Заработная плата руководителя

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

📌 Реклама Отключить

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

📌 Реклама Отключить

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ, вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений. 📌 Реклама Отключить

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

📌 Реклама Отключить

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

📌 Реклама Отключить

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня). 📌 Реклама Отключить

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

📌 Реклама Отключить

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате 📌 Реклама Отключить

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

📌 Реклама Отключить

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

📌 Реклама Отключить Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка. 📌 Реклама Отключить

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

📌 Реклама Отключить

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

предельный уровень

Смотреть что такое «предельный уровень» в других словарях:

  • предельный уровень — — Тематики информационные технологии в целом EN crash level … Справочник технического переводчика

  • предельный уровень записи (сигнала) — Наибольший уровень записи сигнала, достижимый при данных условиях. Тематики запись и воспроизведение информации … Справочник технического переводчика

  • предельный уровень качества — — Тематики информационные технологии в целом EN limiting quality … Справочник технического переводчика

  • предельный уровень концентрации ядовитого вещества — — EN public emergency limit Тематики охрана окружающей среды EN public emergency limit DE Grenzwert für Einzelexposition… … Справочник технического переводчика

  • Предельный уровень помехи — Максимальное возможное значение электромагнитной помехи, измеренное установленным способом Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • предельный уровень качества — 3.30 предельный уровень качества (limiting quality); LQ: Для отдельной партии это уровень качества, которому соответствует низкая вероятность приемки. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Предельный уровень воды над головками рельс плавучего дока — 36. Предельный уровень воды над головками рельс плавучего дока Предельный уровень воды над головками рельс Тр Расстояние, измеренное по вертикали от верхней кромки рельс плавучего дока до ватерлинии, соответствующей его предельному погружению… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Предельный уровень воды над кильблоками плавучего дока — 35. Предельный уровень воды над кильблоками плавучего дока Предельный уровень воды над кильблоками Ткб Расстояние, измеренное в диаметральной плоскости плавучего дока по вертикали от верхней кромки кильблоков до ватерлинии, соответствующей его… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Предельный уровень воды над стапель-палубой плавучего дока — 34. Предельный уровень воды над стапель палубой плавучего дока Предельный уровень воды над стапель палубой Тсп Расстояние, измеренное по вертикали от верхней точки теоретической поверхности стапель палубы плавучего дока до ватерлинии,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • предельный уровень записи (сигнала) — 124 предельный уровень записи (сигнала): Наибольший уровень записи сигнала, достижимый при данных условиях Источник: ГОСТ 13699 91: Запись и воспроизведение информации. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Как рассчитать среднемесячную заработную плату

Актуально на: 4 декабря 2019 г.

Зарплаты руководящего состава государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также внебюджетных фондов не могут быть заоблачными по сравнению со среднемесячной заработной платой работников (ст. 145 ТК РФ). Если говорить точнее, то госорганы, органы местного самоуправления и учредители перечисленных учреждений и предприятий теперь устанавливают предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников этих организаций. А несоблюдение таких соотношений может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем соответствующего учреждения / предприятия (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ).

Расчет среднемесячной заработной платы: формула

Чтобы определить значение предельного соотношения, прежде нужно понять, как считается среднемесячная заработная плата работников, а также как посчитать среднемесячную заработную плату руководителя, заместителя, главного бухгалтера. Кстати, в основе расчетов лежит простое среднее арифметическое.

Рассчитывается среднемесячная заработная плата работников по формуле (п. 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922):

Как вы понимаете, в расчете среднемесячной заработной платы работников не учитываются выплаты руководителю, его заместителям, главному бухгалтеру при определении суммы начисленной зарплаты. И эти же сотрудники не учитываются при подсчете среднесписочной численности на предприятии.

Теперь о том, как рассчитать среднемесячную заработную плату руководящих работников. Для них расчет среднемесячной зарплаты делается отдельно по каждой должности.

Если руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер работает в организации менее года, то вместо 12 месяцев в формуле используется количество фактически отработанных им полных календарных месяцев.

Зная, как рассчитывается среднемесячный заработок по работникам и отдельно по каждому представителю руководящего состава, вы всегда сможете определить нужное «зарплатное» соотношение в учреждении. И сравнить его с предельными значениями.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя бюджетного учреждения и работников

Начиная с 1 января 2017 года зарплата руководителей бюджетных учреждений должна быть увязана с зарплатами остальных сотрудников и соотноситься с предельным уровнем разницы между ними, который установлен учредительными органами. Новым правилам также должны подчиняться и автономные учреждения.

Правовые нормы

Трудовой кодекс никак не ограничивает максимальный размер зарплаты сотрудника. В статье 132 ТК сказано, что зарплата работников зависит только от их квалификации, сложности выполняемых задач, количества времени, затраченного на выполнение трудовых функций, и качества работы.

Но в трудовом законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в части предельного уровня соотношения между зарплатой руководства бюджетных учреждений и его работников.

Действие ст. 145 ч. 1 Трудового кодекса распространяет свое действие на следующих работников предприятий, созданных государственными и муниципальными организациями:

  1. Директоров учреждения.
  2. Председателей фондов.
  3. Их заместителей.
  4. Главных бухгалтеров.
  5. Членов наблюдательного совета госкорпораций.

При этом в отношении компаний, созданных частным капиталом, правила о предельной разнице между доходами гендиректора и его сотрудниками не действуют.

До 2017 года также действовало правило о соотношении между доходами руководства бюджетных учреждений и сотрудников, но оно применялось не ко всем учреждениям. Согласно действующему тогда Постановлению Правительства №583 от 2008 года, соотношения зарплат руководителей в кратности от 1 до 8 должны были соблюдаться только казенными и бюджетными учреждениями федерального уровня.

На региональные и муниципальные учреждения, а также автономные предприятия данные правила не распространялись. Также указанные правовые нормы действовали только в отношении руководителей бюджетных организаций, а другой управленческий персонал (такой, как бухгалтеры) он не затрагивал.

С принятием ФЗ-347 от 2016 года ситуация кардинально изменилась. Под действие данного закона подпадают руководители и некоторые другие работники из числа управленческого состава, работающие:

  1. В государственных и муниципальных учреждениях.
  2. В унитарных предприятиях.
  3. В государственных внебюджетных фондах РФ.
  4. В территориальных фондах ОМС.

На федеральном уровне допускается утверждение перечня организаций, в которых могут быть установлены зарплаты руководителей без учета предельного соотношения.

В частности, сегодня действуют перечни, которые утверждены распоряжениями Правительства РФ от 2012 г. №2627-р и от 2015 г. №2555-р. Сюда попадают организации из сферы культуры, оказывающие уникальные услуги, имеющие особую значимость или стратегическое значение.

Также указанный закон не регулирует возможное соотношение в оплате труда служащих и руководителей органов государственного или местного самоуправления (например, мэрий и пр.).

Кто обязан установить соотношение зарплат руководителей бюджетных учреждений и их работников

В ФЗ-347 от 2016 года не указаны конкретные значения, указывающие на то, какова должна быть разница между среднемесячным заработком руководителей и работников бюджетных организаций.

Но здесь сказано, что такое соотношение должно быть утверждено:

  1. Для организаций федерального уровня – Правительством РФ.
  2. Для организаций российских регионов и муниципальных образований – нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Показатели предельного соотношения

Предельное соотношение зарплаты руководителей и главного бухгалтера с зарплатой других работников для учреждений федерального уровня сегодня определяется как кратное в пределах от 1 до 8 (согласно п. 9 Положения №583 от 2008 года).

Для внебюджетных фондов в отношении председателей может быть установлено соотношение, кратное от 1 до 10, в отношении их замов и главных бухгалтеров – кратное от 1 до 8. Указанные показатели приведены в Постановлении Правительства РФ от 2016 года №1259.

Министерства и ведомства федерального уровня устанавливают свои показатели соотношения для подведомственных им учреждений. Например, в Приказе Минздрава №40н от 2017 года показатель кратности для медицинских учреждений составляет 8.

Помимо этого, правила о предельном соотношении могут содержаться в заключаемом трудовом договоре с руководством.

Ответственность за несоблюдение соотношения

Для контроля за соблюдением указанного соотношения утверждено Постановление Правительства от 2016 года №1521. Здесь сказано, что сведения о среднемесячном размере заработка должны размещаться в открытом доступе для ознакомления всеми желающими не позднее 15 мая года, который следует за отчетным. Данная информация публикуется в сети интернет.

В ФЗ-347 от 2016 года предусмотрена ответственность руководства бюджетных организаций за несоблюдение предельного соотношения. Это является основанием для расторжения трудового договора с руководством бюджетной организации. К учредителю организации могут применяться следующие меры, предусмотренные ст. 192 ТК: предупреждение о неполном соответствии, замечание, выговор и увольнение.

Полномочия по контролю за соблюдением установленного соотношения переданы органам прокуратуры, Счетной палате, а также государственным и муниципальным органам в отношении подведомственных компаний.

Порядок расчета

При расчете среднемесячного заработка учитывается не только оклад руководителей, но и их другие доходы (например, премии и бонусы). Связано это с тем, что в понятие заработной платы, которое прописано в ст. 129 Трудового кодекса, входит не только оклад, но и полученные компенсационные и стимулирующие выплаты. Это, в частности, выплаты, предусмотренные районным регулированием (например, северные надбавки), и выплаты, рассчитанные по среднему заработку (например, для оплаты отпусков).

Соотношение среднемесячной зарплаты руководителей и иного персонала рассчитывается на основании порядка, утвержденного Правительством РФ в 2007 году №922. Указанные правила едины для руководителей федерального, регионального и муниципального уровней.

Соотношение зарплат следует определять по итогам года. Расчеты следует проводить отдельно для руководителя, заместителя, а также главного бухгалтера. При этом доходы руководителя в определении среднего дохода сотрудников не участвуют.

В случае если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещают должности, то начисленная им зарплата учитывается как в целом, так и при совмещении.

Процедура расчета соотношения зарплат руководителей будет состоять из нескольких этапов:

  1. Определяется среднемесячная зарплата сотрудников. Для этого фактически начисленная заработная плата сотрудников из списочного состава делится на среднюю численность работников за календарный год и на 12 месяцев.
  2. Рассчитывается среднемесячная зарплата руководителей и иных работников: фактически начисленная им зарплата делится на 12 месяцев. Если же руководитель не отработал полный год, то его доходы делятся на количество отработанных им месяцев.
  3. Определяется соотношение путем деления среднемесячной зарплаты руководителя на среднемесячную зарплату работников.

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Важной частью бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются проводки по зарплате. Они регулируются, согласно Единому плану счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления №157н от 2010 года и Инструкции по применению плана счетов №174н от 2010 года.

Корректное отражение зарплаты на счетах бухучета позволяет без ошибок распределять движение бюджетных средств по статьям расходов. В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру следует использовать такие коды:

  • 211 «Заработная плата»: сюда относят все выплаты в пользу работника, согласно договорным обязательствам, а также удержания (например, взносы в профсоюз, НДФЛ, расходы на возмещение морального вреда, алименты и пр.);
  • 212 «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов, которые не связаны с зарплатой (например, компенсаций на использование автомобиля, суточные в командировках и пр.);
  • 213 «Пособия», которые выплачиваются из средств ФСС (например, больничные, пособия по беременности и родам и пр.).

Проводки при начислении заработной платы в бюджетном учреждении будут иметь вид: Дебет 0401 20-211 «Расходы по зарплате», Кредит 0302 11-730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате».

При начислении НДФЛ проводки такие: Дебет 030211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате», Кредит 030301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ».

Когда выплачена зарплата наличными из кассы организации: Дебет 0 30211-830, Кредит 0 20134-610. Если заработная плата перечислена на банковские карточки: Дебет 0 302 11-830, Кредит 0 20111-610.

Таким образом, предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников представляет собой определенные ограничения размера заработной платы высшего руководства учреждений, финансируемых из бюджета. С 2017 года данные ограничения распространяются на федеральные, региональные, автономные и муниципальные учреждения. Под действие закона подпадают не только руководители, но и их заместители и главные бухгалтеры.

Каждый работник желает получать достойную заработную плату. Безусловно, реализуя принцип справедливости при ее начислении, нельзя исключить определенный субъективный подход.

Государством для исключения такого подхода предусмотрена обязательность установления руководителю организации независимо от формы собственности коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом.

Данный материал позволит не допустить ошибок при расчете названного коэффициента.

Оплата труда руководителей организации в первую очередь зависит от результатов ее финансово-хозяйственной деятельности. Усиливая такую зависимость, Правительство установило норму, требующую соблюдения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент соотношения).

Справочно: данная норма действует с 1995 г.

Коэффициент соотношения зарплат следует соблюдать всем организациям независимо от формы собственности

Коэффициент соотношения независимо от формы собственности организации не может превышать 8,0 (постановление Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 (далее – постановление № 1003)).

При этом предусмотрено, что решение об установлении конкретного размера коэффициента соотношения принимается:

– в отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки:

до 6,0 включительно – органом, заключившим контракт. При этом для руководителей организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, этот коэффициент согласовывается с органом, осуществляющим владельческий надзор;

свыше 6,0 и до 8,0 включительно – в порядке, изложенном выше, по согласованию с Премьер-министром;

– в отношении руководителей иных организаций – органом, заключившим контракт.

Важно! Коэффициент соотношения не устанавливают:

– генеральным конструкторам – руководителям организаций;

– руководителям организаций, которым условия оплаты их труда определены в соответствии с нормами Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)»;

– руководителям организаций, которым согласно законодательству установлены должностные оклады в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, коэффициент соотношения их средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом не устанавливается (подп. 2.2 п. 2 постановления № 1003).

Составляем расчет коэффициента соотношения зарплат

Расчет коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом следует производить нарастающим итогом с начала года (подп. 2.1 п. 2 постановления № 1003).

Для правильного расчета коэффициента необходимо применять нормы Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 122 (далее – Инструкция).

При расчете коэффициента заработную плату руководителя исключайте из фонда заработной платы работников организации.

Если руководитель назначен на должность в течение года или в контракт, заключенный с ним, вносятся изменения в части установления коэффициента соотношения, расчет производите нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен (изменен) контракт.

Расчет коэффициента соотношения представим в следующем виде.

Такие показатели, как фонд заработной платы работников, среднесписочная численность работников, среднемесячная заработная плата, определяются в данном случае в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.

Эти выплаты не учитываем при расчете коэффициента

При расчете коэффициента соотношения не учитывайте:

– государственные премии, установленные Президентом;

– единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение в установленном порядке государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;

– надбавки, установленные в соответствии с частями второй и третьей п. 6 Инструкции.

Справочно: руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в порядке, определенном законодательством, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций, может дополнительно устанавливаться на период не более 2 лет надбавка за увеличение объемов управленческого труда в размере не более 30 % оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции (часть вторая п. 6 Инструкции).

Руководителям уполномоченных организаций финансово-промышленных и иных хозяйственных групп по решению собственника имущества либо органа, заключившего контракт, может дополнительно устанавливаться надбавка за руководство финансово-промышленной и иной хозяйственной группой в размере не более 30 % оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции (часть третья п. 6 Инструкции);

– премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях, в размере, не превышающем за отчетный год в сумме по всем указанным основаниям независимо от источника выплаты оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции;

– единовременная премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi», независимо от источника их выплаты;

– выплаты, предусмотренные подп. 9.2 и 9.3 п. 9 Инструкции;

Справочно: руководителям могут выплачиваться:

– годовой бонус – единовременное поощрение за выполнение организацией установленных органом, заключившим контракт, показателей прогноза социально-экономического развития в целом за отчетный год. Выплата годового бонуса производится после подведения итогов работы организации за отчетный год в размере не менее 12 окладов руководителя, образованных в соответствии с п. 5 Инструкции, в порядке и на условиях, определенных органом, заключившим контракт (подп. 9.2 п. 9 Инструкции);

– материальная помощь при предоставлении трудового отпуска в размере не более 2 окладов руководителя, образованных в соответствии с п. 5 Инструкции. При этом руководителю сверх материальной помощи, выплаченной при предоставлении трудового отпуска, может быть выплачена материальная помощь в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, юбилеем, смертью супруги (супруга), близкого родственника, уходом на пенсию и по иным значимым событиям в жизни человека, если эти основания предусмотрены в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством (подп. 9.3 п. 9 Инструкции).

– выходное пособие, выплачиваемое в соответствии с законодательством;

– пособие по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования;

– выплаты за преподавательскую, научную или медицинскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством;

– выплаты за творческую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, в размере, не превышающем одного среднемесячного заработка в год;

– вознаграждения авторам открытий, изобретений и рационализаторских предложений;

– вознаграждения за создание, использование, содействие созданию и использованию объектов права промышленной собственности;

– оплата за руководство практикой студентов и учащихся;

– выплаты, произведенные организацией в порядке возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, найму жилья;

– денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск.

Порядок включения премий в расчет коэффициента

При расчете коэффициента соотношения следует учесть, что:

– премии, выплачиваемые руководителю поквартально, и краткосрочные бонусы учитываются в квартале, в котором производится их фактическая выплата, помесячно в размере 1/3;

– часть премий, зарезервированная в соответствии с частью первой п. 8 Инструкции, учитывается в полугодии, в котором производится ее фактическая выплата, помесячно в размере 1/6.

Недоначисленные в целях соблюдения коэффициента соотношения выплаты резервируются и могут быть выплачены в конце года, если позволяет коэффициент соотношения, только по согласованию с органом, заключившим контракт.

Пример

В мае выплачена премия руководителю организации по итогам работы I квартала в сумме 1 200 000 руб. По лицевому счету премия отражена в апреле. Работники организации премируются помесячно. При расчете коэффициента соотношения премия, выплаченная руководителю, учитывается во II квартале помесячно в сумме 400 000 руб.

Считаем среднесписочную численность работников правильно

При расчете среднесписочной численности работников следует учесть, что из численности работников списочного состава исключаются следующие категории работников:

– находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

– не явившиеся на работу вследствие временной нетрудоспособности или ухода за больными, неявки которых оформлены листками нетрудоспособности или справками, за все календарные дни болезни. Если последний день болезни приходится на последний рабочий день недели (например, пятницу) или предпраздничный день (например, 7 марта), то при исчислении среднесписочной численности в последующие выходные и праздничные дни эти работники включаются;

– находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с обучением в учреждениях образования в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь, а также для прохождения вступительных испытаний при приеме в учреждения образования для получения среднего специального и послевузовского образования;

– находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы, кроме находящихся в отпусках, предоставляемых по инициативе нанимателя. Работники исключаются из среднесписочной численности за все календарные дни неявок на работу;

– находящиеся под следствием до вынесения приговора суда. Если работник приговором суда не осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, то он включается в среднесписочную численность с первого дня невыхода на работу;

– больные хроническим алкоголизмом, помещенные на лечение в наркологические отделения психиатрических (психоневрологических) учреждений;

– работники-доноры за дни сдачи крови и ее компонентов, а также предоставленные после этого дополнительные дни отдыха.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *