Закон о севере

Работа на Крайнем Севере — что получат пенсионеры?

Работа в сложных климатических условиях, создающих дополнительную нагрузку на организм человека, даёт право на получение специальной доплаты к пенсии от государства. Доплата суммируется к основным пенсионным выплатам, которые ежемесячно получает пенсионер.

Перечень сложных для работы и проживания регионов утверждён правительством РФ. В него входит крайний Север и другие районы с суровым климатом. А размер надбавок и порядок их начисления регулируется положениями статьи Трудового кодекса под номером 313 и 317.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Виды доплат и права на их получение

Пенсионеры, отдавшие много лет своей жизни работе на Севере, могут претендовать:

  • на увеличенные выплаты, являющиеся надбавками за стаж (согласно 317-й статье ТК);
  • и районные коэффициенты, которые учитываются при расчётах.

Права на северные пенсии имеют следующие категории (согласно 317-й статье ТК и Закона РФ под номером 4520-1, принятого в феврале 1993 года):

  • сотрудники, постоянно работавшие в регионах, указанных в правительственном перечне;
  • лица, работавшие там периодически (дежурившие на вахтах).

Следует отметить, что граждане, отправленные в непродолжительную командировку, не могут впоследствии претендовать на дополнительные проценты к пенсионным выплатам.

Перечисленным категориям особые пенсионные выплаты положены даже в случае смены жительства. То есть, пенсионер, проведший на Севере двадцать лет, и переехавший затем в другой регион, имеет все права на положенную по закону северную доплату. У такого человека, работавшего в сложных по климату условиях, есть права:

  • на увеличение базовой (фиксированной страховой части) любой пенсионной выплаты;
  • на досрочное назначение пенсионных выплат, оформляемых по старости.

Выплаты по старости устанавливаются женщинам, достигшим возраста в пятьдесят лет, и мужчинам после пятидесяти пяти лет. При этом общий страховой стаж (время работы) должен быть не меньше пятнадцати лет для Крайнего Севера. Для регионов, приравненных по условиям работы и жизни к Северу, стаж составляет двадцать лет. И при его подсчёте каждый год считается как девять месяцев «северного» года.

Также пенсионные выплаты с доплатой могут назначаться женщинам, имеющим двое или больше детей, и достигшим возраста в пятьдесят лет. При этом они должны проработать на Севере двенадцать лет, а в регионах, приравненных к нему, не меньше семнадцати лет.

Оленеводы, рыбаки и охотники, отработавшие в сложных климатических регионах двадцать пять (мужчины) или двадцать лет (женщины), могут оформить пенсию раньше на пять лет. Для женщин это возраст в сорок пять, а для мужчин в пятьдесят лет.

Все эти данные сведены в таблице:

Пол Возраст Стаж на КС Стаж в местностях, приравненных к КС Страховой стаж в целом
мужчины 55 15 20 25
женщины 50 15 20 20
женщины с двумя детьми 50 12 17 20
мужчины 50 При условии постоянного проживания При условии постоянного проживания 25Рыбаки, оленеводы, промысловые охотники
женщины 45 При условии постоянного проживания При условии постоянного проживания 20Рыбаки, оленеводы, промысловые охотники

Условия назначения

Основным условием назначения является наличие необходимого по длительности рабочего (страхового) стажа в районах, указанных в правительственном перечне.

Если в наличии имеется только половина стажа, возраст при оформлении выплат уменьшается пропорционально отработанным годам.

За каждый трудовой год пенсионный возраст будет снижен ровно на четыре месяца.

Необходимо также учитывать три важных момента:

Полный северный стаж даёт право на снижение пенсионного возраста на пять лет. Если гражданин дополнительно работал по специальному стажу (неважно в каком регионе), предусматривающему снижение ещё на пять лет, льготы будут суммироваться. На пенсию в таком случае можно выйти на десять лет раньше.

Если имеются разные виды стажа (например, северный и работы во вредных для здоровья условиях), предусмотрена возможность выбора одного из двух стажей. Пенсионер вправе сам определить, суммировать стажи или выбрать тот, по которому будут начислены более выгодные выплаты.

Если человек работал до 2002 года, он может потребовать начисления за этот период по льготным условиям, отражённым в старом законодательстве. То есть, один год засчитать, как полтора года на обычной работе. Такой расчёт выгоден при наличии продолжительного стажа работы в условиях Крайнего Севера. Например, больше 20 или 25 лет.

Размеры пенсионной надбавки

Увеличение размеров пенсионных выплат предусмотрено для указанных категорий граждан в обеих частях — базовой и страховой.

Причём к базовой части обязательно применяется районный коэффициент. Лица, покинувшие указанные в перечне регионы, на этот коэффициент уже рассчитывать не могут. Им будут начислены лишь увеличенные размеры базовой части.

Для лиц, отработавших в северных условиях, назначают по старости 5 865 рублей (базовая часть выплат). Если есть иждивенец, пенсионеру выплачивают 7 820 рублей.

Для лиц, работавших в регионах, отнесённых к северным, базовая выплата составит 5 083 рубля. В семьях с иждивенцем размер будет увеличен до 6 777 рублей.

Что касается страховых частей, то они формируются с учётом повышающих коэффициентов (в среднем по стране показатель от 1,4 до 1,9). При выезде эта часть пенсии вместе с учётом коэффициента сохраняется полностью.

Применённый коэффициент позволяет увеличить размеры выплат в среднем на 30-50%, в зависимости от местности, где человек работал.

Такие пенсионные выплаты настоящее подспорье для лиц, достигших пенсионного возраста. Ведь отношение заработной платы к обычной пенсии в среднем по стране не превышает показателя в 1,2 (этот коэффициент заметно ниже).

Размеры районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к нему районах отображены в таблице:

Районы Крайнего Севераи приравненные к ним местности Районный коэффициент
Острова Северного Ледовитого океана и его морей(кроме островов Белого моря и острова Диксон), Республика Саха (Якутия):

  • Местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Айхал» и «Удачная», прииски «Депутатский» и «Кулар»;
  • Нижнеколымский район;
  • Поселок Усть-Куйга Усть-Янского района.

Сахалинская область:

  • Северо-Курильский район;
  • Курильский район;
  • Южно-Курильский район (Курильские острова).

Камчатский край:

  • Алеутский район (Командорские острова).

Чукотский автономный округ (вся территория автономного округа).

2,0
Красноярский край:

  • г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты.

Мурманская область:

  • г. Мурманск — 140.
1,8
Республика Саха (Якутия):

  • Ленский район (севернее 61° северной широты);
  • г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты.

Магаданская область (вся территория области)Мурманская область:

  • пгт. Туманный.
1,7
Республика Коми:

  • г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты.

Республика Саха (Якутия):

  • Абыйский район;
  • Аллаиховский район;
  • Анабарский район;
  • Булунский район;
  • Верхневилюйский район;
  • Верхнеколымский район;
  • Верхоянский район;
  • Вилюйский район;
  • Жиганский район;
  • Кобяйский район;
  • Нюрбинский район (ранее Ленинский);
  • Мирнинский район;
  • Момский район;
  • Оймяконский район;
  • Оленекский район;
  • Среднеколымский район;
  • Сунтарский район;
  • Томпонский район;
  • Усть-Янский район (за исключением поселка Усть-Куйга);
  • Эвено-Бытантайский район.

Красноярский край:

  • Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (вся территория автономного округа);
  • Эвенкийский автономный округ (севернее реки Нижняя Тунгуска);
  • Туруханский район (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан);
  • Местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов);
  • г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты.

Хабаровский край:

  • Охотский район.

Камчатский край (вся территория края за исключением Алеутского района (Командорских островов)Сахалинская область:

  • Ногликский район;
  • Охинский район;
  • г. Оха.
1,6
Республика Коми:

  • г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты.

Республика Саха (Якутия):

  • пгт. Кангалассы.

Республика Тыва:

  • Монгун-Тайгинский район;
  • Тоджинский район;
  • Кызылский район (территория Шынаанской сельской администрации).

Ненецкий автономный округ (вся территория автономного округа)Тюменская область:

  • Уватский район.

Ханты-Мансийский автономный округ (севернее 60° северной широты)Ямало-Ненецкий автономный округ (вся территория автономного округа)Томская область:

  • Александровский район;
  • Верхнекетский район;
  • Каргасокский район;
  • Колпашевский район;
  • Парабельский район;
  • Чаинский район;
  • г. Кедровый;
  • г. Колпашево;
  • г. Стрежевой.
1,5
Республика Алтай:

  • Кош-Агачский район;
  • Улаганский район.

Республика Карелия:

  • Беломорский район;
  • Калевальский район;
  • Кемский район;
  • Лоухский район;
  • г. Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • г. Костомукша.

Республика Саха (Якутия) (вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 1, 3, 4, 5)Республика Тыва (вся территория Республики за исключением районов, указанных в п. 5)Приморский край:

  • Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый)

Хабаровский край:

  • Аяно-Майский район;
  • Ванинский район;
  • Верхнебуреинский район (севернее 51° северной широты);
  • Район им. П. Осипенко;
  • Николаевский район;
  • Советско-Гаванский район;
  • Солнечный район (Амгуньская и Дукинская сельские администрации);
  • Тугуро-Чумиканский район;
  • Ульчский район;
  • г. Николаевск-на-Амуре;
  • г. Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты.

Архангельская область:

  • Лешуконский район;
  • Мезенский район;
  • Пинежский район;
  • Соловецкий район (Соловецкие острова);
  • г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты.

Мурманская область (вся территория области за исключением городов и районов, указанных в пп. 1, 2, 3)Сахалинская область (вся территория области за исключением городов и районов, указанных в пп. 1, 4)

1,4
Республика Бурятия:

  • Баунтовский район;
  • Муйский район;
  • Северо-Байкальский район;
  • г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты.

Республика Карелия:

  • Медвежьегорский район;
  • Муезерский район;
  • Пудожский район;
  • Сегежский район;
  • г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты.

Республика Коми:

  • Ижемский район;
  • Печорский район;
  • Троицко-Печорский район;
  • Усть-Цилемский район;
  • Удорский район;
  • г. Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • г. Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • г. Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • г. Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • г. Печора и подчиненные его администрации населенные пункты.

Красноярский край:

  • Эвенкийский автономный округ (южнее реки Нижняя Тунгуска);
  • Богучанский район;
  • Енисейский район;
  • Кежемский район;
  • Мотыгинский район;
  • Северо-Енисейский район;
  • Туруханский район (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан);
  • г. Енисейск;
  • г. Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты.

Амурская область:

  • Зейский район
  • Селемджинский район
  • Тындинский район (за исключением Муртыгитского сельсовета)
  • г. Зея и подчиненные его администрации населенные пункты
  • г. Тында и подчиненные его администрации населенные пункты

Иркутская область:

  • Бодайбинский район;
  • Братский район;
  • Казачинско-Ленский район;
  • Катангский район;
  • Киренский район;
  • Мамско-Чуйский район;
  • Нижнеилимский район;
  • Усть-Илимский район;
  • Усть-Кутский район;
  • г. Братск и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • г. Бодайбо;
  • г. Усть-Илимск;
  • г. Усть-Кут.

Забайкальский край:

  • Каларский район;
  • Тунгиро-Олекминский район;
  • Тунгокоченский район.

Ханты-Мансийский автономный округ: (южнее 60° северной широты)Томская область:

  • Бакчарский район;
  • Кривошеинский район;
  • Молчановский район;
  • Тегульдетский район.
1,3
Республика Бурятия:

  • Баргузинский район;
  • Курумканский район;
  • Окинский район.

Республика Коми (вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 4, 5, 7)Приморский край:

  • Кавалеровский район (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый);
  • Красноармейский район (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации);
  • Ольгинский район;
  • Тернейский район;
  • г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее (ранее Дальнегорский район).

Хабаровский край:

  • Амурский район (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации);
  • Верхнебуреинский район (южнее 51° северной широты);
  • Комсомольский район;
  • Солнечный район (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций);
  • г. Амурск;
  • г. Комсомольск-на-Амуре.

Архангельская область (вся территория области за исключением местности, указанной в п. 6)Пермский край:

  • Гайнский район;
  • Косинский район;
  • Кочевский район.
1,2
Республика Карелия (вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 6, 7) 1,15

Как оформить?

При оформлении указанных выплат необходимо обратиться в местный орган Пенсионного фонда. Порядок обращения и получения выплат ничем не отличается от установленных законодательством норм.

Человек вправе обратиться в ПФ самостоятельно либо поручить подачу документов и заявления полномочному представителю. Также все необходимые документы может подать работодатель, при условии письменного согласия со стороны сотрудника. Для удобства дополнительно предусмотрена возможность пересылки пакета документов через почтовое отделение или портал государственных услуг (в электронном виде).

Обратиться в соответствующие органы можно в любое время после возникновения у человека прав на получение такого рода выплат.

Порядок действий включает:

  • Подачу документов вместе с заявлением лично или через представителя.
  • Ожидание их рассмотрения. На это отводится максимум десять календарных дней.
  • Завершение оформления с указанием организации для доставки выплат (почты или банка) и места этой доставки.

Пакет согласно приказу Министерства труда под номером 958н, изданному в ноябре 2014 года, формируется:

  • из заявления;
  • документов, удостоверяющих личность;
  • сведений о месте жительства;
  • регистрационного свидетельства из системы пенсионного страхования;
  • трудовой книги;
  • сведений о работе в северных регионах, или приравненных к ним местностях.

Государственную пенсию по случаю потери кормильца могут получать только нетрудоспособные члены семьи.

Что такое срочная пенсионная выплата и как ее можно получить? Подробная информация по этому вопросу в нашей статье.

Последнее время все чаще говорят об увеличении пенсионного возраста в России. Будет ли оно, читайте .

Получение надбавки

Выплаты начисляются со дня обращения в органы Пенсионного фонда (при условии положительного рассмотрения заявления). При пересылке документов через почтовые отделения днём обращения считается дата, указанная сотрудником почты на штемпеле.

Начисленную пенсию вместе с положенной по закону надбавкой пенсионер может получить с первого числа месяца, который следует за датой (месяцем) обращения в Пенсионный фонд.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Пенсионное обеспечение северян

Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от места нынешнего проживания, представлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, независимо от места нынешнего проживания, предоставлено право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется:

  • мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (возраст определяется с учетом переходных положений приложений 5 и 6 Закона № 400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.

  • Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (65 лет – для мужчин (с учетом переходных положений приложений 5 и 6 к Закону № 400-ФЗ) и 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений приложения 6 к Закону № 400-ФЗ)) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При этом гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (например, по Списку № 2) страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

  • женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
  • мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим не менее 25 и 20 лет соответственно в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Сохранится ли северная надбавка к пенсии при переезде

28 ноября 2019 16:30

Какая прибавка к пенсии есть у граждан, проживающих на северных территориях, и сохранится ли она при переезде в регион с другими климатическими условиями?

Игорь Иванович, пос. Охотск.

Отвечает начальник управления организации назначения и выплаты пенсий Отделения ПФР по Хабаровскому краю Елена Андрусенко.

Пенсионерам, выработавшим полный «северный» стаж*, а также пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера, либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается увеличенная фиксированная выплата к пенсии** на соответствующий коэффициент.

Хочу отметить, что это две разные надбавки. Одна назначается за северный стаж и не меняется даже, если пенсионер переезжает в другой регион. Другая – назначается за факт проживания в сложных северных климатических условиях. Естественно она изменится, если пенсионер переедет в район с более мягким климатом.

Если у пенсионера выработан северный стаж, и он одновременно с этим проживает в северных районах, то повышение к пенсии устанавливается только лишь по одному из оснований, но более выгодному для пенсионера.

Размер коэффициента к фиксированной выплате с учётом северного стажа (при переезде не изменяется):

  • за стаж не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера – 1,5;
  • за стаж не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 1,3.

Размер коэффициента к фиксированной выплате за факт проживания на северных территориях (при переезде размер изменяется):

  • зависит от районного коэффициента к заработной плате (он устанавливается Правительством РФ индивидуально для каждой местности) – от 1,2 до 2.

Пример 1. Пенсионер, имеет стаж работы на Крайнем Севере 15 лет и проживает в пос. Охотск.

За выработанный северный стаж этому пенсионеру положен коэффициент к фиксированной выплате в размере 1,5, но районный коэффициент для пос. Охотск равен 1,6. Поэтому пенсионеру выплачивается фиксированная выплата с более выгодным для него увеличением, т.е. за факт проживания в северном районе с коэффициентом 1,6.

Например, пенсионеру выплачивается пенсия в сумме 23 000 руб., из них:

  • 8 534,70 руб. – фиксированная выплата (5 334,19 руб. х 1,6)
  • 14 465,3 руб. – страховая пенсия

Как изменится суммарный размер пенсии, если этот пенсионер переедет в г. Хабаровск или г. Краснодар? В этих городах установлен районный коэффициент = 1. Следовательно, суммарный размер пенсии этому пенсионеру будет выплачиваться не с учётом коэффициента за проживание, а с учётом коэффициента за выработанный северный стаж и составит 22 466,59 руб., из них:

  • 14 465,3 руб. – страховая пенсия
  • 8 001,29 руб. – фиксированная выплата с повышенным коэффициентом = 1,5 (5 334,19 руб. х 1,5) за выработанный северный стаж.

Пример 2. Пенсионер имеет стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу 20 лет, и проживает в г. Комсомольск-на-Амуре.

За выработанный северный стаж этому пенсионеру положен коэффициент к фиксированной выплате в размере 1,3, а районный коэффициент для г. Комсомольск-на-Амуре равен 1,2. Поэтому пенсионеру выплачивается фиксированная выплата с более выгодным для него увеличением, т.е. за выработанный северный стаж с коэффициентом 1,3.

Например, пенсионеру выплачивается пенсия в сумме 20 000 руб., из них:

  • 6 934,45 руб. – фиксированная выплата (5 334,19 руб. х 1,3)
  • 13 065,55 руб. – страховая пенсия

Как изменится суммарный размер пенсии, если этот пенсионер переедет в г. Хабаровск или г. Краснодар? В этом случае размер пенсии никак не изменится. В этих городах установлен районный коэффициент = 1. Следовательно, суммарный размер пенсии этому пенсионеру, как и прежде, будет выплачиваться с учётом коэффициента за выработанный северный стаж и составит 20 000 руб.

Решение суда о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, прожи № 2-1499/2017 ~ М-1168/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием представителя истца Сачека О.В. – Василенко И. В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат » — Шавровой М. В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1499/2017 по иску Сачека О. В. к военному комиссару , Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат » о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в ,

УСТАНОВИЛ:

Сачек О.В. обратился в суд с иском к военному комиссару , требуя признать решение Военного комиссара выплачивать ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента, незаконным и обязать его устранить допущенное нарушение прав в полном объеме. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является военным пенсионером и ежемесячно получает пенсию за выслугу лет. До ДД.ММ.ГГГГ размер получаемой пенсии составлял 22 107 рублей 19 копеек. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, стал получать пенсию в размере 18 422 рубля 66 копеек, то есть без районного коэффициента 1,2. При обращении к ответчику пояснили, что выплата пенсии с районным коэффициентом прекращена в связи с тем, что по месту своего жительства он не проживает, а пенсия с районным коэффициентом начисляется в зависимости от местности, где он фактически проживает. Решение ответчика о выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента полагает незаконным. Ему установлена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей». Согласно ст. 48 указанного закона пенсионерам и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В г. Иркутске такой коэффициент установлен с 01 октября 1968 года в размере 1,2 на основании Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 года № 823 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен» Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения». Согласно ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации — на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания. Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Жилое помещение, расположенное по адресу: , микрорайон , является его единственным местом жительства. Свое место жительства не изменял, никаких заявлений по изменению регистрационного учету и по выплате пенсии по иному месту жительства не подавал. У него нет нигде возможности регистрироваться по месту пребывания или по месту жительства, в связи с чем у него отсутствует возможность получать пенсию в ином месте, кроме как по месту своего жительства в городе Иркутске. В связи с тем, что по месту жительства в он исполняет обязанности перед государством: платит установленные действующим налоговым законодательством налоги, несет бремя содержания жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, полагает, что имеет право получать по этому месту и денежные средства, необходимые для выполнения этих обязанностей в том размере, который установлен для данной местности, вне зависимости от того, сколько дней в году фактически проживает в квартире. Полагает, что Военный комиссар не является тем органом, которому предоставлено право устанавливать факты, имеющие юридическое значение, а именно факт не проживания в или факт проживания в ином месте, а также не имеет полномочий самостоятельно изменять размер установленной ему в соответствии с действующим законодательством пенсии.

Определением суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат «.

В ходе судебного разбирательства истец Сачек О.В. исковые требования уточнил, просил признать решение военного комиссара выплачивать ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента незаконным; обязать ФКУ «Военный комиссариат » доплатить ему в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вступления решения суда в законную силу ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента 1,2; обязать ФКУ «Военный комиссариат » с момента вступления решения суда в законную силу выплачивать ему пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в , до момента подачи им заявления о прекращении выплаты пенсии в связи со сменой места жительства.

Истец Сачек О.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Василенко И.В. заявленные Сачеком О.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в основном и уточненном исковых заявлениях, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат » Шаврова М.В. требования Сачека О.В. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с п. «а» ст. 14 названного Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

В силу ст. 15 Закона пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Статьей 46 Закона регламентировано, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

В соответствии со ст. 48 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В силу п. «а» ст. 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения.

В соответствии со ст. 50 Закона работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сачек О.В. обратился к Октябрьскому и ному военному комиссару с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с увольнением с действительной военной службы ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении о назначении пенсии за выслугу лет указал адрес места проживания: , .

На основании поданного заявления Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат » Сачеку О.В. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет.

Как следует из расчета пенсии и не оспорено сторонами, пенсия за выслугу лет назначена и выплачивалась Сачеку О.В. с учетом районного коэффициента 1.2, установленного на территории , начиная с ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии составил 22107-19 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ размер выплачиваемой Сачеку О.В. пенсии Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат » пересчитан без учета районного коэффициента и составил 18422-66 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Сачек О.В. обратился к начальнику центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат » с заявлением о выдаче справки о выплате пенсии с указанием причин снятия 4000 руб.

По результатам рассмотрения заявления Сачеку О.В. дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что вопрос о возобновлении выплаты районного коэффициента может быть рассмотрен только при его личной явке (обращении) в военный комиссариат (Октябрьского и Правобережного административных округов ) и постоянном фактическом проживании на территории .

Оценивая данное решение Федерального казенного учреждением «Военный комиссариат » о выплате Сачеку О.В. пенсии без районного коэффициента, суд находит его обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства, выплата истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента ответчиком производится правомерно.

Исходя из ст. 48 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», основанием для начисления и выплаты районного коэффициента к пенсии является проживание пенсионера в местностях, определенных Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по Октябрьскому и Правобережному административным округам ФКУ «Военный комиссариат » обратился к военному комиссару докладной запиской, в которой указал, что не представляется возможным установить место жительства пенсионера Сачека О.В. Квартира по адресу регистрации: , , со слов соседа из ФИО6, давно сдается. Пенсионеру оставлено письмо о необходимости прибытия в отделением социального и пенсионного обеспечения для сверки учетных данных, но до настоящего времени пенсионер так и не прибыл и на связь не вышел. Со слов соседей, пенсионер с семьей давно уехал из . Последний раз сверка с Сачеком О.В. проводилась ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионер написал заявление на возобновление выплаты пенсии с районным коэффициентом. По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Сачек О.В. зарегистрирован по адресу: , м. Сотрудник пенсионного отделения ДД.ММ.ГГГГ дозвонилась до пенсионера, он находится в , когда приедет в , он не знает.

На докладной записке имеется резолюция военного комиссара о снятии районного коэффициента до выяснения места пребывания пенсионера.

В судебном заседании представитель истца Василенко И.В. признал, что по месту регистрации Сачек О.В. не проживает, адрес его фактического места жительства назвать затруднился, при этом объяснил суду, что на территории Сачек О.В. в настоящее время не находится.

Факт наличия у Сачека О.В. регистрации по месту жительства на территории сам по себе не является доказательством проживания истца на территории , поскольку регистрация по месту жительства носит заявительный характер и в силу ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием или условием реализации прав граждан, в том числе на получение пенсии с учетом районного коэффициента.

Так как ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат » установлено отсутствие Сачека О.В. по месту регистрации в и его нахождение за переделами , то есть обстоятельство, влекущее за собой перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения, без учета районного коэффициента, учреждением правомерно, в соответствии с п. «а» ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № произведен перерасчет размера пенсии Сачеку О.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку материалами дела не подтвержден факт постоянного проживания Сачека О.В. на территории , где установлен районный коэффициент в размере 1.2, доказательств данному обстоятельству стороной истца суду не представлено, требования Сачека О.В. к военному комиссару , Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат » о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в , удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Сачека О. В. к военному комиссару , Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат » о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в , оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *