Задачи закупочной логистики

Закупочная логистика

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления, — службу снабжения. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

  • элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

  • элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

  • самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая связанные с поставкой товаров технико-технологические и экономические вопросы, а также вопросы планирования. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников. Она требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия как ее элемента.

2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение — производство — сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Цепь снабжение — производство — сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

Служба закупок на предприятии

В соответствии с концепцией логистики в процессе обеспечения предприятия предметами труда должны иметь место мероприятия по реализации системного подхода к управлению материальными потоками в пределах самой службы снабжения.

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

  • что закупить;

  • сколько закупить;

  • у кого закупить;

  • на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить следующие работы:

  • заключить договор;

  • проконтролировать исполнение договора;

  • организовать доставку;

  • организовать складирование.

Что, сколько и у кого закупить — задачи непростые по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись.

Рис. 1. Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

На рис. 1 представлен вариант организационной структуры предприятия с распределением перечисленных выше задач между различными функциональными подразделениями. Как видим, задачи «что закупить» и «сколько закупить» решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.

Задачи «у кого» и «на каких условиях закупить» решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами, и ее эффективная реализация затруднена.

Другой вариант, представленный на рис. 2, предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках (например, в дирекции по материально-техническому снабжению). Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

Рис. 2. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия

Задача «сделать или купить»

Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить») или сокращенно — задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Кроме того, закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями, в результате чего сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

  • потребность в комплектующем изделии невелика;

  • отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

  • отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

  • потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

  • комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Задача выбора поставщика

После того как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

  • объявление конкурса;

  • изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

  • посещение выставок и ярмарок;

  • переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

  • удаленность поставщика от потребителя;

  • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

  • наличие резервных мощностей;

  • организацию управления качеством у поставщика;

  • психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

  • способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

  • финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Приведем пример расчета рейтинга поставщика (табл. 1). Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же, как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в табл. 1.

Таблица 1. Пример расчета рейтинга поставщика

Критерий выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика

Произведение удельного веса критерия на оценку

1. Надежность поставки

0,30

2,10

2. Цена

0,25

1,50

3. Качество товара

0,15

1,20

4. Условия платежа

0,15

0,60

5. Возможность внеплановых поставок

0,10

0,70

6. Финансовое состояние поставщика

0,05

0,20

Итого

1,00

6,30

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков. Например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:

  • отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;

  • отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

  • отношение чистой прибыли к объему продаж;

  • движение денежной наличности;

  • оборачиваемость запасов и др.

Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляются по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

Пример

Рассмотрим, каким образом принимается решение по выбору поставщика.

Представим себе, что имеются две фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А — 500 км, до фирмы В — 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А, пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км — 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.

Таблица 2. Расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров

Показатель

Фирма А

Фирма В

Транспортные расходы

0,5 уде/км × 500 км = 250 уде

0,7 уде/км × 300 км = 210 уде

Расходы на разгрузочные работы

6 уде/ч × 0,5 ч = 3 уде

6 уде/ч × 10 ч = 60 уде

Всего расходов

253 уде

270 уде

Время выгрузки пакетированного груза — 30 минут, непакетированного — 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки — 6 уде.

Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А (табл. 2).

Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку.

Система поставок «точно в срок» в закупочной логистике

Система поставок «Точно в срок» (система ТВС) — это философия и в то же время технические приемы. Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах, например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.

Сущность системы «Точно в срок» заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие.

Противоположностью данной системы является накапливание запасов в ожидании спроса.

Общепринятое определение гласит, что система поставки «Точно в срок» — это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.

Так как контроль качества у потребителя при системе поставки ТВС не предусмотрен, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо.

Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применять систему поставок ТВС, должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.

Так как система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому предпочтение отдается не перевозочным тарифам (как в условиях традиционного снабжения), а перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.

Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы (производственные и товарные), потребность в складских мощностях, в персонале.

Метод быстрого реагирования

Этот метод разработан в результате развития философии «Точно в срок» и представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия производства или торговли, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между предприятием — потребителем продукции, его поставщиками и транспортом. Суть метода раскрыта в его названии: быстрая реакция логистической системы (рис. 3) на возникший на рынке спрос.

Рис. 3. Логистическая система, реагирующая на возникший рыночный спрос

Если поставщиком является производственное предприятие, то оно должно иметь возможность оперативно перестраивать производство на выпуск нужной потребителю продукции. Поставщик должен иметь возможность быстрого доступа к информации о реальном спросе, который предъявляет потребителю рынок. Решение о поставке товара на предприятие торговли предприятием-поставщиком принимается тогда, когда достаточно высока вероятность возникновения реальной потребности в товаре данного вида. Передача заказа и поставка товаров должны осуществляться без каких-либо задержек.

В рамках настоящей статьи под макрологистической системой будем понимать совокупность предприятий и организаций, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и действующих согласованно в целях оптимизации проходящего через эти предприятия сквозного материального потока.

В качестве простого примера рассмотрим группу способных предпринимателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объединятся и начнут работать не только на себя, но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, очевидно, резко возрастут.

Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.

В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.

НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ

Смотреть что такое «НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ» в других словарях:

  • НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ — гарантированность обеспечения потребителя нужными ему материальными ресурсами в течение заданного промежутка времени, вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Задача расчета надежности снабжения… … Большой экономический словарь

  • Транспортный корабль снабжения — «Транспортный корабль снабжения» экипаж 0÷3 чел. длительность автономного полета ≤4 сут → в составе ОПС ≤90 сут … Википедия

  • Коммерческая логистика — – организация управления экономическими потоковыми системами в сфере товарного обращения. Охватывая все потоковые процессы в сфере обращения, коммерческая логистика распространяется на закупки материально технических ресурсов, сбыт готовой… … Википедия

  • Круглово (Луховицкий район Московской области) — Деревня Круглово Страна РоссияРоссия … Википедия

  • Круглово (Луховицкий район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Круглово. Деревня Круглово Страна РоссияРоссия … Википедия

  • ВЫБОР И ОЦЕНКА ПОСТАВЩИКА — (choice and evaluation of upplier) поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др.; оценка поставщика с точки зрения обеспечения поставок продукции требуемого качества, в нужные сроки, по приемлемой… … Внешнеэкономический толковый словарь

  • ВЫБОР И ОЦЕНИВАНИЕ ПОСТАВЩИКА — (CHOICE AND EVALUATION OF SUPPLIER; SOURCING; VENDOR SELECTION AND APPRAISAL) поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др.; оценивание поставщика с точки зрения обеспечения поставок продукции… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ИСО 9004-1-94: Управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания — Терминология ИСО 9004 1 94: Управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания: 8.7. Анализ готовности продукций к реализации Следует определить возможности организации для поставки новой или модернизированной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • время — 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Что такое закупочная деятельность?

Многие начинающие участвовать в электронных торгах путаются в понятиях — что такое закупки по 223-ФЗ, что такое закупки по 44-ФЗ, чем они отключаются от коммерческих закупок? Давайте прежде всего разберемся, что такое закупочная деятельность. Закупка — это процесс приобретения товаров, работ и услуг, состоящий из выявления потребности в товаре, работе или услуге, поиска и выбора поставщика, заключения и исполнения договора о поставке товара (выполнения работ, оказания услуг).

Закупочная деятельность — процесс, целью которого является получение товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемое время и по минимальной цене.

Проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого — с минимальными затратами сил и средств своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы организации.

Законодательное регулирование закупочной деятельности необходимо в первую очередь для того, чтобы упорядочить эту деятельность, установить единые и прозрачные правила её проведения и условия для открытой конкуренции за право заключить договор с заказчиком.

Всё это в совокупности должно обеспечивать минимизацию риска злоупотреблений при проведении закупок и повышать их эффективность.

В обобщённом виде иерархию нормативных правовых и локальных актов, посвящённых закупкам, можно представить в следующем виде:

  • Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции».
  • Закон № 223-ФЗ и Закон № 44-ФЗ.
  • Федеральные подзаконные нормативные акты.
  • Региональные нормативные правовые акты.
  • Корпоративный закупочный стандарт.
  • Корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы.
  • План закупок.
  • Извещение о закупках.
  • Закупочная документация, в том числе техническое задание и проект контракта.
  • Итоговой протокол закупки.

Все причисленные выше документы являются юридически значимыми, то есть влияющими на установление правоотношений между заказчиком и поставщиком либо прямо определяющими содержание этих правоотношений.

В России закупочная деятельность разных организаций регулируется законодательством не одинаково. Это обусловлено различными уровнями рисков при проведении закупок разными категориями заказчиков. Наиболее детально урегулированы закупки государственных и муниципальных заказчиков: строгость требований законодательства о госзакупках обусловлена, во-первых, тем, что эти закупки призваны обеспечивать оказание гражданам государственных и муниципальных услуг на высоком уровне, а во-вторых, тем, что эти закупки финансируются за счёт бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств имеет следствием то, что без жёстких и детализированных требований, контроля и неотвратимости наказания для нарушителя риск злоупотреблений существенно повышается. Если государственные и муниципальные закупки проводятся ненадлежащим образом, не приходится надеяться на предоставление государственных и муниципальных услуг надлежащего качества. Таким образом, негативные последствия от злоупотреблений при проведении госзакупок для государства выше, чем от нарушений при проведении коммерческих закупок.

Для закупок естественных монополий, госкомпаний, организаций коммунального хозяйства и иных субъектов Закона №223-ФЗ законодательством предусмотрены определённые рамки, устанавливающие пределы усмотрения компании в организации собственной закупочной деятельности, поскольку, с одной стороны, эти компании не расходуют бюджетные средства и имеют внутреннюю экономическую мотивацию к рациональному использованию собственных средств, но, с другой стороны, эффективность их закупок влияет в том числе на уровень тарифов, а следовательно имеет социальную значимость.

Иными словами, если субъект Закона №223-ФЗ провёл закупку неэффективно или потратил на неё лишние деньги, то это может ударить по кошельку конечного потребителя, хотя связь между этими закупками и качеством оказания услуг не столь непосредственная, как в ситуации с госзаказом. Наконец, для коммерческих организаций гражданским и антимонопольным законодательством установлены обязательные, но вместе с тем общие требования, поскольку у таких компаний, рискующих при осуществлении своей хозяйственной деятельности собственными деньгами, существует наибольший внутренний стимул к эффективному расходованию этих средств при проведении закупок. Социальный эффект от деятельности большинства коммерческих организаций не такой значительный, чтобы устанавливать жёсткие законодательные требования к их закупкам.

Общие гражданско-правовые и антимонопольные требования, установленные в гл. 28 ГК РФ и ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» обязательны для всех. При этом субъектами Закона № 223-ФЗ, а также государственными и муниципальными заказчиками эти требования применяются с учётом особенностей, установленных отраслевым законодательством, а также с учётом дополнительных требований, установленных этим законодательством.

Заказчик может проводить в электронной форме закупки всеми способами — в том числе с помощью электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса предложений, электронного запроса цен, электронных конкурентных переговоров и т.п.

Постановлением Правительства РФ № 616 утверждён перечень продукции, которую заказчик обязан закупать только в электронной форме. При этом, даже закупая продукцию из этого перечня, заказчик вправе использовать любой электронный способ размещения заказа, а не только аукцион. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 исключительно в электронной форме закупаются:

  • Природная вода и лед.
  • Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них.
  • Полиграфическая и печатная продукция.
  • Канцелярские принадлежности.
  • Оргтехника.
  • Аппаратура радио, телевидения и связи.
  • Фото- и киноаппаратура.
  • Медицинская аппаратура.
  • Средства измерения.
  • Часы.
  • Автомобили, их детали и принадлежности.
  • Транспортные средства.
  • Услуги по торговле, ТО и ремонту автомобилей.
  • Услуги по ремонту оргтехники для офисов.
  • Услуги по уборке зданий.

Закупка товаров, работ и услуг, включённых в этот перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке содержит сведения, составляющие государаственную тайну;
  • если Правительством РФ принято решение проводить данную закупку в закрытом режиме;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке самой регулируемой организации. При этом регулируемая организация имеет право закупать в электронной форме и продукцию, не входящую в перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.

Что такое закупочная логистика, ее функции и цели, методы организации и принципы построения + показатели эффективности

В этой статье будет разобрано, что такое закупочная логистика, какие функции, цели и задачи у нее есть. Попытаемся разобраться в принципах, на базе которых она строится, и каким образом можно оценивать ее эффективность.

Основное понятие

Закупочная логистика — это процесс обеспечения организации необходимыми материальными ресурсами, а также их размещение, хранение и выдача для применения в производстве.

В рамках осуществления производственной деятельности у каждой компании возникает необходимость в осуществлении закупа, доставки и временного хранения предметов труда, включая сырье, полуфабрикаты и т.п. И подразделение компании, занимающееся подобными вопросами, как правило, называется службой снабжения.

Функции и цели закупочной логистики

Работу подразделений, занимающихся вопросом снабжения, можно рассматривать на таких уровнях, как:

  • звено, которое обеспечивает связь и осуществление целей системы макрологистики, частью которой и является данное конкретное предприятие;
  • на уровне микрологистики данный отдел выступает как часть всего предприятия;
  • отдел снабжения также выступает в качестве самостоятельной структурной единицы, имеющей поставленные перед ней цели.

В качестве базовых функций обозначенного процесса специалисты выделяют:

  • разработка стратегии закупа ресурсов и определение будущей потребности в них;
  • сбор и анализ поступающих предложений от возможных контрагентов по снабжению;
  • выбор снабженцев материальными ресурсами;
  • определение потребности предприятия в материальных ресурсах и расчет объема их заказа контрагентам;
  • согласование цены заказа и подписание договора о снабжении;
  • контроль за сроками выполнения обязательств со стороны поставщиков;
  • контроль за качеством поставляемых товаров и их дислокация на складе;
  • контроль за состоянием запасов сырья на складе.

Что касается целей логистики закупок, то в качестве первой специалисты отмечают закуп требуемого товара.

Следующая цель состоит в том, чтобы правильно определить время покупки. Для этого необходимо правильно управлять запасами сырья на складе.

Важно не только определить количество, но и адекватную цену материальных ресурсов, так как от этого будут зависеть себестоимость производимой продукции и, соответственно, размер дохода компании.

Основные задачи

Если говорить о ключевых задачах процесса закупа, то тут следует отметить:

  • оценка потребности в сырье. Для этого следует определиться с потребителями сырья внутри предприятия. Далее следует рассчитать требуемое количество материальных ресурсов;
  • исследование рынка закупок. В рамках данного анализа изучаются методы закупа сырья у поставщиков, в связи с чем последних необходимо идентифицировать. Лишь после этого определяются потенциальные рынки, где можно приобрести требуемый объем ресурсов;
  • выбор контрагентов по поставкам. В рамках данного анализа создается база данных поставщиков;
  • осуществление закупок. В данном случае проводятся переговоры, по итогам которых подписывается соответствующее соглашение;
  • контроль за снабжением, в рамках которого контролируется качество ресурсов и сроки снабжения;
  • рассчитывать бюджет закупок, чтобы понимать, во сколько может обойтись закуп тех либо иных товаров.

Принципы построения закупочной логистики

Если рассматривать базовые принципы, которым подчиняется работа отделов снабжения в компаниях, то в этом случае отмечают:

  • принцип планомерности, согласно которому завоз материальных ресурсов должен осуществляться согласно плановым графикам;
  • равномерность, что означает доставку сырья по истечению аналогичных периодов времени, благодаря чему обеспечиваются приемлемые условия работы;
  • принцип оперативности, согласно которому снабжение предприятия сырьем должно осуществляться в зависимости от изменяющегося на него спроса;
  • экономичность говорит о том, что поставки сырья следует осуществлять с наименьшими издержками рабочего времени и денежных средств;
  • согласно принципу технологичности закуп и снабжение сырьем необходимо выполнять посредством современных технологий.

Методы организации процесса снабжения

На практике применяются следующие методы организации процесса закупок:

  1. Метод MRP I или «планирование потребности в ресурсах», в соответствии с которым на начальном этапе определяются объем и сроки производства продукции, а после этого рассчитываются сроки и объем сырья для удовлетворения производственных нужд. Также существует метод MRP II или «планирование ресурсов для производства», где ключевую роль играют расчет прогнозных показателей по спросу на сырье, размещения заказа и управления имеющимися на складе запасами. Такой метод позволяет сократить объем ресурсов на складе, оптимизировать материальные потоки.
  2. Метод поставки сырья точно в срок, когда ресурсы доставляются небольшими партиями по первому требованию заказчика. Однако подобное решение способствует тому, что возрастают запасы на складах у поставщика. В целом эффективность закупочной логистики при данном методе не возрастает.
  3. Метод компанионального регулирования запасов, который позволяет рационализировать процесс поставки. Таким образом, спрос на ресурсы прогнозируется точнее, а также согласовываются количество и время пополнения запасов сырья на складе. В рамках данного метода огромное значение отводится сотрудничеству между поставщиком и заказчиком.
  4. Централизация закупочного процесса в розничных сетях. Здесь речь идет о том, что в зависимости от масштабов компании – производителя процесс снабжения сосредоточен на одном работнике либо на едином отделе по закупкам.
  5. Категорийное регулирование закупок. В рамках данного метода каждый вид сырья рассматривается как обособленное направление бизнеса, для оценки которого применяются собственные показатели.

Показатели эффективности закупочной логистики

Оценить эффективность процесса снабжения позволяют следующие показатели:

  • исполнение договорных обязательств по поставкам;
  • частота поставок, представляющая собой временной интервал между каждой поставкой;
  • среднесуточная поставка, определяемая как частное от общего числа поставок и количества дней;
  • средний период задержки поставок;
  • комплектность поставляемых ресурсов;
  • коэффициент синхронности поставок, определяемый делением наименьшего и наибольшего процента соблюдения графика поставок;
  • показатель связи между поставщиком и потребителем, который позволяет оценить тесноту связи потребителя с тем либо иным поставщиком;
  • комплексный показатель, характеризующий выполнение обязательств по поставке ресурсов с точки зрения обозначенного срока, ассортимента и качества сырья.

Таким образом, закупочная логистика имеет огромное значение для обеспечения бесперебойного процесса производства и выпуска продукции, что в конечном итоге влияет на получаемую предприятием прибыль. Поэтому очень важно наладить работу закупочной логистики правильно.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *