Юридическая техника практикум

Текст книги «Основы техники юридического письма»

21. Этапы работы по составлению юридического документа

Юридическая технология работы с юридическими документами ― это основанный на определенных принципах, прогнозах и рекомендациях процесс создания юридических документов, их исполнения, контроля за исполнением и хранением, в ходе которых используются конкретные средства, приемы, способы и методы юридической деятельности.

Создание юридического документа происходит по определенной процедуре, которая включает в себя ряд стадий работы по созданию документа. Процесс создания документов может быть различным, это зависит от характера юридического документа.

Можно выделить следующие стадии работы с юридическими документами.

Первая стадия ― создание юридического документа. Она включает в себя следующие операции: сбор необходимой информации; анализ собранных данных; создание проекта будущего юридического документа; согласование юридического документа; доработку и дальнейшее согласование; удостоверение юридического документа; регистрацию документа; нотариальное удостоверение; опубликование.

Вторая стадия работы с юридическим документом ― это его исполнение. Исполнение осуществляется путем реализации положений юридических документов. Оно может осуществляться поэтапно, а также путем совершения разовых действий. Например, Указ Президента РФ о назначении министра будет исполнен одним актом. Но реализация какого-либо программного документа может осуществляться через комплекс последовательных действий.

Третья стадия ― контроль за исполнением юридических документов. Контроль может быть текущим, который осуществляется в процессе исполнения документов. Контроль может осуществляться поэтапно. Для контроля свойственны следующие стадии:

1) постановка документа на контроль;

2) проверка своевременного доведения документа до исполнения;

3) предварительный контроль;

4) предупредительный контроль;

5) аналитический контроль (учет и обобщение результатов контроля исполнения документов);

6) снятие документа с контроля.

Четвертая стадия ― хранение документов. Эта деятельность не носит правового характера. При постановке документов на хранение может создаваться комиссия, которая проводит комплексное изучение документа и принимает решение о том, что:

1) документ предназначен для хранения;

2) документ подлежит уничтожению;

3) документ необходим для дальнейшего использования.

Чтобы создать качественный юридический документ, грамотно реализовать его положения, проконтролировать исполнение на каждой стадии, работа с документами должна осуществляться должным образом.

22. Юридическая аргументация: понятие и приемы

Аргументы ― это доказательства, доводы субъекта. В зависимости от природы источника аргумента можно выделить аргументы-доказательства факта; теоретические доказательства; ссылку на ранее доказанные положения. Все юридические законы и правовые нормы, вовлеченные в рассмотрение обстоятельств дела, представляют собой теоретически источники, общепринятые положения, не требующие доказательств. Аргументы можно классифицировать по функциональной предназначенности на основные, исходные, дополнительные. По характеру связей содержания аргументации с предметом доказательства аргументы делятся на прямые и косвенные. Прямые аргументы непосредственно оказывают обосновывающий эффект на доказываемые тезисы. Они имеют четкую логическую связь с предметом доказывания, позволяют сделать однозначный вывод о принятии либо отказе от обсуждаемого положения. Косвенные аргументы относятся к таковым, так как обосновывают дополнительные, неосновные тезисы.

23. Этика юридического письма

Общие требования к юридическим документам определены законами. Каждый юридический документ должен соответствовать требованиям закона в отношении официальных реквизитов и содержания. Этика юридического письма выражается в его общей и юридической грамотности. Юрист должен обладать элементарными навыками изложения содержания правового документа.

Юридическая грамотность документа ― это его соответствие материальному и процессуальному праву, современным научным представлениям о содержании и толковании тех или иных институтов и теории права.9
Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М., Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
Правовая культура юридических документов напрямую зависит от правовой культуры должностных лиц, составляющих документ. Знание основных приемов юридической техники, их квалифицированное использование отражают уровень юридической техники в общем в стране. Этика юридического письма выражается в доступности, ясности, четкости документа, его непротиворечивости. Язык правового документа должен быть официальным, должен исключать жаргоны, историзмы, профессиональную лексику.

24. Предложения как составные элементы текста юридического документа

Предложение ― основная смысловая единица нормативного текста. Оно должно отвечать следующим требованиям:

1) предложения должны выражать мысль законодателя. Чтобы обеспечить это правило, предложение должно быть внутренне согласованным. Необходимо правильно употреблять служебные члены предложения;

2) предложения должны быть юридически нейтральными, формулировать поведение в обезличенной форме;

3) предложения должны быть простыми и доступными, без ущерба для полноты и ясности нормативного положения;

4) предложения должны адекватно отражать волю законодателя. Для этого предложения должны быть констатирующими, повествовательными, утвердительными, без побудительных слов.

Общеобязательные правовые предписания основаны на оценке сложившейся практики с позиции равенства, гуманизма, справедливости. Нормативные высказывания в любой сфере правового регулирования оформляются в виде распространенных повествовательных предложений, которые содержат явное или подразумеваемое «должно быть» и имеют типовой набор элементов, соответствующий логической структуре нормы: гипотеза ― указание на условия, при которых возникают права и обязанности; диспозиция ― сами права и обязанности; санкция ― указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы.

Содержательно-информационный объем предложения увеличивается за счет причастных и деепричастных оборотов, однородных членов, придаточных предложений, обособленных предложно-падежных конструкций, вставных фраз и некоторых других конструкций, распространяющих и уточняющих нормативное высказывание.

25. Язык и стиль юридического документа

Искусство разработчика нормы права состоит в том, чтобы правильно перевести социальные потребности на язык права и сотворить «юридический мир» ― ту самую словесно-символическую реальность, в пределах которой определена равная мера свободы субъектов, предписаны формы должного поведения и установлены принципы решения спорных вопросов. Поскольку этот «мир права» закреплен в словах, постольку и словесные технологии имеют важнейшее значение для правотворчества.

Чтобы предупредить языковые ошибки в процессе создания норм права, целесообразно соблюдать общие принципы словесной организации нормативных высказываний:

1) корректность;

2) стабильность языкового выражения;

3) информативность.

Принцип корректности означает, что все слова в составе нормативного правового текста должны соответствовать лексическим, грамматическим и стилистическим стандартам ― литературным нормам государственного языка Российской Федерации. В правовой системе действует презумпция грамматической правильности правовой нормы, однако с лингвистической точки зрения далеко не все нормативные предписания безупречны.

Например, в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принцип корректности не соблюдался, была допущена серьезная грамматическая ошибка (эта часть статьи утратила силу с 1 января 2005 г.):

Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государственной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается.

В этом предложении несколько языковых недочетов, а в результате неправильного соединения главного и придаточного предложений вообще получился абсурд ― как будто бы дети могут быть собственностью государства.

Несоблюдение принципа корректности нередко вызывает неуместный комический эффект. Например:

…домашнее животное ― партнер человека по совместному отдыху и получению взаимного удовольствия;

…под лицами, прекратившими вооруженное сопротивление, понимаются члены незаконных вооруженных формирований, групп граждан и или отдельных граждан10
Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспективы. М., 1997.
.

Принцип стабильности языкового выражения заключается в том, чтобы использовать общепринятые и понятные словосочетания и стандартные языковые обороты, традиционно употребляемые в письменной речи и имеющие строго определенное истолкование. Нежелательно перегружать текст иноязычными заимствованиями, архаичными оборотами («лесные подати», «поруки», «стража»), профессиональной лексикой («пассажиропоток», «товарная масса», «натуральный норматив»), а также применять в тексте нормативного акта жаргон и иную просторечную лексику («волокита», «неразбериха», «выручка», «сводничество»).

Принцип информативности заключается в том, чтобы точным словам соответствовали ясные идеи относительно предписанного, дозволенного или запрещенного поведения. Рассматриваемый принцип нарушен в декларативных нормах, поскольку подобная норма не поддается однозначному толкованию. Поэтому важно правильно использовать абстрактные и конкретные формы выражения мысли законодателя. Например, в одном случае лучше использовать абстрактную формулу нематериальных благ (ст. 128, ст. 151 ГК РФ), а в другом случае более целесообразно привести их конкретный перечень: жизнь, здоровье, достоинство личности, их личная неприкосновенность, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства (ст. 150 ГК РФ).

Полнота, целостность, логическая завершенность нормативного текста ― непременное условие. Текст правового акта не может быть незаконченным, оставляющим возможность его произвольного «дополнения» или «расширения». В правовом акте должны быть закреплены все положения и правила. Текст нормативного правового акта должен быть директивным и официальным. Директивность нормативного текста выражается в его обязательных, волевых, властных формулировках. Субъекты права обязаны вести себя в полном соответствии с указаниями правового акта. В директивности стиля нормативного акта воплощена и его официальность, закрепляющая суверенную волю государства. Стиль нормативного правового акта должен быть ровным, спокойным, сдержанным, безразличным к субъективным переживаниям и эмоциям лиц, с ним знакомящихся. Как отмечают ученые, в частности Д.А. Керимов, стиль нормативного правового акта исключает пышность, торжественность, пафос, риторику или заземленную обыденность, а также использование гипербол, метафор, аллегорий.

26. Терминология, используемая при написании текстов юридических документов

Язык правовых норм характеризуется развитой системой юридических терминов (понятий), обозначающих какие-либо профессиональные понятия, необходимые для правильного и четкого выражения законодательной воли. При этом между отдельными терминами (понятиями) устанавливаются прямые либо опосредованные логические отношения и связи, обусловленные системностью действующего законодательства и единством его понятийной структуры. Логические отношения (связи) между понятиями могут проявляться в виде:

1) сравнений по смысловому значению;

2) пересечения;

3) соподчинения.

Все понятия непрерывно изменяются и уточняются, находятся в логическом движении.

Применяя специальные словесные технологии, законодатель преобразует исходный языковой материал так, чтобы получить не просто связное предложение, но развернутую нормативную формулу, способную ясно «указать людям обязательное для них лучшее поведение».

Итак, слово ― исходный строительный материал законотворчества и нормотворчества в целом. Прежде чем перейти к анализу свойств слов в праве, особенностей их употребления, необходимо сказать о соотношении слов, слов-терминов, слов-понятий. В этом вопросе мы согласимся с Н.А. Власенко, по мнению которого, слово является более общим выражением действительности и более «подвижно» в речи и тексте. Термин выполняет функцию специального носителя информации (Дума, Законодательное Собрание, неприкосновенность депутата). Понятие – категория логики и гносеологии, отражающая наиболее существенные признаки явления или предмета (право, закон, конституция). Слова выступают выразителями терминов и понятий. Нередко слово совпадает с термином и понятием. Все это говорит об определенной условности различия между словом, словом-термином, словом-понятием.

Еще римские юристы предупреждали, что «любое определение несет в себе опасность». Нечеткая, небрежно сформулированная либо сознательно искаженная дефиниция начинает подменять собой подлинную сущность понятия и неверно ориентирует познавательную деятельность. Дефиниция представляет собой краткое определение определенного понятия, которое отражает существенные и качественные характеристики предмета или явления. Дефиниция должна быть построена четко, логично, последовательно. Ей присущи:

1) определяемое понятие ― то, что определяется;

2) предикат ― то, что говорится об определяемом;

3) родовой признак ― качество, которое присуще ряду родственных предметов или явлений;

4) видовое отличие ― качество, характерное только для данного понятия.

Весьма важно, чтобы нормативное определение было построено с учетом связей и зависимостей отдельных нормативных положений в соответствующей отрасли или сфере законодательства.

Нормативные дефиниции ― это специфические нормы, входящие в механизм правового регулирования. Они должны представлять собой элементы согласованной системы.

Разработка правовых норм обязательно сопровождается конструированием и словесным обозначением специальных юридических понятий. В правотворческой деятельности используется 3 группы понятий (терминов):

1) общеупотребляемые ― этотермины в общепринятой формулировке (например, «строение», «здание», «документ» и др.);

2) специально-юридические― это термины, которыеимеют особый юридический смысл, выражающий своеобразие определенного правового понятия (например, «юридическое лицо», «государственный обвинитель»);

3) специально-неюридические― это термины, которыеимеют особый смысл в определенных науках, не относящихся к юридической. Это могут быть термины, используемые в медицине, математике, биологии и т. д. К примеру, «поствакционное осложнение», «антропогенный объект» и т. д.

Разнообразие юридической терминологии позволяет классифицировать ее на общеправовую, отраслевую и межотраслевую.

Общеправовая терминология, как правило, фиксируется текстами конституций, кодексов, законов кодифицированного типа. В них объединены те обобщенные термины, которые свойственны многим отраслям права и единообразно ими применяются (права и обязанности граждан, юридическая сила закона, ответственность, судопроизводство и т. д.). Эти термины как бы универсальны и составляют языковой фундамент всего законодательства.

Отраслевая терминология во многом специфична и отражает особенности конкретной сферы регулируемых общественных отношений. Она присуща конкретной отрасли, составляет единую основу ее языка. Цель отраслевой терминологии – предельно точная расшифровка особенностей текста отраслевых институтов, качественное обслуживание их взаимосвязей с другими структурами данной отрасли.

Межотраслевая терминология свойственна нескольким отраслям законодательства и носит смешанный характер.

Каждая из обозначенных терминологических разновидностей должна нести в себе однозначное понимание и единство для различных отраслей в рамках отдельного нормативного акта. Это правило часто игнорируется.

Часто право существенно дополняет значение общеизвестных слов, в своих правовых целях. Однако не всегда это происходит корректно.

В нормативных актах не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений. В правотворческой деятельности необходимо учитывать также следующие свойства слов:

1) полисемию (многозначность) ― накапливание разных значений в пределах одного слова. Например: «акт приемки», «законодательный акт», «половой акт». При подготовке текста проекта нормативного правового акта недопустимо «перенасыщение» нормативного текста многозначными словами и сочетаниями;

2) синонимию ― взаимозаменяемость слов и сочетаний. Для единообразного понимания и применения нормативного правового акта, точности и ясности содержания текста необходимо минимальное применение синонимов. Но вместе с тем синонимия служит для уточнения и детализации понятий. Например: «здание» ― «сооружение», «органы местного самоуправления» ― «муниципальные органы», «постоянное» ― «бессрочное». Антонимия ― взаимоисключаемость, противоположность значений слов: «право» ― «обязанность», «правонарушение» ― «правомерное поведение».

27. Роль логических приемов

Юридическая работа требует сложной мыслительной, интеллектуальной деятельности. Логика ― это наука о правильном мышлении. Сформировавшееся в процессе эволюции права профессиональное юридическое мышление характеризуется особой предметно-целевой направленностью и специфическими приемами рассуждения. В соответствии с этим мышление юриста ориентировано на твердо установленные факты, на выявление и оценку актуальных общественных отношений, чтобы создать единый, стабильный, целесообразный порядок поведения людей. Юридическое мышление всегда выражается в языке, так как требуется точно передать детали и подробности общественных отношений с учетом важных интересов личности и общества.

Юристы используют два логико-методических стандарта:

1) юридическое рассуждение на основе приложения известных норм закона к разнообразным фактам (это стандарт свойствен для стран романо-германской системы);

2) юридическое рассуждение с использованием прецедента (данный тип мышления характерен для системы англосаксонского права).

Под юридическим рассуждением здесь подразумевается последовательность констатаций, имеющих значение и четко соединенных друг с другом в соответствии с определенными принципами; последовательность, которая позволит прийти к выводам и решениям.

Перечислим правила логики, которым необходимо следовать при составлении юридических документов. К таким правилам относятся:

1) единообразное понимание терминов. Если указанное правило нарушается, происходит коллизия, дезориентация тех, кому адресованы юридические документы. Текст юридического документа должен быть доступен тем, к кому он обращен. Поэтому следует использовать максимально простые слова, термины, фразы, которые легко воспринимаются людьми. Поэтому в текстах юридических документов неуместны канцелярские обороты, архаизмы, иностранные заимствования; нужно стремиться не злоупотреблять узкоспециальными терминами;

2) согласованность различных юридических документов, системность. Необходимо соблюдать системность при построении юридических текстов. Так, нормативные правовые акты не должны противоречить актам большей юридической силы; подзаконные акты не должны противоречить законам, правоприменительные акты не должны противоречить нормативным правовым актам. Кроме того, необходимо соблюдать горизонтальные связи;

3) убедительность юридических документов. Формулируя решение, необходимо обосновать его истинность, т. е. доказать его соответствие действительности.

28. Способы распознавания ловушек в юридических документах

Многие юридические документы имеют разнообразные недостатки, ловушки. Дефект в юридических документах не может возникнуть сам по себе. В основе его появления лежит определенная деятельность, носящая юридический характер. Наличие дефекта указывает на определенный сбой в работе с ним, в результате юридический документ становится неграмотным или незаконным.

Ошибки в юридическом документе можно разделить на 4 группы:

1) ошибки в оформлении;

2) грамматические ошибки;

3) стилистические ошибки;

4) юридические ошибки.

К недостаткам в оформлении документов относятся опечатки, неправильные переносы, сокращения, личные имена, аббревиатуры. Опасны опечатки в юридических документах. Существенными являются грамматические ошибки ― в окончаниях, пунктуационные ошибки. Они искажают содержание юридического документа. Стилистические ошибки заключаются в тавтологии, повторах, длинных предложениях. Юридические ошибки можно разделить на правотворческие, правоприменительные, интерпретационные. Правотворческие ошибки связаны с недостаточно эффективной деятельностью правотворческого органа. Под интерпретационной ошибкой понимается отступление от правил толкования правовых норм, допущенное в процессе интерпретации правовой нормы и обусловившее результат толкования, не отражающее содержания нормы права. Дефекты законодательства приводят к совершению правоприменительных ошибок. Правоприменительные ошибки связаны с деятельностью судей, прокуроров, следователей, юрисконсультов, министров, других должностных лиц.

Составление документов правового характера

  • ГЛАВНАЯ
  • УСЛУГИ
    • Физическим лицам
      • Юридическая консультация
      • Гражданские дела
        • Семейные дела
        • Наследственные дела
        • Жилищные дела
        • Земельные дела
        • Дела о защите прав потребителей
          • Взыскание суммы страхового возмещения
          • Применение Закона «О защите прав потребителей» при ненадлежащем исполнении обязанностей управляющими организациями
        • Защита интеллектуальной собственности и авторских прав
        • Защита чести и достоинства
      • Уголовные дела
        • Защита на стадии предварительного следствия
        • Защита в суде первой инстанции
        • Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений
        • Защита в суде надзорной инстанции
        • Помощь адвоката в отмене условного осуждения и снятии судимости
        • Представление интересов осужденных в комиссии по помилованию
      • Составление документов правового характера
        • Письменная юридическая консультация
        • Письменная претензия (составление и подача)
        • Составление искового заявления
        • Составление ходатайства
        • Составление жалобы
        • Составление юридического заключения
        • Подготовка мирового соглашения и утверждение его в суде
        • Составление соглашения о порядке воспитания и содержания ребенка
        • Адвокатский запрос (составление и подача)
      • Юридическое сопровождение сделок с недвижимостью
        • Юридическая экспертиза документов связанных с недвижимостью
        • Разработка способа передачи денежной суммы по сделке
        • Помощь в оформлении и получении необходимых документов
        • Приватизация жилых помещений
      • Юридическое сопровождение принятия наследства
      • Оценка юридической перспективы в суде
      • Исполнительное производство
      • Представление интересов физических лиц в государственных учреждениях и организациях
    • Юридическим лицам
      • Юридическая консультация
      • Арбитражные дела
      • Исполнительное производство
      • Сосотавление документов правового характера
        • Письменная юридическая консультация
        • Письменная претензия (составление и подача)
        • Составление искового заявления
        • Составление ходатайства
        • Составление жалобы
        • Составление юридического заключения
        • Подготовка мирового соглашения и утверждение его в суде
        • Адвокатский запрос (составление и подача)
      • Обжалование решений госорганов
      • Защита бизнеса при проверках в Москве
      • Представление интересов юридических лиц в государственных учреждениях и организациях
      • Защита деловой репутации
      • Защита интеллектуальной собственности и авторских прав
      • Регистрация товарного знака
      • Проверка юридической чистоты сделки
      • Корпоративное управление
      • Купля-продажа бизнеса
      • Юридическое сопровождение инвестиций
      • Оценка благонадежности контрагентов
      • Сопровождение процедуры Due Diligence
      • Тендерное право
      • Внесение изменений в учредительные документы
      • Регистрация юридических лиц
        • Регистрация ООО
        • Регистрация хозяйственного партнерства
        • Регистрация АО
        • Регистрация производственного кооператива
        • Регистрация товарищества
        • Регистрация автономной некоммерческой организации
        • Регистрация частного учреждения
        • Регистрация фонда
        • Регистрация негосударственного пенсионного фонда
        • Регистрация общественных объединений
        • Регистрация религиозного объединения
        • Регистрация общины коренных малочисленных народов
        • Регистрация филиалов и представительств юридических лиц
        • Аккредитация филиалов и представительств
        • Регистрация ассоциации (союза)
      • Вступление в СРО
        • Вступление в СРО строителей
        • Вступление в СРО проектировщиков
      • Регистрация кредитных организаций
        • Регистрация небанковской кредитной организации
        • Регистрация банка
        • Регистрация микрофинансовой организации
        • Ликвидация кредитных организаций
        • Реорганизация кредитной организации
      • Реорганизация юридических лиц
      • Ликвидация юридических лиц
    • Разовые юридические услуги физическим и юридическим лицам
      • Юридическая консультация
      • Письменная юридическая консультация
      • Оценка юридической перспективы в суде
      • Представление интересов физических лиц в государственных учреждениях и организациях
      • Представление интересов юридических лиц в государственных учреждениях и организациях
      • Письменная претензия (составление и подача)
      • Составление искового заявления
      • Составление ходатайства
      • Составление жалобы
      • Адвокатский запрос (составление и подача)
      • Составление юридического заключения
      • Подготовка мирового соглашения и утверждение его в суде
      • Составление соглашения о порядке воспитания и содержания ребенка
  • ДЕЛА
    • Помощь уголовного адвоката в отмене условного осуждения и снятия судимости
    • Ответы на адвокатские запросы помогли защитить права наследника
    • Дело об исполнительном производстве, длившемся 3 года
    • Договора займа с финансовой пирамидой
    • Нечаянный кредит, или как не стать жертвой мошенников?
    • Возмещение ущерба в связи с заливом квартиры по вине управляющей компании
    • Решением арбитражного суда признано недействительным решение налогового органа, также оно не подлежит исполнению
    • Несуществующая задолженность по договору аренды
    • Савеловский районный суд города Москвы утвердил мировое соглашение
  • ЦЕНЫ
  • СТАТЬИ
    • sms-мошенники
    • Помощь административного адвоката полезна во многих случаях
    • Подают ли коллекторы в суд? Стоит ли верить их угрозам
    • Как купить квартиру с минимальным риском
    • Какая ответственность накладывается за незаконное хранение оружия? Основные положения закона об оружии
    • Кто может стать кандидатом в присяжные заседатели? Правила отбора
    • Можно ли наказать человека за оскорбление без мата? Как быть, если вас оскорбляют
    • Адвокат поможет всегда, в том числе при взыскании долга
    • Вопросы, на которые стоит обратить внимание при покупке автомобиля
    • Как доказать, что человек не брал кредит
    • Можно ли оспорить завещание после смерти: кто и как может это сделать
    • Направление психически больного человека на принудительное лечение: помощь адвоката в получении санкции
    • Роль корпоративного адвоката в деятельности предприятия
    • Семейный адвокат: универсальная помощь в любых вопросах
    • Услуги адвоката по гражданским делам – ключ к решению важных проблем
    • Фактические и деликтные причинители вреда: юрист-практик поможет подать регрессный иск или возражение на него
    • В чем выгода юридического обслуживания предприятий
    • Юридическое обслуживание: любые виды работ, включая разработку проекта договора
    • Помощь корпоративного юриста, включая экспертизу документов
    • Функции и задачи корпоративного юриста
    • Новое в законодательстве в 2017 году: машино-место как объект недвижимости
    • Помощь адвоката по гражданским делам, включая признание дарственной недействи…
    • Содействие адвоката при сохранении конфиденциальности
    • Помощь корпоративного адвоката, в том, числе при решении финансовых вопросов
    • Адвокат по семейным делам поможет установить порядок общения с ребенком
    • Универсальная помощь адвоката по семейным делам
    • Адвокат для потерпевшей стороны: как следует добиваться справедливой компенсации ущерба в гражданском процессе после завершения судебного разбирательства по уголовному делу
    • Гражданское право: содействие адвоката при сохранении конфиденциальности
    • Как снимается обременение с квартиры по новым правилам: юридическое сопровождение в разных ситуациях
    • Краткая характеристика института представительства
    • Завещание на наследуемое имущество – каковы правила его нотариального оформления
    • Недостатки юридических документов и возможные ошибки в них
    • Мошенники и информационная безопасность
    • Нужна ли лицензия на газовое оружие? Порядок получения
    • Что такое тайна завещания
    • Обязанности адвоката на стадии предварительного следствия
    • Как вы можете проверить контрагента, чтобы не получить убытки
    • Как защитить права на музыкальное произведение?
    • Кадастровая стоимость квартир в России
    • Почему вы имеете право не оплачивать штраф при расторжении эксклюзивного договора с агентством недвижимости?
    • Правила ношения травматического оружия и порядок его получения
    • Комиссия по делам несовершеннолетних: суть ее работы, кто попадает под контроль
    • Оформление дарственной на квартиру
  • НАПИШИТЕ НАМ

ПОНЯТИЕ, ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА

В результате изучения материалов данной главы обучающийся должен:

знать

  • • основные формы и виды юридических документов;
  • • особенности структуры и содержания юридических документов различных видов;

уметь

  • • правильно выбирать форму проекта нормативного правового акта;
  • • применять на практике основные средства и приемы нормотворческой техники;

владеть

  • • навыками составления юридических документов;
  • • юридической терминологией в области нормотворчества;
  • • приемами и средствами юридической техники.

Ключевые понятия: юридический документ, закон, подзаконный акт, нормы права, технические нормы, структура нормативного акта, правовая экспертиза, экологическая экспертиза, антикоррупционная экспертиза.

Юридический документ

Юридический документ — понятие видовое. В теории нрава, да и во всех публичных отраслях в основном упоминаются нормативные правовые акты и реже — акты право применения; в отраслях, относящихся к частным, — различные виды договоров, а также иные документы — завещания, доверенности и др. Процессуальные отрасли права имеют дело помимо нормативных, с целым рядом правоприменительных документов — протоколами, постановлениями, определениями, исковыми заявлениями, жалобами. Для прикладных наук также характерен достаточно большой массив юридической документации.

Анализ признаков разнообразных документов юридического толка позволяет сделать вывод о том, что признаки юридических

документов (рис. 2.1), свойственные тому или иному его виду, не всегда являются подходящими для других видов. Поэтому довольно часто понятие «юридический документ» заменяют более четкими понятиями — «правовой», или «юридический акт». Действительно, в правовом поле далеко не во всех случаях можно оперировать таким широким понятием, как «документ», так как не все документы являются юридическими.

Рис. 2.1. Признаки юридического документа

Юридический документ — это документ особого вида, при помощи которого оформляются решения и действия органов и организаций, должностных лиц и граждан. Уточнение «юридический» наделяет слово «документ» дополнительным смыслом, — т.е. имеющий отношение к правовым нормам.

Этимологически слово «документ» происходит от лат. (1оситеп- Шт — образец, свидетельство, доказательство . В толковом словаре С. И. Ожегова документ — это «деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь». Энциклопедические словари определяют документ многозначно: например, как различные виды актов, имеющих юридическое значение (учредительные документы обществ и товариществ, завещания, доверенности, дипломы о высшем и среднем образовании, разнообразные удостоверения личности, документы, фиксирующие специальное право гражданина, и т.д.); или же, в качестве документа, удостоверяющего личность, а также определенные нрава (пенсионное удостоверение, водительские права); либо в виде письменных свидетельств о каких-либо исторических событиях; документ так же и материальный носитель определенных данных (бумага, кино-, фото- и видеопленка, магнитная лента, перфокарта, дискета, диск и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. Документы могут фиксировать тексты, математические и иные формулы, изображения, звуки и т.д.

Обобщенно под документом следует понимать материальный носитель записи с зафиксированными на нем информационными данными, предназначенными для их передачи во времени и пространстве. В более узком смысле документ — это деловая бумага, юридически подтверждающая и удостоверяющая определенный юридический факт либо определенное право.

Отметим, что довольно распространенным в юридической науке является мнение о том, что документ — это материальный объект с информацией либо деловая бумага, подтверждающая определенные права на что-либо. Однако не совсем верно определять документ только как письменное доказательство, которое выдано или заверено компетентными государственными органами или должностными лицами в установленном законом порядке.

Все вышеперечисленные формулировки сходятся в том, что документ есть письменный источник, зафиксированный на материальном носителе. Причем если ранее под таким носителем во всех случаях понималась бумага (или иной материал, предназначенный для механического нанесения информации), то в современных условиях благодаря развитию информатизации и компьютерных технологий стало появляться и активно использоваться большое количество документов на иных материальных носителях, предназначенных для фиксации данных иными способами. Так, в информатике под документом подразумевается материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде, имеющий обращение в информационных системах. Часто определение документа фиксируется в нормативных актах и государственных стандартах, например Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в ст. 1 определяет документ как материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Своеобразие документа как материального объекта состоит в следующем:

  • — всегда появляется в процессе и является результатом целенаправленной человеческой деятельности;
  • — документ фиксирует определенный элемент, фрагмент окружающего мира (явление, процесс), определенные сведения или комплекс этих элементов;
  • — фиксация может осуществляться различными способами с помощью применения специальных знаний, навыков, умений или технических средств;
  • — закреплен на материальном носителе.

Сегодня при определении юридического документа используются разнообразные подходы. Так, в соответствии с одним из них первичным в определении документа является материальность носителя информации. Другой подход, в качестве основы понимания сущности документа предполагает саму информацию, т.е. его содержательность. Очевидно, что если признавать основным именно носитель информации, то к числу документов нельзя будет отнести те, в которых материальный носитель не находится в неразрывной связи с зафиксированной на нем информацией (электронный документ) и может быть перемещен с одного накопителя информации на другой, т.с. его носитель может быть заменен другим. Поэтому более правильным будет комплексный подход к определению документа как информации, зафиксированной на материальном носителе.

Таким образом, документ следует рассматривать в органичном единстве формы и содержания, и не отрывать информацию (содержание) от материального носителя (формы). В данном ракурсе дополнительного уточнения и разъяснения требуют приобретающие все более важное значение для современного мира понятия «электронного документа» и «электронного документооборота».

Понятие «электронный документооборот» с правовой точки зрения отличается от электронного обмена данными, поскольку основу такого документооборота составляет легитимность (законность) электронных документов, а значит наиболее значимую роль в процессе создания и легитимации электронного документа играет его правовая обеспеченность, суть которой заключается в присвоении данным, создаваемым и передаваемым электронным способом, юридического статуса официального документа.

Однако главное в юридическом документе — это то, что он содержит правовую информацию, которая может быть официальной и неофициальной. Неофициальная информация связана со всеми сведениями о правовых явлениях, отраженных в неофициальной юридической литературе. В свою очередь, каждый официальный документ помимо содержательной информации включает в себя определенную совокупность элементов — реквизитов. В качестве реквизитов юридического документа выделяют герб, название документа, дату и место составления, подпись и др. Реквизиты придают юридическую силу документу. Для электронных документов предусматриваются дополнительные реквизиты: код лица, отвечающего за правильность документа, электронная подпись.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами или соглашением между участниками электронного документооборота. Такие акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручно, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Информация, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними подзаконными актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Различные юридические документы включают в себя разный набор реквизитов. характер которых и их содержание зависят от целей создания документа и установленных требований.

Помимо реквизитов важным признаком юридического документа нужно признать его юридическую силу. Юридическая сила документа — это не только его правильное оформление. Необходимо, чтобы он исходил от субъекта, обладающего соответствующей компетенцией. Если документ должен быть подписан рядом уполномоченных лиц, то на документе должны быть все их подписи.

Поэтому под юридической силой документа понимают свойство документа выступать в качестве подлинного доказательства зафиксированной в нем информации.

Можно выделить две категории юридических документов — законные и незаконные. Законные юридические документы — обладают юридической силой, создаются в соответствии с законом и влекут определенные правовые последствия. Незаконный юридический документ — не обладает юридической силой и попадает в сферу правового регулирования лишь потому, что создается с нарушением действующего законодательства. Однако незаконный документ также, как и законный, может влечь за собой юридические последствия, например, административную или уголовную ответственность, служить доказательством вины в суде.

Любой юридический документ имеет правовое значение, означающее его необходимость для юридических отношений. Юридические документы могут позволить восстановить нарушенное право, способствовать разрешению юридических конфликтов или же повлечь негативные последствия (например, исполнительный лист о взыскании).

Такие документы могут создавать не только юристы, но и простые граждане, например, при заключении гражданско-правового договора. Создание документа — это комплекс действий субъектов юридической практики. Большой массив документов издается в ходе властной деятельности уполномоченных субъектов публичного управления, волеизъявления которых являются обязательными для адресатов конкретного документа. Однако любое волеизъявление в юридическом документе должно соответствовать закону.

Важным признаком юридического документа является его вовлеченность в процесс правового регулирования. Механизм правового регулирования — это совокупность юридических средств, в том числе и юридических документов, которые сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Особую роль здесь, безусловно, играет закон.

Такой признак, как вовлеченность в правовое регулирование, позволяет признать в качестве юридических документов различные виды письменных доказательств, документов личного характера (например, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о заключении брака). Правила их оформления и подготовки регламентируются нормативными правовыми актами.

Одним из признаков юридических документов является соответствие юридического документа определенным требованиям, к которым относят:

  • • ясность;
  • • авторитарность;
  • • своевременность;
  • • полноту.

Особые требования предъявляются к закону, среди которых:

  • • точность;
  • • определенность формы (формальная определенность);
  • • ясность и доступность языка изложения;
  • • конкретность и полнота регулирования соответствующей сферы общественных отношений;
  • • унификация и типизация структуры и формы.

Многие юридические документы наделяют своих адресатов соответствующими правами и обязанностями, но этот признак не является общим для всей совокупности подобных документов. Есть и такие документы, которые служат для фиксации определенного процесса (служебные записки, протоколы), подтверждают определенный факт (нотариально заверенная копия) или даже устанавливают поражение в правах (приговор суда о лишении специального права, об ограничении свободы, принудительных работах).

Признак передачи информации, содержащейся в правовом документе, во времени и в пространстве, напротив, слишком расширяет объем понятия, поскольку не только юридические документы передают информацию во времени и в пространстве. Поэтому данный признак необходимо рассматривать в совокупности с другими, например, признаком вовлеченности в правовое регулирование.

Важным функциональным признаком значительного ряда юридических документов является их необходимость как средства укрепления законности и правопорядка. Законность понимается чаще всего как неукоснительное исполнение всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, представляющего собой не что иное, как совокупность юридических документов, которые могут выступать в качестве средства обеспечения законности и правопорядка. В свою очередь, правопорядок определяется в виде основанной на праве и сложившейся в результате осуществления принципов законности упорядоченности общественных отношений, выражающейся в правомерном поведении их участников.

Выделение всех вышеперечисленных признаков позволяет понимать юридический документ как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле слова — это имеющий юридическое значение документ, вовлеченный в процесс правового регулирования и правоприменения посредством практической деятельности участников правовых отношений.

Данное определение позволяет относить к этой категории даже такие письменные доказательства, которые не являются процессуальными и могут составляться вне юридического процесса, в том числе и незаконные (принятые с нарушением установленных требований, превышением полномочий или поддельные).

В узком смысле юридический документ — это имеющий юридическое значение и соответствующий определенным требованиям документ, созданный в процессе юридической деятельности участниками правовых отношений.

  • Docurnento esse (лат.) — служить доказательством: documentum fidei dare (лат.) — доказать верность; documentum periculi (лат.) — предостережение от опасности.
  • Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
  • Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая: 1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи: 2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; 3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания; 4) создается с использованием средств электронной подписи.
  • Усиленной квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: 1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; 2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с федеральным законом.

Понятие и виды юридической техники

Понятие юридической техники

Эффективность работы юридических актов во многом зависит от того, насколько точно, последовательно и доступно для восприятия выражена в них воля автора. Решению этих проблем способствует юридическая техника.

Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Следует иметь в виду, что юридическая техника — это не чисто техническая, прикладная проблема. Средства юридической техники могут активно использоваться в политических интересах определенных социальных групп с целью искажения воли законодателя, достижения скрытно планируемого результата и т. д. К примеру, техника изложения ст. 90 Жилищного кодекса РФ такова, что позволяет чиновнику по личному усмотрению под предлогом неуплаты более шести месяцев за жилое помещение и коммунальные услуги выселять нанимателя и членов его семьи из жилого помещения.

Виды юридической техники

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами — наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином.

Законодательная техника содержит:

  • правила построения и оформления правовых актов,
  • приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний,
  • язык и стиль правового акта,
  • правила обнародования (промульгации) и систематизации таких
  • актов.

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя:

  • правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов,
  • способы и приемы толкования юридических норм и актов,
  • способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности,
  • способы процедурно- процессуального оформления юридической практики.

Условно юридическая техника разграничивается на:

  • технику изложения воли законодателя;
  • технику ее документального оформления.

Техника изложения воли законодателя

Техника изложения воли законодателя предполагает соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических и терминологических правил. Это связано с тем, что основным, господствующим способом выражения юридических норм является письменная речь.

Исходной единицей текста, состоящей из отдельных слов и словосочетаний, является предложение. Именно предложение способно выразить законченную мысль. Его конструкция не должна быть ни излишне сложной (перегруженной причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненными предложениями и т. д., затрудняющими восприятие воли законодателя), ни искусственно упрощенной. Все члены предложения должны быть согласованы между собой.

Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля, четкостью и краткостью формулировок, наличием устойчивых словосочетаний («если иное не предусмотрено…», «в порядке, установленном…» и т. д.). Язык текста должен соответствовать устанавливаемому методу воздействия на адресата, что предполагает уместное использование обязываний, дозволений и запретов.

Для юридических актов характерны директивность и официальность стиля. Поэтому язык и стиль нормативных, интерпретационных, правоприменительных и иных юридических актов не должен отличаться друг от друга.

При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-техниче- ские и специально-юридические. Однако, несмотря на это разнообразие, вся терминология должна быть ясной адресату, общепризнанной, однозначной, устойчивой, апробированной и адекватно отражающей определенные понятия. В отличие от общеупотребительных выражений, терминам должна быть присуща ограниченная смысловая специализация, договорная однозначность и семантическая точность.

Для облегчения работы субъектов правоприменительной деятельности на практике используются унифицированные, типовые образцы и бланки правоприменительных документов.

Средствами организации правовой материи для регулирования отношений, отличающихся определенной спецификой, являются:

  • нормативное построение, выражающееся в структурной организации правовых предписаний (гипотеза, диспозиция, санкция), в употреблении их различных разновидностей (регулятивных, охранительных) и т. д.;
  • юридическая конструкция — типовая модель, отражающая юридическое состояние структурно организованного явления правовой жизни.

Содержание юридической конструкции складывается из выстроенных в определенную структуру средств и способов правового воздействия, которые лишь в своем системно логическом взаимодействии обеспечивают достижение желаемого результата. Необходимые правовые средства выстраиваются в ней, словно атомы в молекуле, в особой последовательности и взаимосвязи, в логически завершенную цепь. Так, находящиеся в особом правовом положении субъекты, при возникновении определенных обстоятельств и выполняя определенные процедуры, связываются между собой определенными правами и обязанностями, обеспеченными возможной юридической ответственностью. К примеру, еще со времен Древнего Рима требования не владеющего собственника к владеющему не собственнику выразились в конструкции «виндикационного иска», которая существует по настоящее время, обеспечивая эффективное разрешение спорной ситуации. Внешне конструкция схожа с юридическим понятием. Однако содержание понятия раскрывается через систему существенных признаков, а содержание конструкции — через системные функциональные связи ее составных элементов, через структуру. Для этого достаточно сравнить понятие и конструкцию состава правонарушения или понятие юридической ответственности (см. признаки юридической ответственности) и конструкцию юридической ответственности, включающей в свой состав:

  • основание ответственности;
  • субъект, совершивший правонарушение;
  • степень его вины;
  • государственное наказание в форме определенных лишений.

Юридическая конструкция становится работоспособной, если в ее содержании субъективные права участников будущего правоотношения сбалансированы юридическими обязанностями и гарантированы возможностью применения адекватной юридической ответственности.

Конструкции бывают материальные и процессуальные; общеправовые, межотраслевые, отраслевые и конструкции институтов.

Отраслевая типизация выражается в использовании таких конструкций, нормативных построений и терминологии, которые рассчитаны именно на данную отрасль права. К примеру, конструкция трудового договора рассчитана на трудовое право, а конструкция ответственности без вины — на гражданское право.

Среди приемов изложения правовых предписаний наибольшее распространение получили абстрактный и казуистический, а также прямой, отсылочный и бланкетный.

Техника документального оформления

Техника документального оформления предполагает структурную организацию юридического текста и оформление официальных реквизитов. Для этого предложения объединяются в логически связанные абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы и части. Целью такой структурной рубрикации нормативно-правового акта является придание ему композиционной завершенности и четкости, что позволяет быстро ориентироваться в содержании. Этому в определенной степени способствуют и преамбулы крупных нормативных актов. В них сформулированы основные цели и задачи принятия акта, разъясняется его специфика.

Следует иметь в виду, что состав и содержание структурных элементов юридического акта во многом зависят от его видовой специфики. Для этого достаточно сравнить общие (комплексные), статутные, динамические и процедурные (регламентные) нормативно-правовые акты или нормативно-правовые и правоприменительные акты.

Официальный характер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов: наименования акта, его заглавия, даты принятия и введения в действие, порядкового номера, подписей, печати.

В зависимости от специфики содержания юридических актов различают правотворческую, правоприменительную и интерпретационную юридическую технику.

Виды юридической техники. Научная разработанность проблемы

В юридической науке уже прочно укоренилось мнение, что юридическая техника — это не хаотичный набор правил. Она делится на виды. Существуют различные мнения, сколько и какие виды юридической техники можно выделить. Причем никто не опровергает обязательность законодательной и правоприменительной техники. Но далее начинаются разногласия.

В основном споры ведутся по поводу классификационного критерия.

Одни авторы в качестве основания классификации используют такой критерий, как виды правовых актов. По их мнению, юридическая техника делится на два вида: законодательная (правотворческая) и техника индивидуальных актов. Однако эта классификация, хотя и логически безупречная, все же слишком общая, чтобы ее безоговорочно принять.

Во-первых, индивидуальные акты могут быть правореализационными и правоприменительными. Кроме того, есть еще интерпретационные и иные правовые акты. Следовательно, виды юридической техники непременно требуют дополнения.

Во-вторых, далеко не все правила юридической техники касаются составления правовых документов. Например, если инспектор ГИБДД перекрывает дорожное движение в связи с проведением общественного мероприятия, он обязан выставить соответствующие знаки на таком расстоянии, которое бы исключило возникновение затора на дороге. Понятно, что в этом случае речь не идет о правовых документах.

Большинство ученых избирают другой способ классификации правил ведения юридической деятельности — по видам юридической работы.

Например, выделяют нормотворческую, правоприменительную, праворазъяснительную, систематизационную и доктринальную юридическую технологию.

По мнению В. Н. Карташова, юридическая техника делится на следующие виды: правотворческая, правоприменительная (право- реатизационная), интерпретационная, правосистемообразующая, судебная, следственная, прокурорская и т. п.

Однако, во-первых, специализация юридической деятельности, скорее всего, будет возрастать, поскольку постоянно усложняется общественная жизнь. Перечень видов юридической техники, таким образом, оказывается неполным. Помимо указанных, в него можно включить технику проведения дознания, экспертизы, исполнения судебного решения, проведения работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, заключения договоров, назначения пенсий, регистрации и выплаты пособий безработным, адвокатскую, нотариальную технику и др.

Представляется, что в деле классификации всегда следует по крайней мере стремиться к точности и обозримости.

Во-вторых, юридические документы, подготавливаемые при осуществлении некоторых видов юридической работы, обладают сходством. Так, и дознаватель, и следователь, и судья, имеющие дело с грубой юридической патологией (совершением преступлений), должны действовать точно и быть особо скрупулезными при составлении юридических документов. Кроме того, они действуют от имени государства, и этот факт просматривается с помощью реквизитов их правовых актов. Они должны придавать большое значение фиксации реквизитов издаваемых ими юридических документов. То общее, что присуще различным правоприменительным документам, позволяет объединить их в одну группу. Таким образом, перечень видов юридической техники можно сделать достаточно экономным и не в ущерб делу.

Анализ основных научных позиций позволяет сделать вывод, что все они имеют свои выигрышные моменты. Необходимо их сгруппировать и по возможности развить.

Критерий классификации видов юридической техники

Представляется, что основным критерием классификации следует избрать стадии (этапы) правового регулирования. Существуют три основные стадии:

  • правотворчество;
  • действие права;
  • осуществление права.

Естественно, практически на всех этапах осуществляются юридические действия и, как правило, составляются правовые документы.

Однако порой основные стадии правового регулирования «обрастают» вспомогательными или дополнительными стадиями, когда приходится осуществлять и другие юридические действия.

Например, если издан нормативный акт, надо непременно позаботиться о его опубликовании, причем сделать это необходимо не тогда, когда захочет законодатель, а с соблюдением предельных сроков опубликования и других правил.

Или в процессе создания законодательного акта предстоит (либо до, либо после) проделать работу по учету и систематизации нормативных актов. В противном случае правотворческая работа может оказаться неэффективной.

Или, прежде чем установить правовое отношение, следует произвести толкование нормы права.

Или до того, как вступить в какое-либо правоотношение, надо упорядочить правовой статус (например, приобрести гражданство).

Наконец, если нарушается нормальный ход реализации правовых норм и возникает спор или не соблюдаются чьи-либо права, приходится приводить в действие репрессивный аппарат государства. Осуществляя правоприменение, государственные органы нормализуют правовую ситуацию. Естественно, их деятельность, серьезно затрагивающая права провинившихся субъектов, должна протекать с соблюдением установленных правил и быть подконтрольной.

Схема 1. Виды юридической техники

Таким образом, насчитывается шесть видов юридической техники (схема 1):

  • правотворческая техника;
  • техника опубликования нормативных актов;
  • техника систематизации нормативных актов;
  • интерпретационная техника;
  • правореализационная техника;
  • правоприменительная техника.

В дальнейшем нам предстоит детально ознакомиться с правилами, которые составляют суть этих видов юридической техники.

Требования и правила юридической техники

Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.

На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций. В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.

На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении в ноябре 1996 года, однако так и не был принят. Законопроект предусматривал специальную главу, где в одиннадцати статьях излагались основные правила законодательной техники. Также стоит упомянуть Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (с изменениями 07.07.2006 № 418)

Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты.


Языковые правила

Правовой акт, являясь средством регулирования поведения людей, обращается в первую очередь не к чувствам и воображению человека, а к его воле и разуму, и властно предписывает определенное поведение. Поэтому язык правовых документов — это язык государственной власти, а потому ему присущ властный и официальный характер. Учитывая это, составитель юридического документа обязан следовать языковым правилам. Их несколько.

Ясность

Ясность — это простота, понятность правового документа. Правовой документ должен быть составлен так, чтобы быть понятным всем лицам, на которых он распространяется. Неясный правовой акт не дает полного представления о необходимом поведении в той или иной ситуации, что ведет к неопределенности, недоразумениям и ошибкам.

Отсутствие ясности правового документа может иметь разную степень:

Наиболее нетерпимой является первая, самая грубая степень неясности. Именно здесь возможны не только ошибки, но и злоупотребления, из-за чего возникают сложные и затяжные судебные споры.

Ректор вуза уволил преподавателя за аморальное поведение. Оно выражалось в том, что данный преподаватель в процессе проведения занятий выделял в студенческой группе самую симпатичную девушку и публично оказывал ей внимание (положительно оценивал ее внешний вид, данные ею ответы и т.п.).

Он также всячески помогал ей при ответах и даже просил домашний телефон, чтобы оказывать ей необходимую помощь при подготовке к его занятиям. Кроме того, на занятиях он просил ее выполнять функции его помощника (отмечать в журнале присутствующих и ставить оценки выступавшим студентам). Для этой цели он каждый раз приглашал ее сесть рядом с ним за преподавательский стол, что, по ее утверждениям, нарушало ее интимную психологическую зону (менее 40 см) и доставляло ей серьезный дискомфорт.

Суд первой инстанции согласился с ректором и приказ об увольнении не отменил. Но каково было решение вышестоящего суда, куда истец обжаловал принятое судебное решение? Наверняка там все обстояло не просто.

Ясное представление о смысле правового акта для каждого субъекта зависит от ряда таких факторов, как его опыт (собственный или заимствованный у других), образование, уровень культуры, в том числе правовой, и др.

Степень простоты и ясности определяется и в зависимости от того, на кого рассчитан правовой акт, какой сферы отношений непосредственно он касается. Если это неопределенный круг лиц, то акты должны быть написаны более простым языком (например, Конституция РФ). Если же правовой акт регулирует достаточно узкую сферу общественных отношений (например, правила почтовой службы), текст такого акта может быть сложным.

Точность правового документа

Точность понимается как степень соответствия чему-либо. Если сравнить юридический язык с языком, принятым в сфере журналистики, можно заметить, что степень точности первого несравненно более высокая. Неточности, допущенные журналистами, можно опротестовать (т.е. поправить) в суде. Неточности судебных актов поможет исправить только вышестоящая судебная инстанция. Однако цена неточностей нормативных актов может оказаться слишком высокой.

Иногда первое языковое правило юридической техники (ясность) может вступить в противоречие со вторым (точность). В самом деле, ясность и понятность акта может препятствовать точности юридического текста, и наоборот, повышенное внимание к точности способно привести к усложнению и неясности его текста. Такими примерами изобилует Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Здесь явно просматривается желание законодателя быть исключительно точным. Кстати, пространность наименования самого Закона обусловлена этим же.

Тем не менее, все правоведы, рассматривавшие проблему противоречий между ясностью и точностью юридического документа, предлагают отдавать преимущество точности, поскольку без нее документ теряет определенность, создаются условия для его противоречивого толкования, а следовательно, и для возможного злоупотребления.

Для обеспечения точности правового акта не следует употреблять такие общие и абстрактные формулировки, как «повысить внимание», «решительно улучшить», и выражения в конце фразы типа «и т.д.», «и т.п.».

Доступность правовых актов

Это несколько иное языковое правило юридической техники. Здесь имеется в виду не столько контингент адресатов правового документа, сколько круг лиц, в отношении которых осуществляется превентивная, воспитательная работа. В данном случае речь идет в основном о правовых актах, выполняющих охранительную

роль (Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.).

Доступности способствуют:

  • использование максимально простых терминов, фраз, широко употребляемых в обычном обиходе и легко воспринимаемых большей частью населения;
  • отказ от использования в правовых актах сложных конструкций с причастными и деепричастными оборотами;
  • отказ от злоупотребления иностранными словами;
  • отказ от использования некоторых канцелярских оборотов, бюрократических штампов, архаичных выражений и т.д.

Краткость правовых документов

Одни ученые называют это языковое правило компактностью, другие — экономичностью, третьи — лаконичностью. Речь идет об одном и том же — о сокращении объема правового документа, но, конечно же, не в ущерб его качеству.

Краткости способствуют:

  • отсутствие многословия;
  • сокращение неоправданных повторений отдельных фраз (если такая потребность возникает, лучше дать в скобках краткую обобщающую формулу и затем ее воспроизводить в последующем тексте);
  • использование кратких формулировок;
  • типизация (стандартность, стереотипность) формулировок; вынесение дефиниций в начало документа, с тем, чтобы в дальнейшем не расширять документ за счет многократного их повторения.

Отсутствие пафосности, декларативности правового документа

Желание правотворческого субъекта поднять значимость правового документа порой приводит к правовой демагогии. Иногда дело доходит, как отмечает С. А. Боголюбов, до помещения в нормативные акты законодательных положений, рекламирующих государственную власть и государственные органы.

Это, конечно, крайняя форма идеологизированности правового документа, и самая опасная. В. М. Баранов определяет правовую демагогию как намеренное (иногда обманное) воздействие на чувства и знания людей посредством различных форм односторонней либо грубо извращенной подачи правовой действительности для достижения собственных порочных целей, обычно скрываемых под видом пользы для народа и благосостояния государства.

Правовой демагогией довольно часто страдали нормативные акты в советский период. Сегодня демагогичные правовые акты уже не встречаются. Однако актов декларативного характера достаточно. Вот пара примеров.

1. В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» есть положения, не в полной мере соответствующие реальности. К ним, как представляется, относятся: конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также при подготовке специалистов, переподготовке и повышении квалификации работников; содействие созданию и функционированию негосударственных высших учебных заведений; предоставление обучающимся в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте.

2. Другой пример. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации». Понятно, что данный Закон, в принципе, нужен, поскольку он определяет случаи, когда использование русского языка обязательно. Однако в нем, на мой взгляд, не обошлось без деклараций, более уместных в публицистических или научных статьях, которые никакой регулятивной нагрузки не несут:

«4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации».

Напыщенность ясно просматривается практически во всех международных актах: их преамбулы имеют крайне пафосный характер. Это связано с тем, что международные нормы не имеют санкций и исполняются только добровольно. Здесь пафосность оправданна. Она служит для того, чтобы внушить сторонам, подписавшим международный акт, его значимость и тем самым обеспечить повышение эффективности его исполнения.

Пафосна преамбула и в Конституции РФ. Скорее всего, это и правильно. Конституция — документ особенный, призванный отразить единение граждан. Однако в других нормативных актах, а тем более в правоприменительных документах, это только отвлекает внимание адресатов и снижает эффективность правовых документов.

Официальность стиля правовых документов

Несмотря на то что многие авторы относят юридический стиль изложения правовых документов к разновидности литературного, все же следует констатировать, что здесь едва ли не больше различий, чем сходства, с другими литературными источниками.

Авторы отмечают следующие особенности юридического стиля:

  • строгость;
  • чеканность;
  • нейтральность;
  • беспристрастность;
  • отсутствие какой-либо оригинальности и стилевой индивидуальности;
  • сдержанность и эмоциональная холодность;
  • отсутствие образных сравнений;
  • властность (повелительность).

Указанные языковые правила служат основой для формулирования правовых предписаний. Их значение для практики подготовки правовых документов трудно переоценить.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *