Закон о торговле

Содержание

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)

28 декабря 2009 года N 381-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 N 369-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 31.12.2014 N 493-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 03.07.2016 N 273-ФЗ, от 31.12.2017 N 487-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 28.11.2018 N 446-ФЗ, от 25.12.2018 N 488-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности
    • Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности
    • Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
    • Статья 7. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
  • Глава 2. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности
    • Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
    • Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров
    • Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
    • Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
    • Статья 12. Соглашения между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
  • Глава 3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности
    • Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров
    • Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов
    • Статья 15. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
    • Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности
  • Глава 4. Меры по развитию торговой деятельности
    • Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности
    • Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
    • Статья 19. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
    • Статья 20. Информационное обеспечение в области торговой деятельности
    • Статья 20.1. Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
  • Глава 5. Заключительные положения
    • Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 22. Заключительные положения

Открыть полный текст документа

Розничная торговля: что это такое, правила, функции, как вести учёт в магазине, цели и задачи

Реализация продукции – сложный процесс, поскольку контролируется множеством служб, нормативных актов, законов. С ним знаком каждый взрослый человек, независимо от его профессии. В этой статье мы расскажем все о предприятии розничной торговли, объясним, что это такое, и дадим подробное определение.

Понятие и сущность

Это продажа товаров и услуг, доступных всем покупателям, в торговых центрах, салонах, через интернет-сервисы. Важнейшим моментом является осуществление коммерческой деятельности. Еще одной особенностью можно назвать наличие определенного места, в котором происходит товарно-денежный обмен, в большинстве случаев это магазин, но при реализации продукции через сайт или телефон – собственные адреса заказчиков или помещение, где производится выдача заказа.

Последний ключевой момент касается организации работы. Предприятие может быть крупным, средним или малым. В любом случае деятельность будет строиться по единым установленным правилам. Они касаются взаимодействия с покупателями и контролирующими службами, санитарно-гигиенических норм и качества товаров.

Решения для бизнеса

  • магазины одежда, обувь, продукты,
    игрушки, косметика, техника
  • склады материальные, внутрипроизводственные,
    сбытовые и транспортных организаций
  • маркировка табак, обувь, легпром,
    лекарства
  • производство мясное, заготовительное, механообрабатывающее,
    сборочно-монтажное
  • rfid радиочастотная идентификация
    товарно-материальных ценностей
  • егаис автоматизация учётных операций
    с алкогольной продукцией
  • Функции розничной торговли

    Они кроются не только в продаже различных вещей и услуг, но и других, более узких целях. К функциональному назначению процесса можно отнести:

    1. Изучение запросов от потенциальных клиентов и формирование ассортимента на их основе.
    2. Информирование покупателей о тех вещах, которые они приобретают.
    3. Побуждение производителей к производству конкретных товаров на основе полученных в результате исследований данных.
    4. Обслуживание и консультирование.

    Функции розничной торговли – это многосторонние служебные обязанности продавца перед конечным потребителем. Они зависят от формы ведения бизнеса. Например, в крупных супермаркетах с самообслуживанием часть задач решается самими покупателями, за помощью к специалистам они обращаются только при особой необходимости.

    Важен и ассортимент. Реализация сложных технических средств требует особого внимания со стороны сотрудников магазина, поскольку только они достаточно хорошо разбираются в том, что продают.

    Цели и задачи розничной торговли

    Во многом они пересекаются с функциональным назначением. Главными проблемами, которые решаются благодаря существованию индивидуальных продаж, можно считать:

    1. Приобретение продукции у оптовика или производителя и ее подготовка к реализации в торговой точке.
    2. Демонстрирование готовых образцов из многочисленного ассортимента, для раскрытия качества и особенностей товаров.
    3. Осуществление доставки заказов, если это предполагается формой работы.

    Самая главная цель объектов розничной торговли – это поддержание правильного баланса между спросом и предложением. Это закон бизнеса и когда весы склоняются в пользу одной из сторон, предпринимательские организации терпят убытки, а покупатель – не получает того, что ему нужно.

    Форматы розницы

    Конкуренция в этом виде бизнеса очень велика. Так произошло из-за того, что открыть свой магазин может как крупная компания-ритейл, так и молодой начинающий предприниматель с минимальными вложениями. Их расположение, объем торговли, ассортимент будут разными, но своего покупателя смогут найти оба варианта.

    Разделение розничной продажи в первую очередь зависит от занимаемой площади. В этом случае выделяют:

    1. Минимаркеты. Обычно их открывают в спальных районах. Весь магазин занимает пространство до 400 м2.

    2. Универсамы и супермаркеты (если речь идет о товарах первой необходимости), дискаунтеры (при реализации одежды, техники). Они часто открываются внутри торгового центра. Занимают достаточно много места (до 3000 м2).
    3. Гипермаркеты. Строятся в отдалении от других объектов инфраструктуры, но отличаются хорошей транспортной доступностью. Занимают площадь более 3 тысяч метров.

    Первая форма является преобладающей. Покупатели любят посещать небольшие торговые точки, расположенные буквально в соседнем доме, приезжая в более крупные магазины 1-2 раза в неделю.

    Классификация розничной торговли

    Признаки, на основе которых происходит разделение, очень разнообразны. Мы выделим следующие типы:

    1. Супермаркеты. Всегда продают большой объем продукции по низким ценам.
    2. Гипермаркеты – похожи на первый тип, но реализуют еще более внушительное разнообразие товаров (бытовую химию, одежду, канцелярию).
    3. Специализированные – предлагают покупателям узкий ассортимент, но гарантируют профессиональную помощь в момент приобретения.
    4. Комплексы – совмещают в себе множество маленьких и больших торговых точек, причем не только продающих товары, но и предоставляющих развлекательные услуги.

    Правила розничной торговли

    Они постоянно меняются и усложняются. Отказ от соблюдения всех требований влечет за собой множество санкций. Основные правила касаются:

    1. Санитарных норм, особенно если речь идет о продаже продовольствия. Проверкам подлежат канализационная и вентиляционная системы, отопление, освещение, хранения продукции, условия работы сотрудников.
    2. Пожарной безопасности, в том числе ее соблюдение на прилегающей территории.
    3. Ведения учета, документации.
    4. Взаимодействия с покупателями.

    Все перечисленные нормы контролируются разными службами. Необходимо всегда быть готовым принять очередную проверку.

    Ответственность за нарушение правил торговли

    Законодательство предусматривает самые разные санкции, накладываемые в связи с неисполнением требований. Они применяются в рамках административного или уголовного производства и зависят от того, какие именно нормы не были соблюдены:

    1. Штрафы – предусмотрены за несоблюдение санитарно-гигиенических правил. Выписываются не только конкретному сотруднику, но и юридическому лицу. Суммы варьируются от 500 рублей до 200 тысяч рублей за один выявленный случай.
    2. Конфискация продукции – производится при отсутствии разрешительной документации.
    3. Обязательные работы, арест, лишение свободы – применяются при незаконном ведении деятельности.

    Тенденции развития розничной торговли

    Небольшим магазинчикам становится сложнее удержаться на плаву, но не из-за потери конкурентов, а в связи с внедрением все большего количества современных технологий в процесс реализации товаров. Это повышает расходы предпринимателей.

    Крупные же фирмы еженедельно открывают все новые супермаркеты, гипермаркеты, универмаги. Их расположение становится более удобным для потребителей, а значит, поток покупателей растет.

    Одновременно с этим серьезно меняется законодательство, касающееся правил ведения деятельности. Оно направлено на исключение с рынка контрафактной продукции, что увеличивает качество продаваемых изделий.

    Как вести учет в магазине розничной торговли

    Именно регистрация и анализ реализуемых товаров сегодня находятся под пристальным вниманием государства. Эти процедуры необходимы для того, чтобы решить ряд важных задач, касающихся как нормальной работы самого магазина, так и удовлетворения потребностей покупателей. Вот главные из них:

    1. Предупреждение воровства.
    2. Планирование продаж.
    3. Гарантия высокого качества продукции.
    4. Выполнение требований контролирующих органов, в том числе налоговой службы.

    Если раньше опись могла проводиться вручную – заполнением определенной документации, то сегодня процесс подлежит обязательной автоматизации и требует приобретения специального оборудования и программного обеспечения.

    Зачем нужен учет в небольшом магазине

    Даже маленькая торговая точка нуждается в постоянном контроле со стороны администрации. Учет позволяет достичь сразу нескольких целей:

    1. Сохранить поступающую на продажу продукцию в качественном виде.
    2. Изучить объем торговли каждого конкретного изделия.
    3. Ежедневно получать отчет об имеющихся остатках, общей сумме товарного оборота.
    4. Иметь представление о настоящем положении дел.

    С помощью современных методов учета также можно предоставить бухгалтерские и налоговые отчеты, быстро и качественно провести инвентаризацию, правильно оформлять возврат изделий поставщику или списания.

    Этапы контроля

    Любой процесс отслеживания продукции внутри магазина проводится специально назначенным лицом. Соответственно, начинается работа именно с его назначения. У крупных ритейлеров предусмотрена должность товароведа, а в небольших магазинчиках эту обязанность на себя берет директор или его заместитель.

    Сам процесс включает в себя 5 отдельных этапов:

    1. Прием продукции на основании накладных, спецификаций или УПД.
    2. Размещение в складских помещениях в соответствии с нормами хранения.
    3. Последующий контроль качества до момента передачи в торговый зал.
    4. Выставка товаров на прилавки и контролирование правил хранения на новом месте.
    5. Пополнение складов изделиями.

    Способы складского учета

    Контроль поступления продукции в складском помещении может проводиться разными способами:

    1. Партионный – предполагает, что все одновременно поступившие изделия хранятся вместе – на первом этапе.
    2. Сортовой – весь поступающий товар распределяют таким образом, чтобы один тип продукции хранился в конкретном месте. В этом случае не всегда удобно отслеживать срок реализации и изменение цены.
    3. Партионно-сортовой – объединяет в себе достоинства двух представленных выше способов.
    4. Номенклатурный – предполагает, что все изделия, поступающие на продажу, имеют свой уникальный номер.

    Контроль

    Чтобы обнаружить воровство, используются автоматизированные системы учета. С их помощью можно ежедневно сверять имеющиеся остатки, вовремя списывая некачественные изделия.

    Помимо этого, для отслеживания состояния и движения каждой вещи из ассортимента используются расчетно-кассовые документы и бухгалтерские отчеты. Первые составляются с использованием соответствующего оборудования, но уже у кассы, а вторые – по итогам работы. Помощь в приобретении необходимых устройств и программного обеспечения окажут специалисты компании «Клеверенс».

    Способы ручного учета в торговле

    Фиксация поступившего товара, срока его хранения, цены, общего количества продукции занимает много времени. Бухгалтерские отчеты, составленные на основе этой описи, могут быть подготовлены в двух формах:

    1. Суммовой, то есть с записью всех приходно-расходных операций. Часто используется в маленьких магазинах одежды, бижутерии.
    2. Аналитической, с детальным отчетом в электронном виде. Кроме информации о том, какая сделка совершена, в него вписываются производители, вес изделия, его стоимость, срок хранения.

    Оба метода имеют существенные недостатки. Первый – не дает достаточно сведений, а второй – требует большого количества времени. В крупных магазинах они просто неприменимы, в условиях современного законодательства.

    Инструкция по организации контроля движения товаров

    Автоматизация процесса не может произойти без денежных трат, однако она позволяет достичь высокого результата за короткий промежуток времени. Вот как выглядит пошаговый процесс контролирования:

    1. Прием изделий на склад в соответствии с сопровождающей документацией.
    2. Самостоятельное внесение сведений или с помощью специального ручного сканера.
    3. Внутреннее перемещение с выписыванием отдельной накладной.
    4. Реализация с помощью современной кассы со встроенным считывателем товарных меток, штрихкодов.

    Если торговое оборудование достаточно универсально и подходит каждому магазину, то программное обеспечение узко специализировано. Товары, проходящие обязательную маркировку, требуют одних решений, изделия, за которыми не осуществляется контроль – других, более простых. Компания Клеверенс предлагает решения, которые помогут вести учет как в магазине, так и на складе. Это поможет соответствовать всем правилам по обязательной маркировке.

    Например, «Кировка» — программное обеспечение для маркировки обуви и остатков, «Магазин 15» — для автоматизации товарного учета в магазинах любого формата, «Магазин 15 Прайсчекер» — решение для предоставления покупателям информации о продуктах, остатках, ценах и акциях в розничном магазине. Софт позволяет повысить уровень удовлетворённости клиентов, их лояльность, а в результате получить увеличение продаж.

    Чтобы помочь курьерским службам в их работе, отлично подойдет «Курьер» — мобильный клиент для автоматизации доставки и оплаты заказов интернет-магазинов при помощи смартфона, планшета или терминала сбора данных под операционные системы Android.

    Кстати, для автоматизации складов, как обычных, так и адресных есть специальный продукт — «Склад 15».

    Если торговое оборудование достаточно универсально и подходит каждому магазину, то программное обеспечение узко специализировано. Товары, проходящие обязательную маркировку, требуют одних решений, изделия, за которыми не осуществляется контроль – других, более простых.

    В этой статье мы рассказали, что означает такое понятие, как розничная торговля, перечислили ее функции и особенности, а также дали несколько рекомендаций, которые помогут правильно осуществлять ведение бизнеса.

    Количество показов: 11503

    Закон о заморозке военных пенсий до 2021 года: 381-ФЗ от 2 декабря 2019 года

    Президент РФ Владимир Путин подписал закон о заморозке военных пенсий, а точнее – о неиндексации денежного довольствия военнослужащих в 2020 году.

    Законодательство о военных пенсиях достаточно сложное и воспринимается не без труда даже при наличии специальных знаний, поэтому новый федеральный закон ФЗ-381 от 02.12.2019 года требует пояснений. Однако однозначно можно сказать одно – он не улучшает положение военных пенсионеров, так как понижающий коэффициент, замороженный на очередной год, непосредственным образом влияет на их материальное содержание. Кроме того, в очередной раз наложен мораторий на индексацию денежного обеспечения (пенсии). Расскажем подробнее, на каком основании не будет проиндексировано денежное довольствие военнослужащих в 2020 году. Последние новости пенсионного законодательства – далее в статье.

    Кого касается новый закон

    Принятый федеральный закон ФЗ-381 от 02.12.2019 распространяет свое действие на лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г., проходящих военную службу в:

    • Вооруженных силах;
    • объединенных ВС СНГ;
    • пограничной службе;
    • нацгвардии;
    • внутренних и железнодорожных войсках;
    • органах ФСБ;
    • войсках гражданской обороны;
    • военизированных подразделениях СК РФ;
    • иных воинских формированиях, подразделениях.

    Таким образом, он не распространяется на сотрудников:

    • МЧС РФ;
    • ФСИН России;
    • МВД Российской Федерации.

    Исключение: подразделения, отнесенные к военизированным, например, такие есть в МВД по внутренних войсках, в МЧС РФ, но их нет во ФСИН. Таким образом индексация денежного довольствия сотрудников полиции производится на иных основаниях.

    Реформа МВД – закон о повышении предельного возраста службы 2019 года

    Суть 381-ФЗ 2019 года

    Введена заморозка военных пенсий до 2021 года. Такова суть указанного выше федерального закона 381-ФЗ от 02.12.2019 года. Он был принят Государственной Думой РФ 19 ноября 2019 года, одобрен Советом Федерации 25 ноября и 2 декабря подписан Президентом РФ.

    В ст. 1 ФЗ-381, вступающем в силу с 1 января 2020 года, согласно ст. 2 этого же закона, всего два положения, но очень важных:

    • продлевается на очередной год мораторий на действие части 2 статьи 43 Закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г.;
    • устанавливается размер понимающего коэффициент денежного довольствия, используемый для расчета пенсий военнослужащим. Данный коэффициент устанавливается в размере 73,68% от довольствия, он действует с 1 января следующего года вплоть до других специальных распоряжений.

    Как уже было сказано, отсутствие повышения коэффициента отрицательно влияет на размер пенсии, так как вообще он должен повышаться в соответствии с действующим законодательством на 2% ежегодно. Однако он остался таким же на 2020 год, каким был установлен в 2019 году. Кроме того, заморожена индексация пенсий.

    Будет ли премия военнослужащим по Приказу №1010 в 2019 году – последние новости

    Положения об индексации пенсий и понижающем коэффициенте

    Часть 2 статьи 43 закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г. предусматривает индексацию пенсий военным пенсионерам, но не только. Дело в том, что размер денежного содержания от государства, выплачиваемого военным пенсионерам, напрямую зависит от денежного довольствия, согласно нормам этой же статьи.

    В этой же норме указано, что за основу принимается не 100% данного довольствия, а определенная часть. Эти изменения внесены в 2012 году, с тех пор коэффициент должен был повышаться каждый год на 2%. Однако данное увеличение было заморожено в 2015 году и ежегодно продлевалось. Таким образом, на самом деле, изменения ФЗ-381 были достаточно предсказуемыми. Коэффициент также остался на прежнем уровне, установленном в 2019 году.

    Ждать ли повышения военных пенсий в 2020 году

    В настоящее время новый проект бюджета учитывает повышение такого показателя, как денежное довольствие военнослужащих срочной службы, в 2020 году — на 3%, в 2021 году на 4% и в 2022 году еще на 4%. Однако это пока только законопроект, хотя он вполне отвечает нормам законодательных актов о порядке индексации военных пенсий.

    Индексация пенсий предусмотрена следующими нормами:

    • ч. 2 ст. 43 Закона РФ №4468-I от 12.02.1998г. содержит правило о ежегодной корректировке с учетом показателей инфляции, но не менее, чем на 2% (ежегодно). Действие этого положения приостановлено вышеуказанным законом до 1 января 2021 года;
    • ч. 9 ст. 2 ФЗ-306 от 07.11.2011г. также предусматривает корректировку, но уже денежного довольствия военных, от которых напрямую зависит пенсия. На нее также накладывался мораторий до 2019 года, но действующим законодательством он не предусмотрен. Решение об увеличении показателей принимается Правительством РФ;
    • в соответствии с Указом Президента РФ №604 от 07.05.2012г. предусматривает ежегодное увеличение пенсий на 2%, причем сверх инфляции. Это положение тоже пока не отменено и действует.

    Таким образом, корректировка пенсий 2020 году на уровень инфляции и на 2% сверх нее заложена в нормативных актах и должна быть произведена. Узнавать, как конкретно будет меняться денежное довольствие военнослужащих в 2020 году, стоит на официальных площадках государственных и местных органов власти, на порталах правовой информации.

    About the author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *