Затраты на транспорт

Транспортная составляющая в розничной цене товара

Розничная цена товара (рис. 1) складывается из:

1 – стоимости сырья;

2 – затрат на производство;

3 – прибыли промышленного предприятия;

4 – налогов на промышленное предприятие;

5 – торговых издержек;

6 – торговой прибыли.

Рис. 1 Розничная цена товара

Первые четыре составляющих розничной цены образуют так называемую цену производителя. Затраты на транспортировку товаров составляют значительную долю торговых издержек.

Нормативными документами установлен перечень транспортных расходов, включаемых в себестоимость товаров:

  • за перевозку грузов, подачу уборку вагонов, взвешивание грузов;
  • за погрузку, выгрузку грузов, экспедиторские услуги;
  • стоимость материалов, затраченных на оборудование транспортных средств (щиты, стойки, стеллажи и т. п.);
  • за хранение грузов на станции (в пределах нормативных сроков);
  • за обслуживание железнодорожных путей необщего пользования и МНП.

Транспортная составляющая – это отношение стоимости доставки товара до потребителя к общей стоимости партии товара.

Чтобы уменьшить транспортную составляющую в цене товара, необходимо либо сократить транспортные расходы, либо увеличить общую стоимость партии, путем перевозки более дорогостоющего товара.

Порядок включения транспортных расходов в цену товара называется франкировкой (фланкированием). Условие «Франко» в переводе с итальянского (franco) означает «До» (какого-либо момента).

В настоящее время на железных дорогах России применяются 4-е основных варианта распределения транспортных затрат на прямую перевозку:

1) Франко – склад поставщика (самовывоз);

2) Франко – вагон станции отправления;

3) Франко – вагон станции назначения;

4) Франко – склад покупателя.

В первом случае транспортные расходы несет покупатель, в последнем – поставщик, при втором и третьем вариантах – обе стороны. Пункт, указанный в условии «Франко», является местом поставки товара.

Задача 1

Цена единицы товара – 20 рублей. Стоимость его доставки до потребителя составила 77690 рублей. Доставка осуществлялась партией из 4300 грузовых мест по 15 единиц товара в каждом. Определить транспортную составляющую в цене товара.

Решение

Общая стоимость партии товара С = 4300*15*20 = 1290000 (руб.)

Транспортная составляющая Тр = 77690/1290000 = 0,06 или Тр = 6 %.

Задача 2

Стоимость груза составляет 4370 тыс. рублей. От его реализации планируется получение прибыли в размере 20 процентов. Завоз груза на станцию отправления осуществляет грузоотправитель-поставщик, затрачивая при этом 9700 рублей. Перевозка производится по железной дороге (провозные платежи и другие сборы – 650 тысяч рублей) с перевалкой на речной транспорт, стоимость услуг из порта назначения на склад покупателя производиться автотранспортным предприятием, плата 15 тысяч рублей за всю партию.

Определить:

1. Розничную цену товара, транспортную составляющую в ней.

2. Распределение транспортных расходов между поставщиком и покупателем при установленных условиях:

1) Франко-вагон станции отправления;

2) Франко-склад покупателя;

3) Франко-порт перевалки.

3. Страховую сумму и размер страховой премии при варианте (2), если расходы по страхованию составляют 980 рублей, премия – 5%.

Решение

1. Транспортные расходы Стр = 9,7 + 650 + 230 + 15 = 904,7 тысяч рублей.

Розничная цена товара составляет:

Ц = 4370 + 904.7 + 4370*0.2 = 6148.7 тысяч рублей.

Транспортная составляющая в цене товара:

Тр = 904,7/6148,7 = 14,7 %.

2. Распределение транспортных расходов:

1) поставщик несет расходы в размере 9700 рублей, покупатель – на сумму 895 тысяч рублей;

2) Доставку оплачивает поставщик (904,7 тысяч рублей);

3) Поставщик оплачивает перевозку в сумме 659,7 тысяч рублей, покупатель – за весь остальной путь – 245 тысяч рублей.

3. Страховая сумма:

Cсумма = 4370*1,1 + 895 + 9,8 = 5711,8 тысяч рублей – это 131% от страховой суммы.

Страховая премия:

Cпремия = 5711800*0,05 = 285590 рублей.

Задача 3

П = 20%; Ц = (4370 + 904,7) тыс. руб.

Какими проводками отражаются транспортные расходы?

Транспортные расходы — проводка по их отражению, виды и варианты учета. В данной статье вы найдете информацию по этой теме.

Понятие и виды транспортных расходов

ТЗР при покупке материалов

ТЗР при покупке товаров

Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции

Итоги

Понятие и виды транспортных расходов

Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Каждая компания обязана внести и утвердить в учетной политике перечень расходов, которые следует впоследствии относить к ТЗР. Для этого нужно использовать НПА из следующего списка:

  1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).

В п. 6 этого документа приведены затраты, связанные с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования. Это:

  • затраты, связанные с заготовкой и доставкой;
  • затраты, связанные с содержанием персонала предприятия, занятого заготовкой и хранением;
  • услуги по транспортировке МПЗ до места их использования;
  • проценты, начисляемые в рамках займов от партнеров по бизнесу;
  • проценты, начисленные в рамках кредитов на приобретение МПЗ при условии, что эти проценты сформированы до момента учета МПЗ.
  1. Методические указания по учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

В п. 70 методических указаний содержится перечень ТЗР, которые можно причислять к приобретению материалов. В этот список включены следующие виды расходов:

  • по погрузке и транспортировке, если они оплачиваются вне основной стоимости материалов;
  • на оплату труда, социальные взносы и командировки работников, занятых заготовкой и хранением материалов;
  • по содержанию реально использующихся складских помещений;
  • по оплате услуг посреднических компаний и индивидуальных предпринимателей;
  • по оплате услуг хранения до того момента, когда МПЗ прибудут к покупателю;
  • по процентам, начисленным в рамках кредитов на приобретение МПЗ, если эти проценты начислены до момента учета МПЗ;
  • по суммам потерь в пути, если их размер находится в пределах нормативов на естественную убыль;
  • прочие расходы.
  1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который следует ориентироваться. Дело в том, что НК РФ не содержит формулировки, что относится к такому виду расходов. Поэтому при организации бухгалтерского и налогового учета нужно создать и утвердить в учетной политике идентичный перечень транспортных услуг.

Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:

  • ТЗР, обусловленные приобретением материалов;
  • ТЗР, обусловленные приобретением товаров:
    • в торговой компании;
    • неторговой компании;
  • ТЗР, обусловленные реализацией готовой продукции либо товаров.

Отметим особенности бухучета для каждого вида.

ТЗР при покупке материалов

ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп.6, 11). Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.

  1. Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».

Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:

  • договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
  • цены, действовавшие в прошлых периодах;
  • запланированные цены;
  • средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.

Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:

Суть записи

Дт

Кт

Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения)

60, 71, 76

Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний)

60, 71, 76

Приходуем материалы, используя учетные цены

Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной

Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная

Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену

20, 23

Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется.

20, 23

При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:

  • 10-й — «Материалы»;
  • 20-й — «Основное производство»;
  • 23-й — «Вспомогательные производства»;
  • 60-й — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 71-й — «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 76-й — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В пункте 87 методических указаний приведены формулы, по которым ведется расчет процента списания ценовых отклонений. Порядок расчета следующий:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где

К — размер отклонения в процентах;

Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток);

Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца;

М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах;

М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.

Откл2 = К × М2,

где

Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы;

М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.

  1. Для отражения используется специальный субсчет на 10-м счете «Материалы».

Для таких обстоятельств приведем следующую табличную форму по записям:

Суть записи

Дт

Кт

Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера

60, 71, 76

Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п. 85 методических указаний)

10, субсчет «ТЗР»

60, 71, 76

Списываем материалы в производство

20, 23

Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца

20, 23

10, субсчет «ТЗР»

Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.

  1. ТЗР напрямую включаются в фактическую стоимость материалов.

Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала.

Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

ТЗР при покупке товаров

Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.

Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:

  1. ТЗР включены в себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01): Дт 41, субсчет «ТЗР» Кт 60.

Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.

  1. ТЗР включены в расходы на реализацию товаров (п. 13 ПБУ 5/01), при этом такие расходы:
  • разбрасываются между теми товарами, которые реализованы, и теми, которые остались на складе (в описании счета 44, план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н),
  • списываются на себестоимость в полной мере: Дт 44 Кт 60.

По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.

Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.

В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:

  • 02-й — «Амортизация»,
  • 41-й — «Товары»,
  • 44-й — «Расходы на продажу»,
  • 70-й — «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
  • 69-й — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  • 90-й — «Продажи».

Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.

Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где

К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;

ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;

ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;

Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;

Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где

ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;

Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.

Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Такое определение содержится в п. 227 методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.

Компании, входящие в данную категорию, вправе выбирать, следует ли разбрасывать затраты между себестоимостью уже реализованных товаров и товарных остатков. Однако на этот счет есть и некоторые рекомендации, содержащиеся в п. 228 методических указаний. Распределять расходы предлагается, если:

  • ТЗР превышают 10% от размера выручки от реализации,
  • ТЗР в течение года неравномерны.

Кроме того, ТЗР учитываются и в фактической стоимости приобретенных основных средств, о чем читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции

Возможны следующие варианты учета расходов на доставку:

  1. Если цена доставки входит в стоимость товара.

Такой вариант чаще всего имеет место, когда товар по договору доставляется поставщиком до склада покупателя и в первичных документах цена доставки не выделяется отдельно.

Транспортные затраты в приведенных обстоятельствах — это расходы на продажу. Запись соответствующей транзакции в бухучете будет такова: Дт 44 Кт 60, 76.

Такие расходы в конце месяца следует списать на себестоимость в полной мере. Запись будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт44.

  1. Цена доставки приведена отдельно от стоимости товара.

Если в договоре на приобретение товара цена доставки выделена, это означает, что поставщик намерен получить оплату за доставку отдельно. В таком случае имеет место выручка за транспортные услуги. Затраты, связанные с доставкой, надо отразить следующей записью: Дт 23 Кт 02, 10, 70, 69.

Последующее списание расходов: Дт 90, субсчет «Себестоимость транспортных услуг» Кт 23.

Итоги

Организация для учета транспортных расходов должна использовать тот способ, который оптимально соответствует ее виду деятельности. Он закрепляется в учетной политике, и продуманный выбор поможет до минимума сократить время, затрачиваемое на расчеты разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)?

Как рассчитать транспортные расходы? Это необходимо знать для корректного отражения материальных затрат, а также издержек обращения, если в учетной политике организации закреплен метод их частичного списания.

Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

Расчет транспортных расходов при покупке материалов

Итоги

Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).

Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ. При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.

О разнице между бухгалтерским и налоговым учетом читайте в статье «Что такое отложенный налог на прибыль и как его учитывать?».

Для распределения используем следующие формулы:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где:

К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;

ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;

ТР1 — ТР текущего месяца;

Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где:

ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

Пример:

Основной вид деятельности ООО «Торговый дом «Ника»» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.

Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).

Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.

Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 30 июня:

700 000 + 1 500 000 – 1 800 000 = 400 000 руб.

К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,

ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 30 июня:

400 000 × 8,86% = 35 440 руб.

ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 – 35 440 = 159 560 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

120 000

Отражены ТР

1 500 000

Поступили товары от поставщика

1 800 000

Отражена себестоимость реализованных товаров

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

Списаны ТР за месяц

Расчет транспортных расходов при покупке материалов

Согласно ПБУ 5/01 ТР входят в состав фактической стоимости материалов (пп. 6, 11). П. 83 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, предлагает 3 способа отражения расходов по доставке и заготовлению (ТЗР), связанных с покупкой материалов:

  • с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  • с использованием отдельного субсчета на счете 10 «Материалы» для отражения ТЗР,
  • прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов.

При первых двух способах ТР распределяются. В 1-м случае разница между учетной и фактической ценой или сумма ТЗР отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во 2-м случае сумма ТЗР будет распределяться с отдельного субсчета счета 10.

Согласно п. 87 Методических указаний отклонения или ТЗР списываются с использованием формул:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где:

К — процент списания отклонения;

Откл0 — остаток суммы отклонения или ТЗР на начало месяца;

Откл1 — сумма отклонения или ТЗР за месяц;

М0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;

М1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости.

Откл2 = К × М2,

где:

Откл2 — сумма отклонений или ТЗР, списываемых на затраты;

М2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.

ООО «Ника» — производственная компания. На 1 августа остаток материалов в организации равен 400 000 руб., остаток суммы отклонений — 25 000 руб. За август было приобретено материалов на сумму 350 000 руб. (1000 ед.), а на затраты производства списано 1 800 ед. Соответствующие ТР за август составили 75 000 руб. Указанные суммы не включают НДС. Учетная стоимость единицы материала — 390 руб. Согласно учетной политике ТР входят в состав отклонений.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

350 000

Отражена покупная стоимость материалов в соответствии с первичными документами от поставщика

75 000

Отражены ТР

390 000

Оприходованы материалы по учетной цене

35 000

(350 000 + 75 000 – 390 000)

Списано превышение фактической стоимости над учетной в конце месяца

702 000 (1 800 000 × 0,39)

Списаны материалы в производство по учетной цене

К = (25 000 + 35 000) / (400 000 + 390 000) × 100 = 7,6%

Сумма отклонений, списываемых на затраты:

Откл2 = 7,6% × 702 000 = 53 352 руб.

Дт

Кт

Сумма, тыс. руб.

Описание

53 350

Списаны отклонения по переданным в производство материалам

Методические указания также предусматривают упрощенные способы расчета отклонений или ТР при их списании на расходы. Их можно найти в п. 88.

Об учете материалов читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

В данной статье рассмотрены основные способы распределения ТР. Как рассчитать транспортные расходы, распределяемые на остатки материалов (товаров) и затраты, должно быть закреплено в учетной политике организации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нормы расходы топлива

Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в горючем (бензине, газе или дизтопливе) для различных видов автотранспорта на конкретный километраж.

Норма расхода топлива, как правило, устанавливается из расчета литров горючего на 100 км пути.

Для каких целей используются нормы расходы топлива

Нормы расхода топлива для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на бензин, газ или дизтопливо, контролировать слив или перерасход топлива, а также списывать топливо со счетов компании согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Данные показатели нормы расхода топлива необходимы для:

  • определения себестоимости конкретной перевозки и всех перевозок, совершенных служебным транспортом в течение определенного периода времени;

  • ведения отчетности;

  • ведения расчетов с сотрудниками организации, которые пользуются транспортными средствами в служебных целях.

  • учета затрат на топливо при налогообложении предприятий.

Порядок расчета нормы расхода топлива

При определении нормы расхода топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Чтобы выяснить нормативные величины расхода горючего для конкретного автомобиля, необходимо знать вид транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения).

После этого необходимо открыть нужную таблицу в нормах расхода топлива, утвержденных Минтрансом РФ и найти точную марку автомобиля.

В этой таблице приведены нормы расхода бензина для конкретного автомобиля.

Если предприятие использует автомобильный транспорт, который не прописан в нормативном акте, составленном Минтрансом РФ, предприятие может рассчитать для него нормы списания топлива самостоятельно.

Документальное оформление списания топлива

Как правило, на предприятиях, которые занимаются грузоперевозками, топливо списывается на расходы на основании нескольких документов:

  • путевого листа (указывается маршрут и пробег автомобиля, остаток топлива; периодичность составления путевого листа зависит от частоты использования транспорта — рекомендуется закрепить ее в учетной политике);

  • акта на списание ГСМ (на его основании можно списать смазочные материалы — например, масло).

Порядок оформления путевого листа

Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем предприятия в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты.

Эти реквизиты перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:

  • наименование и дата составления документа;

  • наименование экономического субъекта, составившего документ;

  • содержание факта хозяйственной жизни;

  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

  • подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события.

К обязательным реквизитам путевого листа относится следующая информация:

  • наименование и номер путевого листа;

  • сведения о сроке действия путевого листа;

  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

В числе прочего, в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания одометра при выезде и возвращении в гараж.

На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.

Порядок учета и списания топлива

Бухгалтерский учет топлива

Для ведения бухгалтерского учета топлива используется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.

Для того, чтобы учесть приход топлива, данные о поступлении топлива отражают по дебету счета 10 «Материалы».

Когда производится списание топлива, то данные о списываемом топливе необходимо списать с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу»).

При этом сумма списываемого топлива рассчитывается как норма (указанная в нормативе или рассчитанная самостоятельно), умноженная на сумму одного литра бензина.

Таким образом, для учета ГСМ на предприятии используется субсчет 3 «Топливо» счета 10 «Материалы».

В бухгалтерском учете проводки будут следующими:

Дебет счета Кредит счета Наименование операции
10.3 «Топливо» 60 «Расчеты с поставщиками» Отражена операция по приобретению бензина у поставщика
10.3 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Отражена операция по приобретению ГСМ через подотчетное лицо
19 60,71 Отражен НДС по покупке ГСМ
20 (23, 25, 26, 44, 91) — счета учета расчетов 10.3 Списано расчетное (или фактическое) количество бензина

Налоговый учет списания топлива

На данный момент Налоговый Кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на бензин для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль.

Затраты на топливо считаются материальными расходами или включаются в прочие, связанные со служебным транспортом (подп. 11 п. 1. ст. 264 НК РФ).

То есть, в налоговом учете списание ГСМ можно отражать в составе в материальных расходов или учитывать в составе прочих расходов.

Если автомобильный транспорт выполняет транспортировку грузов, то расход дизтоплива/газа/бензина на него относится к материальным расходам.

Если же транспорт используется в служебных целях, то использование топлива на него отражается в составе прочих расходов.

При этом судебная практика подтверждает, что нормы для списания ГСМ не требуются, но налоговые инспекторы по-прежнему настаивают на наличии приказа на установление норм списания ГСМ, доначисляя налоги при его отсутствии.

Решать вопросы с налоговой инспекцией при отсутствии утвержденных внутрифирменных нормативов приходится в судебном порядке.

Поэтому при формировании учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету стоит определить, каким образом в компании будет вестись учет ГСМ.

Итак, для учета фактического расхода топлива компании требуется составить приказ, в котором необходимо прописать:

  • марки автомобилей,

  • рассчитанные лимиты по расходу.

При этом, разрабатывая собственные нормы, следует учитывать транспортные условия (состояние дорог везде разное), тип автомобиля (расход у грузовой машины явно будет отличаться от легковой), климатические условия.

Также стоит указать лимит расхода бензина в летнее и в зимнее время, так как зимой расход топлива будет выше.

Энциклопедия решений. Подстатья 222 «Транспортные услуги» КОСГУ

Подстатья 222 «Транспортные услуги» КОСГУ

Согласно положениям Раздела V Указаний N 65н за счет подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ подлежат оплате обязательства организации госсектора, которые возникли в результате заключения договоров:

— перевозки грузов, пассажиров и багажа (глава 40 ГК РФ);

— фрахтования (глава 40 ГК РФ);

— транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ);

— на оказание некоторых комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг (примерный состав этих комплексных услуг описан в Указаниях N 65н).

К комплексным услугам, расходы на оплату которых должны отражаться по коду КОСГУ 222, относятся:

1) услуги перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания;

2) услуги по комплексному обслуживанию флота.

Перечень расходов, которые в соответствии с Указаниями N 65н могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222, является открытым. Иными словами, не упоминаемые в этом перечне, но аналогичные по экономическому содержанию расходы могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222 в качестве «других расходов на оплату транспортных услуг». Однако пользоваться данным механизмом надо крайне осторожно:

1) Указаниями N 65 прямо не должна быть предусмотрена возможность отнесения соответствующих расходов на какой-либо иной код КОСГУ;

2) желательно, чтобы возможность отнесения расходов к «другим расходам на оплату транспортных услуг» была подтверждена Актом профильной комиссии госучреждения.

Конечно, соблюдение приведенных выше рекомендаций не дает «иммунитета» от претензий контролирующих органов — субъективные мнения различных специалистов по вопросу об «аналогичности» тех или иных операций в целях применения положений Раздела V Указаний N 65н могут кардинально различаться. Однако при выполнении двух указанных выше условий должностные лица госучреждения смогут аргументировано отстаивать свою позицию в ходе контрольных мероприятий и (или) в суде.

На подстатью КОСГУ 222 относятся расходы госучреждений по оплате транспортных услуг (в том числе по перевозке грузов и пассажиров), которые оказывают:

— юридические лица;

— физические лица.

Если гражданско-правовой договор на оказание транспортных услуг заключается с физическим лицом, то на подстатью КОСГУ 222 относятся:

— НДФЛ, удержанный из вознаграждения, причитающегося физическому лицу по этому договору;

— страховые взносы на обязательное социальное страхование, начисленные на сумму вознаграждения.

Когда «транспортные» расходы не могут быть отнесены на подстатью 222 КОСГУ?

Далеко не все расходы, связанные с транспортными средствами, в целях применения КОСГУ могут рассматриваться в качестве расходов по оплате транспортных услуг. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться экономическим содержанием конкретной операции.

Госучреждение привлекло для решения специальных задач нескольких сторонних специалистов (экспертов). Необходимо обеспечить их транспортное обслуживание.

Существует несколько вариантов решения данной проблемы. Выбор конкретного варианта зависит от финансовых и материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении учреждения.

1. В распоряжении учреждения имеется транспортное средство, но нет свободных водителей.

В этом случае может быть принято решение о заключении соответствующего гражданско-правового договора с физическим лицом. При этом расходы на оплату услуг водителя относятся на подстатью КОСГУ 222.

2. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством. Маршруты и время использования транспортного средства будут определяться экспертами непосредственно в ходе выполнения возложенного на них задания.

Может быть заключен договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (подпараграф 1 § 3 главы 34 ГК РФ) или без предоставления этих услуг (подпараграф 2 § 3 главы 34 ГК РФ). Расходы по этому договору подлежат отнесению на подстатью подстатьи 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.

3. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством. Заранее известны все параметры поездок, в том числе маршруты движения, время использования транспортного средства.

Может быть заключен договор фрахтования (автотранспортного обслуживания) согласно положениям ст. 787 ГК РФ. Расходы по такому договору в полном объеме подлежат отнесению на подстатью КОСГУ 222.

4. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством, однако соответствующий автомобиль есть у сотрудника учреждения.

Сотруднику может в установленном порядке выплачиваться компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях. Расходы по выплате этой компенсации относятся на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

Какими документами подтвердить перевозку грузов, пассажиров и багажа

Согласно положениям Раздела V Указаний N 65н на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ прежде всего относится провозная плата по договорам перевозки грузов, пассажиров и багажа. Поэтому для корректного отнесения расходов на данную подстатью КОСГУ принципиально важное значение имеет квалификация договора (контракта), который заключает организация госсектора, в качестве договора перевозки в соответствии с положениями главы 40 «Перевозка» ГК РФ. Подтвердить заключение договора перевозки можно на основании следующих документов *(1):

Вид транспорта

Документы

Основание

Договор перевозки груза

Автомобильный

Транспортная накладная

п. 2 ст. 785 ГК РФ,

ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Железнодорожный

1. Транспортная железнодорожная накладная

2. Квитанция о приеме груза, выданная на основании транспортной железнодорожной накладной

п. 2 ст. 785 ГК РФ,

ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Воздушный

Грузовая накладная

п. 2 ст. 785 ГК РФ,

п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ

Внутренний водный

1. Транспортная накладная

2. Дорожная ведомость и квитанция о приеме груза, оформленные на основании транспортной накладной

п. 2 ст. 785 ГК РФ,

п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ

Договор перевозки пассажира

Автомобильный

1. Билет

2. Багажная квитанция

3. Квитанция на провоз ручной клади

п. 2 ст. 786 ГК РФ,

ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Железнодорожный

1. Билет

2. Багажная квитанция

3. Грузобагажная квитанция

п. 2 ст. 786 ГК РФ,

ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Воздушный

1. Билет

2. Багажная квитанция

п. 2 ст. 786 ГК РФ,

п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ

Внутренний водный

1. Билет

2. Багажная квитанция

п. 2 ст. 786 ГК РФ,

п. 2 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ

В дополнение к перечисленным выше документам факт осуществления перевозки и, соответственно, обоснованность применения кода КОСГУ 222 должны подтверждаться данными иных документов, оформляемых в связи с конкретной перевозкой (отгрузочными документами — при оплате перевозки грузов; авансовым отчетом — при оплате проезда сотрудника к месту командирования и обратно и т.д.).

Напомним, что для удостоверения договора перевозки все чаще используются электронные билеты, в которых информация о перевозке пассажира и багажа представляется в электронно-цифровой форме. В таких случаях госучреждением обязательно должны быть получены (истребованы) выписки из соответствующих автоматизированных систем, которые рассматриваются в качестве бланков строгой отчетности (маршрут/квитанции, купоны и т.д.).

Достаточно часто организации госсектора приобретают билеты для последующей выдачи своим сотрудникам. Если эти билеты оформляются на «обычных» бланках строгой отчетности, изготовленных типографским способом, при их поступлении в госучреждение они должны быть переданы в кассу и учтены в составе денежных документов на счете 201 35 «Денежные документы» (п. 169 Инструкции N 157н). А вот стоимость электронных билетов может учитываться согласно положениям учетной политики организации или на счете 201 35 «Денежные документы», или в составе выданных авансов.

Внимание

Компенсация командировочных расходов сотрудника на проезд отражается по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. В то же время оплата (закупка) на основании договора услуг, связанных с командировкой, в части оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования учитывается по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Как на выбор кода КОСГУ влияет цель договора перевозки?

Организации госсектора оплачивают перевозки в целях:

I) непосредственного исполнения функций, возложенных на эти организации;

II) предоставления сотрудникам организации дополнительных гарантий и компенсаций, обусловленных статусом этих лиц.

При этом в зависимости от ситуации могут использоваться следующие способы оплаты:

1) безналичная оплата перевозок контрагентам (юридическим и физическим лицам);

2) оплата перевозок через подотчетных лиц — сотрудников организации;

3) возмещение в установленных случаях расходов на оплату перевозки физическим лицам (в том числе сотрудникам), которые ранее оплатили перевозку за счет личных денежных средств.

I. К перевозкам, направленным на исполнение функций, возложенных на организации госсектора, относятся:

— проезд сотрудников к месту командирования и обратно;

— обеспечение в установленных случаях проезда на общественном транспорте (обеспечение проездными документами);

— обеспечение проезда свидетелям, вызываемым следственными или судебными органами;

— проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно работников, совмещающих работу с обучением.

Расходы на оплату перевозок данной группы могут отражаться по подстатье КОСГУ 222 любым из перечисленных выше способов — организация может приобрести для физического лица проездные документы, в том числе и через уполномоченных подотчетных лиц.

II. К перевозкам, направленным на предоставление сотрудникам организации дополнительных гарантий и компенсаций, обусловленных статусом этих лиц, относятся:

— проезд к месту проведения отпуска и обратно военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей;

— проезд и услуги по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Оплата перевозок данной группы по общему правилу может осуществляться по подстатье КОСГУ 222 только в том случае, если проездные билеты для конкретного лица оплачиваются непосредственно организацией (безналично или через уполномоченных подотчетных лиц). Исключение — возмещение должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством РФ.

Дополнительные гарантии и компенсации, обусловленные статусом сотрудников, могут оплачиваться путем:

1) выдачи аванса лицу, осуществляющему поездку (перевозку);

2) последующей компенсации расходов лица, осуществляющего поездку (перевозку), на основании представленных им документов.

В таких ситуациях речь идет не о приобретении госучреждением транспортных услуг, а о выплате соответствующих компенсаций, следовательно, оплата должна осуществляться за счет подстатьи 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Так, на подстатью КОСГУ 212 относятся расходы по оплате КОМПЕНСАЦИИ:

— стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;

— расходов, связанных с проездом при переезде из районов Крайнего Севера, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях;

— расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей;

— стоимости проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащих и приравненных к ним лиц;

— стоимости проезда к месту отпуска и обратно судьям;

— стоимости проезда на все виды общественного транспорта.

Как применять КОСГУ при оплате комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг

Организации госсектора достаточно часто заключают договоры (контракты) на оказание комплексных услуг, одним из элементов которых является оказание транспортных услуг («услуги по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ», «авиауслуги санитарной авиации» и т.п.). В подобных ситуациях обоснованность отнесения расходов на тот или иной код КОСГУ достаточно часто становится предметом разногласий с органами финансового контроля. Рассмотрим подробнее, как эта проблема может быть решена на практике.

Шаг N 1

Уточняем, будут ли оформлены в рамках исполнения договора (контракта) документы, подтверждающие заключение договора перевозки (прежде всего транспортные накладные).

Наличие подобных документов позволит легко отстоять обоснованность применения кода КОСГУ 222, опираясь на нормы гражданского законодательства (смотрите, в частности, п. 2 ст. 785 и п. 2 ст. 786 ГК РФ).

Шаг N 2

Если решить проблему не удалось, следует внимательно изучить положения договора (контракта). Расходы в рамках смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащего в том числе и все существенные условия договора перевозки, могут быть отнесены на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ, пусть даже по его итогам составляется Акт оказания услуг в произвольной форме (иной аналогичный документ). Дело в том, что Указания N 65н недвусмысленно указывают на необходимость руководствоваться при применении КОСГУ экономическим содержанием конкретной хозяйственной операции, устанавливая тем самым приоритет содержания факта хозяйственной жизни над формой его оформления.

В данном случае можно вести речь о возмездном оказании неких «транспортных услуг». Вопрос об «аналогичности» конкретных услуг тем услугам, возможность отнесения которых на подстатью КОСГУ 222 прямо предусмотрена Указаниями N 65н, может быть решен на основании профессионального суждения сотрудников учреждения. Аргументированно отстаивать свою позицию в ходе контрольных мероприятий и (или) в суде поможет Акт, подписанный членами профильной комиссии и утвержденный руководителем организации. В этом Акте, в частности, может быть указано, что «На основании от __. _____ 20__ года организации в связи с были оказаны транспортные услуги по . Транспортные услуги оказаны в полном объеме и с должным качеством. Расходы на оплату транспортных услуг в сумме ____ руб. __ коп. отнести на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ».

Шаг N 3

Если из содержания договора (контракта) не представляется возможным выделить основную направленность оплачиваемой комплексной услуги, согласно которой расходы могут быть однозначно отнесены на подстатью КОСГУ 222 или иную подстатью статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ, расходы должны быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» в качестве «других аналогичных расходов, не отнесенных на подстатьи 221 — 225» (см. также письмо Минфина России от 30.06.2015 N 02-05-11/37718).

По итогам оказания комплексной услуги может быть составлен единый акт. До 2016 года при санкционировании оплаты денежных обязательств должностные лица уполномоченных органов иногда требовали оплатить по нескольким кодам КОСГУ стоимость отдельных элементов комплексной услуги, которая учитывалась при составлении такого единого акта. Подобные требования являлись необоснованными (см. также письма Минфина России от 03.10.2013 N 02-05-10/41173, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564).

О применении нескольких кодов КОСГУ речь может идти, например, в том случае, когда по итогам оказания комплексной услуги оформляется несколько актов, подтверждающих оказание в рамках одного договора (контракта) нескольких различных по своему экономическому содержанию услуг.

Порядок применения КОСГУ при оплате некоторых видов комплексных услуг прямо установлен Указаниями N 65н. В частности, с применением подстатьи КОСГУ 222 должны отражаться следующие комплексные услуги:

1) услуги перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания;

2) оплата услуг по комплексному обслуживанию флота.

Примерный состав подобных комплексных услуг описан в Указаниях N 65н. При этом оплата каких-либо расходов в составе комплексной услуги вовсе не означает, что подобные расходы могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222, если они оплачиваются отдельно. Так, стоимость автотранспортного обслуживания относится на подстатью КОСГУ 222, включая расходы исполнителя на оплату полисов ОСАГО, а вот при отражении расходов на оплату полисов ОСАГО по автомобилям, учитываемым на балансе учреждения, должен применяться код КОСГУ 226.

Пример

Специализированная организация эвакуировала автомобиль, принадлежащий государственному учреждению на праве оперативного управления. В документах, предоставленных специализированной организацией, указано наименование услуги «услуга по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ».

В данном случае отнесение расходов на конкретный код КОСГУ необходимо осуществлять с учетом поступивших в распоряжение учреждения документов.

Вариант N 1

В комплекте документов, предоставленных специализированной организацией, присутствует Транспортная накладная. Кроме того, оформлен единый Акт оказания услуг, в котором стоимость ремонтных работ отдельно не выделена.

В такой ситуации учреждение отнесло расходы на подстатью КОСГУ 222 в полном объеме.

Вариант N 2

Учреждению переданы два Акта выполнения работ (оказания услуг). Транспортная накладная не оформлялась. На основании одного акта подтверждается оказание услуг по эвакуации автомобиля, а на основании другого — выполнение экстренных ремонтных работ. В обоих актах указана стоимость соответствующих услуг (работ).

При таких обстоятельствах в учреждении принято решение об отнесении стоимости эвакуации на подстатью КОСГУ 222, а стоимости ремонтных работ — на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом составлен Акт профильной комиссии, «фиксирующий» принадлежность оплаченных услуг по эвакуации к транспортным услугам.

______________________________

*(1) Помимо приведенных в таблице документов, на основании которых подтверждается заключение договора перевозки, могут применяться и иные документы, если это предусмотрено соответствующим транспортным уставом или кодексом.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *