Закон 219

  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
    • Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
    • Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
    • Статья 4.1. Загрязняющие вещества
    • Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
    • Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
  • Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
    • Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
    • Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
  • Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • Статья 14.
    • Статья 15.
    • Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения
    • Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
    • Статья 18. Экологическое страхование
    • Статья 18.1. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции
  • Глава V. НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
    • Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
    • Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
    • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
    • Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
    • Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы
    • Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
    • Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
    • Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
    • Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
    • Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды
    • Статья 28.1. Наилучшие доступные технологии
    • Статья 29. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
    • Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
    • Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
    • Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
  • Глава VI. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    • Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
    • Статья 33. Экологическая экспертиза
  • Глава VII. ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
    • Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
    • Статья 37.
    • Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства
    • Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства
    • Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
    • Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
    • Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства
    • Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель
    • Статья 43.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии
    • Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
    • Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки
    • Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
    • Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
    • Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
    • Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
    • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
    • Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды
    • Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
    • Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
    • Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного воздействия
    • Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
  • Глава VIII. ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ, ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
    • Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
  • Глава IX. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ОСОБОЙ ОХРАНОЙ
    • Статья 58. Меры охраны природных объектов
    • Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
    • Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
    • Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
    • Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
  • Глава IX.1. ЛЕСОПАРКОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА
    • Статья 62.1. Лесопарковый зеленый пояс
    • Статья 62.2. Создание лесопаркового зеленого пояса
    • Статья 62.3. Информация о лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.4. Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.5. Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации
  • Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)
    • Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
  • Глава XI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • Статья 64.
    • Статья 65. Государственный экологический надзор
    • Статья 66. Права должностных лиц органов государственного надзора
    • Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
    • Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
    • Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
    • Статья 68.1.
    • Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 69.1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ
    • Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Глава XII. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды
  • Глава XIII. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
    • Статья 72.
    • Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
    • Статья 74. Экологическое просвещение
  • Глава XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
    • Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 78.1. Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
    • Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
  • Глава XIV.1. ЛИКВИДАЦИЯ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
    • Статья 80.1. Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде
    • Статья 80.2. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
  • Глава XV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
    • Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды
  • Глава XVI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Для поддержания экологического равновесия необходима система природоохранительных законов, норм и правил, которые устраняли бы противоречия между человеческой деятельностью и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания, на которую, согласно Конституции РФ, имеет каждый человек, проживающий на территории России.

Правовая экология входит в социальную экологию ее составной частью. Под правовой экологией понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право. Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу рационального использования природных ресурсов; ООС; обеспечения экологической безопасности.

В экологическом праве фиксируются правила поведения людей, вытекающие из объективных законов природы и соответствующие действию этих законов.

Экологическое право проявляется в трех формах: в правовой концепции (идеологии), нормах права и правоотношениях.

Идеология служит формой концептуальной политики государства и объединения эколого-правовых норм в систему. Эту политику выражают идеи, доктрины, теории, образующие в совокупности правовую концепцию экологически безопасного устойчивого развития общества при взаимодействии с природой.

Нормы экологического права закрепляют экологическую политику государства в обязательных правилах поведения физических лиц, правилах осуществления деятельности юридическими лицами и субъективных правах этих лиц в отношениях природопользования и ООС.

Экологические правоотношения представляют собой урегулированные правом общественные экологические отношения – юридические связи субъектов права. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется.

Под источниками экологического права следует понимать нормативные акты, принятые уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащие государственную волю законодателя в области экологопользования.

Систему источников экологического права образуют:

  • международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
  • Конституция РФ;
  • федеративные договоры;
  • законы (конституционные и федеральные);
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты министерств и ведомств;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные правовые акты.

Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере природопользования и ООС) являются составной частью ее правовой системы. Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15).

Далее в Конституции устанавливается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить ООС и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).

Конституция также определяет, какие вопросы в сфере ООС должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст.71). В основном вопросы природопользования, ООС и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и ООС, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст.72).

Федеративные договоры определяют предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации в области природопользования и ООС. Важным является положение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного ведения направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в Государственной думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.

Законы (конституционные и федеральные). Закон является средством закрепления государственной экологической политики и принимается органом представительной ветви государственной власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон «Об охране окружающей природной среды». Это означает, что в вопросах ООС нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Закон определяет правовые основы государственной политики в области ООС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области ООС и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ; определяет определение эколого-правовой статус граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма ООС, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая: Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982); Земельный кодекс РФ (2001); Федеральный закон «О недрах» (1995); Лесной кодекс Российской Федерации (1997); Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995); Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995); Федеральный закон «О животном мире» (1995); Водный кодекс РФ (1995); Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995) и др.

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся: Указ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (1994); «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996); «Об особо охраняемых территориях Российской Федерации» (1992); Распоряжение «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью» (1995) и др.

Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня.

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и ООС с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей природной среды наделены вневедомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К ведению местного самоуправления относится принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в ООС.

Локальные нормативные правовые акты принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты общего характера – уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и ООС. Специальные локальные акты – планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вносятся глобальные изменения в закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Законом вводятся разделение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на следующие категории:
• объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий — объекты I категории;
• объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду — объекты II категории;
• объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду — объекты III категории;
• объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду — объекты IV категории.
Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, будут установлены Правительством Российской Федерации.
Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется органами государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а подлежащих региональному надзору – органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Со дня вступления в силу настоящего закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в порядке утвержденным данным законом.

Так же к полномочиям органов федеральной власти отнесено:
• установление перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды;
• установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;
• установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
• установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва.

В связи с разделением объектов на категории существенно изменяется система нормирования.
Осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объектами I категории будет производиться на основании технологических нормативов для стационарных источников, установленных комплексным экологическим разрешением. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Технологические нормативы, установленные комплексным экологическим разрешением, устанавливаются на основе технологических показателей, которые не должны превышать технологических показателей наилучших доступных технологий. В комплексное экологическое разрешение также будут включены лимиты на размещение отходов.
Осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обращение с отходами объектами II категории будет производиться в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду. Данные объекты самостоятельно производят расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, которые будут являться приложением к подаваемой декларации. При желании юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории также могут получить комплексное экологическое разрешение.
Для объектов III категории нормативы допустимых выбросов (сбросов) устанавливаются только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов подается в этом случае в госорган в уведомительном порядке.
Для объектов IV категории нормативы допустимых выбросов (сбросов) не рассчитываются, лимиты на размещение отходов не разрабатываются, отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не предоставляется, плановые проверки на данных объектах не проводятся.
Нормативы допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы (сбросы) радиоактивных веществ, которые выдаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сроком на 7 лет.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (сбросов), технологических нормативов действующим стационарным источником или совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, устанавливаются временно разрешенные выбросы (сбросы), установление которых допускается только при наличии и на период действия плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. Временно разрешенные выбросы (сбросы) устанавливаются разрешением на временные выбросы (сбросы) или комплексным экологическим разрешением.

Внедрение наилучших доступных технологий будет производиться в областях хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Информация по наилучшим доступным технологиям будет содержаться в информационно-технических справочниках. Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, будет осуществляется не реже чем один раз в десять лет.
Государство будет оказывать содействие в осуществлении деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду в виде предоставления налоговых льгот, льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду и субсидий.

Комплексное экологическое заключение для объектов I категории будет содержать:
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах (сбросах);
• нормативы допустимых физических воздействий;
• лимиты на размещение отходов производства и потребления;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу производственного экологического контроля;
• срок действия комплексного экологического разрешения;
• нормативы на временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы (при наличии);
• программу повышения экологической эффективности.

Для получения комплексного экологического разрешения необходимо будет подать заявку в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее, чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действующего комплексного экологического разрешения. Требования к содержанию заявки представлены в рассматриваемом законе. Материалы обоснования комплексного экологического разрешения для объектов первой категории подлежат экологической экспертизе федерального уровня.
Комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на 7 лет после рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения в месячный срок. Комплексное экологическое разрешение может подлежать отзыву или пересмотру в порядке, установленном рассматриваемым законом.
За выдачу, продление, переоформление, пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений взимается госпошлина в размере 6000 рублей.
Разрешения на выброс (сброс), лимиты на выбросы (сбросы), лимиты на размещение отходов производства и потребления, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. С заявкой на получение комплексного экологического разрешения следует обратиться в уполномоченные органы с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Комплексное экологическое разрешение необходимо получить до 1 января 2025 года.

Декларация о воздействии на окружающую среду в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, подается в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации один раз в семь лет.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
• наименование, организационно-правовая форма и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе производственного экологического контроля.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган исполнительной власти представляются расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль и предоставляют результаты контроля в уполномоченные органы в соответствии с требованиями настоящего закона.

Изменения также коснулись вопросов осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
• размещение отходов производства и потребления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду передвижными источниками взиматься не будет. Таким образом, произошло урегулирование вопроса о двойном учете автотранспорта при расчете платы за передвижные и стационарные источники.

С юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории плата за негативное воздействие на окружающую среду взиматься не будет. В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов.
Лица, обязанные вносить плату, будут также ежегодно подавать в уполномоченные органы по месту нахождения объекта декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Законом установлен Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, Порядок исчисления платы, Порядок и сроки внесения платы. Порядок представления декларации о плате и ее форма будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль за правильностью исчисления платы, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы установления нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, временно разрешенных сбросов, взимания платы за сбросы загрязняющих веществ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов регулируются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения.

Внесены поправки в КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за:
• сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
• невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на учет;
• осуществление деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.
Настоящий закон вступает с силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений.

В связи с глобальностью вносимых данным законом изменений и необходимостью издания большого количества подзаконных актов, не исключено, что вступление его в силу будет отложено.
Также следует дождаться выхода подзаконных актов, которые в существенной степени будут влиять на применение всех новых норм, вводимых рассматриваемым законом. В частности, существенными станут те критерии, которые должно будет установить Правительство Российской Федерации, и по которым будет проводиться отнесение предприятий к одной из четырех категорий по уровню воздействия на окружающую среду.

Судебная практика и законодательство — 7-ФЗ Об охране окружающей среды

<Письмо> Росприроднадзора от 13.04.2017 N АС-10-01-36/7619 «О направлении информации»

Соответственно, требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, установлены санитарными правилами, Законом N 7-ФЗ и техническими регламентами.

Согласно подпункту «а» пункта 6 Положения к заявлению для получения лицензии соискатель лицензии для работ по сбору отходов прикладывает копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).

<Письмо> Минобрнауки России от 01.06.2017 N ВК-1463/09 «О перечне нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей»

20. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

21. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

Приказ Ростехнадзора от 18.05.2017 N 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики»

9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

10. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказ Минприроды России от 09.03.2017 N 79 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения

Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 382-13 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 августа 2014 г. N 1447-р»

содействие в получении промышленными предприятиями комплексного экологического разрешения в обеспечение реализации требований Федерального закона «Об охране окружающей среды»

I. Приоритеты и цели государственной политики,

в том числе общие требования к государственной политике

Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 591 Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Приказ Минздрава России от 26.12.2016 N 998н Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств

<Письмо> Росприроднадзора от 16.03.2017 N АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» (вместе с «Методическими рекомендациями по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр», «Методическими рекомендациями по снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»)

Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.

«Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012)

Разработка нормативно-правового документа о порядке организации производственного экологического контроля и мониторинга в морских портах, согласующегося с федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, способствующего их реализации.

Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (ред. от 30.12.2019) Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы

<3> Корректировка размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей. Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан. В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.

Какие в РФ есть экологические законы?

Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:

Вам будет интересно: ФЗ 59 в последней редакции.

Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, принятый 23 ноября 1995 года, направлен на соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Законодательство устанавливает производить в обязательном порядке соответствующую природоохранную экспертизу на стадии сдачи проекта в реализацию, для того чтобы проверить планируемый объект на соответствие экологическим стандартам, и его влияние на окружающую среду. Закон описывает следующие положения:

  • Порядок осуществления экологической экспертизы ;
  • Правила оформления документации;
  • Полномочия президента, правительства и других государственных органов власти в сфере экологии;
  • Права граждан при проведении природоохранной экспертизы;
  • Финансирование экологических проверок;

Последняя редакция ФЗ 116. Подробности

Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, принятый 24 июня 1998 года, устанавливает правила обращения с производственными и потребительскими отходами, порядок их утилизации и повторного использования с целью защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного воздействия. Закон предусматривает следующие аспекты:

  • Общие требования к работе с разными классами отходов;
  • Нормирование и учёт в сфере переработки и утилизации отходов;
  • Государственный надзор;
  • Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами;
  • Полномочия государства и его субъектов в области переработки и уничтожения отходов.

Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, принятый 20 марта 1999 года, предназначен обеспечивать благоприятные условия окружающей среды для проживания граждан и защиты их здоровья и жизни. Законодательный документ регулирует следующие сферы:

  • Санитарные и эпидемиологические требования для обеспечения безопасной среды обитания и здоровья человека;
  • Санитарно-профилактические действия;
  • Права и обязанности граждан и организаций в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • Государственный контроль за соблюдением санитарных и эпидемиологических норм.

Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, принятый 4 мая 1999 года, регламентирует деятельность граждан, учреждений и промышленных организаций с целью охраны чистоты атмосферного воздуха и предотвращения его загрязнения. Законодательство устанавливает следующие требования:

  • Регламентирование различных видов деятельности, включая хозяйственную, промышленную и другую активность, которая осуществляет выброс веществ в атмосферу;
  • Государственный контроль источников вредного воздействия на атмосферный воздух;
  • Принципы управления в области защиты атмосферного воздуха;
  • Права физических и юридических лиц, а также различных промышленных и хозяйственных организаций в сфере защиты благосостояния воздуха.

Также существует ряд кодексов: земельный, лесной и водный, направленные за защиту данных сфер экологии и регулирующие деятельность в этих областях. В дополнение к ним созданы узконаправленные федеральные законы, которые контролируют использование отдельных видов природных ресурсов: ФЗ “о животном мире”, ФЗ “О рыболовстве”, ФЗ “Об охоте”, ФЗ “О недрах”, ФЗ “О континентальном шельфе РФ”, а также законодательства об использовании атомной энергии, о водоснабжении и использовании водных ресурсов и другие, которые направлены соблюдать экологический баланс как на территории Российской Федерации, так и на евразийском континенте и планете в целом.

ФЗ №33 в последней редакции 2018 года смотрите

Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.

Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее

Общие положения закона об экологии

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
  • Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
  • Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
  • Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
  • Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
  • Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
  • Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
  • Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
  • Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
  • Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
  • Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
  • Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
  • Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
  • Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
  • Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.

Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
  • создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
  • защита и разумное использование природных ресурсов;
  • принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
  • непредвзятый экологический надзор;
  • принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
  • установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
  • уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
  • обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • комплексный подход к защите окружающей среды;
  • запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
  • всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
  • экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.

Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

  • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
  • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
  • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
  • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

Скачать текст закона об экологической безопасности

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, по ссылке.

Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать тут.
  • Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать тут.
  • Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать здесь.
  • Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать тут.

Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *