Зоны санитарной охраны источников

  1. Требования СанПиН к санитарным зонам
  2. Проект ЗСО
  3. Когда нужен проект ЗСО
  4. Кому нужен проект ЗСО
  5. Срок разработки проекта ЗСО
  6. Ответственность за отсутствие проекта ЗСО
  7. Исходные данные для разработки проекта ЗСО
  8. Этапы согласования проекта ЗСО
  9. Образец проекта ЗСО

Содержание

Зона санитарной охраны источников водоснабжения

Зона санитарной охраны (ЗСО) по закону предусмотрена вокруг источника воды. Различают:

  • подземные воды (артезианская скважина)
  • поверхностные воды (река, пруд, озеро)

Предприятию нужен проект ЗСО, чтобы определить меры и ресурсы для защиты источника воды в месте водозабора от химического и микробиологического загрязнения. Под каждую зону санитарной охраны разрабатывается отдельный проект ЗСО.

Требования СанПиН к санитарным зонам

СанПиН 2.1.4.1110-02 определяет порядок установки трех зон (поясов) охраны водного источника.

Размер/ пояса зон санитарной охраны

На размер зоны санитарной охраны влияет:

  • статус источника – поверхностный или подземный
  • наличие микробного и (или) химического загрязнения
  • насколько надежна естественная защита скважины от поверхностного загрязнения
  • другие гидро-геологические условия
Пояс ЗСО Защитная функция Граница пояса ЗСО
ЗСО первого пояса (зона строгого режима) Защита от несанкционированного подхода/подъезда и замусоривания территории вокруг скважины 30 м (для водонепроницаемых пластов земли Требуется ограждение, обеспечение водоотвода поверхностных вод, отсутствие деревьев и кустов, организация дорожек и площадок для подъезда спецтранспорта. Исключаются близкие постройки, выпас скота, использования химудобрений.
50 м (для водонепроницаемых пластов земли)
ЗСО второго пояса бактериологическое загрязнение Расчетным путем Запрещено размещать могильники, кладбища, силосные ямы, канализацию, свалки мусора, химикатов и удобрений.
ЗСО третьего пояса химическое загрязнение Расчетным путем Исключается расположение хим. производств, складов удобрений, ГСМ, шламохранилищ и пр.

Использование водных источников необходимо согласовывать с собственниками земли, находящимися во 2 и 3 поясах зоны санитарной охраны предприятия. Процесс согласования занимает 1-2 года.

Первый пояс ЗСО — зона строгого режима. Чтобы сократить ЗСО I пояса, нужно подавать в Роспотребнадзор проект обоснования уменьшения зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Второй пояс ЗСО — бактериологический контроль. Граница 2 пояса ЗСО устанавливается путем расчетов, в зависимости от дебета скважины, мощности водоносного горизонта, биоактивности бактерий.

Третий пояс ЗСО — химический контроль. Граница 3 пояса ЗСО планируется также расчетным путем, исходя из дебета скважин и мощности водоносного горизонта, срока до конца эксплуатации скважины.

Проект организации зоны санитарной охраны (Проект ЗСО)

Для разработки проекта ЗСО потребуется заключение гидрогеологов по конкретному участку арендатора участка недр.

Когда нужен ЗСО

  • Есть/планируется артезианская скважина или водопровод питьевого водоснабжения
  • Прокладка водопровода в новом здании
  • Планируется замена (части) системы водоснабжения
  • Когда нужно выбрать источник водоснабжения на этапе строительства

Кому нужен ЗСО

Все промышленные предприятия, детские сады, лагеря и муниципальные администрации.

Срок проекта зоны санитарной охраны

  • От 2 месяцев — сбор документов, разработка проекта, получение санэпид заключений.
  • 1-2 года — Получение согласия на водопользование от лиц, являющихся собственниками участков во 2-3 поясах ЗСО предприятия.
  • До 40 дней — согласование проекта в Комитете по Природным ресурсам.
  • Бессрочно — действие готового проекта ЗСО.

Ответственность за отсутствие проекта зон санитарной охраны

Без проекта ЗСО предприятию нечего предъявить Росприроднадзору, если то заподозрит их в нанесении ущерба водному объекту. Проверяющие органы вправе и будут применять штрафные санкции.

Административная ответственность (№ 195-ФЗ от 30.12.2001, статьи 8.13-15):

  • Загрязнение воды, нарушение правил эксплуатации водных сооружений — 10 – 20 тысяч рублей для юрлиц
  • Загрязнение, засорение/истощение источников — 30 – 40 тысяч рублей для юрлиц
  • Нарушение правил при заборе воды, сбросе стоков в водные объекты — 10 – 20 тысяч рублей или приостановка деятельности до 90 суток для юрлиц

Уголовная ответственность (Кодекс РФ № 62-ФЗ от 13.06.1996, статья 250) за загрязнение вод, повлекшее:

  • Вред животным или растительному миру — 80 тыс. рублей, запрет на занятие должности до 5 лет, общественные работы 100-180 часов, арест до 3 месяцев.
  • Вред здоровью человека, массовую смерть животных — 200 000 рублей, общественные работы 180-240 часов, лишение свободы до 2 лет.
  • Смерть человека — лишение свободы до 5 лет.

Исходные данные для разработки проекта ЗСО

Перечень документов будет отличаться для поверхностного или подземного источника. Скачивайте полные перечни исходных данных по ЗСО с комментариями разработчика:

ЗСО поверхностного источника водоснабжения

ЗСО подземного источника водоснабжения

Со стороны заказчика потребуются:

  1. Договор пользования водным объектом
  2. Реквизиты компании
  3. Разрешение на водопотребление
  4. Техническая характеристика водозаборных сооружений
  5. Схема водопотребления/водоотведения
  6. Гидротехническая характеристика береговой насосной станции
  7. Документы на контрольно-измерительную аппаратуру
  8. Перспектива водоотбора
  9. Журнал учета водоотбора

Остальные документы и справки могут быть получены непосредственно исполнителем в ходе разработки проекта ЗСО.

Смотреть пакет услуг по ЗСО

Этапы согласования проекта ЗСО

  1. Сбор документации, справок и заключений
  2. Разработка проекта ЗСО
  3. Получение экспертного заключения во ФБУЗе
  4. Получение СанЭпид заключения в Роспотребнадзоре (бесплатно)
  5. Мероприятия по согласованию проекта ЗСО с водопользователями (до 2 лет)
  6. Согласование проекта в Комитете по природопользованию (бесплатно)

Результат разработки проекта зоны санитарной охраны

  • Выдача Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО
  • отсутствие претензий и штрафов от Роспотребнадзора
  • юридическая защищенность при использовании воды для нужд предприятия

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти

материал обновлен 11 января 2020 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность.

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.

Другими словами, земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения.

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны.

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Объясню подробнее.

Любые органы власти обязаны направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Идем дальше.

Одним из ценообразующих факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом Президента РФ, ни законом, зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д., следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

от

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

Беспросветный район,

с. Прощайнадежденское, ул. Пустая дом 5.

Уважаемый Соломон Альбертович!

Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

Дата. подпись.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

Полное правовое обоснование, в том числе:

  • ссылки на пункты и статьи законов, указов, приказов и т.д.,
  • судебные решения из положительной судебной практики,
  • образец административного искового заявления.

находятся в стадии завершающего оформления.

Зоны санитарной охраны (ЗСО) — территория, включающая источник водоснабжения и/или водопровод, иной объект. ЗСО состоит из поясов, на которых устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны, например, для артезианских скважин охраны подземных вод от загрязнения.

(с) Википедия

Необходимость разработки настоящего проекта регламентирована Федеральным Законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 18), Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ст. 74, ст. 104) и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02: зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:

  • Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
  • Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов ЗСО устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Стоит отметить, что разработка проектов ЗСО осуществляется только для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Для источников водоснабжения технического назначения установление зон санитарной охраны не требуется.

Установленные проектом границы зон санитарной охраны согласовываются в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым. Утвержденный проект зон санитарной охраны является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ ЗСО как линий градостроительного регулирования территории.

Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ

При разработке проекта ЗСО можно выделить следующие основные этапы:

  • Сбор и анализ исходной информации. Выезд специалиста для проведения обследования санитарно-технического состояния водозаборных сооружений (скважин) и прилегающей территории;
  • Разработка проекта ЗСО – разработка проекта на основании результатов обследования и полученных данных Заказчика, а также фондовых материалов региональных исследований;
  • Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта в экспертной организации и получение положительного экспертного заключения;
  • Согласование проекта и получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ (ЗСО)

Разработка проекта ЗСО предприятия выполняется на основании оформленного в установленном порядке договора (контракта) на создание проекта, представляющего собой перечень организационных, экономических и правовых положений, устанавливающих функционально-технологическое и юридическое закрепление обязательств, прав и ответственности сторон на период действия договора (контракта).

Для оценки объема работ на стадии заключения договора по разработке проекта ЗСО Заказчик предоставляет Исполнителю предварительные исходные данные:

  • Реквизиты предприятия (организации, учреждения);
  • Вид деятельности предприятия (организации, учреждения);
  • Вид источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
  • Количество и глубина водозаборных скважин;
  • При наличии двух и более скважин в группе расстояние между ними;
  • Расстояние от водозаборных скважин до объектов, не имеющих непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
  • Перечень имеющейся информации на скважины (лицензия, паспорта на скважины, проект на бурение, лабораторные исследования качества воды и прочее).

Примечание. Радиус первого пояса ЗСО должен составлять не менее 30 метров, т.е. площадка под размещение водозаборных скважин должны быть с размерами не менее 60х60 метров. Однако на практике часто встречается, что нормативный размер первого пояса ЗСО не выдержан и уже на расстоянии менее 15 метров расположены объекты, не имеющие непосредственного отношения к водозаборным сооружениям. Либо, площадка имеет нормативный размер и обустроена, но скважина размещена с краю этой площадки, что также является нарушением санитарных норм.

Установление первого пояса ЗСО с обоснованием радиуса 15 метров и более проходит согласование и получает положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Для радиуса менее 15 метров получить положительно санитарно-эпидемиологическое заключение становиться весьма проблематичным.

Таким образом, Вам необходимо точно знать ситуацию с поясом строгого режима ЗСО на Вашем водозаборе. Обратите внимание, что на площадке ЗСО-1 не допускается располагать объекты, не имеющих непосредственного отношения к водозаборным сооружениям (размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений), а также площадку ЗСО-1 не должна пересекать внутренняя дорога (даже если по ней минимальное движение транспорта).

СБОР ИСХОДНЫХ СВЕДЕНИЙ

На первом этапе разработки проекта ЗСО Заказчик предоставляет Исполнителю пакет документов, включающий, но не ограничиваясь, следующий перечень документов:

  1. Общие сведение о предприятии:
  • Полное наименование предприятия (организации) и его организационно-правовая форма;
  • Идентификационные коды по общероссийским классификаторам: ОКАТО; ОКВЭД; ОКПО и др.;
  • Временной режим работы предприятия;
  • Ф.И.О. руководителя
  • Ф.И.О. и должность ответственного лица за охрану окружающей среды на предприятии;
  • Кадастровый паспорт на земельные участки;
  • Форма собственности на земельные участки (аренда или собственность). Приложить договора или другие правоустанавливающие документы.

2. Характеристика объекта, в том числе:

  • Цели водоснабжения;
  • Дата введения в эксплуатацию водозаборных скважин;
  • Технический отчет о гидрогеологических работах (строительстве водозаборного сооружения);
  • Гидрогеологическое заключение (при наличии);
  • Паспорта скважин;
  • Гидрогеологические данные (мощность водоносного горизонта, напор, мощность водоупоров, дебит скважины);
  • Данные о водопотреблении из водозаборной скважины и количестве воды, расходуемой на технические и отдельно на питьевые нужды;
  • Протоколы анализа питьевой воды, проводимые за время эксплуатации водозаборных скважин;
  • Данные об устройстве скважин (затрубная цементация эксплуатационной колоны, бетонная опалубка скважины, оголовок, павильон насосной станции и др.);
  • Данные о насосной станции. Справка о глубине установки насоса в теле скважины, марка насоса;
  • Справка о месте сброса сточных вод от поселка из канализации и месте их сброса на рельеф (водный объект);
  • Данные о водопроводе от водозаборной скважины до объекта, на карте и информация о нем, местоположения;
  • Схема расположения водозаборных скважин;
  • Данные о перспективе строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектах;
  • Документация на земельный участок в районе расположения скважин (договор аренды, свидетельство о собственности земли, др);
  • В случае проведения водоподготовки (наличие установок очистки и обеззараживания воды), приложить паспорта на очистные установки;
  • Рабочая программа производственного контроля качества воды.

После получения исходных данных Исполнитель проводит анализ на соответствие их требованиям санитарного и природоохранного законодательства РФ.

Вся информация предоставляемая Заказчиком для выполнения проекта Исполнителем заверяется подписью и печатью руководителя предприятия (организации, учреждения). Ответственность за полноту и достоверность предоставляемых исходных данных несет Заказчик.

Ответственный исполнитель проекта при необходимости консультирует Заказчика по подготовке исходных данных для проекта, а также организует совместную работу с Заказчиком на предприятии при формировании пакета документов.

В ходе проведения работы Исполнителем по разработке проекта ЗСО Заказчик обязан предоставить свободный доступ на территорию предприятия представителям Исполнителя для осмотра территории и производственных подразделений.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ЗСО

Этапы разработки проекта и установления размеров ЗСО:

  • Общие сведения об участке водозабора;
  • Общие сведения о предприятии;
  • Общие сведения о водозаборе подземных вод;
  • Характеристика санитарного состояния источника водоснабжения;
  • Физико-географические условия. Климат;
  • Геологические условия и геоморфология;
  • Гидрогеологические условия;
  • Химический состав и качество подземных вод;
  • Зоны санитарной охраны подземных вод;
  • Назначение поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения;
  • Обоснование границ I, II, III поясов ЗСО;
  • Расчет II пояса ЗСО;
  • Расчет III пояса ЗСО;
  • Правила и режим хозяйственного использования территории, входящих в зону санитарной охраны всех поясов
  • Санитарный режим в пределах поясов зон санитарной охраны
  • Запретительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны
  • Санитарно-оздоровительные мероприятия на территории зоны санитарной охраны
  • Правила и режим использования по санитарно-защитной полосе водоводов

Картографический материал:

  • План первого пояса ЗСО водозаборных скважин (М 1:500 — 1:1000)
  • План второго и третьего поясов ЗСО водозаборных скважин (М 1:10 000 – 1:25 000)
  • Ситуационный план второго и третьего поясов ЗСО с нанесением водопроводных площадок и линии водовода (М 1:10 000 – 1:25 000)
  • Гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора

Формирование проекта ЗСО с приложениями исходных данных, результатов проведённых расчетов и учредительных документов предприятия (организации, учреждения).

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ЗСО

Согласование проекта ЗСО осуществляется в следующем порядке:

  • Утверждение проекта зон санитарной охраны Заказчиком;
  • Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта в экспертной организации с получением положительного экспертного заключения;
  • Согласование в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым с получением положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормативам;

В составе проекта обязательной частью является перечень предусмотренных мероприятий, которые обязательно должны быть согласованны с собственниками земель, попадающими в радиусы второго и третьего поясов.

Сопровождение процедуры согласования проекта Исполнителем:

  • Уведомление Заказчика о готовности проекта;
  • Доставка проекта ЗСО в согласующий орган;
  • Отслеживание процесса согласования;
  • При наличии замечаний к проекту – устранение замечаний и доработка проекта в части совей компетенции, Исполнитель осуществляет без дополнительной оплаты;
  • Уведомление Заказчика о получении всех необходимых разрешений и передача согласованного проекта и полученных санэпидзаключений Заказчику.

СРОКИ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ЗСО

Срок разработки проекта ЗСО (без учета согласования в контролирующих органах) может составлять от 3х недель до 6 месяцев в зависимости от количества скважин и сложности объекта.

Сроки согласования в согласующих органах:

  • Получение санитарно-эпидемиологического экспертного заключения – по условиям экспертных организаций (регламент не более 60 рабочих дней);
  • Согласование проекта в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым – по условиям согласующих организаций (регламент не более 60 рабочих дней).

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА ЗСО

Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ЗСО

Ответственность за отсутствие проекта ЗСО установлена статьями 8.13 – 8.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях», которые предусматривают санкции вплоть до наложения штрафа от 80000 до 100000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗСО

Минимальная стоимость разработки проекта для одной скважины составляет от 90 000 рублей с учетом НДС.

В стоимость включено сопровождение при согласовании во всех согласующих органах и организациях.

В стоимость работ не входит оплата государственных сборов и платежей за услуги сторонних организаций, потребность в которых возникнет в процессе согласования документации:

— получение экспертного заключения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и
г. Севастополе» — от 25 000 рублей;

Стоимость разработки проекта для группового подземного водозабора, а также поверхностного определяется индивидуально в зависимости от объема работ и наличия исходной документации.

Пояса ЗСО: первый, второй, третий

Границы первого, второго и третьего поясов ЗСО артезианской скважины

Границы первого пояса

В соответствии с п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.
Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод. Для группы подземных водозаборов граница первого пояса ЗСО устанавливается обобщенная и должна находиться на расстоянии не менее 30 м от крайних скважин.

Граница второго и третьего поясов

При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:

  • типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
  • величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
  • гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.

Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что если за их пределами в зону аэрации или непосредственно в водоносный горизонт поступят загрязняющие вещества (бактериологические и химические), то они не достигнут забора за время выживаемости бактерий (второй пояс) или за время эксплуатации забора (третий пояс).
Основным параметром, определяющим расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. При определении границ второго пояса, принимается по таблице 1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного. Расчетное время принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора – 25…50 лет). Исходя из этого, принимаем срок эксплуатации водозабора для расчетов границ третьего пояса ЗСО (химическое загрязнение) равный 10000 суток.

Исходя из конкретных гидрогеологических условий района и анализа опыта эксплуатации действующего водозабора, для расчетов размера второго и третьего поясов ЗСО принимается схема одиночного водозабора в изолированном водоносном горизонте. Расчет ведется по методике и использованием зависимостей, приведенных в «Рекомендациях по гидрогеологическим расчетам для определения границ 2 и 3 поясов ЗСО подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения» (М., ГНЦ РФ ФГУП «НИИ ВОДГЕО»).

Характеристика трех поясов согласно требованиям СанПин ЗСО: 2.1.4.1110-02

1-ый пояс ЗСО: граница
не менее 30 и 50 м от крайних скважин
2-ый пояс ЗСО: граница определяется гидродинамическими расчетами 3-ый пояс ЗСО: граница определяется гидродинамическими расчетами
1. Территория первого пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. 1.Не допускается размещение кладбищ. 1. Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, предствляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
2. Территория первого пояса должна быть озеленена. 2. Не допускается размещение скотомогильников. 2. Бурение новых скважин и новое строительства, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.Территория первого пояса должна быть ограждена. 3. Не допускается размещение полей ассенизации. 3. Запрещена закачка отработанных вод в подземные горизонты.
4. Территория первого пояса должна обеспечена охраной 4. Не допускается размещение полей фильтрации. 4. Запрещается подземное складирование твердых отходов.
5. Подъездные дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие 5. Не допускается размещение навозохранилищ. 5. Запрещается разработка недр земли.
6. Не допускается все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения. 6. Не допускается размещение силосных траншей. 6. Запрещается размещение складов горче-смазочных материалов.
7. Не допускается размещение жилых, производственных и хозяйственно-бытовых зданий. 7. Не допускается размещение птицеводческих предприятий. 7. Запрещается размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.
8. Не допускается проживание людей. 8. Не допускается размещение других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод. 8. Запрещается размещение накопителей промстоков.
9. Не допускается применение ядохимикатов и удобрений. 9. Не допускается применение ядохимикатов и удобрений. 9. Запрещается размещение шламохранилищ.
10. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе. 10. Не допускается рубка леса главного пользования и реконструкции. 10. Запрещается размещение объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
11. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и перевивные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. 11. Своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод.
12. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
13. Не допускается посадка высокоствольных деревьев.

Репортаж о том, как правильно организовать первый пояс ЗСО

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу “Проект санитарно-защитной зоны” можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *