Закон о водоотведении

Правила холодного водоснабжения (Правила 644)

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ (последняя редакция)

7 декабря 2011 года N 416-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 07.05.2013 N 103-ФЗ, от 23.07.2013 N 244-ФЗ, от 28.12.2013 N 411-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 13.07.2015 N 221-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ, от 19.12.2016 N 458-ФЗ, от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 273-ФЗ, от 03.07.2018 N 177-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 480-ФЗ, от 01.04.2020 N 84-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Глава 2. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 6.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава 3. Порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 7. Общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 8. Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения
    • Статья 9. Особенности распоряжения объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 10. Обеспечение безопасной эксплуатации централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
    • Статья 11. Взаимодействие организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
    • Статья 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение
    • Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения
    • Статья 14. Договор водоотведения
    • Статья 15. Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения
    • Статья 16. Договор по транспортировке горячей или холодной воды
    • Статья 17. Договор по транспортировке сточных вод
    • Статья 18. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 19. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения
    • Статья 20. Организация коммерческого учета
    • Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения
    • Статья 22. Вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации
  • Глава 4. Обеспечение качества питьевой воды, горячей воды
    • Статья 23. Обеспечение качества питьевой воды
    • Статья 24. Обеспечение качества горячей воды
    • Статья 25. Производственный контроль качества питьевой воды, качества горячей воды
  • Глава 5. Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 26, статья 27, статья 28, статья 29, статья 30). — Утратила силу
  • Глава 5.1. Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)
    • Статья 30.1. Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации)
    • Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов
    • Статья 30.3. Контроль состава и свойств сточных вод абонента, выполнения абонентом плана снижения сбросов
  • Глава 6. Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 31. Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию
    • Статья 32. Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов
    • Статья 33. Порядок государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 34. Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения и порядок контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации
    • Статья 35. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 36. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Глава 7. Организация планирования и развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 37. Техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
    • Статья 38. Схемы водоснабжения и водоотведения
    • Статья 38.1. Особенности разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым
    • Статья 39. Показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
    • Статья 40. Инвестиционные программы
    • Статья 41. Производственные программы
  • Глава 7.1. Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, расторжения договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон
    • Статья 41.1. Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.2. Договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.3. Права и обязанности сторон по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 41.4. Расторжение договора аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Глава 8. Заключительные положения
    • Статья 42. Заключительные положения
    • Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Водный кодекс (ВК РФ)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
    • Статья 2 Водное законодательство
    • Статья 3. Основные принципы водного законодательства
    • Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством
    • Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
    • Статья 6. Водные объекты общего пользования
    • Статья 7. Участники водных отношений
    • Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов
  • Глава 2. Право собственности и иные права на водные объекты (ст.ст. 8 — 10)
    • Статья 8. Право собственности на водные объекты
    • Статья 9. Право пользования водными объектами
    • Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами
  • Глава 3. Основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями (ст.ст. 11 — 23)
    • Статья 11. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями
    • Статья 12. Договор водопользования
    • Статья 13. Содержание договора водопользования
    • Статья 14. Срок договора водопользования
    • Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок
    • Статья 16. Случаи и порядок заключения договора водопользования по результатам аукциона или без проведения аукциона
    • Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования
    • Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования
    • Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
    • Статья 20. Плата за пользование водным объектом
    • Статья 21. Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование
    • Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование
    • Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование
  • Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов (ст.ст. 24 — 36.1)
    • Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
    • Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений
    • Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений
    • Статья 28. Бассейновые округа
    • Статья 29. Бассейновые советы
    • Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов
    • Статья 31. Государственный водный реестр
    • Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации
    • Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
    • Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
    • Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах
    • Статья 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
    • Статья 36.1. Реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования
  • Глава 5. Водопользование (ст.ст. 37 — 54)
    • Статья 37. Общие положения о водопользовании
    • Статья 38. Виды водопользования
    • Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
    • Статья 40. Защита конкуренции в области использования водных объектов
    • Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования
    • Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов
    • Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
    • Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод
    • Статья 45. Использование водохранилищ
    • Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии
    • Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта
    • Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины
    • Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
    • Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
    • Статья 51. Использование водных объектов для целей охоты
    • Статья 51.1. Использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)
    • Статья 51.2. Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов
    • Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых
    • Статья 52.1. Использование водных объектов для проведения строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ
    • Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности
    • Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
  • Глава 6. Охрана водных объектов (ст.ст. 55 — 67.1)
    • Статья 55. Основные требования к охране водных объектов
    • Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
    • Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения
    • Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения
    • Статья 59. Охрана подземных водных объектов
    • Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем
    • Статья 61 Охрана водных объектов при проведении работ
    • Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии
    • Статья 63. Охрана водных объектов при освоении лесов
    • Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами
    • Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
    • Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
    • Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах
    • Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
  • Глава 7. Ответственность за нарушение водного законодательства (ст.ст. 68 — 69)
    • Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства
    • Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

ФЗ 461 о водоснабжении и водоотведении в новой редакции 2020 года

Новые правила действуют с 1 января 2020 года и введены Федеральным законом №480 от 25.12.2018, а также №225-ФЗ от 29.07.2017. Документы обновили некоторые положения Федерального закона №416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Их основная цель – препятствовать загрязнению водоёмов при осуществлении сброса сточных вод. Для этого разработаны и утверждены нормативы, строго регулирующие их состав.

Изменения в обоснованиях внесения проверки в ежегодный план текущего контроля предприятий

Поправками расширен перечень причин для проведения текущей проверки и её включение в ежегодный план таких мероприятий.

Ранее подобные действия можно было проводить, если прошёл год с момента:

  • госрегистрации организации, предоставляющей горячее и холодное водоснабжение населению;
  • проведения предыдущей проверки организации, обеспечивающей горячее и холодное водоснабжение (п. 4 ч. 4 ст. 35 №416 ФЗ в ред. от 29.07.2018 №272-ФЗ).

Теперь это положение дополнено ещё одним пунктом:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • включение контрольного визита в ежегодный план надзорных мероприятий допустимо через один год с момента окончания проведения последней проверки органа регулирования тарифов (пп. 3 п. 4 ч. 4 ст. 35 №416 ФЗ в ред. от 25.12.2018 №480-ФЗ).

Правило действует при осуществлении федерального государственного контроля.

Сброс сточных вод

Основные поправки в закон касаются введения чётких нормативов состава сточных вод. Документ поясняет, что цель надзора – защитить водоёмы от загрязнения. Регулирование прежде всего направлено на деятельность организаций-абонентов предприятий, осуществляющих водоотведение.

В закон введена новая глава – 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Под новые нормативы подпадают все объекты, кроме:

  • частных жилых домов;
  • многоквартирных жилых зданий (за исключением нежилых помещений в их составе, которые имеют отдельные канализационные выпуски в ЦСВ).

За разработку и введение нормативов отвечают подразделения органов местного самоуправления, ответственные за организацию водоснабжения и водоотведения (п. 2 ст. 30.1 №416 ФЗ).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

План по уменьшению вредных сбросов

Нарушение введённых нормативов требует разработки плана по снижению сбросов (п. 4 ст. 30.1 №416 ФЗ). План необходимо разрабатывать в следующих случаях:

  1. Превышение допущено больше трёх раз. При этом все они должны произойти в течение одного календарного года.
  2. Нарушение произошло однократно, но норма превышена в три и более раз.
  • на его составление выделяется 90 календарных дней. Они отсчитываются с даты получения предприятием сообщения о зафиксированном нарушении. Направляет документ организация, осуществляющая водоотведение;
  • план требует согласования органом экологического надзора, а также с организацией, осуществляющей водоотведение;
  • он должен включать одно из предусмотренных законом мероприятий (п. 6 ст. 30.1 №416 ФЗ):
    • строительство новых или модернизация существующих очистных конструкций и очистка сточных вод с их использованием. Допускается применение сооружений, принадлежащих третьим лицам;
    • строительство системы оборотного водоснабжения;
    • внедрение производительных технологий, которые обеспечат снижение концентрации загрязняющих соединений в сточных водах.

Правила осуществления контроля за составом сточных вод

Состав и свойства стоков контролируются организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченным ею предприятием.

Проверка организуется в следующих случаях (п. 4 ст. 30.3 №416 ФЗ):

  • если после выявленных нарушений план не разработан в течение 90 календарных дней;
  • если разработанный организацией план не исполняется ею должным образом;
  • если организация не допускает представителей органов контроля (в том числе предприятие, осуществляющее водоотведение) к месту забора вод более двух раз в течение одного года.

Плата за сверхнормативные сбросы

Если сточные воды содержат загрязняющие элементы, концентрация которых превышает установленные нормы, организация обязана вносить дополнительную плату.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Экология 2020 — Водоотведение

В продолжение темы развития реформы экологического законодательства Российской Федерации, пришло время затронуть вопрос нормирования и регулирования качества сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (ЦСВ) с 1 января 2020 года, со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные акты Российской Федерации», который изменит положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», действующего на данный момент в рассматриваемом аспекте.

Нормирование качества сточных вод с 1 января 2020 года.

Прежде всего — важное значение имеет прекращение действия главы 5 «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения» Закона № 416-ФЗ, что ведёт к упразднению разработки и установления нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы, установленных для объектов-абонентов нормируемой категории.

Следующее важное изменение — законодательное установление обязанности абонентов ЦСВ по соблюдению нормативов состава сточных вод, за исключением владельцев жилых домов, владельцев жилья в многоквартирных домах, владельцев иных объектов, в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения. Прототипом нормативов состава сточных вод послужили муниципальные нормативы водоотведения по составу сточных вод, отдельно устанавливаемые прежде органами местного самоуправления применительно к ЦСВ муниципальных образований. Так, нормативы состава сточных вод теперь получат законодательно установленные основания для применения и соблюдения. С 1 января 2020 года регулирование порядка установления нормативов состава сточных вод будет проводиться на основании ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ. Ранее нормативы водоотведения по составу сточных вод регламентировались «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», а также «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утверждёнными постановлениями Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 и от 29.07.2013 № 644, соответственно. Введение нормативов состава сточных вод не отменит требований к составу и свойствам сточных вод, установленных «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения» — в новой редакции Закона № 416-ФЗ отмечена необходимость соблюдения абонентами ЦСВ нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, установленных «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», и изложенных в приложениях 4 и 5 к данным Правилам.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ, нормативы состава сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учётом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Расчёт показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, как и порядок установления нормативов состава сточных вод, должен осуществляться в соответствии с «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения» (в настоящее время требуемые для этого положения отсутствуют). В целом, порядок установления нормативов состава сточных вод весьма напоминает порядок установления нормативов водоотведения по составу сточных вод.

Регулирование качества сточных вод с 1 января 2020 года.

Соблюдение нормативов состава сточных вод станет основной задачей абонентов ЦСВ. Практика показывает, что многие абоненты ЦСВ не обеспечивают соблюдение муниципальных нормативов водоотведения по составу сточных вод. Как же обеспечить соблюдение нормативов состава сточных вод?

В качестве решения данной проблемы предлагаются «Планы снижения сбросов».

В соответствии с п. 4 ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ абоненты ЦСВ будут разрабатывать и утверждать планы снижения сбросов. «Планы снижения сбросов» не являются чем-то оригинальным и новым, но большинство абонентов ЦСВ, всё же, не встречались с необходимостью их разработки на практике.

Обязанность по разработке «Плана снижения сбросов» для абонентов ЦСВ наступает в случаях:

• Превышения нормативов состава сточных вод в два раза и более в течение 12 месяцев со дня первого превышения;

• Однократного превышения нормативов состава сточных вод в три раза и более;

• Уведомления организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении.

План снижения сбросов должен предусматривать одно или несколько из указанных мероприятий (п. 6 ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ):

• Строительство или модернизацию локальных очистных сооружений и (или) очистку сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;

• Создание систем оборотного водоснабжения;

• Внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

Срок, отведённый на разработку, согласование и утверждение плана снижения сбросов — 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о перечисленных нарушениях нормативов состава сточных вод.

«План снижения сбросов» до утверждения должен быть согласован: с организацией, осуществляющей водоотведение; с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический надзор (т.е. с территориальным органом Росприроднадзора), если объект абонента подлежит федеральному государственному экологическому надзору; с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (вероятно, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора), если объект абонента подлежит региональному государственному экологическому надзору.

Внесены изменения в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

Федеральным законом от 29.07.2017 № 225-ФЗ внесены изменения, вступающие в законную силу с 01.01.2019, в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон) в части вопросов, касающихся сбрасывания сточных вод.

Федеральный закон дополнен требованиями к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение (статья 1).

Также введены следующие понятия (статья 2 Закона):

локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);

нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) (установление данных нормативов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (статья 6 Закона);

централизованная система водоотведения поселения или городского округа — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.

Полномочиями утверждать правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов наделены Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 14 статьи 4 Закона).

Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами, определяющими дополнительно порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод; порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за такой сброс в случае реализации ими планов снижения сбросов (статья 7 Закона).

При этом исключено из полномочий органов местного самоуправления согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (часть 1 статьи 6 Закона).

Указанными изменениями в существенных условиях договора по транспортировке сточных вод произведена замена понятий «допустимые сбросы (лимиты на сбросы) и информирования о превышении установленных нормативов (лимитов)» на «состав сточных вод, показатели декларации о составе и свойствах сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод» (статья 17).

Кроме того, изменены основания для прекращения или ограничения горячего водоснабжения организацией, осуществляющей горячее водоснабжение (статья 21 Закона).

Так, действующей в настоящее время редакцией таким основанием для применения указанных мер предусмотрено неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы, выраженное в превышении абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов или лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, совершенном два раза и более в течение одного года с момента первого превышения.

С 01.01.2019 таким основанием будет являться в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, неоднократное грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод, выраженное в превышении абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод или превышении абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод.

Также в соответствии с внесенными изменениями основанием будет являться отсутствие у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнение абонентом плана снижения сбросов либо отсутствие у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнение абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Глава 5 «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения» с 01.01.2019 признается утратившей силу. При этом вводится глава 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения», в которой предусмотрены статьи 30.1 – 30.3, регламентирующие обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, контроль состава и свойств сточных вод абонента, выполнения абонентом плана снижения сбросов.

Программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды также должны будут содержаться в схемах водоснабжения и водоотведения, техническом задании на разработку инвестиционной программы, непосредственно в инвестиционной программе.

Техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения будет проводиться дополнительно в целях определения установленных нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды (статья 37 Закона).

Вместе с тем, согласно переходным положениям, планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Организация, осуществляющая водоотведение, вправе разработать и утвердить программу повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды до окончания срока действия плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Заместитель прокурора города Донского советник юстиции Е.В. Зелева

Содержание документа (полностью или выдержки)

7 декабря 2011 года

N 416-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ

Принят

Государственной Думой

23 ноября 2011 года

Одобрен

Советом Федерации

29 ноября 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 289-ФЗ,

от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 07.05.2013 N 103-ФЗ,

от 23.07.2013 N 244-ФЗ, от 28.12.2013 N 411-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ,

от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ,

от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ,

от 13.07.2015 N 221-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ,

от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ, от 19.12.2016 N 458-ФЗ,

от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 273-ФЗ, от 03.07.2018 N 177-ФЗ,

от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 480-ФЗ, от 01.04.2020 N 84-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

2. Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

3. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также — установленные требования).

3.1. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

4. Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон «О теплоснабжении»), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

5. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

6. Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

2) водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

3) водоподготовка — обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды;

4) водоснабжение — водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

5) водопроводная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

6) гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ)

7) горячая вода — вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой;

8) инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также — инвестиционная программа), — программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

9) канализационная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

10) качество и безопасность воды (далее — качество воды) — совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру;

11) коммерческий учет воды и сточных вод (далее также — коммерческий учет) — определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее — приборы учета) или расчетным способом;

11.1) локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

12) нецентрализованная система горячего водоснабжения — сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно;

13) нецентрализованная система холодного водоснабжения — сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц;

13.1) нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации);

(п. 13.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

14) объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения — инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

15) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), — юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 177-ФЗ)

16) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, — юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 177-ФЗ)

17) орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — орган регулирования тарифов) — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

18) питьевая вода — вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции;

18.1) показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также — показатели надежности, качества, энергетической эффективности) — показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов;

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ)

19) предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — предельные индексы) — индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах. Указанные предельные индексы устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

20) приготовление горячей воды — нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой;

21) производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — производственная программа), — программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения;

22) состав и свойства сточных вод — совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах;

23) сточные воды централизованной системы водоотведения (далее — сточные воды) — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

24) техническая вода — вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции;

25) техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения — оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

25.1) транзитная организация — организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

(п. 25.1 введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 84-ФЗ)

26) транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

27) централизованная система горячего водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее — открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее — закрытая система горячего водоснабжения);

28) централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

28.1) централизованная система водоотведения поселения или городского округа — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;

(п. 28.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)

29) централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Статья 3. Цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения

1. Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

2. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:

1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;

2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;

3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;

5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;

6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;

8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *