Защитная зона

Кто обязан разрабатывать проект СЗЗ предприятия?

К. Романова, инженер-эколог
В связи с неоднозначностью толкования норм СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, основного документа, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об установлении санитарной защитной зоны (далее – СЗЗ), у природопользователей часто возникают вопросы: каким предприятиям необходима разработка СЗЗ, возможна ли СЗЗ для уже действующих предприятий, а также каким образом устанавливать СЗЗ для группы предприятий, расположенных на одной производственной территории.
Содержание статьи поможет вам найти ответы на эти вопросы, чтобы в дальнейшем исключить наложение штрафных санкций и претензий со стороны надзорных органов.
Санитарно-защитная зона — специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Рис. Примеры ситуационных планов с нанесением границы СЗЗ

По своему функциональному назначению сан.-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
С одной стороны, новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие промышленные объекты. С другой стороны, если проанализировать законодательство РФ по данному вопросу, им определено обязательное наличие СЗЗ у предприятий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения.
Сан.-защитная зона — обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяет проект санитарно-защитной зоны предприятия. Для объектов I — III классов опасности разработка проекта является обязательной.
Если предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект СЗЗ предприятия разрабатывать не нужно.
Если же в ориентировочную границу СЗЗ попадают нормируемые объекты, то обоснование размеров необходимо.
При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).

При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.
Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.
Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Обратите внимание!

Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:

  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер сан.зоны;
  • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
  • это микропредприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.

Тем не менее, в 2010 году Роспортебнадзор выпустил документ «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03″, в котором уточняется группа предприятий, которые всё-таки обязаны устанавливать СЗЗ.

  • вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты находящиеся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющие аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
  • действующие промышленные объекты и производства I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
  • действующие объекты или производства, в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
  • размер сан.-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

Размер СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).
Для групп промышленных объектов устанавливается единая расчетная СЗЗ, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер сан.-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В прежней редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможность разработки индивидуального проекта СЗЗ для предприятия в составе группы предприятий (промузла) вообще не предусматривалась. Согласно новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), проект санитарно-защитной зоны предприятия разрабатывается, а следовательно, СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Таким образом, у предприятия есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.

Рис. Инженер-эколог Инга Шарапова с разработанным проектом СЗЗ

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • размер и границы санитарно-защитной зоны;
  • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
    Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

По проекту расчетной СЗЗ для предприятий I и II классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача РФ с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.
Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдаются решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.
После разработки проекта СЗЗ предприятие получает лишь расчётную установленную СЗЗ, размер которой необходимо подтверждать натурными исследованиями в течение года. И только после этого, в случае соблюдения всех норм предприятию будет установлена окончательная граница СЗЗ.

Осторожно — штрафы!

За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект санитарно-защитной зоны предприятия хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 500 до 1 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Административный штраф за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (КоАП ст. 8.1)

  • должностные лица – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • юридические лица – от 20 000 до 100 000 рублей.

Вопрос

На предприятии I категории разработан проект СЗЗ (с томом оценки рисков), получено экспертное заключение и сан-эпид заключение на проект (в апреле 2019г). С августа 2019 года ведется контроль уровня шума и атмосферного воздуха в соответствии с программой исследований, указанной в проекте.

В соответствии с требованиями п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 предприятие обязано представить заявление об установлении либо прекращении СЗЗ.

— Реклама —

В связи с этим вопрос: поскольку программа исследований отработана не до конца (и вообще только началась, по сути), как поступить в данном случае — направить заявление об установлении СЗЗ с теми протоколами, что есть в наличии?

Ответ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Также в ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорится:

«С 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются».

Формы заявлений утверждены Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».

Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению об установлении санитарно-защитных зон, оговаривается в п. 14 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», а именно:

«К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны».

Кроме этого, в п. 16 вышеупомянутого Постановления оговаривается состав проекта СЗЗ:

«Проект санитарно-защитной зоны содержит:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков)».

Как видно, в перечне необходимых документов не упоминается необходимость предоставления протоколов анализа и контроля уровня шума и атмосферного воздуха в соответствии с программой исследований. Следовательно, подать заявку на установление санитарно-защитной зоны в Вашем случае уже возможно.

Зоны санитарной охраны

Подобные документы

  • Общая характеристика водоохранных зон. Определение параметров водоохранных зон рек, ручьев, морей и других водоемов. Анализ основных ограничений деятельности в пределах водоохранной зоны. Анализ специфики округов санитарной и горно-санитарной охраны.
    курсовая работа, добавлен 11.10.2017

  • Нормативы качества окружающей среды и их виды: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные. Применяемость санитарно-защитных зон. Устройство и нормативные размеры санитарно-защитных зон полигонов хранения твердых бытовых отходов.
    контрольная работа, добавлен 07.01.2016

  • Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Установление зоны санитарной охраны водоисточников. Особенность очистки сбрасываемых сточных вод. Гигиеническая характеристика источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
    презентация, добавлен 22.03.2016

  • Общая характеристика анализируемого предприятия. Порядок расчета расстояния до границы санитарно-защитной зоны и определение величины для каждого загрязняющего вещества. Построение в масштабе чертеж (рисунок) санитарно-защитной зоны предприятия.
    практическая работа, добавлен 24.12.2012

  • Источники водоснабжения, их разновидности, классификация и основные требования к ним. Общая характеристика подземных и поверхностных источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны. Технологическая схема механической очистки городских сточных вод.
    реферат, добавлен 13.05.2016

  • Проектирование водоприёмных сооружений с учётом гидрогеологических условий района водозабора и требований по обеспечению бесперебойности водоснабжения. Разработка мероприятий по рыбозащите. Организация зоны санитарной охраны поверхностного водозабора.
    курсовая работа, добавлен 15.02.2014

  • Природные, инженерно-геологические условия, почвенный покров и климат района города Сумы. Рекреационные зоны города, размещение промышленных предприятий. Меры и средства по предотвращению загрязнения вод озера, самоочищение воды в водоеме озера Чехово.
    курсовая работа, добавлен 04.07.2011

  • Физиологическое, гигиеническое, эпидемиологическое значение воды. Санитарная охрана водоемов, методы установления ПДК вредных веществ в них. Зоны санитарной охраны, их значение. Системы удаления нечистот и отбросов. Очистка воды на водопроводных станциях.
    контрольная работа, добавлен 21.10.2017

  • Концентрации вредных веществ, измеренные в трубах. Определение величины приземных концентраций вредных веществ в атмосфере по оси факела выброса на различных расстояниях. Построение границ санитарно-защитной зоны, как территории специального назначения.
    контрольная работа, добавлен 17.09.2019

  • Особенность выбора схемы и состава очистных сооружений. Расчет построек реагентного хозяйства для коагулянта и обезвреживания вентиляционного воздуха. Вычисление строительств по обеззараживанию воды. Благоустройство территории и зоны санитарной охраны.
    курсовая работа, добавлен 14.08.2014

Страница:

Новые правила установления санитарно-защитных зон: какие проблемы ждут застройщиков?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования. Она устанавливается вокруг объектов и производств, которые воздействуют на среду обитания и здоровье человека, таким образом, чтобы снизить это воздействие.

Кто может установить санитарно-защитную зону

По закону устанавливать, изменять или прекращать существование санитарно-защитных зон может Роспотребнадзор или территориальные органы ведомства.

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Как устанавливались санитарно-защитные зоны по старым правилам

Ранее порядок установления санитарно-защитных зон регулировался СанПиН (номер — 2.2.1/2.1.1.1200-03, название правил — «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен был разрабатываться последовательно. Сначала определялась предварительная санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитное поле и др.). Потом устанавливалась окончательная зона — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Установить СЗЗ или изменить размер установленной СЗЗ могли только главные государственные санитарные врачи России или субъекта РФ или их заместители в зависимости от класса опасности вредного объекта.

Что изменится для застройщиков из-за новых правил установления СЗЗ

В марте 2018 года правительство утвердило новый порядок установления санитарно-защитных зон (постановление от 03.03.2018 № 222). В августе был принят федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 342-ФЗ).

Согласно ст. 26 этого закона с 1 января 2020 года недоустановленные, то есть ориентировочные и расчетные (предварительные), санитарно-защитные зоны перестанут существовать.

Системный анализ градостроительного и земельного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения приводит нас к следующим выводам.

  1. В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрено применение ориентировочных санитарно-защитных зон, в этих правилах использовался только термин «ориентировочный размер».
  2. Ни новые, ни старые правила не предусматривают установление расчетных, а тем более ориентировочных, санитарно-защитных зон.
  3. Предусмотренная СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 расчетная санитарно-защитная зона носит предварительный характер и не предназначена для самостоятельного использования без подтверждения расчетных параметров результатами натурных наблюдений и измерений.
  4. Правовых оснований для внесения в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков так называемых ориентировочных и расчетных санитарно-защитных зон не имеется.
  5. Согласно новому порядку изменению подлежат только установленные санитарно-защитные зоны.
  6. Внесению в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков подлежат только санитарно-защитные зоны, установленные в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 или новыми правилами.
  7. Недоустановленные, то есть так называемые ориентировочные и расчетные санитарно-защитные зоны, которые необоснованно отображены в генпланах и правилах землепользования и застройки, а также в градостроительных планах земельных участков, не подлежат применению.

Что будет с недоустановленными санитарно-защитными зонами

Как уже говорилось выше, с 1 января 2020 года ориентировочные и расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекратят существовать, а ограничения использования земельных участков в них перестанут действовать.

До 1 октября 2019 года собственники зданий и сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные или расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, обязаны подать в Роспотребнадзор заявления об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных или расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон.

Правообладатель может прекратить использовать, ликвидировать (в том числе снести) объект или же изменить вид его разрешенного использования и назначение таким образом, что биологическое воздействие объекта на среду обитания человека не будет превышать установленных гигиенических нормативов. Тогда правообладатель обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в Роспотребнадзор заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

Физические лица, юридические лица, органы госвласти или органы местного самоуправления вправе без заявления правообладателя провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта).

При наличии оснований по итогам исследований можно:

  • уменьшить размер СЗЗ;
  • прекратить действие отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны;
  • прекратить существование СЗЗ.

Для этого нужно представить в Роспотребнадзор соответствующее заявление.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *