлор-
метан

0,3

Озон остаточ-
ный

0,3

Таблица 2. ПДК вредных веществ в воде водоемов рыбохозяйственного водопользования

Вещество

ПДК,
мг/л

Вещество

ПДК,
мг/л

Аммиак

0,05

Свинец

0,1

Бензол

0,5

Сероуглерод

1,0

Кадмий

0,005

Смолистые вещества,
вымываемые из хвойных
пород древесины

2,0

Магний

40,0

Танины

10,0

Медь

0,001

Фенолы

0,001

Мышьяк

0,01

Хлор свободный

Нефть и нефтепродукты
в растворенном виде

0,001

Хлорофос

Нефть и нефтепродукты
в эмульгированном виде

0,05

Цианиды

Никель

0,01

Цинк

0,05

Кроме ПДК вода характеризуется биологической или биохимической потребностью в кислороде (БПК), полной биохимической потребностью в кислороде (БПКполн) и окисляемостью или химической потребностью в кислороде (ХПК).

Эти показатели характеризуют наличие в воде органических веществ, а также восстановителей.

БПК – количество кислорода (мг), использованного в биохимических процессах окисления органических веществ (за исключением процессов нитрификации) за определенное время: 2, 5, 8, 10, 20 суток, например, БПК5, БПК10, БПК20 на один мг вещества или 1 л исследуемой воды (мг/л).

БПКполн – полная биохимическая потребность в кислороде до начала процессов нитрификации (до появления 0,01 мг/л нитратов), в аэробных условиях при 20 оС. Ориентировочно принимают, что БПК5 составляет 70 % БПКполн, но может составлять от 10 до 90 % в зависимости от природы биохимически окисляемых загрязнителей. Нитрификация начинается приблизительно на 7-е сутки инкубации, поэтому при определении БПК за 10 и более суток необходимо вводить в пробу ингибиторы, подавляющие жизнедеятельность нитрифицирующих бактерий, но не влияющих на обычную микрофлору (т. е. на бактерии, окисляющие органические вещества с помощью содержащегося в воде кислорода). В качестве ингибитора используют тиомочевину (тиокарбамид), который вводят в пробу либо разбавляющую воду в концентрации 0,5 мг/мл.

ХПК – количество кислорода (мг), эквивалентное количеству расходуемого окислителя, необходимого для окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, на один мг вещества или один л воды. Определяется бихроматным или перманганатным методом. Обобщенный показатель для питьевой воды по перманганатной окисляемости составляет 5 мг/л. Наиболее полное окисление органических веществ, близкое к теоретическому, достигается при окислении бихроматом калия в кислой среде. Реакцию проводят в жестких условиях – в 50 %-й серной кислоте при кипячении, в избытке бихромата калия и с добавкой катализатора окисления – сульфата серебра. На примере окисления фталата калия бихроматом калия можно записать уравнение реакции:

2KC8H5O4 + 10K2Cr2O7 + 41H2SO4 =
= 16CO2 + 10Cr2(SO4)3 + 11K2SO4 + 46H2O

В табл. 3 представлены биологические показатели водных растворов вредных веществ, концентрация которых соответствует их ПДК (табл. 2).

Таблица 3. Биологические показатели водных растворов с предельно-допустимой концентрацией веществ

Вода водоема после смешения с ней сточных вод должна удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 4.

В настоящее время применяются экспресс–методы анализа. Полевые методы анализа применяются в условиях, которые не сказываются заметным образом на скорости и выходе аналитической реакции. Характерно, что для реакций в растворах на положение хими-ческого равновесия из внешних факторов влияет только температура. Диапазоны концентраций загрязнителей и способы определения показателей качества воды полевыми методами представлены в табл. 5–8.

Таблица 4. Показатели качества воды водоемов

Показатели

Назначение водоема

Хозяйственно-питьевое

Культурно-бытовое

Рыбохозяй-ственное

Растворенный кислород,
мг/л (проба отобрана
до 12 часов дня) в любой
период года

Не менее 4

Не менее 6

БПКполн , мг/л

Не более 1,0

Не более 1,0

Взвешенные вещества +
+ Сдоп, мг/л

Увеличивается
на +0,25

Не более чем
на +0,75

Вредные вещества, мг/л

В пределах ПДК

Реакция воды (рН)

6,5–8,5

В пределах ПДК

Плавающие примеси

Не допускающие
образование
пленки, пятна

В пределах ПДК

Плотный остаток, мг/л
в том числе:

хлоридов, мг/л

сульфатов, мг/л

Не более 1000

Не более 350

Не более 500

Не должна
сообщать посторон-
них запахов
и привкусов
рыбе

Запахи, привкусы

Не более 2 балл

Окраска в столбике
высотой не менее, см

Температура

Не должна повышаться летом более, чем на 3 ºС
по сравнению со среднемесячной температурой
самого жаркого месяца за последние 10 лет

Возбудители

Не допускается

Общее число микроорга-
низмов в 1 см3:

Не более 100

Колииндекс в1 л воды

Не более 3

При многокомпонентном составе вредных веществ суммарный эффект их воздействия на санитарное состояние водоема определяют по формуле:

(2)

где С1, С2, Сi, Cn – концентрация вредных веществ в воде водоема; ПДК1, ПДК2, ПДКi, ПДКn – предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде водоема.

Таблица 5. Определение органолептических показателей качества воды
полевыми методами

Наименование
показателя

Метод
определения

Диапазон
определяемых
концентраций*

Норматив
качества**

Объем
пробы для
анализов,
мл

Запах,балл

Органолеп-
тический

Не более 2

Вкус и привкус,
балл

Не более 2

Цветность, град

Колоримет-
рический

10–1000.

20 (35)

Мутность и прозрачность, см

По шрифту

1–40

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Диапазон измеряемых концентраций приведен без разбавления пробы

** Нормативы качества приведены по СанПиН 2.1.4.559-96, ГН 2.1.5.689-98 (для питьевой воды и воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения)

Таблица 6. Определение общих и суммарных показателей качества воды
полевыми методами

Наименование
показателя

Метод
определения

Диапазон
определяе-мых кон-
центраций*

Норма-
тив
качества**

Объем
пробы для
анализов,
мл

Водородный
показатель (рН)

Колориметрический

4,5–11,0

6–9

Щелочность,
экв, ммоль/л

Титриметрический

0,1–5,0

25–100

Кислород
растворенный,
мг/л

Титриметрический
по Винклеру
Колориметрический с индиго-
кармином

0,5–15

0,01–0,1

100–200

200–250

Биохимическое
потребление
кислорода
(БПК), мг/л

Титриметрический
по Винклеру

0,5 и более

3–6

Бихроматная
окисляемость
(ХПК), мг/л

Титриметрический
ускоренный

50–4000

15 (ХПН)

30 (КБН)

1 (5)

Перманганатная
окисляемость
(ХПК), мг/л

Титриметрический
по Кубелю

0,5–10

5
(питьевая
вода)

Сухой остаток

Расчетный

1000 мг/л

Сумма тяжелых
металлов,
ммоль/л

Экстракционно-колориметрический

0,0001–0,001

0,0001

Хлор активный,
мг/л

Колориметрический

Титриметрический

10–1000

0,05–10

0,3-1,2
(в питьевой
воде)

5 (10)

50–250

Общий фосфор,
(по РО), мг/л

Визуальноколори-метрический
Фотоколори-метрический

0,2–7

0,01–0,4

3,5

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Диапазон измеряемых концентраций приведен без разбавления пробы

** Нормативы качества приведены по СанПиН 2.1.4.559-96, ГН 2.1.5.689-98 (для питьевой воды и воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения)

Таблица 7. Определение массовой концентрации катионов и некоторых
органических загрязнителей в воде полевыми методами

Наименование
показателя

Метод
определения

Диапазон
определяе-мых кон-
центраций*

Норма-
тив
качества**

Объем
пробы для
анализов,
мл

Массовая концентрация катионов

Алюминий, мг/л

Колориметрический

0,5–2

0,5

Аммоний, мг/л

Колориметрический Титриметрический

0,2–3

0,2–2,5

2,5

Железо общее,
мг/л

Колориметрический

0,1–1,5

0,3

Кальций, мг/л

Титриметрический

2–500

10 (5)

Магний, мг/л

Расчетный

Натрий и калий,
мг/л

Расчетный

Общая жесткость, экв., ммоль/л

Титриметрический
(капельный)
Титриметрический (объемный)

0,5–10

0,05–10

7–10

2,5 – 10

10–250

Важнейшие органические загрязнители

Нефтепродукты,
мг/л

Бумажно-хрома-тографический,
с экстракцией

1–20

0,3 (0,1)

250 – 1000

ПАВ анионоактивные, мг/л

Колориметрический,
с экстракцией

0,3–5

0,5

Фенолы, мг/л

Колориметрический

0,001–1

0,1 (0,001)

ПРИМЕЧАНИЕ:

*Диапазон измеряемых концентраций приведен без разбавления пробы

** Нормативы качества приведены по СанПиН 2.1.4.559-96, ГН 2.1.5.689-98 (для питьевой воды и воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения)

Таблица 8. Определение массовой концентрации анионов в воде полевыми методами

Наименование
показателя

Метод
определения

Диапазон
определяе-мых кон-
центраций*

Норма-
тив
качества**

Объем
пробы для
анализов,
мл

Гидрокарбонат,
мг/л

Титриметрический

10–2500

Карбонат, мг/л

10–2500

Карбонатная
жесткость, экв, ммоль/л

Расчетный

Нитрат, мг/л

Колориметрический

5–50

Нитрит, мг/л

Колориметрический

0,02–1

0,1

Сульфат, мг/л

Турбидиметрический

30–70

Фторид, мг/л

Колориметрический

0,3–2

0,7–1,5

Хлорид, мг/л

Титриметрический

20–1000

1–1200

25–500

Ортофосфат,
мг/л

Колориметрический

Титриметрический

0,2–7

1–100

3,5

1 – 5

Полифосфаты
гидролизующиеся,
(по РО), мг/л

Колориметрический

0,2–7

3,5

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Диапазон измеряемых концентраций приведен без возможного разбавления пробы.

** Нормативы качества приведены по данным СанПиН 2.1.4.559-96, ГН 2.1.5.689-98 (для питьевой воды и воды поверхностных источников хозяйственно-питьевого назначения).

Статья 35 ВК РФ. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах

1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

2. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

3. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

5. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

6. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и водным законодательством.

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» предусматриваются понятия «природоохранные нормативы», «нормативы качества окружающей среды», «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду», «нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду», «нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ», в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, «технологические нормативы», «нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ», в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов и др., имеющих отношение к нормативам допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта; предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира <99>.

С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются государственными органами исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения их объемов до предусмотренных предельных величин. При нарушении нормативов качества окружающей среды могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия.

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливаются как критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксируются в санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования, наряду с ними развивается и экологическое нормирование.

На территории России действуют федеральные санитарные правила. Республиканские и местные правила могут быть временными и вводиться при отсутствии федеральных: в случае необходимости уточнения федеральных правил, в том числе их ужесточения, с учетом особенностей гигиенической, эпидемической обстановки и состояния здоровья населения. В переходный период до принятия нового российского законодательства и нормативов действуют иногда нормативы, утвержденные Минздравом СССР. По мере разработки и уточнения их заменяют новые российские нормативы ПДК.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде объектов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового водопользования, а также в водах контрольных створов, используемых для рыбохозяйственных целей, являются частью Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Они установлены для полутора тысяч вредных веществ: требования к качеству воды в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, более жесткие, чем для водных объектов иного назначения.

К иным нормируемым физическим воздействиям относится тепловое. Основными источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство. В принятых Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами установлены нормативы теплового воздействия на водные объекты подогретых вод. В источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более чем на три градуса Цельсия. В рыбохозяйственных водоемах температуры воды должна быть не более пяти градусов Цельсия выше естественной.

Нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности установлено в Федеральном законе от 9 января 1996 года N 3-ФЗ «О радиационной безопасности». Оно осуществляется путем установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и принятия других документов.

Эти нормативы не должны противоречить положениям Закона о радиационной безопасности. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

Установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

Установленные нормы введены в действие с 1 января 2000 г. До этого проведены работы для реального обеспечения новых нормативов, что потребовало значительных экономических затрат, включая пересмотр нормативной документации и внедрение конкретных технических решений.

Одной из серьезных экологических проблем сегодня является защита окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Основные требования к нормированию качества окружающей среды предусматриваются в статьях 19 — 31 Закона об охране окружающей среды, где регулируются основы природоохранного нормирования, требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, допустимых физических воздействий на окружающую среду, допустимого изъятия компонентов природной среды, допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

При нарушении требований нормативов качества окружающей среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в судебном порядке либо по предписанию федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора (см. комментарий к ст. 10 и ст. 41).

Нормативы, инструкции и правила в области использования и охраны водных объектов разрабатываются, согласовываются и утверждаются в пределах предоставленной компетенции Федеральным агентством водного хозяйства совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, Госсанэпиднадзором, Росприроднадзором.

Нормирование в области использования и охраны водных объектов в XX в. заключалось в установлении следующих правил и стандартов:

— Оросительная система с использованием животноводческих стоков. В СН 33-82. Минсельхозстрой;

— ГОСТ 17.1.3.11-84 (СТ СЭВ 4035-83). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями;

— Специализированный каталог загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах сельскохозяйственных и промышленных объектов. Минводхоз СССР, 1988;

— Рекомендации по предотвращению загрязнения поверхностных и подземных вод при орошении сельскохозяйственных угодий стоками сельскохозяйственных комплексов. Минводхоз СССР, 1984;

— Пособие по согласованию условий при выдаче разрушений на специальное водопользование и осуществление контроля над использованием и охраной вод на оросительных системах с использованием сточных вод животноводческих комплексов. Минводхоз СССР, 1985;

— ГОСТ 17.1.3.01-16. Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны водных объектов при лесосплаве;

— ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка;

— Правила перевозки грузов, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 14 августа 1978 г. N 114;

— Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов, утв. Приказом Минморфлота СССР от 2 апреля 1981 г. N НТУ-3-48/586.

Среди основных требований по рациональному использованию и охране недр — соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны вод; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения; предотвращение загрязнения недр при сбросе сточных вод; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных прорывов воды; ликвидация в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию (ст. ст. 22, 23 и 24 Закона о недрах).

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. Лица, виновные в невыполнении этих требований, несут административную или уголовную ответственность (ст. 26 и ст. 49 Закона о недрах).

Серьезное влияние на нормирование и установление стандартов и нормативов оказывают требования Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которому стандарты должны разрабатываться самими производителями и потребителями продукции, а на государственном уровне технические регламенты будут утверждаться федеральными законами, заменяя прежние стандарты.

19 декабря 1996 г. принято Постановление Правительства РФ N 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» (в ред. от 25 января 2006 г. N 33).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *