Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда – обязательная процедура на всей территории Российской Федерации, поэтому время от времени кадровикам и руководству компании приходится вплотную заниматься этим процессом. Для того, чтобы провести аттестацию верно, нужно владеть информацией. Статья Ольги Минченко подробно рассказывает о том, какими правилами нужно руководствоваться, в какой последовательности организовать процесс аттестации, какие документы потребуются.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время является обязательной процедурой для всех рабочих мест на территории Российской Федерации. Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой работодателем, с привлечением на платной основе специализированной аккредитованной организации. Максимальная периодичность проведения аттестации рабочего места установлена законодательно и составляет 5 лет.

📌 Реклама Отключить

Необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда закреплена в ст. 209, Глава 33, Раздел 5, Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).Трудовой Кодекс определяет аттестацию как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и предписывает установление порядка ее проведения федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

📌 Реклама Отключить

Порядок проведения аттестации закреплен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в настоящее время претерпевает изменения. Ранее действовавшая редакция приказа (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда») утратила силу в связи с вступлением в действие приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».Новая редакция приказа, устанавливающая порядок оказания государственной услуги, вступила в силу с 1 сентября 2011 г. Его эффективность пока сложно оценить из-за сравнительно небольшого срока, прошедшего с момента его внедрения.

Существует так же ряд документов, не относящихся напрямую к регулированию предоставления услуги аттестации. Однако они важны с точки зрения требований, предъявляемых при проведении аттестации и особенностей использования результатов аттестации. При проведении аттестации рабочих мест в качестве основополагающих документов используются:

📌 Реклама Отключить

  • ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» (утв. постановлением Госстандата СССР от 27 октября 1989 г. N 3222)
  • ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
  • СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
  • СанПиН 2.6.1.1202-03 «Гигиенические требования к использованию закрытых радионуклидных источников ионизирующего излучения при геофизических работах на буровых скважинах»
  • СанПиН 2.2.4.1329-03 «Требования по защите персонала от воздействия импульсных электромагнитных полей»
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)» 📌 Реклама Отключить
  • СанПиН 2.2 4.1294 03 «Санитарно-гигиенические нормы допустимых уровней ионизации воздуха»
  • Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.), Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2010 г., N 16530)
  • Руководство Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» 📌 Реклама Отключить

Анализ сведений о проведенной аттестации осуществляется Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации. Порядок организации формирования и анализа сведений о результатах аттестации рабочих мест регулируется Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»

Аккредитация организаций, привлекаемых работодателем к проведению аттестации, проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Аккредитация организации осуществляется в уведомительном порядке и одним из ее принципов, закрепленных Приказом, является недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий к аккредитации. Однако Минздравсоцразвития России наделено правом отказа во внесении в реестр аккредитованных организаций по широкому перечню оснований. Для организаций, предполагающих проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, требуется предоставление широкого спектра различных видов сведений о деятельности организации, среди которых сведения о наличии соответствующих специалистов аттестующей организации, их образовании и стаже практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, сведения о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ, сведения об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы. В случае, если представлен не полный комплект документов, требуемые сведения представлены не в полном объеме или параметры организации не соответствуют требованиям, установленным Правилами аккредитации, организации может быть отказано в аккредитации.

📌 Реклама Отключить

Согласно результатам обследования НИУ ВШЭ, проведенного в 2011 году, на 1 ноября 2011 года в России, было аккредитовано около 600-700 организаций. Таким, образом, в среднем в каждом субъекте Российской Федерации функционируют по 8 организаций, аккредитованных на право проведения аттестации рабочих мест.

Вместе с тем, в крупных регионах (Москва, Санкт-Петербург и др.) количество организаций существенно больше среднего по стране. В то же время в других регионах ощущается дефицит аккредитованных организаций.

Аккредитация организаций, имеющая своей целью повышение качества оказываемых услуг посредством установления минимальных требований к организациям, оказывающим услуги аттестации по факту приводит лишь к искусственному ограничению конкуренции на рынке оказания услуг аттестации, а в отдельных приводит к монополизации рынка. Эти факторы безусловно оказывают влияние на цену оказываемых услуг, и ведет к дополнительным издержкам получателей услуг. В то же время отсутствие понятных механизмов ответственности организаций, оказывающих услуги аттестации, не позволяет достигать первоначальной цели – улучшения качества условий труда.

📌 Реклама Отключить

Предусмотренные законодательством санкции в случае нарушения правил аттестации

Ответственность за проведение аттестации несет руководитель организации (работодателя). Согласно Федеральному закону от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена административная ответственность руководителей, а также самого юридического лица за невыполнение требований к условиям труда (п.4 ст.55 закона). Штраф — от 20 до 30 минимальных зарплат для руководителя и от 200 до 300 минимальных зарплат для организации.

В статье 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации за непроведение аттестации предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда:

  • нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 📌 Реклама Отключить
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Ответственность организаций, оказывающих услуги аттестации, не имеет законодательного закрепления. Взаимодействие работодателя и данной организации происходит в рамках гражданско-правового договора оказания услуг. При этом, в случае, если государственные органы в последствии выявляют и работодателя нарушения (не выявленные привлеченной организацией в ходе проведения аттестации) ответственность в полной мере ложится на работодателя.

Необходимые документы

В рамках услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда нельзя однозначно выделить перечень документов, требуемых от заявителя. Целесообразно представить несколько перечней документов, необходимых работодателю (заявителю) для проведения аттестации на разных этапах, а так же перечень документов, принимаемых аттестационной комиссией по итогам аттестации. Анализ данных, предоставленных компаниями-получателями услуги, а также нормативной базы, регламентирующей процедуру аттестации рабочих мест, позволяет выделить ряд основных документов, необходимых для получения услуги.

📌 Реклама Отключить

Для начала проведения аттестации работодатель должен иметь:

  • приказ работодателя о создании аттестационной комиссии с утвержденным составом аттестационной комиссии;
  • график проведения работ по аттестации, утвержденный приказом работодателя;
  • договор между работодателем и аттестующей организацией (аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация).

В процессе проведения аттестации работодатель должен предъявить представителю аттестующей организации документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация (перечень необходимых документов в Порядке проведения аттестации рабочих мест не установлен) 📌 Реклама Отключить

В процессе работы аттестационная комиссия формирует отчет об аттестации, включающий:

  • приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда
  • карты аттестации рабочего места по условиям труда,
  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,
  • сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам,
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда
  • сведения об аттестующей организации,
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии; 📌 Реклама Отключить
  • заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

По итогам проведения аттестации работодатель принимает Приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. Кроме того по итогам проведения аттестации работодатель должен передать в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Согласно действующим нормам законодательства аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Законом установлена периодичность проведения аттестации любых рабочих мест – не более 5 лет, для вновь созданных рабочих мест срок проведения аттестации не должен превышать 60 дней. 📌 Реклама Отключить

Процедура проведения аттестации регулируется Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Аттестация может проводиться как в плановом, так и внеплановом порядке. Инициирующим фактором процедуры плановой аттестации является наступление срока проведения аттестации, установленного работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет. При наступлении данного срока работодатель обращается в независимую по отношению к работодателю аккредитованную аттестующую организацию и заключает с ней гражданско-правовой договор на оказание услуг, после чего работодателем создается аттестационная комиссия во главе с представителем работодателя и включающая специалиста, осуществляющего функции по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей выбранной аттестующей организации. Информация об аккредитации содержится в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, размещенном на сайте http://rao.rosminzdrav.ru/. Сведения на этот сайт поступают в течение десяти дней с момента вынесения решения об аккредитации аттестующей организации.

📌 Реклама Отключить

Состав комиссии и ее график работы утверждаются приказом работодателя. Аттестация включает в себя проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативам охраны труда по трем направления:

  • на соответствие условий труда гигиеническим нормативам;
  • на травомоопасность рабочих мест;
  • на обеспеченность работниками специальной обувью, одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;

Очередность оценки проводится в том же порядке, в котором они перечислены выше. Данная норма установлена Порядком.

По каждому из перечисленных направлений оценку осуществляют представители аттестующей организации путем инструментальных измерений и оценок уровня факторов производственной среды, а так же анализа документации.

Требования, проверяемые в рамках аттестации рабочих мест, установлены в различных санитарных и гигиенических правилах, утвержденных Роспотребнадзором. Например, измерение уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).

📌 Реклама Отключить

Данное Руководство применяется с целью:

  • контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  • установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
  • создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;
  • аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
  • составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
  • анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);
  • расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой. 📌 Реклама Отключить

Исходя из степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Для каждого класса устанавливаются химические, биологические показатели, требования к шуму и микроклимату. Поэтому в зависимости от типа производства (химическое предприятие, офис и пр.) устанавливаются различные показатели. Существует набор параметров, измеряемых на всех без исключения рабочих местах (например, температура воздуха, влажность и пр.), а так же перечень параметров, измеряемых на специфических производствах (например, химические производства).

В этой связи объем работ, проводимых аккредитованной организацией в рамках аттестации рабочих мест, различен. Поэтому для каждой категории рабочих мест устанавливаются различные расценки оказания услуг по аттестации.

📌 Реклама Отключить

На основе проведенных оценок специалисты аттестующей организации определяют класс (подкласс) условий труда по гигиеническим нормативами травмоопасности, а так же обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. В отношении проверки ряда параметров существует дублирование с функциями Роспотребнадзора. Например, в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда по оценке гигиенических параметров производится замер температуры, влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте. Эти замеры для каждого рабочего места необходимо производить согласно по СанПиН 2.2.4.548-96. В то же время данные параметры микроклимата могут проверяться территориальными органами Роспотребнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

По итогам оценки всех направлений проводится комплексная оценка состоянии условий труда на рабочем месте. При соответствии положительной оценке всех трех факторов условий труда (рабочие места соответствуют гигиеническим нормативам, нетравмоопасны и все работники обеспечены СИЗ) рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». При выявлении несоответствия условий труда требованиям по одному из факторов рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

📌 Реклама Отключить

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. По окончании аттестации работодатель издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации и знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

По результатам аттестации работодатель разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. После проведения аттестации (в течение 10 дней) работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.

📌 Реклама Отключить

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени. 📌 Реклама Отключить

Сроки проведения аттестации рабочих мест в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно подлежать аттестации не реже одного раза в пять лет.

По результатам проведения аттестации рабочих мест аккредитованная организация осуществляет следующие процедуры:

  • подготовку карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • подготовку ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • подготовку сводной ведомости рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труд;
  • подготовку плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Об авторе: Родилась в 1986 году в городе Пскове. В 2008 году закончила факультет государственного и муниципального управления Высшей школы экономики. С 2006 года по настоящее время работает научным сотрудником в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Специализируется на вопросах оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровне и государственной службе. За последние годы принимала участие более чем в 20 научных проектах совместно с Администрацией Президента РФ, Министерством экономического развития РФ, а так же с органами исполнительной власти города Москвы.

📌 Реклама Отключить

Список использованных источников:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации
  2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
  5. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда». 📌 Реклама Отключить

___________________

1. Согласно п. 6, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Однако проверить на практике, является ли привлекаемая организация независимой, весьма затруднительно.

Изменение порядка проведения аттестации рабочих мест

С 26 февраля 2013 г. вступили в силу поправки, внесенные в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные изменения.

Сразу отметим, что на необходимость корректировки действовавшего без изменений с момента утверждения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок аттестации) еще в мае 2012 г. указывало Минэкономразвития России. В Приказе Минтруда России от 12.12.2012 № 590н (далее — Приказ № 590н) было учтено большинство замечаний, высказанных Минэкономразвития России.

КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ПОДЛЕЖАТ АТТЕСТАЦИИ?

С учетом норм Приказа № 590н в настоящее время работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны проводить аттестацию не всех своих рабочих мест, как это было ранее. Теперь аттестация будет проводиться только в отношении тех рабочих мест, где при выполнении определенных видов работ (трудовой функции) имеется вероятность причинения вреда здоровью работника:

  • работа с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника (уровень опасности определяется аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда);
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

При этом Приказ № 590н фактически освобождает от проведения аттестации рабочих мест тех работодателей, чьи работники работают только за персональными компьютерами и используют офисную технику. С учетом новых правил, не требуется аттестация рабочих мест, на которых работники заняты работой исключительно на электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

ЧТО ТАКОЕ «ВНОВЬ ОРГАНИЗОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА»?

Еще одно новшество заключается в том, что Минтруд России дал определение понятию «вновь организованные рабочие места», которое неоднократно используется в Порядке аттестации.

Вновь созданными признаются рабочие места:

  • организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса.

Отсутствие легального определения данного понятия до внесения рассматриваемых изменений затрудняло применение работодателями на практике Порядка аттестации.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Приказом № 590н установлен более продолжительный срок, в течение которого работодателю необходимо провести аттестацию вновь организованных рабочих мест. Аттестация таких рабочих мест должна проводиться после достижения показателей и характеристик, предусмотренных проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники (технологии), но не позднее одного года с момента создания рабочих мест.

В соответствии с ранее действовавшими требованиями аттестацию таких рабочих мест необходимо было проводить не позднее чем через 60 дней после ввода рабочих мест в эксплуатацию.

Кроме того, Приказом № 590н изменены сроки проведения повторной аттестации. Например, если в результате предыдущей аттестации рабочих мест условия труда признаны безопасными, то работодателю не нужно проводить повторную аттестацию. До внесения этих изменений работодатель должен был проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда не реже одного раза в пять лет.

Обратите внимание! Положение об отсутствии необходимости в проведении повторной аттестации рабочих мест после вступления в силу Приказа № 590н, то есть с 12 декабря 2012 г., распространяется на все уже прошедшие аттестацию рабочие места, на которых условия труда признаны безопасными.

Однако даже в том случае, если рабочие места были признаны безопасными, в отношении них возможно проведение повторной аттестации. При наличии определенных оснований будет осуществляться внеплановая аттестация рабочих мест (например, в случае замены производственного оборудования или изменения технологического процесса).

Если по результатам аттестации рабочих мест аттестационной комиссией будет установлено, что условия труда являются вредными и (или) опасными, или если имеются основания для обязательного проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), то повторная аттестация таких рабочих мест будет проводиться так же, как и раньше, — раз в пять лет.

НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Приказом № 590н изменены основания для внеплановой аттестации рабочих мест. Новыми основаниями проведения внеплановой аттестации рабочих мест являются:

  • обращение работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
  • выдача работодателю предписания Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (на сегодняшний день действует редакция от 12.12.2012).

Заключение Минэкономразвития России от 12.05.2012 «Об экспертизе Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н “Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”».

Пункт 4 Порядка аттестации.

Примечание 1 к п. 4 Порядка аттестации.

Абзац 4 п. 8 Порядка аттестации (в редакции, действовавшей до 12.12.2012).

Абзац 1 п. 8 Порядка аттестации (в редакции, действовавшей до 12.12.2012).

Пункт 47 Порядка аттестации.

Какие рабочие места подлежат аттестации?

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Был утвержден новый перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Подробности предлагаем узнать в материале.

Каждый работодатель обязан обеспечивать на рабочих местах благоприятные условия труда, которые должны соответствовать нормам охраны труда. Соответствие этих условий нормам охраны труда определяется в ходе аттестации рабочих мест. Возникает вопрос, какие именно рабочие места подлежат аттестации?

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все рабочие места организации, предприятия. Если организация не имеет возможности провести аттестацию одновременно всех рабочих мест (а это возможно при финансовых затруднениях), то составляется предварительный график, где проведение аттестации на часть рабочих мест распределяется по кварталам и даже по годам. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте .»

Работодатель должен заранее подготовить для аттестационной комиссии перечень всех рабочих мест организации. Существуют профессии или должности, которые имеют одно наименование, работники выполняют одинаковые профессиональные обязанности в одинаковом режиме в одном или нескольких одинаковых помещениях, используют однотипные инструменты, материалы и сырье, производственное оборудование, на предприятии или в помещении одинаковый набор вредных и опасных факторов одного класса и степени, при одинаковом расположении различных станков, приборов, однотипное обеспечение средствами индивидуальной защиты, использовании однотипных систем вентиляции, отопления и освещения. Наличие данных признаков позволяют отнести данное рабочее место к аналогичному. При аттестации подобных рабочих мест выявление и оценка факторов производственной среды будет проходить у 20% мест от общего количества аналогичных мест. Если среди них выявится хотя бы одно рабочее место, не отвечающее признакам аналогичности, оценке подвергнутся все рабочие места, без исключения. На аналогичные места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.

Помимо аналогичных мест, во многих организациях имеются нестационарные рабочие места (с территориально меняющимися зонами). Работник в течение дня может перемещаться из одной рабочей зоны в другую. Наглядным примером может служить рабочее место слесаря, вся работа которого заключается в перемещении от одного объекта к другому. Аттестация данного рабочего места проходит по следующей схеме: предварительно определяются типичные технологические операции с набором и величиной вредных и опасных производственных факторов, после чего дается их оценка. Время выполнения каждой операции определяется на основании нормативных локальных актов, с помощью опроса работников и их руководителей. Существуют также случаи, когда один работник 50% рабочего времени проводит на одном месте, следующие 50% на другом. Вопрос, а как тогда провести аттестацию рабочего места? В данной ситуации аттестуются оба рабочих места.

На предприятиях, где измерения условий труда угрожают безопасности специалистов, проводящих аттестацию, выносится мотивированное заключение, в котором говорится о том, что измерения не проводились, так как условия признаны опасными на данном рабочем месте. Заключение оформляется в письменном виде и подписывается членами аттестационной комиссии.

В течение последующих пяти лет после проведения аттестации, на предприятии могут появиться новые рабочие места. В этом случае в течение 60 рабочих дней с момента ввода в эксплуатацию проводят внеплановую аттестацию.

Каждое рабочее место обязано пройти аттестацию один раз в пять лет. Результаты аттестации организаций, успевших пройти ее по предыдущему Приказу Минздравсоцразвития РФ № 569 от 31 августа 2007 г., являются действующими до окончания пятилетнего срока.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Какое рабочее место считается вновь организованным при проведении специальной оценки условий труда?

Вопрос: Что понимается под вновь организованными рабочими местами при проведении специальной оценки условий труда?

Ответ: Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ). Специальная оценка условий труда проводится в отношении всех рабочих мест и не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч.3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда“). Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.4 ст.8 Закона N 426-ФЗ). Если в организации после проведения специальной оценки условий труда создается новое рабочее место, то должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда (п.1 ч.1 ст.17 Закона N 426-ФЗ). Таким образом, вновь организованное рабочее место, предусмотренное п.1 ч.1 ст.17 Закона N 426-ФЗ, – рабочее место, организованное после проведения специальной оценки условий труда в организации. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса (письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169). Таким образом, на вновь организованном рабочем месте внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию указанных рабочих мест, то есть со дня начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Аттестация рабочих мест

Скачать форму карты спецоценки условий труда

Относительно недавно в отечественном законодательстве произошли изменения, касающиеся охраны труда на предприятиях. С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который заменил процедуру аттестации рабочих мест (АРМ) на специальную оценку условий труда (СОУТ).

Что такое АРМ

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Но порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определял не федеральный закон, а Приказ Минздрава от 26.04.2011 № 342н.

Аттестацию тоже проводил работодатель с привлечением специальной организации, тоже образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости в организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установление гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Нововведениями стали:

  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест, на которых этап идентификации не осуществляется, указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем — нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда, по ТК РФ полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 Федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, остались:

  • класс вредности 3.1 — только доплаты;
  • класс вредности 3.2 — доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 — доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя.

Административное законодательство

В КоАП введена статья 5.27.1, предусматривающая ответственность за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Введены и новые штрафы — от предупреждения или 5000 рублей для должностных лиц до 80 000 рублей при первом нарушении, а при повторных — от 30 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения

Как и в случае с СОУТ, периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного Федерального закона, СОУТ разрешено не проводить в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Но если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость

В 2020 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
    • стоимость исследований и замеров;
    • использование специальной аппаратуры;
    • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
    • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

Штрафы

В 2020 году на вопрос, обязательна или нет аттестация рабочих мест, ответить несложно: она должна быть, если не проводилась спецоценка. Размеры штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Наименование нарушения

Размер штрафа в рублях

должностное лицо

лица без образования юридического лица

юридические лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

Предупреждение или от 2000 до 5000

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

Предупреждение или от 5000 до 10 000

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

От 15 000 до 25 000

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

Необеспечение работников СИЗ

От 20 000 до 30 000

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

Повторные нарушения

От 30 000 до 40 000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

От 30 000 до 40 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

От 100 000 до 200 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Документы по итогам мероприятия

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет — многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета или СОУТ — непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения:

  • о классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендациях по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *